Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Головнева Н.А. 1 Домашенко А.С. 1
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В статье проведен теоретический анализ одного из важнейших направлений деятельности образовательной организации в современном социуме – особенности работы с родителями обучающихся. Показана роль семьи в воспитании ребенка как самостоятельного и полноправного субъекта его образования. Особое внимание авторы уделяют характеристике понятия родительской компетентности как способности родителей организовать семейную социально-педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций, формированию социально-психологической компетентности ребенка. В контексте исследования дано научное обоснование основных функций классного руководителя, воспитателя, его взаимодействия с родителями по воспитанию детей (диагностической, коррекционной, профилактической, просветительской). Выявлено, что повышение уровня воспитательного потенциала в семье, педагогической грамотности и культуры взрослых составляет содержание педагогического образования родителей учащихся школы и способствует формированию родительской компетентности в воспитании детей.
компетентность.
функции классного руководителя в работе с семьей
содержание
образовательная организация
родители
1. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе /П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2 изд-е. – М.: Высшая школа, 2009. – 256 с.
3. Головнева Н.А. Содержательные аспекты формирования профессиональной готовности будущего учителя к взаимодействию с субъектами образовательного процесса // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. Серия: Психологические и педагогические науки.– 2013. – №4.– С. 8-13.
4. Кормушина Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков: дис. … канд. психол. наук. – Саратов, 2011. – 197 с.
5. Мизина Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога // Личность XXI века: теория и практика: Сб. науч. тр. – Ставрополь, 2004. – С. 37-40.
6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. – 216 с.
7. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
8. Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. – М.: Проспект. – 2009. – 214 c.
9. Тряпицина А. П. Новая школа и новый учитель // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 3. – С. 23-29.
10. Удалова А.С. Социальное партнерство семьи и школы // Народное образование. –2014. – № 3. – С. 135-138.

Семья является естественной средой развития ребенка, главный институт воспитания, в котором закладывается основа будущей личности. С того момента, когда ребенок поступает в школу, возникает «педагогический треугольник»: учитель - ученик - родитель. Отношения, складывающиеся между педагогом, учащимися и их родителями, главным образом, влияют на достижения и развитие детей. Именно семья должна брать на себя ответственность за образование своего ребенка. Вследствие этого, важнейшим направлением деятельности школы на современном этапе признается педагогическое и социальное взаимодействие с семьями учащихся. Повышение уровня воспитательного потенциала в семье, педагогической грамотности и культуры взрослых составляет содержание педагогического образования родителей учащихся школы и определяет актуальность данной проблемы исследования.

Цель исследования -выявление и обоснование основных функций классного руководителя, воспитателя, его взаимодействия с родителями по воспитанию детей (диагностической, коррекционной, профилактической, просветительской), теоретический анализ понятия родительской компетентности. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

В данной статье проведен теоретический анализ одного из важнейших направлений деятельности образовательной организации в современном социуме - особенности работы с родителями обучающихся. Показана роль семьи в воспитании ребенка как самостоятельного и полноправного субъекта его образования.

Один из педагогических афоризмов гласит, что самым сложным в работе с детьми является работа с их родителями. Действительно, несмотря на общие интересы семьи и школы, нередко они становятся на противоположные позиции и не находят общий язык. В связи с этим важнейшей задачей, которую необходимо решить педагогу, становится задача формирования активной позиции семьи по отношению к школе и всему образовательному процессу. Школа вынуждена работать с родителями, пассивно ожидающими от нее значительных результатов в обучении, воспитании и развитии их ребёнка. Поэтому задача педагога помочь родителям в соответствии с положениями ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», занять позицию самостоятельного и полноправного субъекта образования своего ребёнка, имеющего «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» [10].

В рамках реализации ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» у общеобразовательных организаций появилась новая компетенция и обязанность - оказывать помощь родителям в воспитании ребенка, охране и укреплении его физического и психического здоровья, развитии индивидуальности, присущих только ему способностей, коррекций нарушения их развития. На это указывает и Федеральный государственный образовательный стандарт, в части, о необходимости создания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы образовательной организации, которые должны обеспечивать не только возможность формирования и развития психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности, но и вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса [1].

Таким образом, партнерство между семьёй и школой призвано воплотить законные права и интересы родителей учащихся, а также возместить недостатки родительской компетентности, тем самым, формируя новое качество образования.

На данный момент существуют противоречия в понимании родительской компетентности. Родители все больше чувствуют потребность в самообразовании и саморазвитии в части воспитания детей, но, к сожалению, не все осознают важнейшего принципа родительской компетентности.

Под понятием родительской компетентности сегодня понимают:

- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров) [8];

- интегральную характеристику личности, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына) [9];

- возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н.Г. Кормушина) [4];

- наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (М.М. Мизина) [5].

Опираясь на работы педагогов-психологов, мы определяем родительскую компетентность как способность родителей организовать семейную социально-педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций. Родительская компетентность - это компетентность родителя в осуществлении компетентного обучения с целью формировании социально-психологической компетентности ребенка. 

Недостаток родительской компетентности проявляется в виде незнания, как действовать во всевозможных жизненных ситуациях и неумения верно сформировать социально-психологическую компетентность ребенка. Следовательно, семья, выступая активным воспитывающим фактором, является значимым объектом педагогического воздействия школы. При ее всесторонней поддержке и помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на повышение эффективности всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья становится действенным институтом формирования личности ребенка. В связи с этим одной из задач профессиональной подготовки будущего учителя является формирование у него готовности к взаимодействию с субъектами образовательного процесса, как с учениками, так и родителями [3].

В соответствии с воспитательной позицией взаимодействия школы и семьи А.С. Удалова выделяет пять основных функций классного руководителя, воспитателя:

1. Ознакомление родителей с организацией учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

5. Взаимодействие с общественными организациями [10, с. 21].

Охарактеризуем каждую из них.

При ознакомлении родителей с организацией учебно-воспитательного процесса в школе важным является разработка единых для всех целей воспитания, определение требований, основополагающих принципов отбора его содержания и форм организации как в семейном воспитании, так и в образовательном процессе школы.

Психолого-педагогическое просвещение. Противоречие в решении данной проблемы в рамках современного школьного образования часто возникает вследствие того, что общий образовательный уровень родителей повышается, повышается их уверенность в непогрешности их педагогической позиции. Однако фиксируется довольно невысокий уровень педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе.

Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. В качестве цели педагогического просвещения родителей предполагается наделение их некоторым минимумом знаний, оказание им помощи в самообразовании, формирование воспитательных умений и навыков. Повышение уровня педагогической культуры отцов и матерей, по мнению Е.В. Головневой, может осуществляться через коллективные формы работы (лекции, беседы, практикумы, диспуты, конференции) и индивидуальные (индивидуальные консультации и беседы) [2, с. 98]. Задачами каждой школы, каждого классного руководителя являются выбор наиболее подходящих форм просвещения, удобных для школы и интересных для родителей (школьные лектории, общешкольные и классные  конференции на интересующие родителей темы, индивидуальные консультации, обзоры и выставки соответствующей литературы).

Наблюдения показывают, что вовлечение пап, мам, дедушек и бабушек в совместную с детьми деятельность, как одна из форм становления родительской компетентности, широко практикуется в современных школах. Мотивируется это расширяющими задачами воспитания во внеурочное время, улучшения взаимоотношений между учителями, родителями и детьми в процессе этой деятельности. Взаимодействие родителей, учеников и учителей может быть выражено в виде совместного участия в самых разнообразных видах внеурочной деятельности, которые возможно организовать в школе: познавательной, трудовой, игровой, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, социально-преобразующей, проблемно-ценностного общения, художественном творчестве [1, с.19]. Профориентационная работа школы включает встречи родителей разных профессий и учащихся, экскурсии школьников на производство, профконсультации, организацию факультативных и кружковых занятий в соответствии с профилем профессиональной деятельности родителей, участие в работе Совета школ, школьных и классных родительских комитетов.

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся связана с решением ряда задач: во-первых, оказанием психолого-педагогической поддержки одаренных учеников, проявляющих склонность к изучению тех или иных учебных дисциплин, либо интерес к каким-либо видам внеурочной работы. Другое направление - оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания - предполагает разрешение противоречий характерных для детей-подростков, преодоление трудности в половом воспитании детей в пубертатный период, профилактика становления вредных наклонностей и привычек; включает помощь в преодолении асоциального и антисоциального влияния неформальных объединений подростков, профилактику правонарушения.

Индивидуальная работа с «проблемной семьей»: семьей с больным ребенком (психически или соматически), семьей с нарушением внутрисемейной коммуникацией, семьей в разводе, неполной семьей, семьей алкоголиков [7, с. 209-210]. В таких случаях работа проводится совместно с такими правоохранительными органами, как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отделы охраны прав ребенка и опеки департаментов образования. Но даже в рамках нормального развития семьи имеется множество трудностей, требующих помощи и разрешения. На выполнение этой задачи и направлена психолого-педагогическая работа с семьей, в которой выделяются следующие направления: диагностическое, коррекционное, профилактическое, просветительское.

Все перечисленные выше функции школьной организации, и, в том числе, классных руководителей, направленные на формирование родительской компетенции, способствуют созданию эффективной воспитывающей среды в образовательнойорганизации.

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,г. Стерлитамак;

Сыров И.А., д.филол.н., профессор, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Головнева Н.А., Домашенко А.С. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20725 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674