Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Тесленко И.Б. 1 Дигилина О.Б. 1 Корнилова О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
В статье раскрывается сущность понятия «государственно-частное партнерство» (ГЧП) в инновационной сфере, дается характеристика инструментов государственной поддержки инновационной деятельности в рамках ГЧП в России, выявляются проблемы развития ГЧП в инновационной сфере и определяются пути их решения. По своей сути, государственно-частное партнерство (ГЧП) – это современный динамичный механизм согласования интересов субъектов экономики при реализации инвестиционных проектов, который основывается на определенных принципах, учитывает особенности социально-экономической развития той или иной системы, предполагает разработку и использование соответствующих инструментов реализации и представлен в различных формах. Определены формы государственной финансовой поддержки инновационной инфраструктуры в России, такие как: федеральные целевые программы (ФЦП), гранты, субсидии, налоговые стимулы, льготное кредитование. Перспективными формами могут быть проекты взаимоотношения НИИ и ВУЗов с созданием малых инновационных предприятий, соглашения о венчурном финансировании с резидентами ОЭЗ, договоры об участии частных инвесторов в создании институтов развития.
инновационная модель развития
государственно-частное партнерство (ГЧП) в инновационной сфере
инструменты государственной поддержки инновационной деятельности в рамках ГЧП
1. Богачев Ю.С., Октябрьский А.М. Государственно-частное партнерство в инновационных системах Журнал «Современная наука», Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право», № 2-2012http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-02/396.
2. Грибовский А.В. Государственно-частное партнерство как инструмент стимулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере. Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: netess.ru; http://riep.ru/upload/iblock/292/292e3e6eafb1f67f6fef1049d3952c60.pdf.
3. Грызлов Б. В. Инновации и промышленная политика // Новая экономика. Инновационный портрет России. М.: Центр стратегического партнерства, 2008. С. 19–21.
4. ГЧП для инноваций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://i.rbc.ru/publication/analytic/osobennosti_gosudarstvennoj_podderzhki_startapov.
5. Инвестиции в проекты ГЧП в регионах оценивают в 870 миллиардов рублей. РИА Новости 13 апреля 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru/investment_innovation/news/70039.
6. Киреева А.В., Соколов И.А., Тищенко Т.В., Худько Е.В. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. Серия Инновационная экономика. Бюджет. Институт экономической политики им. Е.Т, Гайдара.– М.: Изд. Дом «Дело» РАНХиГС, 2012. С. 175.
7. Краудфандинг, или шанс реализовать себя, свой проект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.infodev.org/en/Document.627.pdf.
8. Морозова И.А., Дьяконова И.Б. ГЧП — оптимальная модель взаимодействия частного бизнеса и государства в условиях инновационной экономики // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 11 – С. 93-95.
9. Носкова В.Н. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства и российского бизнеса в инновационной деятельности: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifti.ru.
10. Российская газета 21 апреля 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru/investment_innovation/news/69458.
11. Тесленко И.Б. Анализ развития форм государственно-частного партнерства. // Качество. Инновации. Образование. 2014. №1. С.86.
12. Фирсова А.А. Развитие механизмов инвестирования инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.v-itc.ru/investregion/2011/02/pdf/2011-02-14.pdf.
13. Flinn P. Making the UK a global leader in innovation. EARTO Conference, Warsaw, 12th/13th May 2011.
14. Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10–12 December 2002, Headquarters, Paris.
Партнерство двух секторов - государства и бизнеса сложилось достаточно давно по объективным причинам в связи сизменением роли государства в экономике, расширением влияния частного сектора, усилением позиций организаций общественного сектора и др.

Особенно востребованным взаимодействие секторов экономики становится при решении важнейших народно-хозяйственных задач. В настоящее время таковой для России является переход экономики на инновационный путь развития.

По своей сути, государственно-частное партнерство (ГЧП) - это современный динамичный механизм согласования интересов субъектов экономики при реализации инвестиционных проектов, который основывается на определенных принципах, учитывает особенности социально-экономической развития той или иной системы, предполагает разработку и использование соответствующих инструментов реализации и представлен в различных формах [11].

Возникнув как институт инновации, ГЧП развиваясь, вызывает к жизни инновационные способы решения экономических проблем, генерируя соответствующий синергический эффект. Примером может служить появление в Великобритании в свое время новой области экономической деятельности, называемой «государственными контрактами» [1]. Поэтому ГЧП как нельзя лучше коррелируется с современной тенденцией развития социально-экономических систем на основе экономики знаний и инноваций.

Теоретические подходы к пониманию сущности и значения ГЧП в инновационной сфере

Потребность в ГЧП в настоящее время усиливается вследствие необходимости оптимизации государственных расходов, активизации привлечения ресурсов бизнеса в инновационную деятельность, в том числе для расширения и совершенствования инновационной инфраструктуры, минимизации инвестиционных рисков.

Инвестиции в проекты ГЧП, по данным субъектов РФ на апрель 2015 г., составляли порядка 870 млрд. рублей. Из них инвестиции в проекты социальной сферы составили чуть менее 400 млрд., транспортной - 350 млрд., энергетической - 46 млрд., ЖКХ - 88 млрд. рублей.

Всего в РФ реализовывалось 586 проектов ГЧП. Из них 427 - это концессионные соглашения, из которых 8 проектов федерального уровня, 103 соглашения на основе региональных законодательств о ГЧП, 56 соглашений на основе форм, близких к ГЧП (контракты жизненного цикла, различного рода инвестиционные соглашения), 194 проекта - коммунальная инфраструктура, 165 проектов - социальная инфраструктура, 163 проекта в сфере энергетической инфраструктуры и 64 транспортных проекта [5].

ГЧП в инновационной сфере несколько отличается от такого рода сотрудничества в других сферах. По мнению Киреевой А.В., Соколова И.А., Тищенко Т.В., Худько Е.В., ГЧП в инновационной сфере можно определить как товарищество или основанные на исследованиях и инновациях отношения, посредством которых государственные и частные участники совместно способствуют инновационному процессу [6].

В 2002 г. Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике было дано определение государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности [14], под которым понимается «любые официальные отношения или договоренности на фиксированный (бесконечный) период времени между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области науки, технологии и инноваций» [8]. Действительно, ГЧП в инновационной сфере представляет собой проведение совместных исследований и разработок, финансирование и использование их результатов; участие в формировании, управлении и финансировании инновационной инфраструктуры.

В отечественной литературе есть мнение, что под ГЧП в условиях инновационного развития экономики следует понимать зафиксированные в официальных документах модели организационного и финансового взаимодействия, позволяющие госсектору привлекать и использовать на взаимовыгодных условиях финансовые ресурсы частного сектора для  реализации инновационных инвестиций на взаимовыгодных условиях при полной прозрачности затрат, результатов и их распределения, диверсификации рисков на всех этапах, от разработки новшества до его рыночного освоения [9].

В последнее время ГЧП становится все более актуальным для развития инновационной составляющей региональных социально-экономических систем, помогая решать насущные региональные проблемы. Так в свое время передача финансирования государственных учебных заведений в США из федерального бюджета в бюджеты штатов способствовала развитию ГЧП с целью привязки тематики исследований к потребностям развития каждой территории [1]. Это способствовало обеспечению соответствия качества местных трудовых ресурсов потребностям региональной экономики

Для того, чтобы ГЧП обеспечивало максимальную эффективность на уровне региона, необходимо начать с определения перспективных сфер деятельности, в которых бизнес региона может преуспеть [12]. Привлекательными сферами ГЧП в регионах России считаются информационно-коммуникационные технологии, обрабатывающая промышленность, наноиндустрия, энергетика, медицина и биотехнологии, электроника, сельское хозяйство, инновационная инфраструктура.

В настоящее время в создании инновационной инфраструктуры практически во всех странах ключевую роль играет государство.

В некоторых странах считается, что государство должно быть основным собственником инфраструктурных объектов и поддерживать их в период эксплуатации, а вот для их строительства нужно привлекать частные инвестиции. В развивающихся странах в силу недостатка частных инвестиций требуется государственная поддержка и на стадии строительства и на стадии эксплуатации. Государство может оказывать помощь и в приобретении земельного участка, в разработке политики и норм регулирования. Государственное финансирование сохраняется еще и потому, что редко когда инновационные объекты в течение 3-5 лет достигают самоокупаемости [7].

Основными направлениями поддержки инновационной деятельности со стороны государства за рубежом являются правительственные контракты (например, в США, Франции, Великобритании, Германии), финансовое стимулирование (например, в Австрии, Канаде, Финляндии, Германии), участие в создании научно-технической инфраструктуры (например, в Финляндии, Германии, Японии) [1].

В Японии средством стимулирования новых наукоемких отраслей (электроника, роботехника, информационные системы) являются целевые программы, которые ориентируют частный бизнес на развитие стратегически важных технологий. Во Франции благодаря усилиям Агентства по инновациям сотрудники высших учебных заведений получили возможность долевого участия в работе малых инновационных предприятий, совмещая это с преподавательской и другой деятельностью [1].

Вместе с тем чрезмерная зависимость от государства лишает инфраструктурные объекты определенной самостоятельности и усугубляет разного рода риски, поэтому предпочтительным считается смешанное финансирование.

Инструменты государственной поддержки инновационной деятельности в рамках ГЧП в России

В России инновационная инфраструктура начала формироваться по инициативе властей и стала составным элементом государственной политики. Большинство объектов инфраструктуры было создано в форме некоммерческой организации и финансировалось государством, например, Кузбасский технопарк «Россия», ОЭЗ «Томск», «Дубна» [6]. Наряду с государством в создании инфраструктурных объектов  в России участвуют банки, инвестиционные фонды, ВУЗы, муниципальные органы власти и т.д.

Что касается форм государственной финансовой поддержки инновационной инфраструктуры в России, то они достаточно разнообразны. Это: федеральные целевые программы (ФЦП), гранты, субсидии, налоговые стимулы, льготное кредитование и др.

Первой ФЦП, ориентированной на привлечение внебюджетных источников и нацеленной на развитие партнерства между государственным и частным секторами экономики на всех стадиях инновационного процесса, стала Межведомственная инновационная программа «Биотехнология для медицины и агропромышленного комплекса» (2000 г.). Она предусматривала государственное финансирование на предконкурентной стадии научных исследований и разработок и промышленное освоение результатов с помощью частных структур, ориентированных на рынок; обеспечивала [2].

С 2002 года механизм ГЧП в сфере научно-технических инноваций стал активно применяться в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. В первую очередь средства выделяются на поддержку важнейших инновационных проектов, имеющих государственное значение (мегапроектов), реализуемых совместно представителями науки и промышленности. Государство участвовало в финансировании на начальных, самых рисковых стадиях НИОКР, частные компании активно включались в инвестирование инноваций на заключительных этапах проекта. ГЧП использовалось при разработке и реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2007-2012 гг., в которой, наряду с осуществлением разработок по госзаказу, предусматривалось проведение НИОКР и проектов по коммерциализации технологий в интересах частного бизнеса [2]. Идея проектов на основе ГЧП была продолжена в таких федеральных целевых программах, как ФЦП «Национальная технологическая база» (2007-2011 гг.), ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» (2008-2015 гг.) [3].

В настоящее время в стране действует не менее 10 инициатив по поддержке стартапов в формате ГЧП, и большинство из них направлены на проекты на ранней или сверхранней стадии: ФРИИ, MoscowSeedFund, Фонд предпосевных инвестиций Петербурга и др. [4].

На конец 2015 года намечено создание совместного венчурного фонда Россия и КНР объемом 200 миллионов долларов, а также совместного бизнес-инкубатора в "Сколково" и центра робототехники. Предполагается, что, объединив усилия, Россия и Китай смогут добиться существенных успехов на пути инновационного развития двух стран, поскольку в России достигнут высокий уровень научных исследований, а в Китае имеется огромный опыт внедрения инновационных технологий в производство [10].

По данным федерального портала "ГЧП инфо", потенциал российского рынка ГЧП составляет 8 трлн. рублей (т.е. от 530 до 1600 проектов, исходя из средней стоимости проекта в 5-15 млрд. рублей) [4].

Наиболее эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса считаются: концессия, господдержка деятельности венчурных фондов, лизинг, соглашения о разделе продукции, инвестиционные договоры с определением прав на создаваемые объекты, арендные договоры с инвестиционными обязательствами, договоры о совместной деятельности, сервисные контракты, смешанные договоры [13].

Направления совершенствования ГЧП в инновационной сфере

Имеющиеся в стране проблемы использования ГЧП свидетельствуют о том, что давно назрела необходимость разработки и внедрения целостной концепции ГЧП.

Для того чтобы партнерство стало приносить свои реальные плоды необходимо решить комплекс вопросов:

1. Сформировать федеральную систему правового регулирования ГЧП (в том числе, внести поправки в Бюджетный, Налоговый и Земельный кодексы, учитывая особенности инновационной сферы).

2. Обеспечить эффективную инфраструктуру финансовой, производственно-технологической, информационно-консалтинговой поддержки ГЧП.

3. Развивать финансовые институты, открывающие для частных инвесторов доступ к различным финансовым инструментам.

4. Сформировать единый федеральный центр развития ГЧП (в настоящее время ответственность и полномочия по развитию институтов ГЧП разделены между различными министерствами и агентствами) [2].

5. Создать портал, объединяющий ресурсы институтов развития, субъектов инфраструктурной поддержки, научно-исследовательских и инновационных организаций; сайтов инновационных предприятий, получающих господдержку.

6. Организовать выпуск специализированных журналов об инновационных идеях в регионах, чтобы избежать изоляции научных организаций и ВУЗов друг от друга и бизнеса.

7. Расширить источники финансирования. Участниками небольших ГЧП-проектов с частной стороны могут быть не только коммерческие бизнес-структуры. В них  могут быть задействованы некоммерческие, негосударственные организации, научно-исследовательские учреждения, международные организации и др. Если речь идет о социальных проектах в здравоохранении, образовании и других сферах, то в качестве частной стороны могут выступать и домохозяйства.

За рубежом имеются достаточно эффективные инструменты вовлечения в партнерство домохозяйств. Одним из них является краудфандинг (краудинвестинг).

Краудфандинг (от англ. Crowdfunding - финансирование толпой) - инструмент привлечения финансирования в креативные современные проекты в сфере искусства, литературы, художественного творчества, новых технологий, дизайна, создания стартапов [7] с помощью Интернета. Спонсорами проектов выступают те, у кого есть деньги - частные лица, фирмы, организации. Преимущество инструментов на основе краудфандинга заключается в возможности получить финансирование без участия банков, венчурных средств или биржи. В России самыми известными Краудфандинговыми площадками являются Boomstarter и Planeta, появившиеся в середине 2012 года. Краудфандинг используют частные предприниматели для продвижения своих проектов, режиссеры, журналисты, фотографы, дизайнеры, политические деятели, СМИ, банки (Сбербанк). Для того, чтобы краудфандинг стал популярным в России, потребуется решить много разного рода проблем законодательного, организационного, финансового, экономического, информационного характера.

Подводя общий итог, следует отметить, что государственно-частное партнерство считается перспективным механизмом решения хозяйственных проблем. В настоящее время на ГЧП возлагаются большие надежды при решении вопросов инновационного развития экономики. Для того, чтобы эти надежды оправдались, предстоит большая работа по развитию и совершенствованию законодательства, экономических и финансовых инструментов, соответствующей инфраструктуры, что будет способствовать развитию партнерства и расширению круга участников, созданию собственной модели инновационного развития.

Рецензенты:

Корецкая Л.К., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и финансов Владимирского филиала Финуниверситета, г.Владимир;

Лускатова О.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, финансов и сервиса ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.

 


Библиографическая ссылка

Тесленко И.Б., Дигилина О.Б., Корнилова О.А. К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20779 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674