Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ

Мухаметзянов И.М. 1
1 ЧУВО «Российский исламский институт»
На сегодняшний день свободная экономическая зона России занимает значительное место в экономике страны. Свободным экономическим зонам приходится больше дести процентов мирового товарооборота. Свободные экономические зоны создают в портах, аэропортах, железнодорожных станциях и в других высокоразвитых субъектах Российской Федерации. В России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны. В настоящее время относительно активно развиваются свободная экономическая зона в Находке, в Калининградской области, возрождается на Сахалине. Главной задачей свободно экономических зон является привлечение в экономику иностранного капитала, а так же формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей, позволяющих использовать зоны как посредник между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством. Эти зоны для России выполняют огромную роль в развитии экономики и экспорта страны, привлекают в экономику иностранный капитал, а также для расширения международных экономических связей.
инфраструктура.
технополис
экономический механизм
специализация
свободная экономическая зона
мировая экономика
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.– 264 с.
2. Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи /А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 48-50.
3. Глуховский М. СЭЗ «Находка»: иллюзии и реальность /М. Глуховский//Деловые люди. – 1998. – №3. – С. 53-54.
4. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 368 с.
5. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. Международный бизнес России. – 1996. – №5. – С.14-17.
6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2008. – 495 с.
7. Мирзоев С. Возможны ли в России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век. – 2002. – № 6.
8. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. – Экономика и жизнь.– 1997.– №12 – С.1.
9. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. - Рынок ЦБ. – 1996, – № 4. – С.20-25.
10. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Мировая экономика - многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В общем, этот термин произошел благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой разделение производства. Российские ученые часто используют термин специализация. Это термин мы часто слышим, когда речь идет об экономических зонах Российской Федерации (далее РФ). Если внимательно изучать экономические зоны с экономико-географическим положением определенного экономического района РФ. Например, специализацией Уральского экономического района является металлургия, Поволжья -  машиностроение, Европейского юга - сельское хозяйство и т.д.Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (далее СЭЗ). В настоящее время в мире насчитывается от 600 до 2500 подобных зон. Через СЭЗ проходит около 12% мирового товарооборота, причем темпы роста в них,весьма высоки. Они формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.

Эти зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. Применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Цели создания свободных экономических зон зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

А если подумать, нужны ли России свободные экономические зоны? Давайте размышляем этим вопросом.Вовсе свободные экономические зоны имеется, во многих странах. Подобные образования создавались в слаборазвитых странах или регионах, которые нуждались в ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении от путей международной торговли.  Экономические зоны нашей страны - это различные льготы в определенных территориях.Тогда мы увидим, сколько денег дополнительно в виде налоговых сборов должно было прийти в российскую экономику. Из всех действующих ныне экономических зон хочу отметить зону «Алабуга», которая в свое время помогла развивать экономику Республику Татарстан. Особо позитивную роль экономическая зона играет в Калининградском регионе.Анализируя данные об этой зоне, которые поступают в наш Бюджетный комитет, можно сделать вывод, что если Калининградская экономическая зона будет свернута, то эта территория, являющаяся по сути дела анклавом Российской Федерации, будет экономически утрачена. Я считаю, что для таких специфических регионов, как Калининград, экономические зоны пока что жизненно необходимы. Что же касается экономических зон в Магадане и на Дальнем Востоке, то я бы подходил к этому вопросу крайне осторожно. Преимущество свободной экономической зоны в том, что, кроме освобождения от налогов, она дает и «административный сервис». Хочу отметить, что в тех регионах России, где действует подобный административный сервис и где о предприятиях заботятся, экономика развивается довольно успешно и без статуса свободной экономической зоны. Моя личная точка зрения: в России нет эффективно действующих экономических зон. Нормативные акты по Калининграду или Находке не дали того результата, которого ожидали получить от экономической зоны. Продуктивность их во много раз ниже, чем, допустим, от экономических зон в соседнем Китае. Китай сделал экономический прорыв именно благодаря эффективной работе экономических зон одновременно с разумной государственной экономической политикой. Там действует пять экономических зон, и каждая из них имеет свою национальную, социальную, географическую особенность. Россия, конечно, не Китай, у нас свои особенности. Каждый регион Российской Федерации имеет свою определенную специфику, свои территориальные проблемы. Проблемы Дальнего Востока резко отличаются от проблем Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своего решения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства. В Краснодарском крае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряет ежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что в Краснодарском крае не оборудованы курортные зоны на должном уровне. Курортные зоны нашей страны на много отстают от зарубежных стран мира. Эта сервис, обслуживание, питание, досуг, экскурсии, пляжи и другие. Мы должны многому научиться от других государств. Мы последнее время говорим, лучшие курорты нашей страны находиться в Крыму, а на самом деле эти курортные зоны не дотягивают своих уровней. Прежде чем рекламировать, нужно поднимать уровень наших курортных зон. Если все будет соответствовать, то туристов мы будем привлекать без рекламных роликов.А эти миллиарды уходят в Турцию и Болгарию, берега которых омывает все то же Черное море. У нас в России есть все условия, чтобы свободные экономические зоны начали действовать с полной отдачей. Эти центры надо развивать, чтобы сохранить и приумножить атомный и оборонный потенциал. Этот экономический механизм нужен, он уже создан, и его надо развивать. И в мировой практике немало примеров успешного развития свободных экономических зон. Я думаю, что тема свободных экономических зон еще привлечет к себе пристальное внимание Президента страны. Однако уже на основе опыта функционирования свободных экономических зон на территории нашей страны можно делать вывод, что всеми выгодами и плюсами этого экономического механизма воспользовались не регионы, не бюджет, а отдельные, некорректные субъекты рынка.

Трудности формирования СЭЗ нашей страны выделяется двумя основными причинами. Первая - существует представление, что у нас настолько либеральный рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Вторая причина торможения СЭЗ в России в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам ведут изнурительную борьбу за каждую копейку бюджетных доходов. Если в федеральных органах власти не изменится отношение к роли СЭЗ в общей стратегии развития России, не улучшится финансовая поддержка этих очагов свободного предпринимательства и не ослабнет налоговый пресс на них, Россия останется на уровне провинциалов в этой сфере. России нужны СЭЗ, необходимы федеральная программа развития этих зон, стратегия разумного размещения СЭЗ на Востоке, по периметру границы с Китаем, на Тихоокеанском побережье для развития торгово-экономических отношений со странами АТР и, конечно, в европейской части.

В РФ свободные экономические зоны эта определенная конкретная территория, на которой устанавливается своеобразный режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий и граждан.СЭЗ строится для ускорения экономического развития РФ и ее экономических зон и регионов, комплексного освоения природных богатств государства. Главным доходом СЭЗ является увеличение экспорта и расширения производства высококачественной продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с соседними странами. Эти зоны для РФ выполняют огромную роль в развитии экономики и экспорта страны. Главной задачей СЭЗ является привлечение в экономику иностранного капитала, а так же формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей, позволяющих использовать зоны как посредник между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.

К основным требованиям по размещению свободных экономических зон можно отнести: благоприятное транспортно-географическое положение и наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).Наиболее важные благоприятные территории для размещения СЭЗ это приграничное положение по отношению к зарубежным странам.

В России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны.В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, в Калининградской области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.Перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели сводятся к следующему - это привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур. Социальные цели: ускорение развития отсталых регионов, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей. Научно-технические цели - это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.

Анализируя этапы развития СЭЗ, следует признать, что СЭЗ была присуща в большей степени коммерческая деятельность, в ходе которой осуществлялось, в основном, складирование товара и выполнялись параллельно операции, способствовавшие доброкачественному хранению, улучшению внешнего вида товаров и т.д. По мере усиления конкурентной борьбы основным фактором конкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоемкость. Кроме того, новые СЭЗ образуются в форме технополисов - высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. Особым видом СЭЗ являются оффшор - центры. В них концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Таким образом, постоянно идет процесс непрерывный процессразвития и эволюции зон - от свободного порта до технополиса.

К работе в СЭЗ должны допускаться, во-первых, коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством и получившие разрешение (лицензию), во-вторых, физические лица, зарегистрированные в данной зоне в качестве индивидуальных предпринимателей, в-третьих, филиалы иностранных юридических лиц, головные организации которых получили соответствующее разрешение. Для участников СЭЗ предоставляется особый режим предпринимательской деятельности. Под этим режимом подразумеваются такие условия бизнеса, при которых в отношении любых товаров независимо от лиц, их перемещающих через таможенную границу РФ, устанавливаются таможенный режим свободной таможенной зоны и налоговые льготы, предусмотренные законодательством только для участников экспортного производства. Думается, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ. Важно иметь в виду, что СЭЗ могут быть нескольких типов. Так, зона экспортного производства (ЗЭП) представляет собой ограниченный участок таможенной территории страны, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников СЭЗ, вывозящих за ее пределы более 50% произведенных товаров. Разумеется, для успешного функционирования ЗЭП создаются на участках, имеющих выгодное географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру. Другая организационная форма - свободная таможенная зона производственного или торгового типа - представляет собой ограниченный участок таможенной территории, в пределах которого для участников устанавливается льготный таможенный режим. Как и ЗЭП, они создаются на территории, имеющей развитую производственную и транспортную инфраструктуру и другие условия, благоприятные для предпринимательства. В результате совершаемых здесь производственных операций изменяется позиция товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе и позиция товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.Зоны торгового типа создаются в морских (речных) портах, аэропортах, на железнодорожных станциях, участках автомобильных магистралей, в пограничных пунктах и на других участках, через которые осуществляются международные перевозки грузов. Территории зон используются для проведения выставок, а также для подработки, сортировки, упаковки и маркировки ввозимых товаров для последующего вывоза за рубеж или в другие регионы страны. Однако производственные операции, изменяющие позиции товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товарной номенклатуры, не должны допускаться.

      Проведённое исследование позволяют сделать заключение о том, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. Временные неудачи функционирования СЭЗ следует рассматривать в контексте общих неудач экономических реформ, состоящих, по нашему мнению, в игнорировании международного опыта, некомпетентности и безволии государственной власти. И выход из сложившейся ситуации видится, в первую очередь, в стабилизации политической ситуации в стране, в смене экономических приоритетов. В конечном счете, главной целью государственной политики является повышение благосостояния народа, а следовательно, и построение концепций Свободных экономических зон должно быть подчинено в первую очередь этой цели.Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жёсткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ. Нельзя рассматривать свободные экономические зоны как панацею от всех бед, сама эта форма внешнеэкономической деятельности обеспечивает успех отнюдь не автоматически, а лишь при условии ее гибкого применения с учетом всего комплекса внешних и внутренних предпосылок, прежде всего, геополитического и ресурсного факторов, наличия минимума инфраструктуры и, главное, благоприятного инвестиционного климата. С точки зрения потенциальных возможностей, СЭЗ - это перспективный инструмент, способный содействовать решению многих экономических и геополитических вопросов, им необходимо уделить должное внимание. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Таким образом, свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, неприменяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Рецензенты:

Ситдиков А.С., д.ф.-м.н.,доцент, профессор кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО Казанского государственного энергетического университета, директор института КГЭУ,г. Казань;

Зиятдинов Ф.С.,д.э.н., профессор, профессор кафедры исламской экономики и управления ЧУВО Российского исламского института,г. Казань.


Библиографическая ссылка

Мухаметзянов И.М. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20832 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674