Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РЫНКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Петрухина И.К. 1 Ягудина Р.И. 2 Куркин В.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
2 ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова» Минздрава России
В ходе настоящих исследований проведен сравнительный анализ емкости региональных фармацевтических рынков 14 субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа (ПФО). Установлено, что по итогам 2014 г. объем фармацевтического рынка ПФО (без учета сегмента парафармацевтики) составил около 169 млрд. руб. За период 2012-2014 гг. данный показатель увеличился на 32,6% (на 41,6 млрд. руб.). Максимальная емкость фармацевтического рынка отмечена в Самарской области, Республике Татарстан, Нижегородской области, Саратовской области и Удмуртской Республике. В числе регионов с минимальными объемами фармрынка стабильно удерживаются три республики: Чувашия, Мордовия и Марий Эл. Установлено, что средний объем реализации лекарственных препаратов на одну аптечную организацию, а также на одного жителя в разных регионах округа отличается. Изучены факторы, оказывающие влияние на емкость фармацевтических рынков, входящих в состав ПФО.
лекарственное обеспечение населения.
лекарственные препараты
емкость фармацевтического рынка
Приволжский федеральный округ
фармацевтический рынок
1. Казакова Г.А. Емкость товарного рынка как объект маркетингового исследования // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. – 2010. – Т. 4. – С. 49-52.
2. Лоскутова Е.Е., Косова И.В., Лагуткина Т.П., Дорофеева В.В., Теодорович А.А. Экономические и социальные аспекты инновационных технологий фармацевтической деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Медицина» - 2011. - № 3. – С. 158-162.
3. Петрухина И.К., Ягудина Р.И., Куркин В.А. Анализ тенденций розничного сектора фармацевтического рынка Приволжского федерального округа // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – Т. 16, № 5 (2). – С. 1018-1020.
4. Обзор фармацевтического рынка России. Итоги 2014 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] / DSM GROUP, 2015. URL: http://dsm.ru/about/news/123/ (дата обращения 04.07.15.).
5. Обзор фармацевтического рынка России. Итоги 2013 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] / DSM GROUP, 2014 URL:. http://dsm.ru/docs/analytics/dsm_report2013.pdf (дата обращения 04.07.15.).
6. Обзор фармацевтического рынка России. Итоги 2012 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] / DSM GROUP, 2013. URL: http://www.dsm.ru/docs/analytics/godovoy_othet_cd_2012.pdf (дата обращения 04.07.15.).
При анализе любого товарного рынка определяется его емкость. Емкость фармацевтического рынка – это объемы продаж товаров на рынке в течение определенного периода, или общий спрос на категорию товаров аптечного ассортимента, выраженный в покупательской способности населения. Данный показатель изменяется во времени и зависит от спроса на лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента, от уровня цен, платежеспособности населения, возможностей бюджетного финансирования, а также от конъюнктуры рынка [1,  2].

В настоящее время фармацевтический рынок РФ занимает 7 место среди фармацевтических рынков мира. По итогам 2014 г. его объем составил 1152 млрд. руб. (в ценах конечного потребления). В структуре российского фармрынка около 60% приходится на долю коммерческого сегмента; 25% занимает государственный сегмент (программы льготного лекарственного обеспечения и госпитальные закупки); 15% составляют продажи аптечной парафармацевтики [4].

За период с 2012 по 2014 гг. объем отечественного фармрынка увеличился с 921 млрд. руб. до 1152 млрд. руб. (рост составил 25%, в среднем около 8,5% в год). Увеличение объемов продаж лекарственных препаратов и парафармацевтики отмечено во всех  сегментах системы лекарственного обращения – в коммерческом сегменте, в сегментах госпитальных закупок и льготного лекарственного обеспечения, а также в сегменте аптечных продаж парафармацевтической продукции [4, 5, 6].

При анализе емкости фармацевтического рынка РФ учитывают совокупную емкость окружных и региональных фармацевтических рынков. В настоящее время в составе РФ представлено 8 федеральных округов. Один из наиболее плотно населенных округов РФ - Приволжский федеральный округ (ПФО). В его состав входят 14 субъектов (регионов) РФ. Территория округа занимает около 6% территории РФ (более 1 млн. кв. км). Здесь проживают более 20 % населения страны (свыше 30 млн. человек).  Вклад округа в формирование общероссийского ВВП превышает 15% [3].

Материал и методы исследования

В качестве объектов исследования служили база данных IMS Health, DSM GROUP, а также информация региональных органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов РФ, входящих в состав ПФО. Период исследования – 2012-2014 г.  

При проведении исследований использованы методы структурно-логического и сравнительного анализов, метод исследования сбыта (Sales Research), методы моделирования и прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показали результаты проведенного анализа, по итогам 2014 г. объем фармацевтического рынка ПФО (без учета сегмента парафармацевтики) составил около 169 млрд. руб. За период 2012-2014 гг. данный показатель увеличился на 41,6 млрд. руб., что составляет 32,6% (таблица 1).

Таблица 1

Изменение объемов региональных фармрынков ПФО

за период в 2012-2014 гг., млн. руб.

 

Регион

2012

2013

2014

Прирост в 2014  г.

по отношению к 2012 г.

Руб.

%

Кировская область

4 987,4

5 803,9

6 028,0

1040,6

20,9

Нижегородская область

11 797, 6

14 366,2

16 576,9

4779,3

40,5

Оренбургская область

9 899,7

10 038,8

10 654,4

754,7

7,6

Пензенская область

9 415,0

10 214,2

12 626,5

3211,5

34,1

Пермский край

11 270,4

11 601,7

13 843,7

2573,3

22,8

Республика Башкортостан

17 000,5

17 270,7

19 731,8

2731,3

16,1

Республика Марий Эл

2 607,4

3 058,3

3 329,1

721,7

27,7

Республика Мордовия

3 007,1

3 623,2

4 124,2

1117,1

37,2

Республика Татарстан

17 364,9

18 299,4

20 516,4

3151,5

18,2

Удмуртская Республика

7 568,9

9 169,7

9 875,4

2306,5

30,5

Чувашская Республика

5 136,1

4 297,1

5 564,5

428,4

8,3

Самарская область

19 935,7

20 426,5

22 390,1

2454,4

12,3

Саратовская область

11 888,2

12 634,7

14 089,8

2201,6

18,5

Ульяновская область

7 309,6

7 715,3

8 594,5

1284,9

17,6

ИТОГО по ПФО

127 390,9

148 519,7

167 945,3

40554,4

31,8

На основе проведенного анализа нами была проведена типологизация регионов ПФО по различным показателям региональных фармрынков, а также изучены факторы, влияющие на изменение емкости рынков.  

Установлено, что в ТОР-5 крупнейших региональных фармрынков ПФО по емкости рынка входят следующие регионы: Самарская область (1 место в рейтинге за период 2012-2014 гг.), Республика Татарстан (2 место в 2012-2014 гг.), Нижегородская область (3 позиция в 2013 и 2014 г., 4 позиция в 2012 г.), Саратовская область (4 позиция в 2013 и 2014 г. и 3 место в 2012 г.), Удмуртская Республика (5 место в 2012-2014 гг.).

В числе регионов с минимальными объемами фармрынка стабильно удерживаются три республики: Чувашия, Мордовия и Марий Эл.

Как показал анализ, объемы региональных фармрынков значительно отличаются между собой. Так, объем фармрынка Самарской области (1 место в рейтинге ПФО, объем по итогам 2014 г. – 22,390 млрд. руб.) в 7 раз больше объема фармрынка Республики Марий Эл (14 позиция в рейтинге, объем соответственно 3,329 млрд. руб.).

За анализируемый трехлетний период наиболее заметный рост емкости фармрынка отмечен в Нижегородской области (40,5%) и Республике Мордовия (37,2%). Минимальный процент прироста зафиксирован в Оренбургской области (7,6%) и Чувашской Республике (8,3%).  

На примере субъектов ПФО нами было проанализировано изменение объемов региональных фармрынков в отдельных секторах. Установлено, что рост объемов региональных фармрынков обусловлен следующими факторами:

1)                       увеличением объемов реализации лекарственных препаратов в розничном (коммерческом) сегменте фармрынка (в т.ч. на фоне роста цен в результате инфляционных процессов). Например, за анализируемый период в Нижегородской области рост объема розничных продаж лекарственных препаратов составил 36%, в Пермском крае – 27%, в Саратовской области – 23%.

2)                       увеличением финансирования программ лекарственного обеспечения стационарных пациентов в госпитальном сегменте (в Нижегородской области с 2012 по 2014 гг. рост объемов финансирования составил 119%, в Республике Мордовия – 53%, в Чувашской Республике – 41%);

3)                       ростом затрат на финансирование программ льготного лекарственного обеспечения (например, в Республике Мордовия за анализируемый период данный показатель увеличился на 26%, в Оренбургской области – на 24%, в Нижегородской области и Чувашской Республике – на 9%).

Соответственно, замедление темпов прироста объемов отдельных региональных фармрынков обусловлено следующими факторами:

1)                       сокращением затрат на лекарственное обеспечение стационарных пациентов (например, в Ульяновской области за период 2012-2014 гг. расходы на финансирование госпитального сегмента сократились на 21%, в Республике Татарстан – на 9,3%, в Оренбургской области – на 0,5%);

2)                       сокращением затрат на программы льготного лекарственного обеспечения (например, в Пензенской области за данный период сокращение в данном сегменте составили 8%);

3)                       сокращением темпов прироста объемов реализации лекарственных препаратов (в суммовом выражении) в розничном (коммерческом) сегменте фармрынка по сравнению с индексом инфляции. Например, в Оренбургской области объем розничной реализации лекарственных препаратов за анализируемый период увеличился всего на 7% (в то время, как суммарный процент инфляции за три года составил около 30%).  

В ходе исследования проанализировано изменение доли фармрынка ПФО в общей структуре фармрынка РФ за период 2012-2014 гг. (таблица 2). Установлено, что доля 14 субъектов, входящих в состав ПФО, за анализируемый период незначительно увеличилась – с 16,5% до 17,3%.

Таблица 2

Изменение доли фармрынка ПФО в общей структуре фармрынка РФ

за период 2012-2014 г.

Год

Объем фармрынка РФ, млрд. руб.

Объем фармрынка ПФО, млд. руб.

Доля фармрынка ПФО в общей структуре фармрынка РФ, %

2012

771,0

127,4

16,5%

2013

876,0

148,5

17,0%

2014

969,2

167,9

17,3%

В ходе исследования нами были проанализированы объемы отдельных сегментов региональных фармрынков ПФО в 2014 г. Установлено, что денежная емкость розничного (коммерческого) сегмента окружного фармрынка составляет 128,678 млрд. руб. или 77% совокупного объема фармрынка ПФО. Соответственно, на долю госпитального сегмента и сегмента льготного лекарственного обеспечения приходится около 23% (рис. 1).

 

   

 


Рис. 1. Структура фармрынка ПФО по итогам 2014 г.

Установлено, что вклад отдельных регионов в суммарный показатель объема фармрынка ПФО различен. Эта закономерность наглядно прослеживается на примере розничного (коммерческого) сегмента фармрынка ПФО (таблица 3). Так, объем розничных продаж через аптечные организации Самарской области в 6 из 14 регионах ПФО превышает отметку 10 млрд. руб. в год, вместе с тем, в 4 регионах емкость данного сегмента составляет менее 5 млрд. руб.

Таблица 3

Рейтинг регионов ПФО по объему

розничного (коммерческого) сегмента фармрынка в 2014 г.


Позиция в рейтинге

Регион

Объем розничного (коммерческого) сегмента фармрынка, руб.

1

Самарская область

                 17 049 633 755  

2

Республика Татарстан

                 16 373 741 007  

3

Республика Башкортостан

                 13 795 873 990  

4

Нижегородская область

                 13 245 255 621  

5

Саратовская область

                 11 351 474 342  

6

Пермский край

                 10 094 034 244  

7

Пензенская область

                   9 676 283 985  

8

Удмуртская Республика

                   7 763 125 451  

9

Оренбургская область

                   7 754 884 934  

10

Ульяновская область

                   6 944 210 003  

11

Кировская область

                   4 072 068 750  

12

Чувашская Республика

                   4 010 764 754  

13

Республика Мордовия

                   2 869 984 096  

14

Республика Марий Эл

                   2 676 481 970  

На примере регионов ПФО, имеющих значительные отличия по численности населения, а также по среднедушевым доходам, нами были проанализированы объемы реализации лекарственных препаратов в пересчете на одну аптечную организацию (таблица 4). При расчете была использована следующая формула:

Средний объем реализации в пересчете на одну аптечную организацию

=

Объем розничного

(коммерческого) рынка

_______________________________________

Количество аптечных организаций в регионе

 

Таблица 4

Сравнительный анализ объемов реализации

на одну аптечную организацию в отдельных регионах ПФО в 2014 г.

Регион

Позиция в рейтинге регионов ПФО

Средний объем реализации на одну аптечную организацию, руб.

по среднемесячным доходам населения

по численности населения

в год

в месяц

Республика Татарстан

1

2

10 336 958

861 413

Нижегородская область

2

3

7 015 496

584 625

Пермский край

3

5

8 280 586

690 049

Самарская область

4

4

10 825 164

902 097

Республика Башкортостан

5

1

6 822 885

568 574

Кировская область

8

10

5 525 195

460 433

Оренбургская область

9

7

8 782 429

731 869

Чувашcкая Республика

12

12

7 639 552

636 629

Республика Мордовия

14

13

7 735 806

644 650

Установлено, что средний объем реализации на одну аптечную организацию в разных регионах отличается между собой. Максимальные объемы розничных продаж в пересчете на одну точку розничной торговли отмечены в Самарской области (902,1 тыс. руб. в месяц), в Республике Татарстан (861,4 тыс. в месяц), а также в Оренбургской области (731,9 тыс. руб. в месяц). Минимальные значения данного показателя зафиксированы в Кировской области (460,4 тыс. на одну аптечную точку), а также в Республике Башкортостан (568,6 тыс. руб.). На наш взгляд, данные различия обусловлены влиянием комплекса факторов:

1)      Среднедушевыми доходами населения субъекта ПФО;

2)      Долей населения регионов с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

3)      Плотностью размещения аптечной сети;

4)      Протяженностью территории;

5)      Долей лиц, проживающего в сельских поселениях субъекта ПФО.  

 Объемы реализации в пересчете на одну аптечную организацию в первой пятерке крупнейших регионов (и по численности населения, и по доходам населения) отличаются почти на треть. Например, если в Самарской области среднемесячное значение данного показателя составляет 998,5 тыс. руб., то в Нижегородской области – 635,1 тыс. руб. (разница – 36%).

На примере пяти регионов ПФО (по численности населения и уровню доходов) нами были рассчитаны показатели среднего объема потребления в пересчете на одного жителя субъекта ПФО (таблица 5). Установлено, что в анализируемых регионах данный показатель находится в диапазоне от 404 до 581 руб. Эти данные могут быть использованы для сравнительного анализа объемов потребления в разных регионах РФ, а также в зарубежных странах.

Таблица 5

Средние объемы потребления лекарственных препаратов

на 1 жителя региона ПФО в 2014 г.

 

 Регион

Средний объем потребления на 1 жителя региона, руб.

Численность населения региона, чел.

в год

в месяц

Самарская область

6 973

581

3211200

Республика Татарстан

5 345

445

3838200

Пермский край

5 251

438

2636200

Нижегородская область

5 052

421

3281500

Республика Башкортостан

4 848

404

4069700

Выводы

По итогам 2014 г. объем фармацевтического рынка ПФО (без учета сегмента парафармацевтики) составил около 169 млрд. руб. За период 2012-2014 гг. данный показатель увеличился на 41,6 млрд. руб. (на 32,6%).  Максимальная емкость рынка отмечена в Самарской области, Республике Татарстан, Нижегородской области, Саратовской области и Республике Удмуртия. В числе регионов с минимальными объемами фармрынка стабильно удерживаются три республики: Чувашия, Мордовия и Марий Эл. Установлено, что средний объем реализации на одну аптечную организацию, а также на одного жителя в разных регионах округа отличается. Изучены факторы, оказывающие влияние на емкость фармацевтических рынков, входящих в состав ПФО.

Рецензенты:

Первушкин С.В., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармацевтической технологии, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара;

Авдеева Е.В., д.фарм.н., профессор зам. директора Института инновационного развития, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара.


Библиографическая ссылка

Петрухина И.К., Ягудина Р.И., Куркин В.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РЫНКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20835 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674