Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Николаев А.Б. 1
1 ФГК ВОУ ВПО «Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» МО РФ
Процессы, происходящие в Вооруженных силах Российской Федерации на современном этапе, требуют новых методов обучения, которые позволяли бы в течение короткого времени подготовить квалифицированного специалиста. При выборе наиболее эффективных методов обучения могут использоваться результаты анализа индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии. Реализована методика выявления доминирующего полушария основу, которой составил тест с латерализацией зрительного стимула. Для оценки эффективности реализации этой методики предложена формула расчета затрат стоимости обучения военнослужащих за счет учета факторов индивидуализации и интенсификации обучения. В качестве базового показателя индивидуализации обучения, принято сравнительное количество отличных оценок получаемых обучаемыми при обучении по традиционной и новой методикам. В качестве базового показателя интенсификации обучения, взят средний балл оценок военнослужащих, получаемых группой за курс обучения. Успешность использования новой методики обучения подтверждена результатами расчета.
расчетная формула.
интенсификация
индивидуализация
экономия затрат
обучение
1. Жуков Г.П., Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М., 1987. 390 с.
2. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник.-5-е изд., перараб. и испр.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-372с.
3.Пат. 118179 РФ, МПК А61В5/16 (2006.01). Устройство для выявления глазодоминирования в восприятии зрительного образа/Н.К. Полещук, А.А. Мурашов, А.Б. Николаев; 4 ЦНИИ Минобороны России, ВА ВКО МО РФ, Мурашов А.А. - № 2011151382/14, 16.12.2011; Опубл. 20.07.2012, Бюл. № 20. - 2с.
4. Полещук Н.К., Николаев А.Б., Некрасова Л.М., Докучаев Я.С., Дьякова И.В. Разработка тестирующего средства для выявления познавательной стратегии обучающихся индивидуумов // Фундаментальные исследования – 2014. – № 8. ч. 4 – с. 970-974.
5. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник З. Е. Александрова. 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 2001. - 568 с.
В современных условиях интенсивного развития техники и вооружения важнейшее значение приобретает разработка таких методов обучения, которые позволяли бы в течение короткого времени подготовить квалифицированного специалиста.С целью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем разрабатываются инновационные методики преподавания.Существующие программы обучения военных специалистовкомплексов средств автоматизации(КСА) не отвечают возрастающим требованиям к боевой подготовке боевого расчёта (БР)пункта управления (ПУ). Актуальностьразработки и внедренияв учебный процесс новых инновационных подходовдля системы военно-профессионального обучения не вызывает сомнения.

Психологические средства оптимизации совместной военной деятельности операторов автоматизированных систем управления должны базироваться на реальных нейробиологических и психофизиологических основаниях. Для решения этой задачи необходимо определение латеральнойасимметрии полушарий головного мозга (ЛАПГМ),которое имеет большое значение в военной практике, так как может служить маркером результативности действий всего боевого расчета. Методика выявления доминирующего полушария мозга (латеральность) подробно описана в статье, основу, которой составил тест с латерализацией зрительного стимула[4]. В качестве практического средства разработано «Устройство для выявления глазодоминирования в восприятии зрительного образа»[3].Полученные данные использовались для повышения эффективности в боевой подготовке БР ПУ.

При оценке качества боевой подготовки БР ПУ первостепенное значение придается выбору критериев результативностиобразовательного процесса.Степень реализации запланированной деятельностибудем рассматривать как величину характеризующую результат деятельности лиц БР ПУнезависимо от того, какими усилиями это достигнуто. Если же уровень полученного результата поставить в соответствие с затратами на его достижение, то можно говорить об эффективности.

В литературе сложилось единое мнение об определении эффективности капитальных вложений в непроизводственную сферу, определяемое как отношение прироста эффекта к суммеприведенных затрат, необходимых для его достижения[2]:

,                                                     (1)

где:Еэк– показатель общей эффективности;

DCΣ – прирострезультата(эффекта) деятельности;

SΣ– суммарные затраты ресурсов для получение результата.

В качестве основных составляющих экономии затрат DCΣ[1],выбраныдвапризнака определяющие дидактический эффект достигнутый: за счёт повышения индивидуализации обучения иповышения интенсификации обучения, то есть:

.                                                (2)

Раскроем содержание слагаемых формулы (2) поочередно.

Слагаемое DC1 - экономия затрат за счет повышения индивидуализации обучения, рассчитывается путем учета изменения числа обучающихся,освоивших предлагаемый курс обученияна «отлично» с использованием традиционной методики обучения и учитывающей ЛАПГМ:

,                                                     (3)

где:Sn – стоимость изучения предлагаемого курса обучения;

Dn– общее количество обучающихся, усвоивших курс на «отлично» при обучении с использованием предложенной методикиучета ЛАПГМ по сравнению с традиционным подходом к обучению.

Далее выражениерассчитывается по формуле:

,                                     (4)

где:Nоб – общее количество обучающихся;

Эср - усреднённый показатель эффективности обучения.

Общее количество обучающихся Nоб , рассчитывается по формуле:

Nоб = Nтм +Nлапгм,                                                       (5)

где:Nтм  - количество обучающихся с использованием традиционной методики обучения;

Nлапгм - количество обучающихся с использованием методики обучения учитывающей ЛАПГМ.

Уравнивающими условиями в эксперименте были:

-практическая проверка педагогической гипотезы проводилась по одной учебной дисциплине кафедры (по одной теме программы);

- одинаковые условия при выполнении контрольных мероприятий для объективного сравнения существовавшей и предлагаемой методикам;

- на исходном этапе различия по уровню сформированности знаний в контрольной и экспериментальной группах носили незначительный характер.

Усреднённый показатель эффективности обучения Эср, рассчитывается по формуле по результатам m занятий:

            ,                                                    (6)

где:DЭ5 j – относительное приращение количества обучающихся на «отлично» после j-го занятия в сравнительном плане, определяемое по формуле:

            ,                                                (7)

где: – количество обучающихся на «отлично» в группе с использованием методики обучения,учитывающей ЛАПГМпо результатам j-го занятия;

 – количество обучающихся на «отлично» в группе с использованием традиционного метода обучения;

j = 1,…,8 -порядковый номер проведенного занятия с выставлением оценок всем обучающимся;

m – общее количество занятий.

После подстановки DЭ5 j(7) в выражение (6), экономия затрат за счет повышения индивидуализации обучения определяется следующим соотношением:

.                                                (8)

Общую стоимость Sn, предлагаемого курса обучения (в расчёте на одного обучаемого),ограничим учетом только той части затрат которая складывается из стоимости трудозатрат преподавателя Sзп, за время изучения курса и стоимости затраченного при обучении по результатам j-го занятиямашинного времениSмв, работы ЭВМ КСА,то есть: 

,                                                            (9)

где:   и   ;

Sзп - стоимость трудозатрат преподавателя;

Sмв –стоимость машинного времени работы ЭВМ КСА;

ti–продолжительность j-го занятия.

Если в ходе одного занятия выставляется несколько оценок, то требуется внести изменения в формулу (8). Предлагается учитывать среднее значение оценок, полученных за j-ое занятие в каждой рассматриваемой группе.Тогда получаем выражение:

            .                                    (10)

Для того чтобы произвести расчет экономии затрат за счет повышения индивидуализации обучения по формуле (10)необходимо определить числовые значения почасовых затрат и показатели расчета курса обучения,которые приведены в таблицах 1 и 2. Подставив в формулу эти значения,получим искомую величину экономической эффективности, которая равна 53,54условным единицам стоимости (усл. ед. ст.)[1].

Таблица 1

Почасовые затраты

Показатель

Наименование показателя

Значение

Sмв

стоимость одного часа полезной работы КСА, условная единица стоимости

1 усл. ед. ст.)

Sзп

стоимость одного часа работы преподавателя, условная единица стоимости

2 усл. ед. ст.)

Таблица 2

Показатели расчета курса обучения

Показатель

Наименование показателя

Значение

Nоб

количество обучающихся в группах (контрольной и экспериментальной), чел.

17

tj

продолжительность j –го занятия, ч.

1,5

m

общее количество занятий

8

Рассмотрим второе слагаемое формулы (2) -оценку экономии затрат за счет повышения интенсификации обучения, DC2.Согласно словарю [5] «интенсификация» - это усиление, прибавление, сложение, увеличение, повышение, подъем, рост, нарастание, углубление. Известно, что повышение интенсивности производства достигается путем более полного использования каждой единицы ресурсного потенциала, а также за счет роста производительности труда, лучшего использования материалов, повышения отдачи основных фондов.

В контексте нашей работы экономию затрат за счет интенсификации процесса обучения предлагается определять следующим образом:

,                                              (11)

где:DΏ – эффективность применения методики обучения с учетом ЛАПГМ по сравнению с традиционной методикой.

Для получения исходных данных был проведен учет результатов текущих оценок, получаемых каждым участником исследования на j –занятии. Основу оценки составляли результаты выполнения 12 оперативно-тактических нормативов боевой работы за m-занятий.

Чтобы получить оценкуDΏ,используем формулу:

                                                         (12)

где:  - средний балл в экспериментальной группе;

 - средний балл в контрольной группе.

Наименования и числовые значения числителя и знаменателя приведены в таблице 3. Подставив в формулу (12) полученные числовые значения, имеем: DΏ=1,17.

Таблица 3

Данные для расчета эффективности реализации методики обучения с учетом ЛАПГМ

 

Показатель

Наименование показателя

Значение

средний балл в экспериментальной группе с использованием методики обучения с учетом ЛАПГМ по результатам m- занятий

4,33

средний балл в контрольной группе с использованием традиционной методики обучения по результатам m- занятий

3,69

Далее, подставляя DΏ=1,17в формулу (11), получимискомую величину экономической эффективности за счет повышения интенсификации обучения, которая составила=39,78усл. ед. ст.

В целом экономический эффект, достигнутый за счет сокращения затрат и дополнительной экономии средств от использования методики, учитывающей ЛАПГМ по сравнению с традиционной методикой равен:

                                         усл. ед. ст.

Резюмируя вышеизложенные результаты можно отметить следующее. Методику оценки экономического обоснования затрат целесообразно строить на учете показателей отражающих индивидуализацию и интенсификацию обучения.Предложенную методику оценки экономического обоснования затрат корректно использовать в целях определения эффекта достигаемого внедрением инновационных подходов к обучению.

 

Рецензенты:

Фирсова Е.А., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», г. Тверь;

Гамов М.В., д.т.н., ФГКВОУ ВПО«Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова» Министерства обороны Российской Федерации,г. Тверь.


Библиографическая ссылка

Николаев А.Б. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20859 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674