Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ В ЕДИНОБОРСТВЕ КИОКУСИНКАЙ

Струихин И.А. 1 Миниханов В.А. 2 Еганов В.А. 3
1 «Институт физической культуры, спорта и молодежной политики», ФГАОУ ВПО «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
2 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»
3 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Соревновательная деятельность в киокусинкай предъявляет высокие требования к уровню развития двигательной координации, которая способствует эффективной реализации двигательных действий. Тренирующие воздействия средствами координационной подготовки могут быть направлены на следующие технико-тактические действия ударов руками: комбинационность, контратаки, умение организации защиты от ударов руками и ногами. По показателям, относящимся к действиям ударов ногами: умению организации защиты. В переходных положениях направленность воздействий возможна на выполнение связок «руки-ноги». В подгруппе спортсменов с высоким уровнем спортивного мастерства по сравнению с подгруппой с низким – выраженность координации, проявляющей в неспецифической и в специфической спортивной деятельности достоверно выше.
направленность
развитие
координационные способности
единоборство
киокусинкай
1. Еганов А.В., Олин С.В., Струихин И.А. Комплексная оценка подготовленности спортсменов, занимающихся киокусинкай: метод. рек. для спортсменов, занимающихся киокусинкай. – Челябинск: УралГУФК. – 2013. – 23 с.
2. Еганов В.А., Миронов А.О. Обоснование направленности педагогических воздействий и подбора средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных видах единоборств // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал. – 2011. – № 4; URL: www.science-education.ru/98-4749 (дата обращения: 12.07.2015).
3. Олин, С. В. Обоснование планирования тренировочного процесса оборонительных тактико-технических действий в киокусинкай каратэ-до на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета: Серия Образование. Педагогические науки. – № 4 (263). – 2012. – Вып. 15. – С. 117-120.
4. Степанов С.В. Теоретико-методические основания многолетней специальной подготовки спортсменов в каратэ (стиль киокушинкай): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: УГУ. – Екатеринбург, 2004. – 50 с.
5. Струихин, И.С. Влияние координационных способностей на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов высокой квалификации, занимающихся киокусинкай // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2015. – № 4 (122). – С. 183-186.

Ударный вид единоборства киокусинкай относится к контактным ситуационным видам спорта, сочетающий в себе атакующую и защитную технику ударов рук и ног. Соревновательная деятельность осуществляется в вероятностных двигательных ациклических локомоциях, внесениями мгновенных поправок в динамическую ситуацию при переходе от атакующих действий к защитным или контратакующим. Это предъявляет высокие требования к уровню развития двигательно-координационных способностей и способствует эффективной реализации технико-тактических двигательных действий в условиях соревновательной деятельности [2, 3, 4 и др.].

Однако, при всей важности данного направления исследований, до настоящего времени на примере занимающихся киокусинкай высокой квалификации не изучено влияние двигательно-координационных способностей на технико-тактическую подготовленность [5].

Цель исследования: экспериментально обосновать направленность тренирующих воздействий при развитии двигательно-координационных способностей на совершенствование тактико-технических действий в единоборстве киокусинкай.

Материал и методы исследования. В первичном тестировании принимали участие спортсмены высокой квалификации, занимающихся ударным видом единоборства киокусинкай. Для определения численных значений показателей технико-тактической подготовленности применялась комплексная методика самооценки спортсменов по десятибалльной шкале.

Методика самооценки прошла процедуру метрологической проверки на информативность, надёжность, объективность, эквивалентность и была рекомендована для оценки количественных значений подготовленности спортсменов высокой квалификации [1].

Комплексная методика позволяет изучать уровень проявления атакующих и защитных тактико-технических действий спортсмена по шести классификационным группам техники единоборства: атакующие действия ударов руками, ногами, бросками подсечкой и защитные действия от ударов рук, ног и бросков соперника подсечкой.

Оценка координационных способностей поводилась на основе экспертов из числа тренеров и самих занимающихся по определённым критериям.

Затем полученные численные значения подвергались статистическому сравнению по двухвыборочному t-тесту Стьюдента для независимых выборок. Статистические расчёты проводились на персональном компьютере по программе анализа данных в электронной среде Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение. Для изучения влияния спортивного результата на проявление координационных способностей и на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов, занимающихся киокусинкай была протестирована группа в количестве 116-ти спортсменов. Группа была разделена на две подгруппы с крайними уровнями спортивного мастерства: первая с высоким уровнем спортивного мастерства 68,86±0,91 условных единиц, что соответствовало уровню мастера спорта. Вторая подгруппа с низким – 40,31±1,46, что соответствовало уровню второго спортивного разряда. (различия статистически значимы при t=16,51, P≤0,0001). Стаж занятий киокусинкай соответственно составлял 12,23±0,50 и 8,07±0,52 лет (t=5,79, при P≤0,001). Возраст занимающихся составлял в первой подгруппе 22,61±0,84 лет, а второй 22,80±1,14 и статистически не различался. Спортсмены, имеющие средний уровень спортивного мастерства в расчёт не принимались.

Предполагалась, что выявленные статистически достоверные различия между подгруппами высококвалифицированных спортсменов, занимающихся киокусинкай с высоким и низким уровнем спортивного мастерства в показателях технико-тактической подготовленности позволят выявить влияние двигательно-координационных способностей на тактико-технические действия и определить направленность педагогических воздействий на повышение эффективности их выполнения в условия соревновательного поединка.

Результаты статистических сравнений показателей технико-тактической подготовленности двух подгрупп спортсменов, занимающихся киокусинкай с высоким и низким уровнем спортивного мастерства представлены в таблице. Как видно из таблицы достоверные различия и более высокие численные значения в группе с высоким уровнем спортивного мастерства по атакующим действиям ударов руками выявлены по следующим показателям технико-тактической подготовленности: комбинационности ударов руками (t=2,02, при P≤0,05), контратакующим действиям ударов руками (P≤0,02). По защитным действиям ударов руками: умению организации защиты от ударов руками (P≤0,01).

Результаты статистических сравнений показателей технико-тактической подготовленности двух групп спортсменов, занимающихся киокусинкай с высоким и низким уровнем спортивного мастерства (±m)

Показатели подготовленности

Уровень мастерства по

100 бальной шкале

t

P

Высокий

(n-50)

Низкий

(n-52)

1 Надежность атаки ударов руками

6,29±0,24

5,86±0,25

1,28

≥0,20

2 Комбинационность ударов руками

6,68±0,27

5,98±0,21

2,02

≤0,05

3 Контратакующие действия ударов руками

7,01±0,25

6,16±0,25

2,41

≤0,02

4 Надежность защиты от ударов руками

6,29±0,22

5,73±0,27

1,59

≥0,11

5 Умение организации защиты от ударов руками

6,43±0,20

5,65±0,22

2,60

≤0,01

6 Надёжность атаки ударов ногами

6,51±0,20

5,63±0,21

1,96

≤0,05

7 Комбинационность ударов ногами

5,79±0,30

5,51±0,25

0,42

≥0,95

8 Контратаки ударов ногами

6,44±0,20

5,58±0,21

1,96

≤0,05

9 Надежность выполнения подсечек

4,29±0,30

4,12±0,31

0,29

≥0,87

10 Объём проигранной техники от ударов ног

4,14±0,27

5,33±0,21

-3,50

≤0,01

11 Надежность атаки ударов ногами

6,18±0,24

5,92±0,23

0,79

≥0,43

12 Умение организации защиты от ударов ног

6,66±0,26

5,65±0,31

2,48

≤0,01

13 Надежность защиты от подсечки

5,57±0,31

5,12±0,35

0,96

≥0,34

14 Связки «руки-ноги»

7,10±0,25

6,19±0,27

2,43

≤0,02

15 Проявление координации в неспецифической спортивной деятельности

6,88±0,28

5,56±0,29

3,28

≤0,01

16 Проявление координации в специфической спортивной деятельности

6,81±0,27

5,75±0,33

2,52

≤0,02

17 Уровень мастерства по шкале

68,86±0,91

40,3±1,46

16,51

≤0,01

Примечание: ±m стандартная ошибка средней величины; двухвыборочный t-тест критерия Стьюдента для независимой выборки; Р – уровень достоверности между группами; ≤ – различия между группами статистически достоверны.

В подгруппе с высоким уровнем спортивного мастерства по атакующим действиям ударов ногами: надёжность атаки ударов ногами (P≤0,05). По показателям, характеризующим защитные действия ударов ногами: умение организации защиты от ударов ног (P≤0,01) и меньший объём проигранной техники от ударов ног соперника (t=-3,50, при P≤0,01).

В переходных положениях единоборства в подгруппе с высоким уровнем спортивного мастерства более высокие значения выявлены по показателю: связки «руки-ноги» (P≤0,02).

Обсуждая результаты полученных исследований можно заметить, что подгруппа спортсменов с высоким уровнем спортивного мастерства по сравнению с подгруппой с низким уровнем – по другим показателям имеет тенденцию к более высоким численным значениям, хотя статистически значимых различий не выявлено (t=1,81-0,14, при P≤0,07-0,89).

Особо следует подчеркнуть, что показатели, характеризующие двигательно-координационные способности проявляющейся в неспецифической и в специфической спортивной деятельности, в подгруппе с высоким уровнем спортивного мастерства по сравнению с подгруппой с низким уровнем спортивного мастерства, оказались выше в подгруппе с высоким уровнем спортивного мастерства (t=2,42-3,28, при P≤0,05-0,01). Полученные достоверные изменения рассматриваются нами как закономерности, имеющие принципиальное значение в методике тренировки и являются обоснованием по направленности педагогических тренирующих воздействий на тактико-технические действия средствами двигательно-координационной подготовки и заключаются в следующем. Во-первых, некоторые показатели технико-тактической подготовленности имеют более высокие и достоверные численные значения у спортсменов высокой квалификации. Во-вторых, в этой же подгруппе также выше уровень двигательно-координационных способностей. Следовательно, спортивное мастерство обуславливается высокими значениями двигательно-координационных способностей и связанных с ними показателями технико-тактической подготовленности.

Выводы. Выявлены более высокие и достоверные различия численных значений в подгруппе с высоким уровнем спортивного мастерства по следующим показателям технико-тактической подготовленности: комбинационности ударов руками, контратакующим действиям ударов руками, умению организации защиты от ударов руками и ударов ногами. По показателям, характеризующим защитные действия ударов ногами более высокие и достоверные различия выявлены: умению организации защиты от ударов ног и меньшему объёму проигранной техники от ударов ног. В переходных положениях ведения единоборства выявлены более высокие и достоверные значения по показателю – связки «руки-ноги».

Особо следует отметить, что в подгруппе спортсменов с высоким уровнем спортивного мастерства по сравнение с подгруппой с низким – выраженность координации, проявляющей в неспецифической и в специфической спортивной деятельности оказалась достоверно более высокой.

Перспективным является разработка методики развития двигательно-координационных способностей спортсменов высокой квалификации, занимающихся киокусинкай, для показателей, определяющих уровень спортивного мастерства.

Рецензенты:

Еганов А.В., д.п.н., профессор кафедры теории и методики борьбы, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Макаренко В.Г., д.п.н., профессор кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Струихин И.А., Миниханов В.А., Еганов В.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ В ЕДИНОБОРСТВЕ КИОКУСИНКАЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20893 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674