Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «КАЛЕЙДОСКОП»

Шарыпова Н.В. 1 Милованова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Настоящая статья посвящена рассмотрению системы работы с одаренными детьми в условиях деятельности научно-практического центра «Калейдоскоп», созданного на базе ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». В настоящее время работе с одаренными детьми уделяется повышенное внимание, так как любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. В статье рассматривается опыт научно-практического центра, сотрудники которого содействуют развитию способностей детей, подготавливают почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Основными формами работы с одаренными детьми научно-практического центра являются конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры, мастер-классы, конференции, тематические экскурсии и практикумы, организация исследовательской и проектной деятельности.
научно-практический центр
одаренные дети
одаренность
способность
1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 304 с.
2. Кисилева Ю.В. Система работы с одаренными детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/12/sistema-raboty-s-odarennymi-detmi
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
4. Одаренные дети: пер. с англ. / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 348 с.
5. Теплов М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Ученые считают, что всякая деятельность требует от человека обладания определенными качествами. Эти качества помогают человеку справляться с деятельностью и как бы определяют его пригодность к ней. Они показывают, насколько успешно человек сможет ее выполнить. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека. Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности - сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психические процессы, но и все развитие личности.

Еще в 1961 г. Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность»:

«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [5].

Способности человека - сложное образование, имеющее своеобразную структуру. Эта структура определяется требованиями конкретной деятельности и будет различной для разных ее видов. Структура любой конкретной способности включает в себя, во-первых, универсальные или общие качества, отвечающие требованиям разных видов деятельности, и, во-вторых, специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью.

В современной науке нет однозначного мнения по поводу понятия «одаренность». Педагогический словарь дает такое толкование термина «одаренность»: «Это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3].

Анализируя труды современных ученых-психологов и педагогов (Ю.Д. Бабаева, Н.К. Винокурова, Н.С. Лейтис, А.И. Савенкова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.Б. Шумакова), становится очевидным, что одни ученые утверждают, что одаренные дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одаренность - это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличают прежде всего внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственны настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечаются необычайная внимательность и быстрое восприятие, ненасытное любопытство и отличная память, хорошо развитое воображение.

Наблюдения показывают, что самая общая психологическая особенность детей с ранним расцветом умственных способностей - высокая активность ума, расположенность к умственным усилиям, т.е. повышенная склонность к умственной деятельности. Непрерывная тяга к деятельности является стороной способностей и одним из двигателей их развития. Одаренные дети проявляют громадное упорство в области своих интересов.

С точки зрения Ю.В. Кисилевой, одаренность характеризуется такими параметрами, как выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д.) [2].

По мнению К. Тэкэкса, одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными [4].

Л.Б. Ермолаева-Томина выделила критерии, по которым определяется одаренность.

1. Психофизиологические способности: наличие природных способностей к активному и целостному мировоззрению; стремление к личной эмоциональной независимости; интуитивность.

2. Интеллектуальные способности: познавательный процесс, эрудиция, высокий уровень интеллектуального развития, нестандартность мышления, способность к абстрагированию.

3. Творческий (креативный) потенциал: оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов, инициативность, целенаправленность в выборе видов деятельности, неординарность подходов.

4. Мировоззренческие ценности: высокий уровень сознательности и культуры, высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля [1].

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

1) дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

2) дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

3) дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); их чаще называют талантливыми;

4) дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Тем более Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностном подходе в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Организация системной работы с одаренными детьми - одна из главных задач научно-практического центра «Калейдоскоп», созданного на базе кафедры биологии и географии с методикой преподавания и кафедры педагогики, теории и методики образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

Всевозможные формы и виды деятельности центра позволяют поддерживать и развивать способности и таланты детей. Большое внимание уделяется работе с учащимися младших классов, так как в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одаренных. Эти дети имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности, активную познавательную потребность, испытывают радость от умственного труда. Излагая четко свои мысли, они демонстрируют способности к выполнению сразу нескольких видов деятельности. Поэтому предлагаемые научно-практическим центром «Калейдоскоп» формы мероприятий должны, на наш взгляд, способствовать развитию каждой личности.

Основными формами работы с одаренными детьми являются конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры, мастер-классы, конференции, тематические экскурсии, организация исследовательской и проектной деятельности.

В течение учебного года научно-практическим центром было проведено свыше двадцати мероприятий, направленных на развитие интереса учащихся к науке и исследовательской деятельности, стимулирование творческих способностей, познавательной и социальной активности, развитие нестандартного мышления, выявление творчески и интеллектуально одаренных детей, обеспечение их дальнейшего роста.

Такие предметные дистанционные конкурсы и олимпиады, как «Занимательная математика», «Музыкальный калейдоскоп», «Язык родной, дружи со мной!», «Удивительное вокруг нас» (окружающий мир), «По страницам русского фольклора», «Юный химик», направлены на всестороннее изучение предмета, на формирование высокой познавательной активности и желание проявлять свои способности, способствуют развитию мышления, логики, фантазии и креативности. На наш взгляд, именно дистанционные конкурсы и олимпиады с занимательными заданиями, порой выходящими за рамки школьных программ, помогают проявить себя детям застенчивым, робким и обнаружить, возможно, «скрытые» способности.

Творческие способности в самых разных формах их проявления (фантазирование, воображение, придумывание, сочинительство, поиск дополнительной информации, художественные, декоративно-прикладные и т.д.) помогают раскрыть и развивать творческие конкурсы, организованные центром «Калейдоскоп»: конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (номинации: рисунок, открытка, фотоколлаж, декоративно-прикладное творчество), конкурс сочинений учащихся «Я учитель будущего», «Экологическая сказка».

Не новой, но востребованной формой работы с одаренными детьми младшего школьного возраста является учебно-исследовательская деятельность учащихся (в рамках центра «Калейдоскоп» она больше носит научно-исследовательский характер), которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний и развития интереса к науке. Организация конкурса исследовательских работ и проектов «Первое открытие» среди учащихся младших классов и школьной всероссийской заочной научно-исследовательской конференции «Юный исследователь» способствовали развитию интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомлению с научной картиной мира, раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, ориентации юных исследователей на практическое применение своих исследований и создание общественно-значимых проектов, выявлению и поддержке одаренных учащихся.

Организация тематических экскурсий естественно-научного направления и предметных мастер-классов научно-практическим центром помогает максимально реализовать работу с одаренными детьми по решению серьезных проблемных вопросов, исследовательских задач, творческому самовыражению и самопроверке, по формированию «интеллектуальной» радости и положительных эмоций. Задачи и формы проведения мастер-класса вариативны. Преподаватели (сотрудники центра), не навязывая свою точку зрения, но давая дополнительный объем сведений и практических навыков, обогащают знаниями и умениями участников мастер-классов, превращая детскую тягу «к тайнам» в «исследователя».

Немаловажной задачей деятельности центра является и распространение передового педагогического опыта в сфере работы с одаренными детьми. Для этого была организована научно-практическая конференция «Сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС». Основные направления работы конференции:

1)      опыт работы по выявлению одаренных и талантливых детей и молодежи;

2)   особенности психолого-педагогического выявления и сопровождения одаренности в ОУ в условиях реализации ФГОС;

3)   работа с одаренными детьми в начальной школе;

4)   поддержка талантливых детей естественно-научного, гуманитарного или технического направления;

5)   проектная деятельность при работе с одаренными детьми в рамках ФГОС;

6)   система дополнительного образования при работе с одаренными детьми (музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство и т.д.);

7)   выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности в рамках ФГОС;

8)   научно-методическое обеспечение системной работы с одаренными школьниками в основной образовательной школе;

9)   формы поддержки талантливых детей и молодежи.

Для решения вопросов по особенностям организации проектной и учебно-исследовательской деятельности с учителями и педагогами были проведены научно-методические семинары на темы: «Проектно-исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми», «Работа с одаренными детьми в начальной школе», где прошли активные обсуждения актуальных проблем выявления, развития и поддержки одаренных детей, работы по проектной и исследовательской деятельности, состоялся обмен опытом по рассматриваемым вопросам.

Таким образом, опыт работы показывает, что способности и таланты раскрываются полнее и шире тогда, когда раньше начата работа с одаренным ребенком. Научно-практический центр «Калейдоскоп» ведет эту работу с учащимися начиная с первого класса. Работа с одаренными детьми носит системный и целенаправленный характер. Ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в средней школе.

Рецензенты:

Пономарева Л.И., д.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск;

Суворова С.Л., д.п.н., профессор кафедры немецкого языка и методики его преподавания, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск.


Библиографическая ссылка

Шарыпова Н.В., Милованова Л.А. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «КАЛЕЙДОСКОП» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20896 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674