Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ»

Евтушенко И.В. 1 Левченко И.Ю. 1
1 Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Одной из проблем современного специального образования является необходимость разработки и апробации профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)», позволяющего на государственном уровне сформулировать функциональные обязанности и профессиональные характеристики педагогов, работающих с лицами с разными недостатками в развитии в организациях систем образования, здравоохранения и социального обеспечения. Авторы считают, что для оптимального функционирования системы общего, специального и инклюзивного образования необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, получающих услуги в новых типах организаций – центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, службах ранней помощи, обследуемых на психолого-медико-педагогических комиссиях, консультативных пунктах и центрах, определенным регламентом деятельности педагога специального образования (педагога-дефектолога), расширяющего круг профессиональных задач, которые решает педагог, работающий с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии. В статье представлено обоснование разработки профессионального стандарта педагога-дефектолога.
педагог-дефектолог
дети с ограниченными возможностями здоровья
профессиональный стандарт
1. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, М., 26–27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 136–147.
2. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода//Социально-гуманитарные знания. – 2012. № 2. – С. 145–151.
3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2008. – 239 с.
4.Образование в 2014 году // Оперативная информация. Федеральная служба государственной статистики: сайт. - URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 15.07.2015).
5. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии по субъектам Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2015 года). Детская инвалидность / Положение инвалидов // Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики: сайт. –URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 15.07.2015).

В настоящее время в Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов. Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности, способности и ускорят процесс их социальной интеграции.

Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», обозначено законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи, обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников.

Современная ситуация в мире характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих специальные образовательные потребности и нуждающихся в специальных условиях получения образования. На начало 2011 г. в России состояли на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по состоянию на 1 января 2015 г. количество детей-инвалидов составило 604 850 человек [5].

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 г. в общеобразовательных организациях доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составила 3,2%, детей-инвалидов - 1,7% от общей численности обучающихся [4]. С учетом того, что общий контингент общеобразовательных организаций (без детей дошкольного возраста) составил 14 091 600 обучающихся, 450 931,6 - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / 239 557,2 обучающиеся дети-инвалиды. Из общей численности студентов, обучающихся в 2014 г. по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, численность студентов с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов составила 25 200 человек.

Реформирование системы образования предполагает наличие вариативных форм получения дошкольного, школьного и профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья разного возраста с различными недостатками в развитии в образовательных организациях разных типов и уровней: специальных и инклюзивных группах дошкольных образовательных организаций, обычных и специальных классах общеобразовательных организаций, в специальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; а также в форме семейного образования, с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и т.д.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что: органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Новые организационные формы получения образованиями лицами с ограниченными возможностями здоровья, увеличение и утяжеление контингента обучающихся, необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, открытие новых типов организаций - центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, консультативных пунктов и центров ведет к расширению круга профессиональных задач, которые решает педагог, работающий с лицами с ограниченными возможностями здоровья, что делает необходимым регламентацию деятельности педагога специального образования (педагога-дефектолога) [3]. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии. Особую важность это имеет в связи с тем, что педагоги-дефектологи, работающие с детьми с разными нарушениями развития, обладают разными профессиональными компетенциями, что отражено в профилях подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Тифлопедагогика» [2]. Еще одной проблемой является тот факт, что педагог-дефектолог в настоящее время работает не только в системе образования, но и в организациях здравоохранения и социального обеспечения. Функционал педагога-дефектолога в этих организациях не всегда четко сформулирован, нормативные требования и условия их труда отличаются от нормативов и условий в образовательных организациях.

Разработка профессионального стандарта педагога-дефектолога признана на государственном уровне сформулировать функциональные обязанности и профессиональные характеристики педагогов, работающих с лицами с разными недостатками в развитии в системах образования, здравоохранения и социальной защиты.

Педагог-дефектолог реализует следующие виды профессиональной деятельности: образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую, диагностическую, консультативную, просветительскую, профилактическую. Большое место в его работе занимает психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность педагога-дефектолога требует постоянного профессионального роста, способности к нестандартным трудовым действиям с учетом особенностей развития детей с различными отклонениями, ответственности и самостоятельности в принятии решений [1].

С введением профессионального стандарта педагога-дефектолога его профессиональная деятельность будет осуществляться в соответствии с регламентом, что позволит регулировать:

1) трудовые отношения между работником и работодателем, содержание трудового договора, порядок занятия вакантных должностей, проведение аттестации;

2)   порядок допуска к данному виду профессиональной деятельности;

3)   определение уровня профессиональной квалификации;

4)   оценку качества выполнения трудовых функций педагога-дефектолога;

5)   определение содержания подготовки педагога-дефектолога на разных уровнях профессионального образования, повышения профессиональной квалификации.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога должен включать перечень трудовых функций, реализуемых в профессиональной деятельности: воспитание, обучение, развитие ребенка, коррекция и профилактика нарушений развития на основе комплексной диагностики, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также требования к личностным качествам педагога-дефектолога, неотделимым от его трудовых функций, таких как готовность к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья разного возраста вне зависимости от их особенностей развития и тяжести ограничений.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога - это мультидисциплинарный, многофункциональный документ, который должен использоваться в различных применениях:

-     инструмент реализации стратегии специального и инклюзивного образования в современном мире;

-     инструмент повышения качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-     объективный измеритель квалификации педагога-дефектолога;

-     средство отбора педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты и др.;

-     основа для формирования трудового договора, фиксирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Профессиональный стандарт педагога дефектолога должен соответствовать определенным требованиям:

-     соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога-дефектолога;

-     соответствовать международным нормам, нормативам и регламентам;

-     соотноситься с требованиями Федерального законодательства, регламентирующего трудовые отношения, уровень заработной платы, трудовой стаж, пенсии и т.д.;

-     побуждать педагога-дефектолога к поиску нестандартных решений в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

-     побуждать педагога-дефектолога к постоянному повышению квалификации.

Профессиональный стандарт педагога дефектолога должен включать:

-     перечень трудовых функций педагога-дефектолога, действующий на всей территории Российской Федерации;

-     региональное дополнение к профессиональному стандарту - документ, включающий дополнительные требования к трудовым функциям, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте;

-     внутренний стандарт образовательной организации, определяющий квалификационные требования к педагогу-дефектологу в соответствии с реализуемыми в конкретной образовательной организации образовательными программами;

-     ключевые области стандарта педагога-дефектолога - трудовые функции, соответствующие структуре его профессиональной деятельности: обучение, воспитание, коррекционно-развивающая работа, социализация и интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Области профессиональной деятельности педагога-дефектолога: образование дошкольное; образование начальное общее; образование основное общее; образование среднее общее обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога может применяться:

-     при приеме на работу в организации образования, здравоохранения, социальной защиты на должности: «Педагог-дефектолог», «Учитель-логопед (логопед)», «Сурдопедагог», «Олигофренопедагог», «Тифлопедагог».

-     при проведении аттестации педагогов и педагогов-дефектологов аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти и аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

-     при проведении аттестации педагогов и педагогов-дефектологов аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Цели применения профессионального стандарта педагога-дефектолога:

-     обеспечить необходимую подготовку педагога-дефектолога для получения высоких результатов профессиональной деятельности;

-     обеспечить необходимую осведомленность педагога-дефектолога о предъявляемых к нему требованиях;

-     устанавливать необходимую квалификацию педагога-дефектолога, влияющую на качество образования (результаты обучения, воспитания, коррекционно-развивающей деятельности), успешную социализацию и интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-     содействовать вовлечению педагогов-дефектологов в решение задач повышения качества общего, специального и инклюзивного образования.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, повышения качества психолого-педагогического сопровождения развития обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Рецензенты:

Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20910 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674