Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА

Долинина И.Г. 1 Кушнарёва О.В. 1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Статья посвящена решению актуальной современной проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов. На фоне изменений в политической и социально-экономической жизни страны наблюдается постоянный рост потенциально опасных и вредных факторов, оказывающих влияние на жизнь и здоровье студенческой молодежи. В создавшейся ситуации возрастает роль кураторов академических групп, особенно на младших курсах. Возможным решением проблемы формирования культуры безопасности студентов вузов может стать разработанное руководство для кураторов студенческих групп ПНИПУ «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов (методические указания для куратора академической группы)». В статье представлено определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности студента» в качестве методологической основы педагогического исследования.
организационно-методическое обеспечение.
куратор академической группы
культура безопасности жизнедеятельности студентов
1. Внеучебная работа со студентами в Пермском государственном техническом университете: итоги социологического исследования / Н.А. Ложкина, Е.Н. Патласова, Е.О. Поносова, М.А. Слюсарянский, Т.А. Ульрих, Т.П. Царапина. – Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. – 75 с.
2. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования. – Пермь, 2011. – 366 с.
3. Долинина И.Г., Шакирова Е.А. Теоретические подходы к правовому просвещению в образовательных учреждениях Российской Федерации // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2014. - Т. 1. - С. 374-380.
4. Идеал воспитания современного гражданина российского общества в его социально-ценностном самоопределении / О.Т. Рабинович, О.Е. Фомина, А.В. Есина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 2 (18). – С. 99-105.
5. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы : Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 27.12.2012).
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014).
7. Эффективная организация кураторской деятельности : учеб.-метод. пособ. / Т.П. Царапина, Т.А. Ульрих, И.В. Никулина. – Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. – 147 с.

С начала XXI в., на фоне изменений в политической и социально-экономической жизни страны, наблюдается постоянный рост потенциально опасных и вредных факторов, оказывающих влияние на жизнь и здоровье студенческой молодежи, что не могло не повлиять на снижение качества общеобразовательной подготовки и уровня культуры безопасности жизнедеятельности студентов. Вместе с тем установлено, что причиной многих аварий, катастроф, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, загрязнения окружающей среды является человеческий фактор, который во многих случаях является превалирующим, что подтверждается статистическими данными и непосредственно детерминировано с качеством образования по данному направлению в российских вузах. «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности» [6].

Профессиональные кадры в области безопасности готовятся в рамках направления подготовки «Техносферная безопасность», но также профессиональная подготовка необходима студентам всех направлений технического вуза.

Результат образования непосредственно связан с общей культурой студентов. Среди множества определений культуры считаем наиболее приемлемым следующее понимание: «Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей» [2].

Культура личности студента - интегративная характеристика, включающая приобретенный опыт социального поведения, взаимодействия; основанное на фундаментальных знаниях сознание и способы мышления; усвоение ценностей; сложившиеся программы деятельности поведения и общения; социализация.

Следовательно, культура безопасности жизнедеятельности студента  - интегративная характеристика, включающая приобретенные в образовательном процессе  специальные знания и ценности, практический производственный и интерактивный опыт, подготовленность к организации профилактики и предотвращению опасных ситуаций при  выполнении должностных обязанностей и в обычной жизни человека и гражданина.

В начале обучения на первом курсе обследованы ряд показателей, характеризующих сформированные ценности студентов. Согласно проведенным в ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» исследованиям [1; 7], для собственного самоопределения и утверждения в студенческой среде считается допустимым курение, алкоголизм, наркомания, насилие и игромания. Молодые люди затрудняются ответить, есть ли для них что-то важнее материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности (57% респондентов). Печальным следствием вышесказанного является увеличение числа явлений деструктивного характера в студенческой среде, а также снижение качества и количества выпускаемых высококвалифицированных, способных развивать свой творческий потенциал, имеющих высокие нравственные ценности и хорошее здоровье специалистов, бакалавров, магистров [4]. Вместе с тем и культура безопасности жизнедеятельности еще не стала необходимой личностно значимой характеристикой выпускающихся специалистов, несмотря на существование дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», раздела «БЖД» в дипломных проектах, проведение внеучебной работы со студентами.

Основной причиной подобных явлений является отсутствие контроля, психологической и информационной поддержки со стороны учебного заведения. Ведь студенты младших курсов - это вчерашние школьники, находившиеся под опекой и контролем родителей. Их личность, так же как и культура безопасности жизнедеятельности, на этом этапе еще только формируется. Очевидно, что в создавшейся ситуации возрастает роль кураторов академических групп.

В соответствии  с толкованием, приведенным в «Большом энциклопедическом словаре», «куратор» (от лат. curator - попечитель) имеет два значения, одно из которых: преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением студентов. Куратор студенческой группы - это преподаватель, воспитательная деятельность которого существенно влияет на то, каким будет будущий специалист, как он будет относиться к своим профессиональным обязанностям [7], к обеспечению собственной, профессиональной и общественной безопасности.

Деятельность куратора студенческой академической группы, как одного из субъектов воспитательного процесса, должна быть направлена на формирование культуры личности студента, его культуры общения, культуры речи, в определенных случаях интеллектуальной культуры и, конечно, культуры безопасности жизнедеятельности как на индивидуальном (студент), так и на коллективном (студенческая группа) уровнях.

В Пермском научно-исследовательском политехническом университете проводится конкурс «Куратор года» с целью активизации и совершенствования работы кураторов академических групп университета. Организуются Школа кураторов для преподавателей, семинары по различным тематикам для обмена опытом, выявления и внедрения в практику инновационных подходов в работе кураторов со студенческой молодежью.

Однако, несмотря на всю проводимую работу, этого зачастую оказывается недостаточно. Проанализируем данные социологического исследования в ПНИПУ [1]. Большинство студентов считают, что у них есть куратор группы (74,3%), при этом почти каждый десятый студент утверждает, что в их студенческой группе он отсутствует (11,3%) (табл. 1).


Таблица 1

Наличие куратора в группе в зависимости от факультета

(в % от числа ответивших в каждой группе)

Факультет

 

Не ответившие

Есть

Нет

Затрудняются ответить

Итого

АКФ

0,0

69,4

15,7

14,2

100,0

АДФ

1,0

74,3

10,5

14,3

100,0

ГумФ

0,8

77,5

8,3

13,3

100,0

ГНФ

2,3

79,3

13,8

4,6

100,0

МТФ

0,0

84,7

6,1

9,2

100,0

СТФ

0,0

63,5

15,9

20,6

100,0

ФПММ

2,3

65,9

9,1

20,5

100,0

ХТФ

0,0

75,6

6,7

17,6

100,0

Итого

0,8

74,3

11,3

13,4

100,0

            Что касается оценки качества работы (табл. 2), то в целом студенты недостаточно высоко оценивают работу кураторов, в среднем на 5,12 балла по 10-балльной шкале, при этом в оценках преобладает больше низких, чем высоких оценок (50,2% против 36%). Стоит также отметить, что некоторые вообще затруднились оценить работу кураторов (13,8%).

Таблица 2

Оценка кураторов в зависимости от факультетов (в % от числа ответивших в каждой группе)

(10 - баллов высокая оценка, 1 балл - низкая оценка,  другие значения промежуточные)

 

Факультет

Оценки

Средний

балл

 

Не ответившие

1,00

2,00

3,00

4,00

5,00

6,00

7,00

8,00

9,00

10,00

АКФ

17,9

17,2

6,7

9,7

6,7

18,7

3,7

3,0

1,5

2,2

12,7

4,65

 АДФ

17,1

10,5

7,6

15,2

7,6

13,3

8,6

5,7

4,8

3,8

5,7

4,7

ГумФ

10,0

25,0

8,3

10,0

4,2

10,0

4,2

6,7

5,0

4,2

12,5

4,59

 ГНФ

12,1

4,6

1,7

4,0

4,6

10,9

5,7

12,1

13,8

9,2

21,3

7,03

МТФ

8,2

12,2

4,1

7,1

8,2

13,3

7,1

11,2

6,1

4,1

18,4

5,79

 СТФ

19,8

26,2

11,9

10,3

5,6

8,7

5,6

2,4

2,4

1,6

5,6

3,57

ФПММ

20,5

9,1

4,5

6,8

4,5

13,6

4,5

11,4

9,1

11,4

4,5

5,6

 ХТФ

8,4

27,7

5,0

6,7

2,5

18,5

5,0

10,1

5,0

2,5

8,4

4,45

Итого

13,8

16,7

6,2

8,6

5,4

13,3

5,5

7,6

6,1

4,6

12,2

5,12

Таким образом, хочется отметить, что если даже студенты и знают своих кураторов, они не обращаются к ним за помощью и необходимой информации от них не получают. Именно поэтому оценки качества работы кураторов довольно низкие. Наиболее высокие показатели на горно-нефтяном факультете, что, возможно, связано с осознанием преподавателями возможных рисков на производстве.

Большинство (59,7%) опрошенных хотели бы получать информацию о здоровом образе жизни, четверть студентов (26,6%) считает, что «сам все знает», а 8,4% отметили, что в такой  информации не нуждаются. Чаще всего такую информацию студенты получают по телевизору (53,4%), от знакомых и друзей (34,9%), от врача (33,2%), 26,6% студентов получают информацию о здоровом образе жизни от специалистов, 24,5% - из газет, а 10,7% - из специализированных журналов, причем 17% опрошенных ответили, что совсем не получают информацию о здоровом образе жизни.

Итак, формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов  кураторами академических групп либо не проводится, либо проводится формально, не эффективно, без понимания необходимости и важности этого процесса, который можно начать, например, с налаживания куратором коммуникативных связей внутри академической группы.

Свободная коммуникация внутри группы имеет важнейшее значение, так как именно в сплоченном коллективе с высоким уровнем взаимоуважения и взаимопомощи отсутствует возможность появления излишнего психоэмоционального напряжения и, следовательно, создаются оптимальные условия для самоорганизации, саморазвития и самопознания, на таком фоне облегчается задача формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.

Воспитательная деятельность кураторов обладает огромным потенциалом. Реализовать этот потенциал можно при правильной организации и методическом обеспечении процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов курируемой академической группы.

Для реализации поставленной цели мы разработали учебное пособие «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов (методические указания для куратора академической группы)».

При составлении пособия учитывалась необходимость:

1)             знакомства студентов с основными положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [6];

2)             использования личного примера куратора, как образца безопасного и здорового образа жизни;

3)             создания благоприятного психологического микроклимата в студенческой группе;

4)             информирования студентов о влиянии двигательной активности на здоровье и безопасность человека;

5)             информирования об обеспечении безопасности образовательного учреждения, а также собственной и общественной безопасности, в случае террористических актов, пожаров, землетрясений;

6)             информирования о возможностях сохранения и улучшения здоровья, мерах профилактики заболеваний и вредных привычек, приемах оказания первой медицинской помощи;

7)             привлечения сторонних специалистов, специализированных учреждений для проведения консультаций, семинаров по таким темам, как «Профилактика и борьба со СПИДом», «Наркотическая и алкогольная зависимость», «Радикальные группировки и борьба с ними» и т.д.

Эффективное формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов возможно при всесторонней поддержке куратора. Необходимо уделить внимание организационно-методическому обеспечению воспитательной деятельности кураторов по формированию культуры безопасности жизнедеятельности студентов, при постоянном контроле результатов в форме тестирования, анкетирования студентов, проведения различных конкурсов и семинаров.

Перед нами стоят следующие задачи, которые позволят решить проблему эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза: выявить методологическую недостаточность исследования проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов, определить особенности образовательной деятельности, ее место и роль как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов, разработать модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности  студентов, разработать критерии и показатели уровня культуры безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза.

Рецензенты:

Черный К.А., д.т.н., директор Отдела развития инновационной инфраструктуры и метрологии ФГБОУ ВПО «Пермский научный исследовательский политехнический университет»,           г. Пермь;

Косолапова Л.А., д.п.н., зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», г. Пермь.     


Библиографическая ссылка

Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20934 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674