Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОСУГОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Пряжников Н.С. 1 Сергеев И.С. 2
1 Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова
2 ФГАУ Федеральный институт развития образования
В статье раскрываются сущность досугового профессионального самоопределения и различные варианты его реализации (спонтанное и педагогически регулируемое досуговое самоопределения; профессиональное и непрофессиональное досуговое самоопределение). Подчеркивается связь досугового самоопределения с идеей подготовки личности к выборам в условиях свободы. Само досуговое самоопределение школьников рассматривается как своеобразная тренировка, «пробы» в выборах, на основе которых подростки и молодые люди будут осуществлять в дальнейшем свои более обдуманные профессиональные и карьерные выборы. Установлена связь между досуговым самоопределением и программами дополнительного образования детей. Отмечена высокая эффективность досугового самоопределения на фоне «направляющих» и манипулятивных подходов, распространённых в практике современной профориентационной работы. Показано, что элементы досугового профессионального самоопределения относительно широко распространены в современной образовательной практике, хотя и не отличаются признаками системности. Выделяются проблемы, осложняющие досуговое самоопределение и пути повышения его целесообразности и эффективности.
досуговое самоопределение.
спонтанное и педагогически регулируемое самоопределение
дополнительное образование
профессиональная ориентация
профессиональное самоопределение
свобода выбора
1. Блясова И.Ю. Культурно-досуговая деятельность как фактор профессионального самоопределения учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – Шадринск, 2015. – № 1 (25). – С. 31-35.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
3. Куприянов Б.В. О педагогическом мифе самоопределения школьников [Электронный ресурс] // Образовательный портал Ucheba.com. – URL: http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/samoopredelenie.htm (дата обращения: 06.08.2015).
4. Кыштымова Т.В., Блясова И.Ю., Максимовских А.Г. Профессиональное самоопределение старшеклассников в процессе культурно-досуговой деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М., 2015. – № 4-3. – С. 40-42.
5. Профессиональное самоопределение: Словарь терминов / С.Н. Чистякова, Л.П. Ахишмина, О.Т. Рабинович и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 128 с.
6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.А. Мижериков. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс» 1998. – 544 с.
7. Родичев Н.Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. – М., 2006. – Вып. 1-2. – С. 234-251.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
Досуговое самоопределение как психолого-педагогическая проблема

В последние годы, после фактического «провала» реформ 90-х гг., наблюдается заметное оживление в профориентационной работе. На федеральном уровне звучат слова о необходимости «повышения престижа рабочих и инженерно-технических профессий». Проводятся масштабные конференции, форумы, конкурсы и другие мероприятия, посвящённые профориентационной проблематике. Развиваются региональные, муниципальные и локальные, а также корпоративные системы профориентации. Увеличивается число негосударственных организаций, оказывающих населению профориентационные услуги. Множится разнообразие форм и методов работы, используемых в профдиагностике и профконсультировании.

Вместе с тем, эффективность современной профориентации оставляет желать лучшего. Опросы школьников и студентов показывают, что профориентационная работа с ними, как правило, либо вовсе не проводилась, либо проводилась формально, не вызывая чувства удовлетворённости. Специалисты-практики, работающие в государственной системе профориентации, жалуются на избыточный контроль и заорганизованность работы. Многие ключевые вопросы, связанные с организацией полноценной системы профориентации, на федеральном уровне всё ещё не решены. Профессиональная ориентация не рассматривается как значимый элемент государственной кадровой политики; нет авторитетного координирующего центра; отсутствуют как система подготовки специалистов по профориентации, так и соответствующий профессиональный стандарт.

В условиях недостаточной эффективности «официальной» профориентации, существенную часть задач по сопровождению профессионального самоопределения молодёжи могла бы взять неофициальная - досуговая профориентация.

О понятии «досуговое самоопределение»

Термин досуг, в общем случае, означает - «свободное от обязательной деятельности время». Синонимичный ряд понятия «досуговое» включает в себя - необязательное, неформальное, неофициальное, самостоятельное. Этот смысловой контекст близок понятию «самоопределение», что позволяет нам связать воедино два термина и говорить о досуговом самоопределении.(Самоопределение - «основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [4]. При этом часто подчеркивается субъектность, независимость и особая ответственность «само-определяющейся» личности [2]).

Досуг детей традиционно понимается как «свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей» [6]. Два момента в этом определении - свобода и собственное влечение (интерес) - прямо указывают на наличие потенциала, которым обладает досуг школьников для решения задач их самоопределения.

Формы организации досуговой деятельности детей и подростков

Какие формы организации активности детей и подростков могут быть включены в круг понятия «досуговое самоопределение»? По-видимому, те, которые обладают как минимум двумя тремя характеристиками: 1) свобода включения в данную форму активности и выхода из нее, 2) неформальность деятельностии 3) открытость результата.

На практике, это могут быть, например, образовательные программы и проекты, реализуемые в системе дополнительного образования детей. Положение о том, что учреждения дополнительного образования ориентированы на содействие учащимся в самоопределении содержится в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей. Как отмечает И.Б. Куприянов, за время пребывания ребенка, подростка в объединении дополнительного образования «происходит три ключевых, поворотных события, непосредственно связанных с самоопределением:

- самоопределение по отношению к участию в жизнедеятельности внешкольного детско-подросткового объединения учреждения дополнительного образования детей;

- самоопределение школьника по отношению к освоению отдельных сфер жизнедеятельности;

- самоопределение школьника по отношению к членству в социально-профессиональной или культурно-досуговой общности» [3].

Однако, с другой стороны, включённость учреждений дополнительного образования детей в государственную систему образования, с ее нормативными документами, регламентирующими все или почти все стороны работы, с контролем и оценкой эффективности, - предполагает нацеленность их работы на достижение заранее определенных диагностичных целей. Это противоречит требованию открытости, непредрешённости результатов досугового самоопределения. Скажем, в отношении профессионального самоопределения таким результатом может быть как принятие учащимся той или иной деятельности в качестве своей возможной будущей профессии, так и отказ от нее. Очевидно, что предвидеть или запрограммировать «принятие» или «отказ» в каждом конкретном случае невозможно, иначе теряется смысл профессионального самоопределения как свободного и самостоятельного выбора. Таким образом, занятия в системе дополнительного образования детей, хотя и могут быть отнесены к системе «досугового самоопределения», но с определенными оговорками. В идеальном случае, они должны находиться за пределами сферы «контроля и отчётности» перед вышестоящими инстанциями.

Ближе к формату «досугового самоопределения» оказываются те формы детско-взрослой активности, которые реализуются в рамках хобби-контекста, в семье или в формате, близком к семейному, когда педагоги, психологи, профконсультанты работают с детьми или семьями по своей инициативе в свободное время. В этом случае у детей формируется «опыт распоряжения собственным временем, собственной энергией, усилиями, опыт самоорганизации» [Там же].

Как видим, понятие «досуговое самоопределение» в определенных отношениях шире, чем «профессиональное самоопределение» (даже если трактовать последнее не только как профессиональный выбор, но и как подготовку к такому выбору, связанную с формированием у субъекта выбора набора «профориентационно значимых компетенций» [7]). Однако в этом заключается серьезное преимущество досугового самоопределения, поскольку оно обеспечивает единство и целостность всех сторон процесса самоопределения - образовательной, профессиональной, социально-гражданской, личностной, - что выступает условием эффективности профориентационной работы.

Преимущества досугового самоопределения для детей и для профконсультантов

Среди других преимуществ досугового самоопределения для детейможно назвать:

  • полноценность переживания свободы и ответственности школьником;
  • возможность выделиться в творческой, конструктивной, социально значимой активности на фоне менее инициативных сверстников;
  • серия досуговых выборов становится своего рода «мягким тренингом» последующих серьезных выборов, ожидающих подростка, при этом досуговые выборы подчиняются той же логике, что и последующие профессионально-образовательные и карьерные выборы;
  • отсутствие какого-либо риска при корректировке ошибочных досуговых выборов и потенциальная возможность сколь угодно большого множества разнообразных поисков, проб и экспериментов в самоопределении;
  • постепенное и поэтапное формирование готовности у школьников к более конструктивной организации своего времени и жизни в целом;
  • профилактика тех проявлений асоциального поведения, которые выступают формой протеста подростков против «информационного насилия» в школах, связанного с всеобъемлющей регламентацией, обязательностью всего и вся, невозможностью проявления инициативы и т.п. Протест может проявляться как в форме имитации учебной деятельности (слабая успеваемость, пассивность, формальное выполнение школьной повинности»), так и в форме «ухода» (в виртуальные миры, в беспредметное общение посредством социальных сетей, в фанатские движения, в социально сомнительные виды деятельности). Такой «уход» обыкновенно есть не что иное, как поиск вариантов самореализации, невозможного в рамках школьного пространства.

В  то же время, досуговое самоопределение - это не только возможность организовать более умный способ организации свободного времени школьников, но и ряд преимуществдля педагогов и профконсультантов:

  • это несколько большая свобода трудовой деятельности и творческая раскрепощенность;
  • это возможность работать со школьниками на более глубоком, личностном уровне, избегая неизбежной недооценки их внутреннего потенциала, возникающего в условиях стандартизации школьной жизни;
  • это возможность отойти от стереотипов профориентационной работы и апробировать новые, авторские подходы;
  • наконец, это способ сохранения профессионального и личностного самоуважения, выйдя за пределы того пространства, где вся деятельность ограничена набором регламентов и сомнительных директив, и нет возможности ощутить себя субъектом труда.

Варианты досугового самоопределения

Рассматривая различные варианты досугового самоопределения детей, можно выделить:

1)        спонтанное самоопределение, осуществляемое по инициативе самих детей (например, детские «сюжетно-ролевые игры в профессии», «игры с правилами», когда уже группа детей совместно имитирует профессиональные взаимоотношения...) - и самоопределение, реализуемое в форме «педагогически регулируемого досуга» [1];

2)        досуговое собственно профессиональное - и досуговое непрофессиональное самоопределение.В последнем случае это могут быть различные виды хобби, не связанные напрямую с будущей профессией и имеющие своей целью расширение кругозора, пробу жизненных сил, а также компенсирование неинтересных школьных занятий. Однако и «непрофессиональное» досуговое самоопределение может играть большую роль в профориентационной работе как своеобразный «тренинг выбора».

Проблемы организации досугового самоопределения

Ориентация профориентационной работы на досуговое самоопределение позволяет преодолеть целый ряд деформаций, в той или иной степени характерных для сферы «формальной», или «официальной» профориентации. Наиболее типичные деформации:

  • бюрократизациядеятельности и управления, охватившая все сферы современной отечественной жизни, не исключая образование и профориентацию. Необходимость оформления огромных объемов документации «съедает» у педагогов, психологов, профориентаторов, управленцев резерв времени и мотивации, необходимый для содержательной работы и творческого развития. В условиях «досугового самоопределения» этот резерв непосредственно используется в работе с детьми и подростками;
  • тенденция имитации, также проникшая во все сферы профессиональной деятельности. Эта тенденция противостоят исконному принципу профессионализма и неизбежно оказываютсвое влияние на сферу профориентации. Следуя этой тенденции, человек рассматривает свою работу исключительно как источник социально-материальных благ, при этом содержательная сторона профессиональной деятельности не представляет интереса, а ее результат может быть представлен и в фиктивной форме (характерные примеры - отчёты по научным грантам или управленческие сводки о достижении целевых индикаторов). Досуговое самоопределение, и в этом его наиболее существенное отличие, имеет дело исключительно с внутренней мотивацией человека к процессу и результатам деятельности, которую он апробирует и выбирает. В силу этого профессиональное самоопределение осуществляется на основе не внешних признаков (благосостояние, статус), значимых в потребительском обществе, а на основе внутреннего интереса к содержанию определенного вида профессиональной деятельности;
  • сомнительные или «псевдо-элитарные» ориентации, распространение которых в обществе связано с выстраиванием различных работ «по вертикали» - начиная с самых престижных и заканчивая профессиями-изгоями. В этой ситуации «формальная профориентация» сводится к выбору для ребенка самой престижной из числа тех профессий, которые он способен освоить. Невозможность получить профессию, принадлежащую кчислу «элитных», престижных - воспринимается как жизненная неудача. В ситуации досугового самоопределения момент, связанный с «вертикальной» иерархией профессией, имеет минимальную роль, поскольку, центральное место занимает собственный интерес к определенному виду деятельности. Профессиональное развитие в этом случае понимается прежде всего как внутреннее развитие личности, как достижение собственных профессиональных вершин, а не как внешнее карьерное развитие или коллекционирование признаков «статусности»;
  • манипуляция общественным сознанием - характерная черта современной «официальной» профориентации, которая нередко реализуется на основе технократических, бихевиористских подходов, принятых в современном социальном управлении. Задача всевозможных «комплексов мероприятий, направленных на повышение престижа профессий, востребованных экономикой» - не столько «достучаться до сознания» оптантов и их родителей, сколько изменить их поведение на основе внешних, неустойчивых мотивов - и перераспределить потоки выпускников школы по «нужным» профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Несмотря на то, что конечной целью такого подхода декларируются интересы экономики, его реализация лишь актуализирует противоречия: 1)между массовым характером профориентационных мероприятий - и зависимостью производительности труда от индивидуальной мотивации каждого работника и 2)между направленностью профориентации на формирование внешних мотивов выбора профессии - и зависимостью производительности труда от внутреннего, содержательного интереса к данному виду деятельности. Что касается «досугового самоопределения», то оно основано на свободных, личностных, индивидуализированных отношениях, возникающих между взрослыми и самоопределяющимися детьми. Здесь нет места манипулятивным подходам, в скрытом и «цивилизованном» виде управляющих выбором человека при сохранении иллюзии его личной свободы.

В сложно устроенной социальной реальности современного российского общества существует множество факторов, одни из которых способствуют досуговому самоопределению, другие, напротив, препятствуют ему. Б.В. Куприянов [3], исследовавший «предпосылки и препятствия» самоопределения в системе дополнительного образования детей, отмечает следующие ключевые моменты.

Во-первых, возможности самоопределения и его результативность «обусловлены индивидуально-личностными особенностями педагога дополнительного образования, стилем его педагогической деятельности, характером межличностных отношений в диаде «педагог - воспитанник» [Там же]. Педагогу дополнительного образования мало быть образованным, увлечённым, искренним человеком, готовым к демократическому стилю общения - важно, чтобы ему в голову своевременно пришла мысль о необходимости самоопределения воспитанника и о том, что он имеет к этому самоопределению непосредственное отношение.

Во-вторых, большое значение играет то, «как участник внешкольного объединения изначально относится к занятиям, насколько активно участвует в жизни своего объединения» [Там же]. Этот момент непосредственно подводит нас к центральному условию успешности досугового самоопределения, которым является подготовленность детей и подростков к самоопределению в условиях свободы. Свободное время должно быть для ребёнка пространством развития, а не «проблемой». (Сказанное относится и к взрослым людям - не случайно современных безработных часто называют «людьми, имеющими проблемы со свободным временем»). Очевидный вывод состоит в том, что  школьникам надо помогать в организации своего досуга. Эта задача ложится на плечи всех взрослых, неравнодушных к «миру детства» - как родителей, так и педагогов, психологов, профконсультантов, - но и не только их.

Ещё один фактор, способствующий досуговому самоопределению - это возможность ряда последовательных проб, перебора нескольких (многих) вариантов досуговой деятельности. В том случае, если родители сами приводят ребёнка в «престижную», но не интересную для него студию или секцию, или, например, в музыкальную школу, относясь к этому так же, как к школе обычной - ни о каком самоопределении не может быть и речи. Вместо самоопределения происходит «определение внешними обстоятельствами» [Там же].

Среди факторов, выступающих препятствиями для практического развития идеи досугового самоопределения, можно выделить следующие.

1.                  Неготовность значительной части населения к самоорганизации свободного времени в культурных формах. В отличие от профессиональной деятельности, имеющей обязательный, организованный и извне заданный характер, свободная (досуговая) деятельность требует способности к самостоятельному целеполаганию и планированию, самоорганизации и самодисциплине, наконец, определенного уровня общего развития и разнообразия интересов. Все эти необходимые составляющие человеческой культуры, к сожалению, еще не до конца выработались в отечественном менталитете (несмотря на то, что в советский период власть прилагала заметные усилия, пытаясь привить народу привычку к культурным формам досуга, в том числе к творческой самодеятельности). В настоящее время эта ситуация отягощается двумя новыми моментами:

1)        страх перед наличием свободного времени и перед «свободой вообще» у значительной части населения. Этот страх возник как результат переживания катаклизмов 90-х гг., вызванных «излишком неуправляемой свободы», переросшей в хаос. Внешне страх перед свободой обычно выражается в форме «стремления к порядку», при этом имеется в виду не самостроительство порядка, а именно порядок, заданный «сверху», желательно «сильной рукой». С этим же связана существующая во многих образовательных организациях культура пассивной исполнительности, когда всё сводится к бесконечно повторяющимся, однообразным, рутинным действиям, лишённым даже намёка на творчество, а на любые инициативы наложен негласный запрет - «как бы чего не вышло»;

2)        узкий прагматизм, проникший, в том числе, и в мир детства и выражающийся в общем взгляде на школьное образование исключительно как на первую ступень в построении будущей карьеры ребенка. В силу этого родители ребенка уже с раннего возраста ориентированы на полную загрузку ребенка неким набором формальных занятий, ориентированных на «подготовку» (к школе, к ЕГЭ, к вузу) и не оставляющих никакого времени для свободного развития и самоопределения ребенка. Это происходит на фоне встречного движения со стороны системы образования, охватывающей школьников всё более широким фронтом обязательных форм работы.

2.         Таким образом, второй фактор, препятствующий «досуговому самоопределению» -предельная загруженность учащихся в школах. Сохраняющаяся многопредметность, мозаичность учебных программ, объемные домашние задания - лишь одна сторона проблемы школьной перегрузки. Другая, не менее важная сторона, состоит в том, что нынешняя школа не работает на развитие содержательной мотивации, и срабатывает известный принцип - «тяжело то, что неинтересно». В результате, современные дети практически лишены досуга, и нужны немалые усилия родителей (которые тоже обычно загружены и перегружены на работе), чтобы организовать систематический развивающий досуг своих детей. Ещё одна проблема состоит в том, что если всё время школьника заполнено навязанными извне заданиями и чётко регламентировано, то у него не формируется внутренняя готовность к самоорганизации. Всё сказанное иллюстрирует тот факт, что дети из малых городов (и из менее обеспеченных семей) до определенного возраста развиваются успешнее, чем те, с кем постоянно и в обязательном порядке кто-то чем-то занимается.

3.                  Третий «препятствующий» фактор на пути «досугового самоопределения» -это недостаточная доступность дополнительного образования различных направлений для детей и подростков разного возраста. Как показывает статистика последних сорока лет, доля детей, посещающих кружки, студии, секции остается относительно стабильной -около одной пятой от общего числа школьников. Объективными препятствиями для увеличения этого числа выступает ряд объективных причин:

- отсутствие в районе или населенном пункте кружков нужного профиля;

-  платность занятий;

- слабая приспособленность системы дополнительного образования к решению задач самоопределения.

Не разработаны механизмы, обеспечивающие возможность пробного посещения школьником нескольких кружков или секций, с последующей сравнительной оценкой, даже возможным перебором («проб») разных вариантов  и выбором наиболее подходящего. В идеале, помощь ребенку и его родителям в оценке результата серии «проб» и выборе оптимального профиля дополнительного образования должен оказывать психолог или профконсультант.

4. Наконец, четвертый фактор - явно недостаточная подготовка профконсультантов, педагогов, воспитателей и администраторов к организации и проведению досугового самоопределения детей и подростков в разных, взаимодополняющих формах работы. В частности, многие знакомые нам программы и учебники по дисциплине «Педагогика досуга» не включают профориентационную тематику, особенно актуальную для старших дошкольников и младших школьников, которые особо восприимчивы к знакомству с миром профессионального труда и частосами реализуют свой познавательный интерес в играх. (Напомним, что Д.Б. Эльконин в своей знаменитой книге «Психология игры» [8] подчеркивал, что «детская сюжетно-ролевая игра - дитя труда», а известный психолог труда Е.А. Климов отмечал, что дошкольник в своих играх не столько «осваивает» профессии, сколько «знакомится со смыслами разных профессий», что обеспечивает его дальнейшую социализацию и формирование позитивного отношения к разным видам труда [2]. Поэтому, досуговое самоопределение оказывается чрезвычайно важным в дошкольном и младшем школьном возрасте, а не только применительно к подросткам. Заметим, что нередко сами подростки говорят своим педагогам и профконсультантам, что «надо было раньше с ними профориентацией заниматься...»). Получается, что на стихийном уровне досуговое самоопределение осуществляется, а педагоги и психологи далеко не всегда это понимают. Кроме того, не достаточно осмыслены возможности профессиональной самореализации для самих психологов и педагогов в условиях неформальной профориентационной работы, особенно, когда это предполагает их инициативу, креативность и даже некоторые риски, связанные с первоначальным «непониманием» со стороныколлег и администрации...

Особенности досугового самоопределения на разных этапах развития личности

Несмотря на то, что в научно-методическом плане проблематика досугового самоопределения является новой, недостаточно осмысленной и слабо проработанной, в практическом отношении досуговое самоопределение - это реальный факт. Оно реализуется в различных формах, соответствующих возрастным ступеням развития личности.

 В дошкольном возрасте это разные виды спонтанного самоопределения - игры в профессии, фантазии о будущей взрослой, в т.ч. профессиональной жизни. В тех семьях, где существует собственный, хорошо развитый хобби-контекст, дети активно включаются в него уже в этом возрасте. Большой профориентационный потенциал имеет современная модель развивающих «групп кратковременного пребывания» различной деятельностной направленности для дошкольников, по сути, выступающая начальной стадией дополнительного образования.

У младших школьников - начало занятий в объединениях дополнительного образования, перебор различных вариантов и выбор наиболее интересных. Для этой возрастной категории проводятся профориентационные мероприятия на базе домов творчества, летних лагерей отдыха и т.д. Главное в этом возрасте - не «застревать» на одном-единственном увлечении!

У подростков - участие в обозначенных выше формах профориентационной активности (в том числе таких, как конкурсы профессионального мастерства для детей Kid Skills и Junior Skills, летние профориентационные смены в детских лагерях); выбор факультативных и элективных курсов; самостоятельно выполняемые, в рамках «второй половины школьного дня», проектные и проектно-исследовательские работы; уточнение своего более глубокого интереса к той или иной внешкольной деятельности. Часто это и приобщение к какому-либо виду взрослой деятельности (вождение автомобиля, сельскохозяйственные работы и т.д.).

У старших школьников - выбор вуза (колледжа), в ряде случаев с включением в систему неформальной профориентационной работы, организуемой вузами (колледжами). Комплексный пример такой работы, организуемой вузом для школьников, приводят в своей статье сотрудники Шадринского Государственного педагогического института. Это «Фестиваль профессий», научно-исследовательский проект «Шаг в будущее», Интернет-олимпиады по различным предметам, фотоигра «Я б в учителя пошёл, пусть меня научат», экскурсии школьников в учебные заведения, конференции, конкурсы, викторины соревнования, круглые столы, тренинги, игры-дискуссии, квесты, дебаты на правовые темы и т.д. [4]. Сюда же можно отнести «тест-драйвы студенческой жизни» для школьников, всё чаще организуемые вузами, а также участие старшеклассников в культурно-досуговых мероприятиях для студентов.

В студенческом возрасте досуговое самоопределение продолжается. Более того, для многих студенческий период - это первое серьёзное испытание свободой и «свободным временем», которое выдерживают далеко не все. Пространство досугового самоопределения здесь может быть заполнено участием в проектно-исследовательской, творческой и волонтёрской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства (в т.ч. таких, как World Skills, Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» и т.д.), в расширении круга друзей и единомышленников, в рассмотрении сложных вопросов, связанных с будущей специальностью, трудоустройством и трудовой деятельностью. Если же вуз или колледж выбран на основе не содержательного интереса к определенной сфере деятельности, а внешних мотивов престижа и достатка, то именно в досуговой деятельности у студента остаётся возможность для полноценной самореализации.

Перспективы развития досугового самоопределения

Несмотря на необязательность, неформальность досугового формата профориентационной работы, организовать её гораздо сложнее, чем формализованную систему профориентации. Причина этого - в неготовности к деятельности в свободном, нерегламентированном пространстве педагогов, психологов, профконсультантов, школьников и их родителей. И всё же полноценная реализация идеи досугового самоопределения как важного элемента профессиональной ориентации обучающихся представляется нам возможной. Для этого необходимо решить несколько важных задач.

1. На уровне государственной социальной и образовательной политики: признание развивающего культурного досуга в качестве значимой ценности социального развития. В последние несколько лет в системе официально пропагандируемых ценностей наметился поворот от узкого потребительства к более широкому пониманию смысла человеческой жизни, включающего идеи патриотизма, социального служения, инновационного развития и т.д. В эту систему органично должны войти и такие важные, «чисто человеческие» аспекты жизни, как культурное развитие в досуговом пространстве и творческая самодеятельность.

2. На уровне системы социального воспитания - постановка, в качестве одной из важных задач, формирование у подрастающего поколения культуры свободного времени и свободной творческой активности. Используя язык современной педагогической науки, речь идет о необходимости формирования особой общей компетенции, связанной с грамотным самоменеджментом человека в условиях свободного времени. Актуальность этой задачи будет лишь возрастать по мере расширения социокультурных пространств «постиндустриальной цивилизации». В отличие от все еще доминирующих установок общества «индустриального типа» на адаптацию личности к профессии и организации, для «постиндустриального общества» свойственна большая степень свободы и самоопределения для каждого индивида, а значит - острее становится необходимость не просто «чем-то заполнить» свободное время, но и использовать его с максимальной эффективностью для себя и для общества.

3. На уровне школьного образования - конкретизация задач, заявленных в новом поколении стандартов общего образования в отношении формирования личностных и метапредметных результатов образования, применительно к сопровождению профессионального самоопределения, в целом, и «досугового самоопределения» - в частности. Очевидно, это потребует разработки соответствующих типовых программ, методик и т.д. для учителей-предметников, классных руководителей и других педагогических работников школы, с уточнением их профессиональных обязанностей по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

4. На уровне организации профориентационной работы - во-первых, важно найти оптимальное соотношение обязательной и добровольной части. Обязательная часть:

-       мотивационная работа (актуализация проблематики самоопределения, формирование позитивного образа самой профориентации и т.п.);

-       широкое профессиональное информирование учащихся и их родителей;

-       тренинговая работа, связанная с формированием всего набора «профориентационно значимых» компетенций;

-       наличие готовых рекомендаций для тех учащихся и их родителей, которые  так и не смогли решить свои проблемы самостоятельно.

Добровольная часть:

- оказание профконсультационной помощи и поддержки (в самопознании, в конкретных выборах);

- использование активных методов (в т.ч. «активизирующих методик») профориентации, в особенности тех, которые занимают значительное время;

- посещение кружков, секций, факультативных занятий и т.п. (как учебно-профессиональных проб).

5. Во-вторых, разработка системы работы по «досуговому самоопределению» для профконсультантов, психологов, педагогов, работающих в специализированных профориентационных центрах (государственных или негосударственных), а также самостоятельно. Такая система должна предполагать возможность как непосредственно с обучающимися и их родителями, так и организацию более широких открытых форматов «досугового типа», позволяющих вовлечь обучающихся и их семьи, а также специалистов-профессионалов различного профиля, представителей образовательных организаций и т.д. в разнообразные формы активности.

Специальная подготовка профконсультантов требует развития не только их содержательно-исполнительской готовности (владение методиками, специфичными именно для досуговой работы), но и мотивационной готовности. Это, в том числе, желание гармонично соотносить обязательные и добровольные формы работы, стремление проявлять творческую инициативу, а также способность в определенной степени противостоять «торгашескому подходу», распространившемуся в образовательной деятельности.

В заключение статьи ещё раз подчеркнём высокую эффективность досугового самоопределения как инструмента профориентационной работы. Многие данные свидетельствуют о том, что для школьников, активно посещающих объединения дополнительного образования и включённых в конструктивный хобби-контекст, «значение досуговых занятий выше всех иных сфер, а увлечения таких учащихся отличаются разнообразием» [3]. Это оказывает закономерное влияние на профессиональный выбор таких школьников, при этом их профессионально-образовательная, а потом и профессионально-трудовая мотивация оказывается существенно выше, чем у тех, чьё самоопределение состоялось в формальной среде общего образования и «обязательной» профориентации.

 

Рецензенты:

Блинов В.И., д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва;

Вачков И.В., д.псих.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический институт», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Пряжников Н.С., Сергеев И.С. ДОСУГОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20959 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674