Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Валеева М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Статья посвящена актуальной проблеме формирования личностно-профессионального опыта студента педагогического вуза как сложного социального явления. Рассматривается формирование профессионального опыта в контексте вариативности взглядов на его природу и сущность. Предлагается авторская трактовка исследуемого феномена. Раскрыты содержание и структурные компоненты личностно-профессионального опыта студента. Доказана важность внешних и внутренних факторов, обусловливающих накопление опыта в совокупности и своеобразии ситуаций, с которыми субъекты сталкиваются в процессе профессионально ориентированной образовательной деятельности. Показана роль творчески ориентированной среды вуза как предпосылки развития потенциального образовательного опыты. Обосновано, что смена стандартов образовательных программ направлена все больше на практико-ориентированный характер занятий и дисциплин, на усиление значимости самостоятельной работы студентов. Подчеркивается сложность формирования базиса личностно-профессионального опыта в процессе освоения студентом будущей профессиональной деятельности.
личностно-профессиональный опыт
внешние и внутренние факторы
потенциальный профессиональный опыт
профессионально ориентированная образовательная деятельность
профессионально-важные качества личности
1. Валеева М.А. Актуальные тенденции профессионально-личностного становления будущего педагога // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 17. — С. 215—221.
2. Попова А.Ф., Орехов Е.Ф., Сазонов И.Ю. Формирование установки на успех в профессиональной деятельности. — Челябинск, УралГАФК, 2005. — 158 с.
3. Сериков В.В. Модернизация образования: взгляд с позиции личностно-развивающей модели // Профессионализм педагога: Сущность, содержание, перспективы развития. — М.: ВЛАДОС, 2005. — Ч. 1. — С. 119—128.
4. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики: монография / под науч. ред. С.В. Сальцевой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 340 с.
5. Тоистева О.С. Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности: системно-деятельностный подход: монография. — Екатеринбург: ИД Ажур, 2015. — 208 с.
6. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи) / сост. В.С. Торохтий. — М.: МГППУ, 2011. — 204 с.
7. Управление профессиональной карьерой: кол. монография / под ред. Е.Б. Перелыгиной. — М.: Альтекс, 2007. — 260 с.

Опыт деятельности выступает важной составляющей подготовки будущего профессионала в любой сфере, является ключевым в социальном запросе современного общества и среди работодателей, стоит в центре интересов и требований студентов и родителей - заказчиков образовательных услуг. Научно-педагогическое исследование содержания и смысловых оттенков понятия «опыт» раскрывает многозначность его трактовки в различных областях науки, и в практической жизни. В обобщенном виде опыт есть целевая деятельность субъекта, оставляющая в сознании след взаимодействия с окружающим миром.

Теоретический анализ исследований по проблемам формирования профессионального опыта обнаруживает разнообразие взглядов на его природу и сущность, подчеркивая его компоненты: совокупность знаний, специфических умений и навыков; распределенная мышлением человека деятельность; сложная система, интегрирующая в себе способы, приемы, конкретные правила для решения предстоящих профессиональных задач; это совокупность событий, актуализованных специалистом в конкретных профессиональных ситуациях; комплекс упорядоченных в сознании образов пережитых событий; это результирующая психических процессов,  закрепляющая имеющиеся социальные и профессиональные знания, требующиеся умения, навыки, способы, адекватные технологии деятельности, востребованные человеком не один раз в жизни. Внимание исследователей при этом в большей степени акцентируется на проблемах самостоятельного освоения опыта личностью, и реже - на проблемах помощи в формировании опыта обучающегося в процессе образовательной или профессиональной деятельности. Кроме того, жизненный опыт рассматривается как результат личного взаимодействия человека с объективным миром, а профессиональный его опыт выступает в качестве совокупного опыта, полученного индивидом в сфере социально значимой профессиональной деятельности, и трактуется в качестве базового компонента профессиональной компетентности.

В ходе эмпирического познания действительности опыт студента в единстве компетенций, знаний и умений выступает как результат взаимоотношений человека и мира, последовательно и передается по линии жизни от поколения к поколению.

В теоретическом плане обоснованы факторы, оказывающие влияние на формирование личности и опыта профессиональной деятельности в среде будущих педагогов. К внутренним факторам авторы относят психологические состояния, переживания личности, ее чувства, эмоции, интуицию, а также познавательные ресурсы. Факторы внешними выступают (стихийно или целенаправленно) - содержание, характер и стиль взаимодействия с другими в ходе различных видов деятельности, прежде всего специально педагогически инструментованных (обучение и воспитание).

Как синтез чувственной и разумной осознанной познавательной деятельности, опыт отражает итог самодвижения и самопознания, как фрагмент или способ деятельности субъекта познания, опыт содержит идеальное и материальное, которые «снимают» друг друга в результате практической деятельности, проявленности содержания внутреннего мира человека.

Исследователи подчеркивают ряд неотъемлемых характеристик личностно-профессионального опыта: его индивидуализированность, избирательность, наличие смысловой интеграции, продуктивность и операциональность, и инновационную направленность [3; 6].

Сложность формирования базиса личностно-профессионального опыта педагога, как показало проведенное нами исследование, обусловлена множественностью и своеобразием ситуаций, с которыми субъекты сталкиваются в процессе профессионально ориентированной образовательной деятельности; качественным и содержательным различием объектов, в отношении которых педагогу приходится принимать решения; многообразием факторов, влияющих на содержание и результаты деятельности.

В качестве значимой предпосылки овладения профессиональным опытом выступает потенциальный образовательный опыт, который, наряду с актуальным образовательным опытом, является одним из особо важных условий обретения личностью опыта решения будущих образовательных и личностных задач.

Правомерно и мнение исследователей, которые рассматривают опыт как экспериментальную проверку знаний лабораторным путем или путем наблюдения явлений в окружающей действительности.

Продуктивна позиция, представляющая опыт как сложное и неоднозначное переплетение событий, в каждом из которых заложена своя природа и история. Под опытом понимается то, что воспринимается в нём личностью, а именно: мир событий и людей, включая их опыт, деятельность и судьбу человечества. Одни из таких событий происходят с достаточной регулярностью, другие случайно; одни приносят пользу для человека, а другие наносят вред. Главная задача для человека - научиться сознательно ими управлять [5].

Вышесказанное позволяет утверждать, что с позиций педагогического исследования опыт студента, взрослеющего человека, важно характеризовать, в аспекте личностно-профессионального его характера, так как именно в этом плане формирование его системно охватывает весь процесс вузовского образования. Расширение опыта, раздвижение его границ мотивируется в определенной степени социальным окружением, или социально-экономическими условиями жизнедеятельности, ориентирами педагогического сообщества, уровнем профессиональной ориентированности деятельности студента в вузе.

В ходе получения образования студент в вузе получает и опыт конкретного, актуального переживания действительности; осваивая компоненты общественно-исторического бытия, включая хранение, созидание и передачу культурных смыслов, которые объективируются в нормах и ценностях, в языковой и предметной формах, отражая общий уровень развития мышления и цивилизации, овладение законами природы, общества, науки. Опыт противопоставляется умозрению и рассуждениям, это понятие родовое, интегрирующее наблюдение, эксперимент; опыт отражает наличие и меру всех навыков и умений, в смысле жизненного опыта, конкретного опыта в профессии, познании, хобби и др.

Интересными представляются взгляды на возникновение опыта. По мнению исследователей, посредником между человеком и окружающим миромвыступает предметное действие. Даже слова, или наглядные образы, выступая сами по себе не очень много, или иногда даже ничего не значат в развитии опыта. Значимы именно действия лично человека, который может активно манипулировать и экспериментировать в реальном времени ирежиме с предметами (объектами, вещами, с их свойствами, формой и т.п.). По степени нарастания объема и усложнения опыта человека по осуществленному практическому действованию с предметами, системно происходит интериоризация освоенных предметных действий, их постепенный переход, превращение в умственные операции (мысли и действия, проявляющиеся во внутреннем, мысленном плане). По мере накопления различных умственных операций, их усложнения происходит формирование опыта, который предполагает, в свою очередь, определенное многообразие путей действования на реальном пространстве деятельности, либо в ментальном мире времени [7].

Существуют положения теории познания, где опыт рассматривается как итог использования уроков своего имеющегося опыта, основанного на выводах из ситуаций своей жизни или наблюдений за примерами чужой жизни. Разные личности, различные эпохи, отличающиеся общества - все это имеет в основе разнообразные предметы опыта. В итоге возможны расхождения между деятелями и мыслителями, а перспективность согласования их опыта значительна и для современников, и для потомков. Другие люди, имеющие свой другой опыт, иначе решают проблемы, это не всегда имеет значение для всех решений, основанных обычно на своем опыте. Каждый исходит из сложившейся уникальной своей ситуации, базируется на своей перспективе видения мира или жизненного опыта. Но накопленный в обществе, человечестве плюрализм предоставляет для личности очевидные перспективы роста.

В результате проведенного теоретического анализа мы рассматриваем личностно-профессиональный опыт студента как совокупность практически усвоенных профессиональных знаний, имеющихся навыков и умений, апробированных лично в результате активного взаимодействия с объективным миром социальной практики и отраженных в его сознании способов, норм и правил профессиональной деятельности, социокультурных смыслов и жизненных ценностей, способствующих личностному и профессиональному росту обучающегося [1].

Важно учитывать, что в качестве объективных факторов формирования опыта человека выступают те условия, в которые включен человек, независимо от его желаний и предпочтений:

-   сложившийся социально-психологический контекст и климат учебной группы;

-   взаимоотношения с педагогами, преподавателями;

-   программно-содержательная сторона процесса образования;

-   завоеванный социальный статус личности;

-   специфические особенности семейной и бытовой организованности  жизни и др.

Факторами субъективными выступают собственные усилия студента, направленные на осознание, осмысление, характеристику и рефлексивную оценку взаимодействия в мире и с миром.

Исходя из этого, мы сочли возможным представить все многообразие деятельности студента в вузе комплексно. Так как опыт справедливо трактуется как совокупность знаний и умений, полученных в процессе непосредственного участия и практического взаимодействия личности с внешним миром, мы систематизировали виды деятельности студента в вузе.

Именно благодаря структурной интеграции, объединенности, взаимосвязанные и взаимодополняющие виды охарактеризованных ниже занятий обеспечивают обучающимся, в силу своей информационной емкости, достаточно широкое поле для разностороннего освоения личностно-профессионального опыта:

- учебно-познавательная деятельность осуществляется в аудиториях и реализуется как самостоятельная работа по образовательным программам и дисциплинам, расширяя знания, их объем и уровень;

- научно-исследовательская работа позволяет развивать исследовательское мышление и необходимые для научного поиска качества, осознать свою интеллектуальную продуктивность, при подготовке проектов, статей, получении сертификатов об участии, наград за  достижения;

- внеаудиторная деятельность происходит по интересам, во внеучебное время, но в стенах вуза - клубы, кружки, студии по интересам, студсоветы, команды-олимпиадники, обнаруживая степень и частоту участия субъекта, личностную направленность на профессию, создает положительную мотивацию и поддерживает позитивные эмоции студенческого сообщества;

- практическая охватывает, прежде всего, все виды практик, укрепляет профессиональные и социальные мотивы, задает успешность прохождения начал профессии, развивает компетенции;

- социокультурная протекает в открытом социуме, ценна для общества и собственно  социализации, фиксирует факты активности-пассивности, расширяет мир общения и взаимоотношений. Каждый охарактеризованный нами вид деятельности по-своему влияет на уровень, характер, содержание опыта студента в целом, в тот сензитивный период студенческой жизни, когда человек способен гибко, любознательно, мотивированно все воспринимать, осваивать, интериоризировать.

Так как наследие человечества не просто избирательно усваивается человеком, но подвергается им переосмыслению, анализу, сопереживанию, «пропускается через себя», усваивается и становится внутренней ценностью субъекта, то все виды деятельности способствуют личностному росту субъекта образования. Наряду с овладением опыта использования знаний, способов решения познавательных или практических задач, применения творческого опыта, студент постепенно овладевает опытом быть личностью, с выполнением таких специфически личностных функций как избирательность, рефлексия, самоопределение, самореализация, социальная и профессиональная ответственность и др.).

В ходе становления личности, расширения и увеличения ее масштаба, субъект выступает все более основательным фактором своего же развития, изменения, осуществляя преобразования объективных условий и обстоятельств адекватно своим личным свойствам, он как активное существо сознательно участвует и в создании собственного профессионального опыта. Одновременно он мотивируется в определенной степени социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности, ориентирами педагогического сообщества.

В развитие мысли о многоаспектности связи человеческого опыта и личного опыта отдельного человека, обратим внимание на возможность охарактеризовать возникающие слои (пласты) опыта, как остаточные следы участия субъекта в множестве занятий, выступивших системообразующими для формирования полной картины личностно-профессионального опыта студента.

В результате в полученном личностно-профессиональном опыте личности, приобретенном и осознанном в качестве собственной жизненной ценности в ходе участия в учебно-познавательной, научно-исследовательской, внеаудиторной, практической, социокультурной деятельности, обнаруживаются наслоения интеллектуального, научного, эмоционально-эмотивного, эмпирического и социального плана или характера.

Накопление личностно-профессионального опыта, рефлексивное осознание значимости его наличия, способствует развитию у студента уверенности в себе, принятия себя как самодостаточной личности и будущего профессионала, содействует укреплению веры взрослеющего человека в свои силы и способности. В свою очередь, это порождает и укрепляет его надежду на полноценную жизнь и достойную профессиональную деятельность, что является одним из мотивирующих факторов успешного обучения для решения задач осуществленного при поступлении в вуз профессионального самоопределения.

В результате самореализации и рефлексии в отношении накопленного опыта он также осваивает не столько социальный опыт общества и профессии, зафиксированный в соответствующих знаниях, принципах, правилах и нормах поведения, традициях, но и трансформирует социальный опыт в виде неповторимой, своей индивидуальной формы. Возникает субъективный опыт человека, который выступает как совокупность освоенных индивидом знаний, усиленно добытых в итоге осуществления личной практики, и накопления опыта, расширяющего границы уже освоенных и отложившихся в копилке личностно-профессионального опыта действий, операций, видов деятельности.

Исследователями утверждается, что опыт (сформированный в процессе деятельности, обучения и воспитания накопленный массив знаний, навыков, умений и привычек) делится, прежде всего, на прошлый (своего рода мыслительное богатство, собранное как самим субъектом в течение своей жизни, так и в наследственной форме тысячами его предшественников за время эволюции человека) и на свежий (опыт, формирующийся в процессе решения задач, выступающий для субъекта как вновь приобретаемый) [2; 4].

Сложившийся за годы обучения в вузе витагенный (жизненный) опыт студента очень важен в дальнейшей профессиональной жизни выпускника, так, как это социально-генетический аккумулятор в памяти индивида, который непрерывно обогащается содержательно новой личностно и социально значимой информацией, преобразованной в результате влияния окружающей действительности, субъектно-актуализируемой в возникающих адекватных ситуациях. Иными словами, основой формирования субъективного опыта является система знаний, получаемых человеком в процессе обучения и практической деятельности, а его содержанием выступают смысл и значение этого знания для субъекта.

Накопление личностно-профессионального опыта происходит индивидуально окрашено в процессе самосовершенствования личности. В опыте студента отмечаются содержательный (опора для личностных функций), а также процессуальный осознанная субъективная активность) аспекты. В первом содержательном, аккумулируются знания, умение и навыки, уже накопленные студентом, в процессуальном происходит непосредственное приобретение новых знаний и способов деятельности.

Таким образом, анализ исследований показал сложность и неоднозначность в понимании категории личностно-профессионального опыта в современной науке.

Формирование личностно-профессионального опыта студента является длительным, разноплановым, многофакторным, со сложной динамической структурой, процессом вузовского образования, сущность которого заключается в освоении студентами будущей профессиональной деятельности, профессионального общения и развитием профессионально-важных качеств личности. Смена стандартов образовательных программ в вузе направлена все больше на практико-ориентированный характер занятий и дисциплин, на усиление значимости самостоятельной работы студентов, что пробуждает их потребность в накоплении, осмыслении и внедрении собственного личностно-профессионального опыта вместо пассивного получения абстрактного набора знаний, требующих обновления сразу же по окончании вуза.

Рецензенты:

Сальцева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социологии ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;   

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.                     


Библиографическая ссылка

Валеева М.А. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20963 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674