Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ СТЕРЕОТИПОВ ПИТАНИЯ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К НАРУШЕНИЯМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Семенова Н.В. 1 Ляпин В.А. 2 Грищенко Ю.А. 1 Денисов А.П. 1 Кун О.А. 1 Денисова О.А. 1 Куцевал Е.В. 3
1 Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия
2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
3 ФКУ ГБ МСЭ по Омской области
В статье описаны особенности стеротипов питания и предрасположенности к нарушениям пищевого поведения студентов вузов города в зависимости от различных специальностей для создания персонифицированной системы профилактики нарушений пищевого поведения среди студенческой молодежи и формирования здоровьесберегающего поведения. Нарушения пищевого поведения отмечались чаще у студентов медицинского ВУЗа, чем в техническом ВУЗе. В большинстве случаев наблюдалось, что в ОмГМУ студенты без нарушения пищевого поведения обучаются на лечебном факультете. Чаще всего диагностировались нарушения «смешанного» типа пищевого поведения (39,3%). Так же было выявлено, что «эмоциональному» типу пищевого поведения больше подвержены студенты медицинского ВУЗа следующих факультетов: фармацевтического, стоматологического и медико-профилактического. В итоге исследования каждому из студентов были даны индивидуальные рекомендации по коррекции пищевого поведения с учетом выбранной специальности и специфики дальнейшей работы.
здоровьесберегающее поведение.
профилактика
здоровье
молодежь
пищевое поведение
1. Батурин, А. К. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации / А. К. Батурин, Б. С. Каганов, Х. Х. Шарафетдинов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. – С. 253.
2. Гигиена детей и подростков/В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов, Н.А. Скоблина, Е.И. Шубочкина, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, М.И. Степанова, И.К. Рапопорт, Б.З. Воронова, А.С. Седова, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, В.Ю. Детков, З.А. Дагаева, Е.Г. Блинова, Ж.Ю. Горелова, Е.М. Ибрагимова, В.Ю. Иванов, С.С. Молчанова и др./Под ред. член-корр. РАМН В. Р. Кучмы//Сборник нормативно-методических документов. – М., 2013.
3. Дедюлина, Н. В. Гигиеническая оценка здоровья детей дошкольного возраста г. Омска на рубеже веков : автореф. дис. … канд. мед. наук. – Омск, 2005. – 19 с.
4. Дедюлина, Н. В. Состояние репродуктивного здоровья населения крупного города / Н. В. Дедюлина, В. А. Ляпин // Экология человека. – 2004. – № 4 S1. – C. 153-154.
5. Денисов А. П. Рабочая книга по статистике (учебное пособие для студентов)/А. П. Денисов, В. В. Дробышев, В. С. Сергеева. – Омск: Издательско-полиграфический центр ОГМА, 2002. – 124 с.
6. Ляпин, В. А. Потери здоровья детского населения в промышленном центре Западно-Сибирского региона / В. А. Ляпин, Н. В. Дедюлина // Сибирь-Восток. – 2005. – № 5. – С. 13-15.
7. Маренко, В. А. Системный подход к статистическому анализу медицинской информации/В. А. Маренко, Н. В. Дедюлина//Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2009. – № 10. – С. 45–48.
8. Новикова И.И. Социально-гигиеническая оценка и экологические проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков/И.И. Новикова, Г.А. Оглезнев, В.А. Ляпин//Материалы Х Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. – М., 2007. – Кн. 1. – С. 630-633.
9. Тутельян, В. А. Предпосылки и факторы формирования региональной политики в области здорового питания в России / В. А. Тутельян, Б. П. Суханов, М. Г. Керимова // Вопр. питания. – 2007. – Т. 76, № 6. – С. 39–43.
 Актуальность. Пищевое поведение – это отношение человека к еде и её приёму в обыкновенных условиях, условиях стресса [1, 2, 3, 4, 8, 9]. Пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека. Важно  диагностировать ранние проявления болезней органов пищеварения у студенческой молодежи, которые занимают ведущее место в заболеваемости трудоспособного населения. Это обуславливает актуальность нашего исследования.

   Цель исследования. Определить стереотипы питания студентов ВУЗов, особенности формировния типов пищевого поведения студенческой молодежи  - Омского государственного медицинского университета и Сибирской автомобильно-дорожной академии (ОмГМУ и СиБАДИ) для создания индивидуальных, корректирующих пищевое поведение, профилактических мероприятий.

  Материалы и методы. В исследовании участвовали 145 студентов, (женщин 94 и мужчин 51человек), средний возраст студентов составил 21 год. Оценка типов пищевого поведения (ТПП) проводилась с помощью модифицированного  голландского опросника  DEBQ, разработанного Van Strein T и соавт. (1986). Вопросы 1-10 составляли шкалу эмоциогенного пищевого поведения (10 вопросов), вопросы 11-23 - шкалу экстернального пищевого поведения (13 вопросов), вопросы 24-33 - шкалу ограничительного пищевого поведения (10 вопросов). Нормальными значениями ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения для людей с нормальным весом составляют 2.4, 1.8 и 2.7 балла соответственно. Осуществлялась статистическая обработка данных с помощью программы STATISTICA V6.0 [5; 7].

   Задачи исследования:

   1.Изучение пищевого поведения студентов ВУЗов. 2. Поиск особенностей пищевого поведения для каждой специализации в ВУЗе. 3. Разработка индивидуальных профилактических мероприятий по коррекции пищевого поведения студентов.4. Создание персонифицированной системы профилактики нарушений пищевого поведения среди студенческой молодежи и формирования здоровьесберегающего поведения

   Результаты и их обсуждение. По данным  опросника  DEBQ  [6] лишь у 15,2% студентов нет нарушения пищевого поведения; Чаще всего у опрошенных диагностировался «смешанный» ТПП у 39,3% студентов, из которых у: 14,5 %  – в равной мере наблюдаються нарушения «ограничительного», «эмоциогенного» и «экстернального» ТПП; 12,4%  выявляются «ограничительный» и «экстернальный» ТПП; 8,3% – в равной мере наблюдаются нарушения «эмоциогенный» и «экстернального ТПП; 2,8% отмечается наличие «ограничительного» и «эмоционального» ТПП. «Экстернальный» ТПП зарегистрирован у 32,4%  всех опрошенных студентов,  при  этом средние значения 3,0 (б) при (N=2,7б); «ограничительный» ТПП отмечался у студентов (11%), средние показатели 2,9(б) также отличались от нормальных  (N=1,8 б); «эмоциогенный» ТПП диагностировался у 2,1 % опрошенных. Различия типов пищевого поведения по специальностям медицинского ВУЗа:  «смешанный» ТПП чаще диагностировался у студентов лечебного факультета ОмГМА, что составило 16,6% исследуемых, в отличие от других факультетов, стоматологического 7,6%, педиатрического 5,5%, медико-профилактического 4,2%, и реже всего этот ТПП встречался у студентов фармацевтического факультета –  2,8 % студентов; «экстернальный» ТПП чаще выявлялся у студентов лечебного факультета, что составило 12,4% исследуемых, в отличие от других факультетов: на  фармацевтическом у 5,5%, одинаково диагностировался этот ТПП у студентов СибАДИ и медико-профилактического факультетов 4,8% исследуемых; у студентов педиатрического дела 2,8% исследуемых, и реже всего этот ТПП встречался у студентов стоматологического факультета 2,1 % студентов; «ограничительный» ТПП  чаще отмечался у студентов лечебного факультета у 4,1 % исследуемых,  в равной мере выявлялся у студентов педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов (рис.1).

Рис. 1. Частота встречаемости ограничительного пищевого поведения среди студентов ОмГМУ

 

У 2,1% исследуемых в ОмГМУ, в отличие от студентов СибАДИ, где данный тип пищевого поведения не диагностировался; «эмоциогенный» ТПП в одинаковой мере  выявлялся у студентов медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов и составило 0,7 %, в отличие от других факультетов лечебного и педиатрического и студентов СибАДИ, где данный ТПП не выявлялся. Различия типов пищевого поведения у студентов СИБАДИ: по данным  опросника  DEBQ  у обследованных студентов СИБАДИ чаще  диагностировался «экстернальный» ТПП у 63,6% студентов; «смешанный» ТПП зарегистрирован у 18,2%; не отмечались «ограничительный» ТПП  и «эмоциогенный»; У 18,2% студентов  нет нарушения пищевого поведения. Различия ТПП  у студентов ВУЗов по гендерному признаку: у опрошенных мужчин чаще  диагностировался «экстернальный» ТПП у 45% студентов мужского пола, «смешанный» ТПП зарегистрирован у 27,5%;  «ограничительный» ТПП – 3,9%, «эмоциогенный» ТПП – 2%; У 21,6% студентов  мужского пола нет нарушения пищевого поведения (рис. 2).

Рис. 2 Различия ТПП у студентов различных специальностей (мужчины),%

У обследованных студенток чаще  диагностировался «смешанный» ТПП у 43,6%; «экстернальный» ТПП зарегистрирован у 25,5% ; «ограничительный» ТПП отмечался у 16%; «эмоциогенный» ТПП – диагностировался у 2,1%; У 12,8% студентов женского пола нет нарушения пищевого поведения (рис. 3).

Рис. 3 Различия ТПП у студенток различных специальностей (женщины), %

Студенты без нарушения пищевого поведения чаще отмечались на лечебном факультете ОмГМУ (6,2 %), по сравнению с остальными факультетами: на стоматологическом – 2,8 %, в равной мере на медико-профилактическом и педиатрическом - 2,1%, у студентов СибАДИ  – 1,4%, стоматологического факультета – у 0,7 % опрошенных.

   Выводы

 Нарушения пищевого поведения отмечаются  чаще у студентов медицинского ВУЗа в отличие от студентов СибАДИ. В большинстве случаев наблюдается, что в ОмГМУ студенты без нарушения пищевого поведения обучаются на лечебном факультете. Чаще всего диагностировались  нарушения «смешанного» ТПП (39,3%). Также было выявлено, что «эмоциональному» ТПП больше подвержены студенты медицинского ВУЗа следующих факультетов: фармацевтического, стоматологического и медико-профилактического. В итоге исследования каждому из студентов были даны индивидуальные рекомендации по коррекции пищевого поведения с учетом выбранной специальности и специфики дальнейшей работы. Необходимо создание персонифицированной системы профилактики нарушений пищевого поведения среди студенческой молодежи и формирования здоровьесберегающего поведения.

Рецензенты:

Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков ОмГМУ, г. Омск;

Ширинский В.А., д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания ОмГМУ, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Ляпин В.А., Грищенко Ю.А., Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Куцевал Е.В. ОСОБЕННОСТИ СТЕРЕОТИПОВ ПИТАНИЯ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К НАРУШЕНИЯМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20966 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674