Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Федорова С.Н. 1 Константинова В.В. 1 Алексеева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет"
В современной российской системе образования в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание обращается на формирование различного рода компетенций обучающихся, в том числе и этнокультурных. Значительным потенциалом в формировании этнокультурных компетенций обучающихся обладает этнический туризм, который предполагает ознакомление обучающихся с бытом, традициями, обычаями, духовной и материальной культурой народа посредством организации этнотуристических маршрутов. Республика Марий Эл обладает огромным потенциалом для организации этнического туризма для обучающихся. В городах и районах сохранились исторические объекты, музеи под открытым небом, открыты мастерские по изготовлению изделий старины. Знакомство с прошлым народа мари способствует осмыслению обучающимися уникальности обычаев и традиций предков, что, несомненно, влияет и на формирование этнокультурной компетенции школьников. Погружение в стихию обычаев и традиций влияет и на формирование национального самосознания молодого поколения.
обучающиеся
этнокультурные компетенции
этнотуризм
этнотуристические маршруты
Республика Марий Эл
1. Акберова А.Г Этнокультурное образовательное пространство как фактор воспитания патриотизма у учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. – 2013, № 1 (96); (дата обращения: 29.05.2015).
2. Константинова В.В., Алексеева Е.В. Этнотуристические маршруты для детей и юношества в Республике Марий Эл // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6; URL: www.science-education.ru/120-15901 (дата обращения: 29.05.2015).
3. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: Дис… д.ф.н. – М., 1992. – 363 с.
4. Положение о формировании ключевых компетенций обучающихся [Электронный ресурс].- (Режим доступа: http://zunmurinoschool.ucoz.ru/load/polozhenie_o_formirovanii_kljuchevykh_kompetencij_uchashhikhsja/1-1-0-12 (дата обращения: 10.07.15).
5. Развитие этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл: теоретические основы и результаты диагностики: Монография / Под ред. С. Н. Федоровой. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2014. – 116 с.
6. Федорова С.Н., Медведева З.В. Детско-юношеский этнотуризм: опыт и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-15918 (дата обращения: 18.12.2014).
7. Svetlana N. Fedorova, Elena V. Alekseeva, Valentina V. Konstantinova, Maria V. Lezhnina, Zoya V. Medvedeva. Theoretic and Methodological Bases for the Organization of Ethnic Tours for Children // Review Of European Studies. Vol. 7, № 8 (2015). P. 262. http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/issue/view/1324
Федеральные государственные образовательные стандарты меняют систему требований к результату образования. Эти требования не связаны жестко с той или иной дисциплиной, предметом, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие - надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи - ключевыми компетенциями (Э.Ф. Зеер).  Формируемые компетенции как совокупность взаимосвязанных качеств личности подразделяются на несколько групп.

1. Ценностно-смысловые компетенции - связаны со способностью обучающихся  ориентироваться в окружающем мире, выбирать верные смысловые установки для своих действий, принимать правильные решения.

2. Общекультурные компетенции - предполагают хорошую осведомленность в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и отдельных народов.

3. Учебно-познавательные компетенции - включают элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

4. Информационные компетенции - предусматривают наличие  умений самостоятельно находить необходимую информацию, использовать материал, содержащийся в учебных предметах и окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции - включают знание разных языков, эффективных способов взаимодействия с окружающими, навыки продуктивной работы в группе на основе общения.

 6. Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями в гражданско-общественной, социально-трудовой сфере, умения действовать в соответствии с социальными нормами, владеть этикой трудовых отношений.

7. Компетенции личностного самосовершенствования - направлены на освоение способов саморазвития (физического, духовного и интеллектуального) [4].     

В условиях Российской Федерации, сущность которой есть объединение ее народов и их культур, особенно в многоэтничных и многоконфенсиональных, а стало быть, заведомо поликультурных российских регионах, поликультурность выступает среди других координат образовательного пространства в качестве одной из системообразующих [1]. В многонациональной стране важно и необходимо формировать у  обучающихся систематизированный опыт этнокультурного самовыражения, т.е. этнокультурную компетенцию. «Под этнокультурной компетентностью можно понимать определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем ее подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. такую этносемиотическую осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций» [3].

В условиях глобализационных процессов именно школа должна быть местом социализации воспитанников как носителей национальной культуры, выработки у них посредством этнокультурных взаимодействий опыта реализации национальной памяти. Исходя из вышесказанного можно выделить следующие направления этнокультурного развития обучающихся:

1)  формирование знаний об истории, культуре своего народа, своего края, осознание своей этнической принадлежности;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, ценностям других народов;

5) освоение этносоциальных норм, правил поведения;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве с представителями разных национальностей;

7) развитие этноэстетического сознания через освоение художественного наследия народа и т.д.

Результатом реализации задач данных направлений должно стать формирование у обучающихся следующих этнокультурных  компетенций:

1) владеет этнокультурными нормами и основами нравственного поведения;

2) владеет родным литературным языком, навыками устной и письменной речи;

3) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки этнокультурологических знаний;

4) способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

Эффективной формой работы по формированию у  обучающихся этнокультурных компетенций является этнотуризм. В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка. Туризм рассматривается как путешествие, как временные выезды в иную местность, отличную от места постоянного жительства, в спортивных, развлекательных, оздоровительных целях. Объектами туристического маршрута могут выступить природные, социокультурные, архитектурные объекты, обладающие оригинальностью, уникальностью, эстетической привлекательностью, позволяющие получить объективную информацию.

Туризм имеет следующие функции: оздоровительную, просветительную, удовлетворение потребностей в смене места пребывания, обогащение социально-экономической инфраструктуры и др. Данные функции предопределяют цели туризма; исходя из них выделяют спортивный, культурно-оздоровительный, религиозный, экологический, образовательный, социальный и этнотуризм. Этнотуризм является одним из направлений культурно-познавательного туризма. Он позволяет удовлетворить духовные потребности человека, познающего традиции и культуру различных народов [7, с. 262].    

Прежде всего отметим, что при всей его привлекательности этнотуризм, в том числе и такое его направление, как этнотуризм для детей и юношества, не получил широкого распространения в нашей стране [5; 4].     Этнотуристические маршруты для взрослых пока организуются преимущественно предпринимателями, а для детей - педагогами-энтузиастами. Сложившаяся ситуация отсутствия масштабности и медленного  темпа развития этнотуризма объясняется рядом причин.

1. Развитие этнотуризма требует значительных финансовых вложений: этнотуристическая индустрия предполагает организацию проживания туристов в этническом поселении, обеспечение питания на основе национальной кухни, организацию национальных вечеров отдыха, развлечений, создание условий для оздоровления организма в соответствии с народной медициной, перевозку на национальных видах транспорта, ознакомление с национальными ремеслами, изделиями художественного промысла, знакомство с представителями национальной интеллигенции, экскурсии к местным достопримечательностям, участие в создании предметов декоративно-прикладного творчества и т.д. А все это требует денег.

2. Не разработана концепция этнотуристической индустрии как системы взглядов на его роль в мире, природе, обществе.  Действительно, на настоящий момент недостаточно проанализирована значимость этнотуристического направления. Между тем этнотуризм является важнейшим фактором  повышения образовательного и общекультурного уровня населения, трансляции и сохранения национальных ценностей. Этнотуризм важен и как фактор поддержания здоровья людей (физического и психического), это пространство для развития этнотолерантных характеристик личности, воспитания уважительного отношения к представителям разных национальностей, стабилизации межэтнических отношений.

3. Во многих регионах не развита инфраструктура этнотуристических услуг: недостаточен комплекс этнических сооружений, этнокоммуникационных сетей, отсутствуют качественные дороги между районами и регионами, обеспечивающие нормальный доступ этнотуристов к этнотуристическим достопримечательностям, и т.д.

4. Отсутствуют специалисты, способные на профессиональном уровне обеспечивать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение этого направления, и т.д. [6].   

В нашей стране целенаправленное  развитие этнотуризма детей и юношества осуществляется в основном в области дополнительного (внешкольного) образования: на станциях юных туристов, в туристических базах, в отделах туризма и краеведения домов творчества детей и юношества.

Для того чтобы доказать перспективность этнотуризма в развитии этнокультурных компетенций обучающихся, нами было проведено исследование в рамках проекта N14-16-12003, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

Цель исследования - выявить эффективность использования этнотуризма в развитии этнокультурной компетенции обучающихся.

Объект исследования - формирование этнокультурной компетенции.

Предмет исследования - этнотуризм как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся.

Первоначально нами был изучен исходный уровень сформированности этнокультурных компетенций 250 обучающихся образовательных организаций Республики Марий Эл. В качестве диагностического материала были выбраны тестовые задания открытого и закрытого типа на знание истории, языка, культуры своего народа, основных этнических достопримечательностей республики, освоение этносоциальных норм, правил поведения, сформированность этнической идентичности. Подведение итогов осуществлялось с помощью  следующей шкалы: 85-100% - высокий уровень, 55-84% - средний уровень, ниже 55% - низкий уровень.

Анализ результатов показал, что высокий уровень сформированности этнокультурных компетенций был выявлен у 10% испытуемых (25 человек), средний уровень - у 60% (150 человек) и низкий уровень - у 30% (75 человек).

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки программы формирующего этапа по использованию этнотуризма в развитии этнокультурных компетенций обучающихся. Экспериментальная программа предполагала апробацию этнотуристических маршрутов по районам Республики Марий Эл [1]:

- маршрут № 1  - город Йошкар-Ола, Медведевский, Оршанский районы Республики Марий Эл;

- маршрут № 2 - Параньгинский, Мари-Турекский, Ново-Торъяльский, Сернурский, Куженерский, Советский районы Республики Марий Эл;

- маршрут № 3 - Звениговский, Волжский, Моркинский районы Республики Марий Эл;

- маршрут № 4 - Горномарийский, Килемарский, Юринский районы и г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл.

Маршрут № 1 начинается  с посещения музея города Йошкар-Олы, а далее  продолжается автобусной экскурсией «Йошкар-Ола: прошлое и настоящее» с посещением исторических мест: дом купца Наумова, дом с мезонином купца Корепова, дом лесопромышленника  Чулкова, дом И. Пчелина и др. Вторым этапом маршрута № 1 является экскурсия в краеведческий музей п. Медведево, где представлена очень интересная информация о  быте и культуре марийцев, живущих вокруг г. Йошкар-Олы. В музее организуется встреча с родными марийского драматурга Н. Арбана, автора многих драматических произведений, которые ставятся на сцене театра им. М. Шкетана. Третий этап маршрута - посещение «Родника дружбы народов», который находится недалеко от Мироносецкого женского монастыря с. Ежово. Четвертый этап - посещение Оршанского района - родины классика марийской литературы  М. Шкетана. В рамках этнопутешествия по району предполагается встреча с обучающимися МБОУ «Великопольская СОШ Оршанского района».  Завершающим, пятым этапом данного маршрута является посещение Музея труда в п. Оршанка.

Маршрут № 2 - Советский, Ново-Торъяльский, Сернурский, Куженерский, Параньгинский, Мари-Турекский районы Республики Марий Эл.

Первый этап  маршрута начинается  с обзорной экскурсии по Советскому и Ново-Торъяльскому районам и продолжается в с. Марисола и деревне Купсола Сернурского района. В Купсоле родился Иванов Кирилл Иванович (Йыван Кырля), артист первого звукового фильма «Путевка в жизнь». В данном фильме он сыграл роль беспризорника Мустафы.  Второй этап маршрута проходит через Куженерский район, который в народе любовно называется Марийской Швейцарией. Родником народного таланта является деревня Йывансола, где проживает семья Каменщиковых. Для любителей этнотуризма они за считанные минуты дадут мастер-класс по изготовлению марийских блюд и народных инструментов шувыр, тумыр, а также  женских свадебных нарядов и украшений. Большую популярность среди любителей этнического туризма обрела деревня Визимбирь, где находится база отдыха на лоне удивительного ландшафта - волго-вятского увала. Туристов привлекает пещера, которая таит в своих туннелях древнюю историю народа мари. На территории района можно увидеть удивительный цветок - венерин башмачок, который занесен в Красную книгу. Оставляя Куженерский район, туристы попадают в Параньгинский - третий этап маршрута. Уникальность района состоит в том, что бок о бок здесь проживают мари и татары. В районе в первозданном виде сохранена марийская традиционная религия. Подтверждением этому являются многочисленные священные рощи, в которых и по сей день происходят моления всевышнему - Ош Кугу Юмо. В деревне Олоры для любителей традиционных ремесел есть возможность познакомиться с кузнечным делом, а для тех, кто интересуется духовной культурой марийского народа, есть возможность посмотреть традиционную марийскую свадьбу. Завершающим, четвертым этапом маршрута является Мари-Турекский район, который граничит с республиками Татарстан, Удмуртия и Кировской областью. Мари-Турекский район - это родина первого марийского ученого, академика Василия Мосолова. Для юных этнотуристов интерес представит «Костер дружбы», который каждый год зажигается обучающимися трех субъектов Российской Федерации.

Маршрут № 3 - Звениговский, Волжский, Моркинский районы Республики Марий Эл. Этнотуризм по данному маршруту начинается с Моркинского района - первого этапа. Исследователям истории и культуры народа мари известна фамилия классика марийской литературы С.Г. Чавайна, автора первого марийского стихотворения «Роща». В связи с этим юным этнотуристам предлагается побывать в музейном комплексе д. Чавайнур, погрузиться в то время, когда в данной деревне родился и жил будущий марийский писатель. После посещения музейного комплекса этнотуристам предлагается пешая экскурсия к горам «Карман курык» («гора Карман», «Овда курык» (гора Ведьмы). Второй этап маршрута проходит по Волжскому и Звениговскому районам. Волжская земля привлекает туристов своими озерами, реками, парками. В народе чудо-озером называют «Морской глаз», а самым привлекающим туристов - «Яльчик». Звениговский район известен деревней Какшамарий. В этой деревне родились  первый профессиональный музыкант-композитор И.С. Ключников-Палантай, композитор Яков Эшпай.

Маршрут № 4  проходит по Горномарийскому, Килемарскому, Юринскому районам и г. Козьмодемьянску. Килемарский и Юринский районы находятся на левом берегу Волги, а Горномарийский район и г. Козьмодемьянск - на правом.

На первом этапе для этнотуристов открывает свои двери база отдыха «Раздолье», которая находится в Килемарском районе. Для любителей дикой природы предлагаются конная прогулка по лесным тропам, а также горномарийские традиционные блюда и праздники. Каждое лето в районе проводится фольклорный праздник «Земля предков». Второй этап - Юринская земля, которая известна для туристов замком Шереметьева. На берегу Ветлуги, которая впадает в Волгу, поострен замок, являющийся шедевром архитектуры. На высоком берегу Волги ждет своих посетителей - этнотуристов музей этнографии под открытым небом в г. Козьмодемьянске.  В музее можно увидеть предметы быта, орудия труда, жилые постройки, типичные для горномарийской стороны, есть возможность познакомиться с национальной кухней, традициями, играми, песнями, танцами горных мари.  Здесь же предлагаются мастер-класс по лозоплетению и домашнему ткачеству, а также творческая встреча с детским ансамблем гусляров Горномарийского района.

 Полученные нами промежуточные результаты по апробации экспериментальной программы говорят о ее эффективности в развитии этнокультурных компетенций обучающихся. Количество испытуемых с высоким уровнем сформированности этнокультурных компетенций возросло с 10 % (25 человек) до 14 % (35 человек), со средним - с 60% (150 человек) до 70% (175 человек), а количество испытуемых с низким уровнем сформированности этнокультурных компетенций сократилось с 30% (75 человек) до 16% (40 человек). Окончательный итог будет подведен в октябре 2015 г. Но и промежуточные данные позволяют нам с уверенностью утверждать, что этнотуризм является эффективным средством формирования этнокультурных компетенций обучающихся, а, следовательно, необходимо всячески способствовать его развитию в каждом регионе нашей необъятной страны.

Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-16-12003.

Рецензенты:

Комелина В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики, технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Шкалина Г.Е., д. культурологии, профессор, зав. кафедрой культуры и искусств ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Федорова С.Н., Константинова В.В., Алексеева Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20983 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674