Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Петухова-Левицкая М.И. 1 Кувырталова М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье представлен анализ причин, ограничивающих сохранение здоровья детей в условиях образовательного процесса; рассмотрена специфика понятий, отражающих различные направления в решении проблемы здоровья участников образовательного процесса в современной образовательной теории и практике: здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение; раскрыта социальная и психолого-педагогическая значимость процесса созидания здоровья участников образовательного процесса, который реализуется через целенаправленное конструктивное изменение отношения личности к своему здоровью. Механизмом формирования практических способов оздоровления и приращения здоровья выступает готовность к здоровьесозидающей деятельности, в статье рассматриваются психолого-педагогические условия ее формирования.
участники образовательного процесса
здоровьесозидание
здоровьеобеспечение
здоровьеформирование
здоровьесбережение
1. Гафнер В.В. Педагогика безопасности – новое научное направление современной педагогики // Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / Под ред. В.В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – С. 6–12.
2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 188 с.
3. Петухова М.И. Внеклассная работа в структуре профессио¬наль¬ной деятельности буду-щего учителя: организаци¬онно-педа¬гогический ас¬пект Известия Тул. гос. ун-та» Се¬рия. Педагогика. Вып. 3. – Тула: ТулГУ, 2006. – С. 155–161.
4. Петухова М.И. Проблема здоровьесозидания субъектов образовательного процесса и возможности ее решения средствами прикладной музыки // Современные проблемы науки и образования» – 2011. – № 6; URL: www.science-education.ru/100-5019.
5. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 : Ярославль, 2004. — 339 c.
         В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности. Новая модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности. В этих условиях особенно возрастает социальная, психологическая и педагогическая значимость формирования у учащихся в процессе образовательной деятельности ценностного отношения к здоровью как к ресурсу, определяющему в дальнейшем полноту реализации жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.

       В процессе реформ, осуществляемых на современном этапе развития страны, создаются правовые, экономические, организационные основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях. Вместе с тем отсутствие надежных механизмов реализации принятых государственных решений и сколько-нибудь значимой межведомственной интеграции в сфере обеспечения здоровья не дает возможности сегодня кардинально изменить ситуацию. По данным научных исследований на сегодняшний день около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. (М.М. Безруких,; Н.К. Смирнов,; В.Р. Кучма).  Директор Научного центра здоровья детей РАМН А. Баранов утверждает, что сегодня в стране только 3% здоровых детей. К окончанию школы более 90% учащихся имеют несколько хронических заболеваний. Такая ситуация обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Нестабильность общественного развития, создающая широкий спектр внешних и внутренних угроз, влекущих за собой конфликтогенность и агрессивность, эмоциональное напряжение в межличностном взаимодействии, проецируются на образовательную среду, порождают проблему психологической безопасности и психического здоровья ее субъектов.

       Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и собственно система образования. К числу причин, ограничивающих процесс сохранения здоровья детей в условиях образовательной среды, можно отнести следующие:

1) несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

2) инновационное развитие образовательной системы, сопровождающееся повышенными требованиями к участникам образовательного процесса и вызывающее интеллектуальное перенапряжение, неустойчивость эмоционально-волевой сферы личности;

3) малый удельный вес специальных направлений, форм и методов здоровьесберегающей деятельности, особенно в области полноценного музыкального, художественного, трудового, физического воспитания;

4) недостаточный уровень разработанности технологий актуализации здоровьесозидающего потенциала личности, обеспечивающих сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности учащихся;

5) недостаточная готовность педагогов по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, созданию условий для здоровьеформирования, развитию у них устойчивых интересов, ценностных ориентаций, мотиваций и установок на самостоятельные занятия в данной сфере.

        Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что в современной науке существует целый ряд понятий, отражающих различные направления в решении проблемы сохранения здоровья участников образовательного процесса: здоровьесбережение, здоровьесовершенствование, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение.

        Решению вопросов организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения на основе системного и комплексного подхода посвящены работы Н.П. Абаскаловой, В.И. Бондина, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Л.М. Митиной, Н.К. Смирнова, А.Г. Трушкина, Ф.Ф. Харисова и др. Психолого-педагогические технологии формирования у школьников осознанного отношения к собственному здоровью представлены в работах В.А. Ананьева, И.В. Дубровиной, В.М. Кабаевой, Е.В. Конькиной, Г.С. Никифорова, И.В. Сапельцовой, Б.А. Титова и др. Вопросы сохранения здоровья школьников в аспекте здравосозидательной направленности процесса обучения освещаются в исследованиях Л.Б. Дыхан, В.И. Загвязинского, А.Г. Маджуги, Н.Н. Малярчук, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой и др. Разработке различных подходов к обеспечению индивидуального опыта здоровьесбережения посвящены работы В.К. Бальсевича, В.С. Быкова, В.А. Вишневского, В.И. Дубровского, Н.А. Фомина и др. Различные аспекты подготовки педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, организации здоровьесберегающего обучения; формирования систем и моделей здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях представлены в исследованиях И.А. Баевой, О.А. Клестовой, С.Е. Ратенко, Т.В. Сущенко, Н.В. Суворовой и др.

       Обращение к опыту образовательных учреждений показывает наличие следующих сложившихся направлений работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса:

  • гигиено-профилактическое, ориентированное на сохранение и восстановление здоровья детей и учащейся молодежи через рациональную организацию учебного процесса;
  • физкультурно-оздоровительное, которое характеризуется использованием средств физической культуры в целях оздоровления и развития (как физического, так и нравственного) детей и молодежи;
  • эколого-сохраняющее, обеспечивающее сохранение здоровья учащихся через формирование экологически целесообразных отношений подрастающего поколения с окружающей средой;
  • лечебно-реабилитационное, когда оздоровление учащихся осуществляется посредством использования лечебных мероприятий: физио-, фито-, психотерапевтических, лечебной физкультуры и др.;
  • конфессиональное, при котором здоровье рассматривается в контексте духовной жизни учащихся (используется на базе духовных училищ, гимназий, воскресных школ);
  • учебно-воспитательное, когда особое внимание уделяется созданию условий по формированию и развитию личного опыта ребенка в деятельности, ориентированной на сохранение его здоровья, согласование формируемых у школьников мотивов данной деятельности с актуальными потребностями его возраста.

      Несмотря на актуальность заявленной проблемы, многочисленность научных исследований, на сегодняшний день в психолого-педагогической науке отсутствует четкость понятийного аппарата и методологических подходов к решению проблемы здоровья участников образовательного процесса в условиях образовательного пространства школы. Исследователи говорят о здоровьесбережении, здоровьеформировании, здоровьеобеспечении, здоровьесозидании.

     Рассмотрим существующие понятия, их сущностные характеристики, общность и различия. Понятие «здоровьесбережение» означает сохранение здоровья на изначально заданном уровне, на том, с которым ребенок пришел в школу, и является синонимом термина «здоровьесохранение» (Л. Волошина, З. Хуснутдинова) [1]. Понятие «здоровьеформирование» (происходит от «формировать, придавать чему-нибудь определенную форму, законченность; организовывать») понимается как целенаправленный процесс по созданию, «формированию» нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса. Термин «здоровьеобеспечение» означает «сделать вполне возможным, действующим, несомненным» и, следовательно, предполагает обеспечение и создание условий как для сохранения, так и для формирования, развития здоровья субъектов образовательного процесса.

      В отечественной психолого-педагогической науке раньше других стало разрабатываться направление, сущность которого отражает понятие «здоровьесбережение». Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний» со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся [2].  Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели: в учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье; школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей; здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

       В середине 1980-х гг. была разработана новая, более расширенная модель здоровьесбережения. В нее вошли: служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

        Сегодня исследователи определяют «здоровьесбережение» как учет особенностей нервной системы учащихся, создание благоприятного психологического фона, предупреждение переутомления, перегрузки учащихся, использование приемов, способствующих появлению интереса к учебе, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразной деятельности [5]. Исследователями предложена структура здоровьесбережения как системы, которая представлена следующими взаимосвязанными компонентами: цели здоровьесберегающей деятельности; содержание этой деятельности; методы сбережения здоровья; средства, организационные формы.  Введено понятие здоровьесберегающей технологии.

        Здоровьесберегающая технология понимается как качественно иная технология, которая позволяет создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития всех аспектов (духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического) здоровья у субъектов образования. Исследователями определены структура и компоненты здоровьесберегающей технологии: аксиологический, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный. Выявлены функции здоровьесберегающей технологии: формирующая, информативно-коммуникативная, диагностическая, адаптивная, рефлексивная, интегративная (Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.).

      На основе результатов данных исследований были сформулированы  принципы здоровьесберегающей педагогики (Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.): ненанесения вреда; приоритет действенной заботы о здоровье учащихся; триединое представление о здоровье; непрерывность и преемственность; субъект-субъектное взаимоотношение с учащимися; соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; медико-психологическая компетентность учителя; гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями); использование активных методов обучения; сочетание охранительной и тренирующей стратегий; формирование ответственности учащихся за свое здоровье; отсроченный результат; принцип контроля за результатами деятельности по здоровьесбережению  [4].

      Отмечая безусловные достоинства массива научных исследований по проблеме здоровьесбережения, нельзя не заметить, что сам термин «здоровьесбережение» предполагает акцент на сохранении изначального уровня здоровья, с которым дети приходят в школу, и в дальнейшем работа педагогов проводится с коллективом учащихся, ориентируясь на средние показатели. Однако каждый ребенок приходит в школу со своим индивидуальным уровнем здоровья и жизненным опытом, поэтому мы глубоко убеждены, что вся работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка должна проводиться только с ориентацией на уровень индивидуального здоровья. Исследователи П.А .Кисляков, О.В. Короткова, Н.Б. Пугачёва, В.В. Гафнер, О.В. Верхорубова справедливо отмечают первоочередность формирования здоровья. В связи с этим в научный оборот введено понятие «здоровьеформирование» [5].

       Здоровьеформирующее образование - это педагогический процесс по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения и укрепления здоровья. Исследователи определяют здоровьеформирующее образование как непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения. П.А. Кисляков отмечает, что здоровьеформирующее образование включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья, куда входят: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек (таких как курение, алкоголизм, наркомания).  О.В. Короткова и Н.Б. Пугачёва рассматривают «здоровьеформирующее образование как педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья как необходимое условие жизнеспособности» [3]. П.А. Кисляков, В.В. Гафнер отмечают, что процессы формирования и сохранения здоровья должны идти не последовательно, а параллельно.

      В конце XX в. в качестве национальной идеи исследователи (В.В. Мурашов) выдвигают идею здоровьесозидания нации, и в психолого-педагогической науке ставятся вопросы созидания здоровья подрастающего поколения. Эта идея получила отражение в программных документах, и в условиях модернизации Российской системы образования предполагает не только необходимость сохранения здоровья участников образовательного процесса, но также формирование и созидание здоровья, которые ориентируют учащихся и педагогов на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации.

       Термин «здоровьесозидание» возможно употреблять в значении «творение» и трактовать как деятельное, процессуальное явление, сопряженное с самоактуализацией и формированием здоровьесозидающей личностной позиции.

       Под понятием «здоровьесозидающая деятельность» понимается созидание (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому данное словосочетание содержит и здоровьесберегающую деятельность (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и деятельность по формированию и по совершенствованию здоровья (с позиций создания нового качества состояния здоровья).

     Таким образом, здоровьесозидание как более широкое понятие включает здоровьесохранение, здоровьесовершенствование, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение. Более того, оно нацелено на развитие жизненного опыта личности в формировании, сохранении и приращении собственного здоровья.

    Важными компонентами здоровьесозидающей деятельности являются: саморефлексия (состояния тела, духа и интеллекта); самоцелеполагание (обнаружение нового «Я» самого себя); самопрограммирование (разработка последовательности своих действий по осуществлению себя и поиск ресурсов в себе); самореализация (осуществление процесса выхода на новый образ «Я»).

    Стратегию здоровьесозидания можно представить в следующей логической последовательности: от овладения основными знаниями и навыками образовательной деятельности через самопознание, смыслотворчество и самосовершенствование - к самоопределению в отношении к здоровью, выработке здоровьесозидающей личностной позиции и освоению индивидуальных технологий оздоровления.

Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:

1)      целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;

2)      здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;

3)      здоровьесозидание - не совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;

4)      готовность к здоровьесозидающей деятельности  - основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают:

  • формирование в образовательном учреждении (на занятиях и во внеклассной работе) здоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги - учащиеся - родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и приращения здоровья;
  • опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности каждого человека;
  • совместная здоровьесозидающая деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей);
  • формирование у всех участников образовательного процесса готовности к деятельности по созиданию здоровья, включающей: ценностные ориентации в отношении здоровья на основе холистического подхода, систему знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, потребность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа жизни, ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и приращению своего здоровья, творческую деятельность в сохранении и приумножении своего здоровья.
Рецензенты:

Ромашина Е.Ю., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Романов В.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.          


Библиографическая ссылка

Петухова-Левицкая М.И., Кувырталова М.А. ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20988 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674