Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Митросенко С.В. 1 Колокольникова З.У. 1 Лобанова О.Б. 1 Лукина А.К. 2 Петрова Т.И. 3
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)
3 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ»
В статье анализируется опыт работы педагогического ВУЗа в сопровождении детей сирот в условиях межведомственного взаимодействия на региональном уровне. Выделен спектр проблем, возникающих при сопровождении детей-сирот; охарактеризованы методы и формы (методические совещания; педагогические лектории для приемных родителей; тематические семинары; методическое сопровождение работы семейных клубов; тренинги; индивидуальные консультации; консультирование специалистов отделов опеки и попечительства и др.) межведомственного взаимодействия. Охарактеризованы особенности подготовки будущих педагогов к работе с детьми-сиротами и ресурс их включения в процесс сопровождения (организация досуга, школа личностного роста, научно-исследовательская работа и др). Рассматриваются перспективы совершенствования сопровождения детей-сирот (открытие дистанционной школы и консультационного центра, обобщение опыта и подготовка программы сопровождения и методических рекомендаций).
технологии работы с детьми-сиротами
будущие педагоги
межведомственное взаимодействие
дети-сироты
1. Басалаева Н.В., Колокольникова З.У., Митросенко С.В. Психолого-педагогические аспекты сопровождения замещающей семьи: монография. - Красноярск: СФУ, 2012.
2. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: дис… к.п.н. - Ставрополь, 2005.
3. Боброва М.В. Профессиональная педагогическая подготовка к работе в учреждениях интернатного типа: исторический опыт и современные проблемы //Научные исследования в образовании. - 2006. - № 6. - С. 33-35.
4. Драчева Н. А. Социализация детей-сирот в детском доме-лицее им. Х. М. Совмена / Н. А. Драчева, А. В. Дудникова // Актуальные проблемы непрерывного образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 24-25 апреля 2007 года - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. - С. 137-140.
5. Митросенко С.В. Интеграция детей-сирот в социокультурное пространство города //Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 3 (11). - С. 26-28.
6. Митросенко С.В. Подготовка будущего педагога к формированию гражданской позиции у приемных детей-сирот //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 1. - С. 169-171.
7. Митросенко С.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-сирот в замещающей семье // Идеи и идеалы. - 2013. - Т. 2. - № 1 (15). - С. 123-130.
8. Митросенко С.В., Колокольникова З.У. Представления детей-сирот о семье //Семья в России. - 2008. - № 3. - С. 100 -105.
9. Ситничук С.С. Формирование готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с воспитанниками детских домов в образовательном процессе ВУЗа // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 103-108
10. Чиганова С.Д. Профилактика социального сиротства и социальное обслуживание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: учебное пособие по учебной дисциплине "Технология социальной работы" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа" - Красноярск: КГУ, 2005.
11. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010.

Развивающаяся в современных условиях система замещающего воспитания (приемные, опекунские, патронатные семьи) нацелена на более успешную социализацию детей-сирот, вовлечение их в те процессы, которые способствуют формированию разносторонне развитой личности с устойчивой гражданской позицией.

К решению данной проблемы обращались О.В. Бережная, М.В. Боброва, С.К. Гайдаева, Е.А. Жаркова, Л.Ю. Катрук, А.В. Капустин, О.Г. Ягапарова и др.

О.В. Бережная отмечает, что дети, лишенные права жить и воспитываться в семье, согласно закону находятся под опекой и попечительством государства, его защитой, что должно гарантировать наличие условий как для нормального развития ребенка, так и для специальной реабилитационной работы по устранению дефектов в состоянии его здоровья. Теряя право иметь семейное окружение, ребенок автоматически теряет возможность не только реализовать другие свои права, но и главным образом реализовать их в объеме, необходимом для его наилучшего развития [2]

В современных условиях исследователи рассматривают различные технологии в сопровождении детей-сирот. Это и технология формирования ценностных ориентаций воспитанников детских домов, и формирование социоэмоциональной культуры межличностных отношений подростков-сирот (Л.В. Маликов), и туристичеко-краеведческая деятельность (Л.В. Макарова) и др. В последнее время анализу работы с детьми-сиротами посвящено множество исследований. Так, О.А. Антонова рассматривает инновационные формы и методы работы с детьми-сиротами с целью их успешной адаптации в общество, Р.М. Желиготова анализирует адаптационные перспективы воспитанников детских домов, Маланкина О.В. исследует особенности потребностно-мотивационной сферы детей-сирот, Н.И. Федотова выявляет субъективные представления о времени жизни у детей-сирот, Л.В. Хорошко изучает историко-педагогические предпосылки социализации детей-сирот, Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова анализируют роль физического воспитания в социализации детей-сирот и т.д.

Одной из актуальных проблем является подготовка педагогов к воспитанию детей-сирот. В «Профессиональном стандарте педагога» отмечается, что педагог должен в своей трудовой деятельности демонстрировать психолого-педагогические компетенции, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями.

По мнению М.В. Бобровой, педагогам, работающим с детьми-сиротами, не хватает психолого-педагогического, социально-педагогического знания, знания индивидуально-личностных особенностей детей, специфики интернатных учреждений, умений применять педагогические технологии [3].

В детский дом, приют, школу-интернат приходят работать или учителя-предметники, или воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Педагоги, привлекаемые к работе с детьми-сиротами, не обладают достаточными знаниями в области детской физиологии, психологии, педагогики, современных подходов к воспитанию сирот, не владеют информацией об индивидуально-личностных особенностях детей, воспитывающихся в детских домах, испытывают большие затруднения в применении педагогических технологий. Детский дом предельно феминизирован, отмечается «старение кадров». [2,92]. На региональном уровне нет ни одной научной лаборатории, которая бы занималась проблемами сиротства, специалистов – воспитателей детских домов не готовит ни один ВУЗ. Следует также отметить что несмотря на то, что детские дома перестали быть образовательными учреждениями закрытого типа, по факту закрытость по-прежнему еще сохраняется. Обеспечение открытости учреждения, участие общественности в его деятельности, проведение работы по включению воспитанников в социум – одна из главных задач данного типа воспитательных организаций.

Детский дом как воспитательно-образовательное учреждение должен быть связан как можно с большим количеством социальных институтов, научных, культурных, образовательных, спортивных и других учреждений и организаций, все это дает детям и подросткам возможность вступать в разнообразные отношения с окружающим миром. Многообразие отношений, в которые включен ребенок-сирота, обеспечивается оптимально при воспитании детей в замещающей семье.

Опыт показывает, что ресурс современной замещающей семьи недостаточен при решении всего спектра задач социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из путей решения данной проблемы, по нашему мнению, является организация межведомственного взаимодействия по сопровождению детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и замещающих семьях [1, 5-8].

В течение последних лет Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ осуществляет научно-методическое руководство по осуществлению замещающего воспитания в г. Лесосибирске, Енисейском и Пировском районах в условиях межведомственного взаимодействия Приенисейского региона (рис. 1). Институт тесно сотрудничает с уникальными сельскими поселениями, где количество приемных детей в общеобразовательных школах в 2-3 раза больше, чем родных (например, Икшурминская СООШ Пировского района). Опыт подготовки будущих педагогов к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в Приенисейском регионе проанализирован в ряде публикаций, посвященных проблемам социализации, гражданского воспитания, адаптации детей-сирот в замещающих семьях (Н.А. Драчева [4], З.У. Колокольниковаи[1, 8], С.В. Митросенко [5-8], С.С. Ситничук [9], С.Д. Чиганова [10], Н.Ф. Яковлева [11] и др.).

Рис. 1. Межведомственное взаимодействие

Проблемы, которые рассматриваются в процессе межведомственного взаимодействия: патронатное воспитание детей-сирот; адаптация детей-сирот в приемной семье; отношение сельского социума к приемным семьям; взаимодействие сельской школы и приемной семьи; профилактика маргинального поведения детей-сирот; организация помощи консультирования по юридическим, психологическим, правовым аспектам; экономическая социализация детей-сирот в приемной семье; формирование гражданской позиции детей-сирот; проблемы адаптации приемных детей-сирот в условиях ВУЗа и др.

В ходе сотрудничества показали свою эффективность следующие формы и методы межведомственного взаимодействия: методические совещания по проблеме воспитания детей-сирот; научно-методическое сопровождение социальных проектов; межведомственные мероприятия по сопровождению замещающего воспитания в г. Лесосибирске, Енисейском районе (праздник семьи, спортивные соревнования, конкурс «Лучшая приемная семья», новогодняя елка и др.); педагогические лектории для приемных родителей г. Лесосибирска, Енисейского, Пировского районов; тематические семинары по проблемам воспитания детей-сирот; методическое сопровождение работы семейных клубов; тренинги для приемных родителей; школа личностного роста для приемных детей; индивидуальные консультации для приемных родителей; консультирование специалистов отделов опеки и попечительства.

Результаты сопровождения детей-сирот обобщались на выездном заседании Законодательного собрания Красноярского края в г. Енисейске, международных, всероссийских, региональных конференциях, форумах, посвященных положению детей в Приенисейском регионе. По результатам данной работы преподавателями кафедры педагогики опубликованы монографии, учебные пособия, статьи ВАК, статьи в материалах конференций разного уровня и др.

Готовя студентов – будущих педагогов к психолого-педагогическому сопровождению детей-сирот и детей, нужно учитывать, что для будущего профессионала важно знание психологических и педагогических основ работы с детьми-сиротами. Для решения данной проблемы были разработаны и реализуются в образовательном процессе института следующие курсы по выбору: «Социально-педагогические технологии работы с детьми-сиротами» и «Технологии работы с замещающими семьями». В процессе изучения курса «Социально-педагогические технологии работы с детьми-сиротами» будущий педагог должен освоить теоретические основы работы с детьми-сиротами; особенности и механизмы формирования у детей-сирот социальных норм, ценностей и культуры в условиях госучреждений и замещающей семьи; особенности организации воспитательной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, разного возраста; научиться аккумулировать и использовать в качестве ресурса знания из разных предметных областей для постановки и решения профессиональных задач по проблемам воспитания детей-сирот, преобразовывать педагогические ситуации в профессиональные задачи; решать профессиональные задачи с использованием изученных алгоритмов; овладеть способами и приемами анализа реальных воспитательных ситуаций, способами и приемами исследовательской работы в области воспитания детей-сирот, работы с воспитуемыми разных категорий и возрастов, профессиональными навыками работы с нормативно-правовой базой.

В курсе «Технологии работы с замещающими семьями» студенты знакомятся с основами семейной педагогики; формами замещающего воспитания, механизмами формирования социальных норм, ценностей и культуры в условиях замещающей семьи; особенностями организации воспитательной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, разного возраста в условиях замещающей семьи; учатся аккумулировать и использовать в качестве ресурса знания из разных предметных областей для постановки и решения профессиональных задач по проблемам воспитания детей в замещающей семье, анализировать ситуации в рамках семейного воспитания, строить проект взаимодействия замещающей семьи и школы, преобразовывать педагогические ситуации в профессиональные задачи; решать профессиональные задачи с использованием изученных алгоритмов, овладевают способами и приемами анализа реальных воспитательных ситуаций в условиях семейного воспитания в замещающих семьях; способами и приемами исследовательской работы в области воспитания в замещающих семьях, работы с воспитуемыми разных категорий и возрастов, работы с родителями детей в воспитательной деятельности.

Рис. 2. Включение студентов в процесс сопровождения детей-сирот

В проведении работы с детьми-сиротами участвуют студенты – волонтеры 1-5 курсов, члены научного кружка по проблеме воспитания детей-сирот. Ежегодно в разных формах в сопровождения задействовано более 60 студентов (рис. 2).

По результатам проведенных учебных и научных исследований студентами опубликовано более 40 статей и тезисов, защищено более 10 выпускных квалификационных работ по теме замещающего воспитания: «Патронатное воспитание в условиях села», «Роль общественного мнения села в воспитании приемных детей», «Экономическая социализация детей-сирот в условиях села», «Адаптация детей-сирот в условиях приемной семьи», «Взаимодействие сельской школы и приемной семьи в воспитании детей-сирот» и др.

Все исследования носят практико-ориентированный характер, выполняются по заявкам учреждений, занимающихся устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и внедрены в образовательный и воспитательный процесс данных организаций (рис. 3). Сделано 8 заявок на конкурсы грантов всероссийского и краевого уровней. Несколько грантов поддержаны и реализуется уже в течение 2 лет.

Рис. 3.Формы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, организуемые студентами

В дальнейшем планируется организация и работа дистанционной школы приемного родительства, консультационного центра замещающего воспитания; педагогические десанты в сельские поселения; обобщение опыта замещающего воспитания нашей территории.

Таким образом, опыт педагогических ВУЗов в разных регионах по организации межведомственного взаимодействия с замещающими семьями, включение в данную деятельность будущих педагогов с целью формирования профессионально значимых компетенций для работы с детьми-сиротами требует обобщения, анализа и диалога на межрегиональном уровне.

Рецензенты:

Шилов А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики и образовательных технологий Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Климацкая Л.Г., д.м.н., профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Лукина А.К., Петрова Т.И. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21157 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674