Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАСЫЩЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАТИВНО-ИНТЕНСИВНОГО КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Шутова Н.В. 1 Белянкина Т.С. 1 Чевачина А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
В статье представлены теоретико-методологические подходы к рассмотрению эмоций как сложных психологических образований. Показана взаимосвязь эмоций с познавательными процессами, где эмоции выполняют оценочную и побудительную функцию познавательной деятельности студентов. Всё это в значительной степени предполагает участие эмоций в эффективной регуляции учебной деятельности студентов. В статье также рассмотрены возможности использования музыки, как одного из самых эмоциональных видов искусства, в учебном процессе (на примере интегративно-интенсивного курса иностранного языка). Показано, как с помощью специально организованного музыкального воздействия можно регулировать эмоциональное состояние студентов, повышать их работоспособность, оптимизировать их внимание, увеличивать объём памяти, полноту и точность воспроизведения учебного материала на примере иностранного языка, активизировать творческую деятельность и познавательный интерес студентов.
эмоции
учебная деятельность
музыкальное воздействие
интегративно-интенсивный курс иностранного языка
1.ВилюнасВ.К.Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. – М., 1984.
2.Выготский Л.С.Развитие высших психических функций // Выготский Л.С. Соб.соч.: в 6 т. – Т.3. – М., 1983. – С.146.
3.ДашкевичО.В.Эмоциональная регуляция деятельности в экстримальных условиях: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 1985.
4.КопинаО.С Исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.,1982.
5. Петривняя И.В.Интегративно-интенсивный курс иностранного языка: психологический аспект личностного развития будущего учителя // Вопросы психологии. –1991. – №6. – С. 59-66.
6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб.: Питер, 2012. – С.271.
7. Шутова Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: монография. – Н.Новгород, 2000. – С.125.
8. Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей средствами музыкального воздействия: монография. – М.; Нижний Новгород, 2008. – С. 225.
Роль положительных эмоций в развитии психических процессов и формировании самой личности очень велика. В современной психологии эмоции рассматриваются как сложные многоаспектные психологические образования, выполняющие познавательные и регуляторные функции.

Известно, что чувства и эмоции имеют первостепенное значение, поскольку именно они обеспечивают ту энергию, которая делает возможным действие. Эмоции отражают мотив деятельности. Они являются ее результатом и механизмом ее движения. Эмоции имеют в отношении реального мыслительного процесса мотивационную, ориентировочную, целепобудительную, регулятивную и оценочную функции (Н.А. Гусляков, Б.А. Базыма).

Значение эмоций (как вида психического отражения) и эмоциональности (как индивидуально-устойчивого свойства) в регуляции деятельности определяется, прежде всего, тем, что ими (в зависимости от наличных потребностей, текущей мотивации и всего прошлого опыта субъекта) выполняется функция субъективной оценки высшей стимуляции, исходно воспринимаемой рецепторами беспристрастно. Эмоции выступают в качестве важнейшего фактора уже на этапе первичной ориентировки в условиях необходимой предпосылки деятельности.

Эмоции, появляющиеся вслед за актуализацией мотивов, до рациональной оценки человеком своей деятельности, выступают генетически исходными по отношению к интеллекту и воле. Образуя определенную надстройку над процессами познания, они не только сопровождают их, окрашивая и оценивая субъективное значение этих процессов, но и выступают существенными регуляторами их эффективности.

В соответствии с представлениями многих авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас и др.) одной из важнейших характеристик эмоций является их взаимосвязь с познавательными процессами. Как известно, Л.С. Выготский указывал на необходимость изучения взаимосвязи «аффекта и интеллекта» [2]. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.К. Вилюнаса [2;5;6] и ряда других авторов сформулированы общие положения о неразрывном единстве эмоций и познания, согласно которым в различных видах познавательной деятельности, направленных на отражение объективной реальности, эмоции выполняют оценочную и побудительную функции, «отвечая» за пристрастность познавательной деятельности и ее целенаправленность. Таким образом, в любой познавательной деятельности - гностической, мнемической, интеллектуальной - эмоции, с одной стороны, выступают как мотивирующие, «запускающие» компоненты деятельности, с другой - как компоненты контролирующие, регулирующие ее протекание в соответствии с потребностью, на удовлетворение которой она направлена.

Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К. Вилюнасом: «Направляя эмоции на причины, сигналы и т.д. значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т.д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности... » [1].

Известно, что эмоции, отражая отношения между мотивами и возможностью успешной реализации цели деятельности, включаются в процесс целеобразования. В тех случаях, когда принятые намерения осуществляются чисто рациональным путем, т.е. в этом процессе не происходит встречи аффекта с интеллектом, не возникают и соответствующие функциональные новообразования, не осуществляется побудительная сила познания. Все это в значительной степени предопределяет участие эмоций в эффективной регуляции учебной деятельности.

В исследованиях О.В. Дашкевич, О.С. Копиной предпринимаются попытки выделить различные типы структур деятельности на основе соотношения мотивов и целей и описать при этом соответствующие качества и функции эмоциональных процессов. Условно авторы различают три структуры деятельности.

В первой структуре эмоции отражают соотношение внешних мотивов и успеха или неуспеха реализации стереотипных схем и действий, осуществляемых ради этих внешних мотивов. Характер эмоциональных переживаний здесь показывает состояние удовлетворения или неудовлетворения. В данной структуре может доминировать внешний результативный мотив с постановкой конкретных целей, где функционируют механизмы эмоционального закрепления. Здесь же возможно эмоциональное побуждение к цели.

Во второй структуре деятельности эмоции отражают отношения между внутренними мотивами и конечным результатом. Порожденные в этой структуре деятельности эмоции успеха-неуспеха, в отличие от удовлетворения-неудовлетворения, выполняют функции внутренних оценок адекватности-неадекватности промежуточных результатов деятельности.

В третьей структуре деятельности эмоции отражают отношения между внутренними мотивами как качественно развивающимися и предметным содержанием, включаются в процесс целеобразования и направляются не только на промежуточные результаты, но и на существенные связи, внутренние закономерности предметного содержания деятельности. Здесь функция эмоций состоит во внутренней сигнализации процесса формирования новообразований, ведущих к изменению предмета деятельности в соответствии с закономерностями его развития. В этой же структуре возможно образование целевых структур, включающих общие и конкретные цели, где механизмы эмоциональной регуляции выполняют функции наведения или эмоциональной оценки результатов деятельности [3;4].

В последнее десятилетие внимание ученых привлекает использование музыки в учебном процессе. Установлено, что музыка активизирует умственную работоспособность, оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность, повышает показатели вербального и невербального интеллекта, стимулирует воображение, делает процесс познания эмоционально насыщенным [8]. По мнению Н.В. Шутовой, одним из эффективных средств активизации учебной деятельности студентов может быть специально организованное музыкальное воздействие. Автор отмечает, что музыка - самый эмоциональный из видов искусства.

Специфика музыки - выражение содержания на уровне высокого обобщения и воздействие в первую очередь на сферу человеческих эмоций. Каждое событие, явление, впечатление вызывает в человеке отклик - радость, печаль, гнев и множество других эмоций, нюансы которых могут быть такими тонкими, что их трудно передать словами. Музыка может вызвать гамму самых разнообразных состояний человека, вызывая соответствующий отклик слушателя, благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира» [7].

В основе музыкального языка, чрезвычайно многогранно воздействующего на эмоциональную сферу человека, лежит система музыкальных интонаций. Музыкальные интонации представляют собой аналоги эмоциональных состояний человека. Экспериментальные факты свидетельствуют: в случаях решения той или иной познавательной задачи изменяется содержание и собственно интеллектуаль­ного процесса и эмоционального состояния.

Для оптимизации учебного процесса необходимы учебные ситуации с мотивами, которые не содержат внутреннего конфликта (интерес к занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень и др.). В этом плане важны мотивы, определяемые такими потребностями человека, как потребность в активности и информации, потребность в знаниях, стремление к общественно ценным достижениям.

Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивления, любопытства.

Особый интерес для нас представляло использование музыкального воздействия в циклах интегративно-интенсивного курса иностранного языка, разработанного по концепции И.В. Петривней [5]. В соответствии с этой концепцией обучение осуществляется в условиях интенсивного развития личности студента, когда он практически овладевает профессионально значимыми умениями и навыками, а также приобретает новые личностные качества.

При этом музыкальное воздействие представляет собой систему, элементы которой занимают вполне определенное место в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка.

В интегративно-интенсивном курсе иностранного языка для интенсификации учебной деятельности студентов необходимо оптимальное использование психических механизмов восприятия, мышления, памяти, поведения с целью:

- увеличения объема предъявляемой для усвоения учебной информации;

- оптимизации процесса приема и переноса информации из внешней среды, формализации в память;

- рационального использования резервов памяти для увеличения объема запоминаемой информации и длительности ее хранения;

- активизации деятельности механизмов мышления, обеспечивающих логические операции анализа, синтеза, обобщения и др.;

- совершенствования поведения.

Наш опыт показывает, что все эти условия могут быть реализованы при музыкальном воздействии значительно эффективнее.

Интегративно-интенсивное обучение иностранному языку осуществляется в условиях совместной деятельности при хорошем психологическом климате, положительно влияющем на процесс познания. Важно добиваться стабильности положительного психологического настроения в группе, так как это необходимо для формирования у студентов позитивного отношения к учебному труду и солидарности в совместной деятельности.

Использование музыкальных произведений позволяет целенаправленно влиять на настроение каждого студента и на психологический климат в группе. Влияя на эмоциональное состояние студента, можно оптимизировать восприятие, обработку и запоминание необходимой учебной информации, способствуя тем самым успешности его обучения. Для этого нами использовались определенные музыкальные произведения.

1. Для коррекции негативных эмоциональных состояний (уменьшения раздражительности, тревоги, неуверенности, разочарования):

Бах: «Adagio» ля минор, Прелюдия ми бемоль мажор, Прелюдия фа минор, Прелюдия и фуга ре мажор, Прелюдия и фуга си бемоль минор, Кантата №2, Концерт ре минор для скрипки; Бетховен: «Лунная соната», «Пасторальная»,«Аппассионата», увертюра «Фиделио»; Глюк: «Мелодия» из оперы «Орфей»; Григ: «Песня Сольвейг», «Утро»; Моцарт: «Маленькая ночная серенада»; Чайковский: «Сентиментальный вальс», «Баркарола»,Квартет ре мажор - I часть; Шопен: Ноктюрн соль минор, Прелюдия №4, Прелюдия №13.

2. Для общего успокоения, умиротворения, снятия эмоционального перенапряжения:

Верди: «AveMaria, laudi»,«Stabatmater»; Вивальди:«Времена года», «StabetMater», концерт «Ночь»; Моцарт:«AveMaria», «Lacrimosa»;Равель:«Вальс»; Сен-Санс: «Лебедь»; Сибелиус: «Грустный вальс»; Рубинштейн: «Мелодия»; Шуберт: «AveMaria».

З. Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия, настроения:

Бах: Итальянский концерт; Бетховен: увертюра «Эгмонт»; Лист: Венгерская рапсодия №2,Шопен: Прелюдия №1, Прелюдия №15; Штраус: «Утренний листок», вальс - ор 276; «Голубой Дунай», вальс- ор 316, «Сказки венского леса», вальс - ор 325; Чайковский: Шестая симфония (3 часть).

4. Для повышения сосредоточенности, внимания:

Гендель: Сюита №7; Дебюсси: «Лунный свет»; Шопен: Прелюдия №17; Шуман: «Грезы»; Чайковский: «Времена года», «Сентиментальный вальс».

5. Для активизации творческого воображения (создания определенных образов, ассоциаций):

Дебюсси: «Послеполуденный отдых фавна», «Отражения в воде»,«Паруса», «Туман», Прелюдия №8; Равель: «Игра воды», «Отражения», «Старинный менуэт»; Шуман: «Бабочки» - ор 2; «Арабески» - ор18.

Преподаватели, использовавшие систему музыкального воздействия в рамках данного курса, отмечают, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность студентов, стимулируют их познавательный интерес к учебному материалу.

При активизации мыслительной деятельности музыкальное воздействие используется ими для создания эмоционального настроя группы и отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, лучшего запоминания учебного материала в режиме «русский язык - иностранный язык».

Использование системы музыкального воздействия в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка, как показала практика, способствует большей эмоциональности занятий, вызывает у студентов интерес к работе, обеспечивает лучшее усвоение учебного материала.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

- целенаправленное музыкальное воздействие усиливает эмоциональное равновесие, обеспечивающее адекватные эмоциональные реакции, что способствует лучшему самочувствию, вызывает уверенность, повышает работоспособность студентов;

- при специально организованном музыкальном воздействии можно вызывать увеличение положительных эмоций как базы для появления чувства радости от учения, его продуктивности;

- под влиянием специально организованного музыкального воздействия у студентов в процессе выполнения задания существенно увеличивается объем кратковременной памяти, полнота и точность воспроизведения учебного текста; активизируется творческая деятельность;

- использование системы музыкального воздействия в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка способствует большей эмоциональности занятий, вызывает интерес к работе, обеспечивает лучшее усвоение учебного материала.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород;

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Шутова Н.В., Белянкина Т.С., Чевачина А.В. К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАСЫЩЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАТИВНО-ИНТЕНСИВНОГО КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21180 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674