Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Романович Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
В статье рассматривается один из способов по созданию условий для обеспечения доступности и качества образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким условием является их рациональное профессиональное самоопределение, осуществленное на этапе довузовской подготовки при переходе от среднего общего или среднего профессионального образования к высшему, который обеспечивает непрерывность процесса их образования. В работе описывается научное исследование, посвященное решению вопроса формирования готовности у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению, предложена модель формирования такой готовности. Рассмотрены критерии по оценке готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, даны определения основным понятиям исследования, обозначены цель, гипотеза и методы исследования, сформулированы основные выводы по результатам данного исследования.
лица с ограниченными возможностями здоровья
инвалиды
профессиональное самоопределение
довузовская подготовка
1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008. – 142 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 304 с.
3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Довузовская подготовка и профориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Полиграф-Мастер, 2014. – 74 с.
4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Изд. 2-е. – М.: Академия, 2005. – 496 с.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 18.04.2014).
В настоящее время одной из задач, которая стоит перед системой образования, является создание условий для обеспечения доступности и качества образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, Законами «Об образовании в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и другими международными и российскими концептуальными и нормативными документами одним из общественных приоритетов является обеспечение права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее для краткости будем употреблять сокращенно - «лица с ОВЗ») путем адаптации системы образования к особенностям их развития и образовательным потребностям. Закрепляется право инвалидов и лиц с ОВЗ на инклюзивное образование на всех уровнях с тем, чтобы они могли иметь доступ к общему, профессиональному образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых без дискриминации и наравне с другими [5]. Все это не только означает необходимость изменения отношения в обществе к инвалидам и лицам с ОВЗ, но и актуализирует исследования, посвященные разработкам научных методов эффективного использования их профессионального потенциала. Одним из способов в реализации их права на инклюзивное образование является, на наш взгляд, рациональное профессиональное самоопределение [3].

Принципы и методы профориентационной работы с молодежью в педагогической науке основном освещены и описаны в работах Е.И. Головахи, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и других авторов [1, 2, 4]. Однако же теоретический анализ и практический опыт педагогов и психологов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ, показал недостаточность теоретического и методического обеспечения процесса формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению и педагогических условий, способствующих формированию такой готовности. Это обусловливает наличие следующих противоречий: на социально-педагогическом уровне - между потребностью современного общества в интеграции и равенстве жизненных возможностей всех социальных групп и недостаточным уровнем готовности системы высшего образования к вовлечению инвалидов и лиц с ОВЗ в сферу социальных и профессиональных отношений; на научно-педагогическом уровне - между необходимостью формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению с учетом индивидуальных особенностей, связанных с ограничениями возможностей их здоровья, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей ее формирования в условиях образовательных организаций высшего образования; на научно-методическом уровне - между актуализацией решения проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе довузовской подготовки и недостаточной ее разработанностью в научно-методическом плане.

Решение проблемы профессионального самоопределения абитуриента-инвалида или абитуриента с ОВЗ мы видим в создании условий, обеспечивающих непрерывность процесса их образования на этапе довузовской подготовки при переходе от среднего общего или среднего профессионального образования к высшему посредством реализации вузом годичной профориентационной программы дополнительного образования, разработанной для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Говоря о довузовской подготовке, мы имеем в виду педагогический процесс, направленный на восполнение пробелов в развитии и социализации инвалидов, поступающих на учебу в вуз, на облегчение процессов адаптации к вузу, а также на их оптимальное профессиональное самоопределение.

Актуальность проблемы и указанные противоречия определили цель нашего исследования, которая заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и педагогических условий ее эффективной реализации.

Готовность инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению рассматривается нами как интегративное качество личности, сформированное в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой совокупность когнитивного, мотивационного, деятельностного компонентов, основанное на осознанном, самостоятельном и адекватном решении о выборе будущей профессиональной деятельности с учетом ограничений своего здоровья. Указанные компоненты явились предпосылкой для выделения соответствующих критериев по оценке готовности к профессиональному самоопределению.

Когнитивно-образовательный критерий характеризуется совокупностью необходимых теоретических знаний по дисциплинам предметно-образовательного (предметы вступительных испытаний в вуз) и адаптационного циклов.

Когнитивно-профессиональный критерий характеризуется совокупностью необходимых знаний о предполагаемой профессии: информированность инвалидов и лиц с ОВЗ о содержании и практической стороне профессии, труда, профессиональных, функциональных обязанностей специалиста, осознание своего особого статуса и ограничения профориентационных возможностей, их влияние на выбор профессии.

Мотивационный критерий характеризуется целенаправленным и сознательным характером действий, подразумевает потребность инвалидов и лиц с ОВЗ иметь высокую учебную успеваемость, интерес к будущей профессии, мотив сохранения здоровья, потребность в самопознании, саморазвитии, удовлетворенность совершенным профессиональным выбором.

Деятельностный критерий характеризуется совокупностью необходимых умений инвалидов и лиц с ОВЗ для овладения предполагаемой профессией, обусловленных свойствами его личности, здоровья, позволяющих успешно выполнить поставленную задачу в новых для него условиях обучения в вузе, а также способность на основе оценки своих индивидуальных психофизиологических особенностей, ограничений здоровья и требований со стороны профессии совершить обоснованный профессиональный выбор.

В процессе исследования была сформулирована гипотеза, которая заключалась в том, что формирование готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки будет продуктивным, если:

1) разработана и внедрена в процесс довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ модель формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, ориентированная на построение индивидуальной траектории формирования их готовности к выбору профессии;

2) эффективность реализации модели будет обеспечена выполнением следующих педагогических условий: реализацией учебного курса «Психология личности и профессиональное самоопределение» для довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ в сочетании этого курса с дисциплинами адаптационного и предметно-образовательного циклов довузовской подготовки; дифференциацией профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по виду и степени ограничений их здоровья, уровню начальной подготовки и мотивации профессионального самоопределения; обоснованием и реализацией системы взаимодействия субъектов довузовской подготовки, принимающих участие в процессе профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативной литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование, аналогия, сравнение; эмпирические - накопление фактов (наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, изучение документации и продуктов деятельности), диагностические методы (тестирование, экспертное оценивание), качественный и количественный анализ, синтез, аналогия, обобщение, констатирующий и формирующий эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных, интерпретация результатов эксперимента.

Экспериментальная работа велась на базе Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий.

Констатирующий этап (диагностический) экспериментальной работы предполагал разработку программы диагностики уровня готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению (критерии, показатели, методы диагностики и математической разработки результатов); обоснование выбора базы опытно-экспериментальной работы, выбора участников экспериментальной работы; выявление исходного уровня готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению на момент зачисления на довузовский год подготовки. На формирующем этапе (поисково-практическом) экспериментальной работы осуществлялось внедрение модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и условий ее реализации. На контрольном (обобщающем) - заключительном этапе эксперимента были даны анализ и сравнительная оценка качественных и количественных изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки.

Итак, по результатам констатирующего этапа эксперимента в соответствии с критериями и уровнями (низкий, средний, высокий) готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению и их показателями был определен начальный уровень готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В целом они показали недостаточный уровень такой готовности. Актуальность проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ и результаты констатирующего этапа эксперимента еще раз подтвердили, что такую готовность необходимо специально формировать, внедряя модель формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе с педагогическими условиями ее эффективной реализации.

Формирующий эксперимент протекал в естественных условиях образовательного процесса. Для его осуществления были сформированы ежегодно в течение четырех лет четыре группы: одна контрольная и три экспериментальные. В контрольной группе профориентационная работа осуществлялась целенаправленно, но с применением традиционных методов довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ и без реализации положений гипотезы.

В первой экспериментальной группе - ЭГ1 - наряду с моделью реализовывалось первое педагогическое условие. Во второй экспериментальной группе - ЭГ2 - наряду с моделью и первым условием было реализовано второе условие гипотезы. В третьей экспериментальной группе - ЭГ3 - модель и все три педагогических условия реализовывались в полном объеме.

Основная цель формирующего этапа экспериментальной работы - изменение ситуации в сторону повышения готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению с помощью внедрения модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и условий ее эффективной реализации. Внедрение разработанной нами модели и педагогических условий ее реализации проходило в несколько этапов: нормативно-правовой, научно-методический, организационный, внедренческий, коррекционный, результативно-оценочный.

Содержанием нормативно-правового этапа является формирование нормативно-правового поля организации экспериментальной работы. На научно-методическом этапе разрабатывалось научно-методическое обеспечение внедрения модели и комплекса педагогических условий, как то: анкета для изучения готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, учебная образовательно-реабилитационная программа по дисциплине «Психология личности и профессиональное самоопределение», профессиограммы направлений подготовки вуза. На организационном этапе осуществлялась подготовка к внедрению модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и эффективных условий ее реализации: составлен план по внедрению модели и педагогических условий ее реализации; разработана обобщенная методика диагностики выделенных критериев и показателей готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, а также критериально-уровневая шкала сформированности готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, позволяющая оценивать показатели; отобраны формы и методы профориентационной работы, способствующие развитию качественных новообразований, в совокупности приводящих к готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению. На этом же этапе определялись функции и формы направлений работы основных специалистов ­- субъектов довузовской подготовки, участвующих в процессе профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ. Внедренческий этап предполагал внедрение модели и осуществление всей совокупности выделенных педагогических условий. На пятом - корректировочном этапе - при необходимости осуществлялась корректировка профессионального выбора инвалидов и лиц с ОВЗ. В случае, если профессиональный выбор на данном этапе не выявлял осознанности, самостоятельности, адекватности, в период довузовской подготовки проводилась его корректировка. Результативно-оценочный этап завершал внедрение модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и педагогических условий ее реализации, производилась оценка результатов. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен итоговый покритериальный срез.

Представим результаты изменений, произошедших в процессе экспериментальной работы по числу инвалидов и лиц с ОВЗ (в процентном отношении к их общему числу), достигших высокого уровня показателей готовности. В таблице пред­ставлена сравнительная характеристика изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе экспериментальной работы (КО - когнитивно-образовательный критерий, КП - когнитивно-профессиональный критерий, М - мотивационный критерий, Д - деятельностный критерий).

Обобщенная характеристика изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе экспериментальной работы

Уровни

Низкий (в %)

Средний (в%)

Высокий (в%)

Крите­рии

КО

КП

М

Д

КО

КП

М

Д

КО

КП

М

Д

нулевой срез

45,6

59,6

29,6

63,3

35,9

26,3

33,7

23,1

18,5

14,1

36,7

13,6

 

КГ

19,0

50

11,1

57,7

38,8

25

42,7

15,4

42,2

25

46,2

26,9

 

ЭГ-1

16,7

33,3

11,1

27,8

44,4

44,4

33,3

50

38,9

22,3

55,6

22,2

 

ЭГ-2

12,5

25

6,3

12,5

43,7

43,7

24,9

50

43,8

31,3

68,8

37,5

 

ЭГ-3

11,8

0

0

5,9

35,3

47,1

29,4

35,3

52,9

52,9

70,6

58,8

Покритериальный анализ динамики формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению за период формирующего эксперимента показывает, что в процессе опытно-экспериментальной работы уровень готовности к профессиональному самоопределению у инвалидов и лиц с ОВЗ становился выше, и его повышение находилось в прямой зависимости от соблюдения выделенных педагогических условий. Без реализации предложенной модели уровень готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению менялся незначительно. Введение дополнительных условий существенно повысило результаты. Причем в период реализации всех предложенных нами условий результаты выше, чем в период проверки каждого условия в отдельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что экспериментальная проверка модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и предложенных педагогических условий подтверждает эффективность проведенной экспериментальной работы и правильность основных положений гипотезы.

Рецензенты:

Мартынова Е.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Романович Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21260 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674