Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Путина С.А. 1
1 Астраханский Государственный Технический Университет
Для повышения эффективности управления процессами развития национального здравоохранения авторами предлагается использовать контроллинг, на основе формирования центра контроллинга. Использование контроллинга позволит скорректировать отдельные параметры управления здравоохранением, консолидировать усилия заинтересованных ведомств, работодателей и общества в сфере охраны здоровья в целях обеспечения конституционных прав. Контроллинг должен ориентироваться на постоянное совершенствование единой системы управления медицинской деятельностью в части координации выработки и достижения поставленных целей. Итоговыми критериями полезности создания организационно-методического комплекса контроллинга на уровне органов управления в сфере здравоохранения следует считать объективные факты совершенствования систем и процессов организации и оказания медицинской помощи и, как следствие, улучшение результатов деятельности в данной сфере, а также использование модели организации контроллинга в сфере охраны здоровья населения.
мониторинг
контроль
контроллинг
национальное здравоохранение
охрана здоровья
1. Акишкин В.Г., Арыкбаев Р.К., Крупнов П.А., Евсеева А.Р., Набиев Р.А. Организация финансовой системы здравоохранения: теория и практика: монография. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2010. – 405 с.
2. Акишкин В.Г., Квятковский И.Е., Путина С.А. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект: монография. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2014. – 277 с.
3. Евсеева А.Р., Набиев Р.А., Тюякпаева А.А. Результативность бюджетных расходов в здравоохранении: теория и практика: монография. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – 156 с.
4. Контроллинг / под ред. Карминского A.M., Фалькао С.Г. – М.: Финансы и статистика, 2012.
5. Мусаев М.К., Селимханов З.А., Султанов Г.С. Основные направления совершенствования и эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему РФ // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 11-2(40-2). – С. 328-331.
6. Набиев Р.А., Тактаров Г.А., Арыкбаев Р.К., Вахромов Е.Н., Локтева Т.Ф., Набиева А.Р., Чалов В.В. Финансовая политика России. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.
7. Развитие информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства как эффективное средство снижения трансакционных издержек / Р.А. Набиев, В.В. Зверев // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – № 1. – С. 133-136.
8. Региональная финансовая политика в сфере здравоохранения в условиях институциональных преобразований / Р.К. Арыкбаев, Р.А. Набиев, В.В. Зверев, И.Е. Квятковский // Экономика и предпринимательство. – 2014. – №11-3(52-3). – С. 242-248.
9. Семенов В.М. Финансы предприятий: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / В. М. Семенов, Р. А. Набиев, Р. С. Асейнов. – М.: Финансы и статистика, 2007.

Здравоохранение России находится в процессе масштабных преобразований сферы управления, направленных на обеспечение согласованности механизмов реализации его ключевой функции – охраны здоровья граждан [1,2]. Использование контроллинга как современного инструмента финансового контроля, обеспечивающего оптимальное достижение поставленных целей в полном объеме и в установленные сроки, в качестве организационно-методического комплекса поспособствует эффективности модернизации здравоохранения [3].

Его применение оптимально только на всех уровнях управления национальным здравоохранением, из-за существующего в Российской Федерации законодательного разграничения полномочий между органами власти в данной сфере [4,5]. С учетом практики мониторинга индикаторов здоровья населения в рамках Программы государственных гарантий (ПГГ), нами для успешного внедрения контроллинга в национальное здравоохранение предлагается создание «Центра контроллинга в сфере охраны здоровья населения РФ» с приданием ему функциональных задач: экономического анализа, мониторинга и контроля динамики показателей и утвержденных организационно-методических решений, общего методического руководства (рис. 1).

Рис.1. Функционально-информационная модель организации контроллинга общественного здоровья [составлено автором]

На начальном этапе работ целесообразно использовать работающие в системе управления здравоохранением информационно-аналитические службы. Эффективность функционирования указанной модели во многом определяется степенью формализации его организационно-методического обеспечения: процессов управления и функциональных областей (оказание медпомощи, материально-техническое обеспечение, управление финансами); элементов управления (планирование, анализ выполнения госзаданий, контроль и оценка); задач управления (методики, показатели, комментирующие процедуры в управлении).

Декомпозиция процессов управления и важнейших процедур контроллинга в сфере охраны здоровья зависит от уровней управления (таблица).

Функции контроллинга в сфере охраны здоровья по уровням управления

Уровни

управления

 

Функции

Медицинское учреждение

Региональное здравоохранение

Национальное здравоохранение

Федеральный центр контроллинга общественного здоровья РФ

1

2

3

4

5

Постановка целей

Установление целей (качественных и ко­личественных) и их индикаторов.

Разработка нормативно-правового обеспечения установления качественных и количественных целей оказания медпомощи населению и индикаторов оценки их достижения

Разработка нормативно-правового обеспечения установления качественных и количественных целей оказания медпомощи и индикаторов оценки их достижения да всей системы здравоохранения страны. Принятие законов и иных нормативных актов в сфере здравоохранения, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением.

Разработка нормативно-правового обеспечения установления качественных и количественных целей охраны общественного здоровья по секторам (здравоохранение, образование, экология, физическая культура и спорт и другие формирующие ЗОЖ).

Планирование

Декомпозиция целей в прогнозах и танах. Задачи контроллинга в области планирования:

- уточнение целей и задач в ключевых областях деятельности:

- уточнение показателей, условий и ограничений для планирования:

- разработка стратегического плана:

- информационное обеспечение планирования:

- координация процесса планирования в структурных подразделениях и в медицинском учреждении в целом.

Планирование медпомощи в соответствии с расходными обязательствами регионального уровня власти, в т.ч.:

- уточнение целей и задач по видам медпомощи и секторам их оказания:

- уточнение показателей, условий, требований и ограничений для планирования:

- разработка стратегического плана развития регионального здравоохранения:

- информационная поддержка планирования:

- совершенствование системы планирования.

Планирование медпомощи в соответствии с расходными обязательствами федерального уровня, в т.ч.:

- установление целей и задач по видам медпомощи и секторам их оказания:

- установление показателей, условий, требований и ограничений для планирования:

- разработка стратегического плана развития национального здравоохранения:

- информационная поддержка планирования:

- совершенствование системы планирования

- утверждение и контроль реализации региональных программ развития здраво­охранения:

- утверждение и реализация ТПГТ.

Участие в разработке: финансового обеспечения федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения: мер поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитою физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-экологическому благополучию;

осуществление международного взаимодействия в области охраны здоровья.

Координация выполнения

Согласование процессов и этапов достижения целей.

Формирование механизма корректировки плановых индикаторов.

Информационное обеспечение деятельности медицинских учреждений всех организационно-правовых форм. Координация процесса планирования в целом.

Формирование структуры исполнительных органов власти субъекта РФ. осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья граждан, установление порядка их организации;

- организация оказания высокотехнологичной медпомощи:

- координация деятельности, направленной на формирование ЗОЖ;

- организация порядка проведения мероприятий, направленных на спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях;

- организация и обеспечение сбора, хранения и передачи информации для всех органов регионального здравоохранения и др.

 

Координация выполнения Федеральных и ведомственных, региональных целевых программ развития ЗОЖ. - устанавливает отчетность и определяет порядок ведения учета и отчетности реализации принятых программ.

Мониторинг

Регистрация, сбор и обобщение информации. Отражение факторов деятельности учреждения и создание возможности ее прогнозирования.

Задачи контроллинга в области мониторинга:

• исследование состояния медицинского учреждения для обеспечения эффективности его управления посредством регистрации, сбора и накопления показателей деятельности.

• отслеживание протекающих процессов в режиме реального времени и сравнение целевых результатов с достигнутыми;

- составление оперативных отчетов о результатах работы.

Мониторинг деятельности региональных медицинских учреждений, в т.ч.:

- отслеживание протекающих процессов в режиме реального времени:

сравнение целевых результатов с достигнутыми;

- составление оперативных отчетов о результативности оказания медпомощи.

Мониторинг региональных систем здравоохранения, в т.ч.:

- отслеживание протекающих процессов в режиме реального времени:

сравнение целевых результатов с достигнутыми:

- реализации ПГГ;

- реализации Территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи.

Мониторинг и контроль выполнения Федеральных и ведомственных, региональных целевых программ развития ЗОЖ.

- контроль за использованием средств в системе здравоохранения. образования, экологии, физической культуры и спорта направляемых на охран)- здоровья;

- обеспечение реализации прав граждан в полном соответствии со статьей 41 Конституции РФ. статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, а также ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Анализ

Исследование проблемных секторов деятельности и отклонений результатов деятельности от запланированных. Задачи контроллинга в области анализа:

- системный анализ с целью выявления несоответствий в механизме управления меди­цинским учреждением;

• разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствия их реализации;

- формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий на процессы управления.

Анализ промежуточных результатов, включающий:

• исследование проблемных областей деятель­ности по организации и оказанию медпомощи в соответствии с расходными обязательствами, а также отклонений фактических результатов деятельности от запланированных:

- разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствий их реализации;

- формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий на процессы управления.

Исследование возникших и выявленных проблемных областей деятельности по организации и оказанию медпомощи, а также отклонений фактических результатов деятельности от запланированных:

- разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствий их реализации:

- формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий;

- ведомственный контроль качества и без­опасности медицинской деятельности.

Исследование возникших и выявленных проблемных областей деятельности по сбалансированному развитию сфер, обеспечивающих охрану здоровья населения в т.ч. по субъектам, а также анализ причин отклонений фактических результатов деятельности от запланированных;

- разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствий их реализации;

- формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий.

Опенка

Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений на уровне медицинского учреждения. Унификация методик и индикаторов оценки эффективности управления по секторам и процессам медицинского учреждения.

Оценка окончательных результатов на основе унифицированных методов и индикаторов эффективности управления по всем процессам организации и оказания медпомощи в соответствии с расходными обязательствами;

- внутренний аудит, в т. ч. аудит эф­фективности деятельности подведомственных организаций по оказанию медпомощи в соответствии с расходными обязательствами.

- выработка рекомендации для принятия }Т1равленческих решений на уровне регионального здравоохранения.

Оценка окончательных результатов на основе утверждённых индикаторов и методов определения эффективности управления по всем процессам организации и оказания медпомощи:

аудит эффективности деятельности региональных систем здравоохранения:

- оценка достоверности информации, представленной субъектами регионального здравоохранения:

- разработка ПГГ и БП ОМС:

- разработка рекомендаций по подготовке ТПГГ и ТПОМС.

Оценка окончательных результатов на основе утверждённых индикаторов и методов определения эффективности управления по всем процессам организации и осуществления охраны здоровья:

оценка достоверности информации, представленной субъектами обеспечения охраны здоровья.

Источник: составлено автором.

Несомненно, контроллинг должен ориентироваться на постоянное совершенствование единой системы управления медицинской деятельностью в части координации выработки и достижения поставленных целей. Он должен обеспечивать на всех стадиях цикла управления интеграцию и координацию функционирования систем и процессов на основе стандартных процедур. При организации и построении контроллинга следует стремиться к тому, чтобы его информационную базу обеспечивала информационная система, работающая по единым для всех субъектов управления здравоохранением процедурам [6,7].

Отметим, контроллинг, с точки зрения управления, не расширяет полномочия органов власти, но позволяет более эффективно реализовывать их. Итоговыми критериями полезности создания организационно-методического комплекса контроллинга на уровне органов управления в сфере здравоохранения следует считать объективные факты совершенствования систем и процессов организации и оказания медицинской помощи и, как следствие, улучшение результатов деятельности в данной сфере [8,9].

Использование данной модели контроллинга, позволит скорректировать отдельные параметры управления здравоохранением; упорядочить регистрацию, сбор и обобщение информации с последующим ее анализом для выявления проблемных областей и несоответствий; разработать унифицированную оценку индикаторов управления по всем параметрам и процессам в сфере здравоохранения; вырабатывать обоснованные и детально проработанные рекомендации по управленческим решениям на всех уровнях управления; и в итоге консолидировать усилия заинтересованных ведомств, работодателей и общества в сфере охраны здоровья в целях обеспечения конституционных прав.

Рецензенты:

Арыкбаев Р.К., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Национальная безопасность» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань;

Бережнов Г.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.


Библиографическая ссылка

Путина С.А. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21285 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674