Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАВО КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Пашина И.В. 1 Симонян Р.З. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье рассматриваются права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, на оказание своевременной медицинской помощи, а также на получение достоверной информации о состоянии здоровья. Охрана здоровья граждан является одной из социальных ценностей современного цивилизованного общества, величайшим общественным и личным благом и богатством, одной из основ национальной безопасности страны. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
обязательное медицинское страхование
система здравоохранения
медицинская помощь
охрана здоровья
права граждан
1. Акопов В.И. Правовое регулирование деятельности медицинского персонала: учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб / В.И. Акопов. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 377 с.
2. Мурзабаева С.Ш. Государственная политика в сфере охраны здоровья: основной принцип – профилактика // Вестник Росздравнадзора. – 2012. – № 5. – С. 27–30.
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» // Российская газета, №183, 30.09.2009.
4. Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, № 42. — С. 5009.
5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2014. – 74 с.
Здоровье граждан является одной из социальных ценностей современного общества, величайшим общественным и личным благом и богатством, одной из основ национальной безопасности страны. Становление, развитие и реализация конституционного права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь объективно отражают конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ государства. Сохраняя здоровье индивидуума в частности и популяции в целом, мы закладываем фундамент будущего нашей страны, его благополучия и процветания.

Цель нашей работы: выявление актуальных проблем по вопросам оказания полной и своевременной медицинской помощи, изучение права граждан на получение достоверной информации о состоянии здоровья.

В ходе исследования мы использовали аналитический подход в изучении Гражданского кодекса Российской Федерации, Декларации прав человека и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного законодательства, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). Принципы и порядок осуществления охраны здоровья и медицинской  помощи определяются Основным Законом страны -  Конституцией РФ (ст. 41), Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г., Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ от 29 ноября 2010 г. и  постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [5]. Под охраной здоровья граждан понимается комплекс мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранить, а вместе с тем существенно увеличить объем гарантий по реализации конституционных прав. Следует констатировать резкое ухудшение состояния здоровья населения, несмотря на достигнутый в последние годы прогресс в области медицины, что обусловлено снижением качества жизни населения, состоянием окружающей среды. Несомненным подтверждением нерешенности многих государственных задач в области здравоохранения являются: рост социально значимых заболеваний и болезней (наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, венерических заболеваний, онкологических и аллергических заболеваний), сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава населения, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства. В связи с этим охрана здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики [1].

Одним из приоритетных инструментов реализации права охраны здоровья граждан является  профилактика инфекционных, неэндемических и  профессиональных болезней. К группе основных профилактических мер относится программа формирования здорового образа жизни, в том числе программа снижения потребления алкоголя, лечение табачной зависимости, борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, ранний скрининг хронических заболеваний, всеобщая диспансеризация населения.    

Одним из инструментов реализации профильных программ является организация центров здоровья [3]. Основная задача центров здоровья - выявление факторов риска заболеваний, разработка индивидуальной программы оздоровления, профилактическая разъяснительная работа и скрининг соматической патологии.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [4] Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака [2].

Права на охрану здоровья обеспечиваются также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта и отдыха, воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией качественных продуктов питания.

Важной конституционной гарантией права на охрану здоровья является запрет на сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При утрате трудоспособности граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законодательством Российской Федерации предусмотрено два вида такого страхования - обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Перечень некоторых видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. Наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Но рост патологий и очередей вынуждает людей обращаться к частнопрактикующим врачам. Об этом говорит рост частных кабинетов и медицинских центров. В частном звене люди сталкиваются с «проблемой выбивания денег». Например, врачи любого звена руководствуются при обследовании и лечении патологий стандартами медицинской помощи.

Зачастую больницам не предоставляется возможность реализовать полный объем медицинской помощи, прописанный в стандартах.

В частной клинике весь объем стандартов ложится на плечи самих пациентов. У пациентов складывается такое мнение, что частнопрактикующие врачи лечат и обследуют лучше, чем в государственных клиниках. Хотя зачастую это одни и те же врачи, работающие с утра в поликлинике, а вечером в частном кабинете.

Таким образом, назрела необходимость пересмотреть существующие стандарты с точки зрения их реализации в конкретных условиях, сделать их более эффективными и осуществимыми.

Вывод

 Несмотря на то что каждый имеет право на медицинскую помощь, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования,  основным приоритетом  должна  оставаться профилактика заболеваний и активная роль в ней  конкретного человека. Профилактика существенно сокращает прямые и косвенные затраты на лечение и реабилитацию населения и таким способом высвобождает значительный объем средств, необходимый для нужд здравоохранения.

Дальнейшее развитие активной социально-политической деятельности на национальном и региональном уровнях будет способствовать реализации прав граждан на сохранение и укрепление здоровья - главного богатства нашего общества.

Рецензенты:

Сидоров Г.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Общественное здоровье и здравоохранение» ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск;

Бровкина И.Л., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск. 


Библиографическая ссылка

Пашина И.В., Симонян Р.З. ПРАВО КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21331 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674