Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БЕРЕСТОЙ

Шангина Т.В. 1 Александрова Н.С. 1
1 НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт»
В статье предлагается не изучавшийся ранее специально метод формирования у студентов эстетического отношения к действительности, заключающийся в использовании выразительных художественно-педагогических средств декоративно-прикладного искусства при включении работы с берестой в образовательный процесс. Благодаря природным особенностям материала, состоящим в обязательном присутствии в его структуре чечевичек, наростов, неровностей, и, как следствие, уникальности каждого кусочка бересты, процесс творческого преображения заготовки в художественное изделие превращается в «сотворчество» созидающей личности и природы. При проектировании и изготовлении художественных изделий студенту необходимо учитывать особенности материала, гармонично вписывать его в облик будущего изделия. Этот процесс способствует развитию воображения, художественно-творческого потенциала личности, что в свою очередь приводит к становлению и формированию эстетической картины мира.
эстетическое отношение
декоративно-прикладное искусство
творческое развитие
природный материал
береста
художественное изделие
1. Александрова Н.С. Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5–6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995. – 16 с.
2. Колесников Л.Ф. Эффективность образования. – М.: Новая школа, 1997. – 294 с.
3. Кочев М.С. Секреты бересты. – Сыктывкар: Профиздат, 2000. – 84 с.
4. Москалева Э.Ф. Формирование эстетического отношения младших школьников к окружающему миру (на примере занятий по художественной росписи): Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ульяновск, 2007. – 24 с.
5. Разина Т.М. Русское народное творчество. – М.: Искусство, 1970. – 255 с.
6. Соломенникова О.А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 16 с.
7. Уланова С.Л. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами мордовского декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1999. – 18 с.

В современном обществе в качестве одного из наиболее острых вопросов встает проблема формирования личности человека. Настоящее время характеризуется широчайшими информационными потоками во всех сферах жизни. В этих обстоятельствах формулируется современный социальный заказ общества на воспитание гражданина, способного не только приспосабливаться к постоянным социальным и экономическим изменениям в жизни, но и самостоятельно решать проблемные ситуации, отвечая за свои действия. В социальном заказе общество формулирует требования к личности человека – гражданина государства, его воззрениям, этическим и моральным нормам, индивидуальным качествам.

Л.Ф. Колесников [2, с. 7] отмечает, что современное общество в большей степени испытывает потребность не в эрудите, а в человеке-творце с нестандартным мировоззрением. Если раньше показателями образованности служили большое число выученных теорем и умение решать стандартные задачи, то в настоящий момент важны творческий подход к любому вопросу, способность изобретать, находить оригинальные решения.

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» главная задача современной системы образования – создание условий и стимулирование развития творческого потенциала личности, формирование у человека активной гражданской позиции для вовлечения его в общественный процесс созидания социального блага. В настоящее время общество испытывает потребность в преодолении прагматизма мышления молодежи и их потребительского отношения к жизни, увеличении богатства духовного мира личности, способности преобразовывать окружающий мир в соответствии с эстетическими категориями.

Группа ученых (А.А. Адаскин, Г.Н. Кудин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новоявленская) при рассмотрении возможностей творческого развития человека в качестве основы творческих способностей личности выделяют эстетическое отношение к действительности в целом и к искусству (как части культуры) в частности.

Эстетическое отношение как способ формообразования и формотворчества человека над окружающей действительностью стоит рассматривать как универсальный метод построения эстетической картины мира. В свою очередь способность человека формировать и адаптировать собственную картину мира, увязывая в ней явления, факты, события и их оценочные трактовки, является одной из необходимых черт личности. Она обеспечивает саму возможность сохранять гармонию и единство между внутренним миром личности и окружением — культурой и внешним миром. Таким образом, формирование эстетического отношения может рассматриваться как важный этап самореализации и обретения личностного смысла (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, А.Г. Столович).

Проблема формирования эстетического отношения к действительности в целом и к ее элементам в отдельности требует привлечения все новых методов и средств в силу уникальности набора индивидуальных качеств и личных предпочтений каждого человека. Чем богаче и разнообразнее методический арсенал педагогики, тем легче и точнее можно подобрать индивидуальную методику формирования эстетического отношения к миру для каждого человека.

Научные труды таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьева, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, В.А. Крутецкий, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логвиненко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, свидетельствуют, что эстетическое отношение, как и творческие способности личности, формируются и совершенствуются под влиянием различных факторов на протяжении всей жизни человека. Таким образом, формировать эстетическое отношение необходимо во все возрастные периоды. Вместе с тем в научной литературе уделено мало внимания формированию эстетического отношения у студентов. Однако этот период можно назвать переломным в плане философского переосмысления жизни, корректировки ценностных ориентиров – в студенческом возрасте эстетическое отношение может претерпевать существенные изменения, с одной стороны, и значительно влиять на формирование личности — с другой. По нашему мнению, пора юности, когда человек еще сохранил восприимчивость к новому и вместе с тем уже накопил значительный личный опыт, не обладая окончательно сформированным, «закостенелым» мировоззрением, является оптимальной для формирования эстетического отношения, в частности к декоративно-прикладному искусству.

Если рассматривать процесс зарождения и формирования у человечества эстетического отношения к окружающей действительности исторически, то здесь невозможно не отметить особую роль декоративно-прикладного искусства. Стремление украсить окружающую среду – свое жилище, предметы ритуального и бытового назначения — были свойственны человечеству еще в древности. Постепенно, с течением времени, под влиянием этого стремления у каждой нации сформировался свой набор народных промыслов. Становление каждого последующего поколения происходило под влиянием предыдущих. Дети перенимали понятие прекрасного у взрослых, ежедневно пользуясь предметами декоративно-прикладного творчества и наблюдая процесс их изготовления, со временем становясь носителями традиций своего народа.

На наш взгляд, формирование эстетического отношения к действительности будет происходить наиболее эффективно с использованием народных промыслов. К аналогичному выводу пришли такие исследователи, как Н.С. Александрова, изучающая формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству [1]; Э.Ф. Москалева (тема исследований – формирование эстетического отношения к окружающему миру на примере занятий по художественной росписи) [4]; С.Л. Уланова, рассматривающая эстетическое воспитание средствами мордовского декоративно-прикладного искусства [7]; О.А. Соломенникова, исследующая народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности [6].

Вместе с тем декоративно-прикладное искусство крайне разнообразно и на сегодняшний день содержит в себе большое количество мало изученных проявлений, которые могут стать полезными для научных исследований и педагогической практики. В числе них можно отметить недостаточную освещенность аспекта формирования эстетического отношения студентов в процессе специально организованной, целенаправленной творческой деятельности при разработке и изготовлении художественных изделий из бересты.

В связи с этим важно понять, насколько значимы и эффективны окажутся занятия по изготовлению художественных изделий в рамках берестяного промысла в качестве средства формирования эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству студентов как отдельного направления художественной и творческой деятельности учащегося. А также — определить их место в системе вузовского образования. Ряд черт берестяного промысла позволяет обособить его от других направлений декоративно-прикладной деятельности. В связи с этим особенно странно, что имеющийся позитивный опыт влияния работы с берестой на личность не нашел пока должного отражения в практической деятельности педагогов.

Эстетические характеристики предметов народного творчества основываются на внешних и технологических особенностях материала – доступного, природного, простого в обработке [5]. Интерес и уважение к природному материалу, к его преобразованию в эстетически богатую форму заложены в традициях любого народа. Берестяной промысел появился, развивался и совершенствовался при использовании бересты, ее выразительности и неповторимости, ее эстетических свойств, техники обработки простейшими инструментами. Годами и веками формировалось так называемое чувство материала, позволяющее преобразовывать кусок коры березы в произведение народного искусства.

Береста обладает приятной на ощупь, бархатистой текстурой, благодаря чему работа с ней, как и с большинством природных материалов, успокаивает и приносит тактильное удовольствие. Цветовая гамма бересты очень теплая и нежная. Богатство цветовых оттенков – от белого и даже розовато-серого у наружных слоев до золотисто-желтого или коричневого у внутренних – открывает широкие декоративные возможности при изготовлении художественных изделий.

Бархатистая поверхность теплых тонов содержит темно-коричневые или черные узкие полоски, называемые чечевичками [3, с. 6]. В сочетании с включениями и наростами они образуют неповторимый, индивидуальный для каждого участка бересты рисунок фактуры. Поэтому при создании художественных изделий из бересты разработчику необходимо гармонично вписать ее естественные особенности в свой творческий замысел. Естественная текстура бересты должна не мешать восприятию изделия, а поддерживать единый художественный стиль. Примеры использования природных особенностей бересты как основного мотива художественной композиции представлены на рисунке 1. На рисунке 2 показаны возможные варианты художественных изделий, при изготовлении которых текстура бересты гармонично вписывается в общий художественный мотив и поддерживает творческий замысел.

ИЗДЕЛИЕ15.jpg 28.jpg

Рис. 1. Примеры использования природных особенностей бересты как основного мотива художественной композиции изделия

8_.jpg 21.jpg

Рис. 2. Примеры художественных изделий, в которых текстура бересты гармонично вписывается в общий художественный мотив и поддерживает творческий замысел

За счет специфики художественного языка развивающий потенциал берестяного промысла огромен. Его уникальность состоит в богатстве и неповторимости оттенков, фактуры и рисунка каждого кусочка бересты. Работа с таким материалом требует от студента творческой активности. Проектирование и изготовление берестяного художественного изделия определяется как сотворчество субъекта с его личностными особенностями, глубиной художественного опыта, степенью развитости эстетических чувств и способностью к эстетическому любованию и объекта с учетом его природной специфики и новизны.

Сильные сегодня процессы глобализации и демократизации культуры таят в себе опасность культурного истощения, ассимиляции и утраты этнической самобытности народами, населяющими государство. Это ведет не только к ослаблению связей этнокультурной идентичности, но и к искажению процесса развития личности. Традиционная культура, появившаяся в ходе исторического развития народа, заключает в себе уникальную этическую и эстетическую глубину. Унифицированная массовая культура, вытесняющая традиционную, строится из поверхностных, обезличенных мотивов. Это затрудняет формирование этических норм и других ключевых элементов эстетической картины мира. Человек рискует лишиться гармонии взаимодействия с окружающим миром, как следствие – утратить личностный смысл.

Одной из форм сохранения и передачи национального культурного наследия являются традиции техники исполнения изделий утилитарных и художественных функций, сформировавшихся внутри этноса.

На фоне все большего ускорения процессов глобализации и постепенного исчезновения границ для культурного влияния извне особенно важно, как нам кажется, начать использовать в образовании традиции этнического декоративно-прикладного искусства как одно из направлений эстетического развития личности.

Таким образом, знакомство и работу с природными материалами при проектировании и изготовлении художественного изделия в рамках народного промысла возможно интегрировать в существующую систему образования. Происходящее в результате этой деятельности творческое осмысление студентами эстетических ценностей, формирование прикладных навыков и развитие творческого потенциала ведут к созданию эмоционально-чувственных связей и эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству.

Рецензенты:

Фалеева Л.В., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров;

Маури А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Шангина Т.В., Александрова Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БЕРЕСТОЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21347 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674