Подростковый возраст представляет интерес для исследования представлений о конфликте, поскольку, с одной стороны, это возраст формирования представлений о сложных и противоречивых явлениях окружающего мира, а с другой - подростковая среда изобилует межличностными и внутренними конфликтами.
Особый интерес вызывает исследование когнитивной интерпретации конфликта младшими подростками в связи с их реальным поведением в конфликте, поскольку, согласно теории С.Московичи, социальные представления составляют основу межсубъектных отношений и являются ведущей характеристикой общественного и индивидуального сознания [2].
Итак, целью нашего исследования было сравнение социальных представлений о конфликте младших подростков с конструктивным и деструктивным типом поведения в конфликте.
Выборку исследования составили 100 человек, учащихся 7-х классов.
Методы исследования. Для анализа представлений о конфликте был использован метод свободных ассоциаций (ассоциации к слову «конфликт»), в основе анализа результатов лежат частота проявлений ассоциативных понятий к слову-стимулу в ответах испытуемых и ранг этого понятия относительно других.
Предварительно методом экспертной оценки (экспертами выступали педагоги), основываясь на карте налюдений за поведением в конфликте (автор Леонов Н.И.), подростки были разделены на 3 группы: группа «конструктивные», группа «амбивалентные» и группа «деструктивные» [3] .
Для дальнейшего анализа мы использовали результаты крайних групп: «конструктивные» и «деструктивные».
Группу «конструктивные» составили ученики, у которых в ситуации конфликта эксперты отметили стремление к сохранению контакта и сотрудничеству, совместному с оппонентом поиску вариантов разрешения ситуации с учетом интересов сторон, позитивную активность в конфликте.
Группу «деструктивные» составили те ученики, которые в конфликтных отношениях со сверстником проявляют вербальную и/или физическую агрессию, оказывая давление на оппонента для достижения своих целей.
Результаты и их обсуждение. Итак, рассмотрим представление о конфликте каждой из названных выше групп. Было выявлено, что между группами существуют общие и различные смысловые аспекты представления о конфликте.
Согласно теории социальных представлений, элементы ядра представления, которые во многом задают структуру всего представления, заданы культурой, коллективной памятью, ценностями и нормами сообщества, в которые включены респонденты. В рамках нашего исследования детской субкультурой, понимаемой как смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития, отличающееся собственным языком, формами взаимодействия, моральными регуляторами поведения от культуры взрослых [1]. В ядро входят высокочастотные и перворанговые ассоциации к слову-стимулу.
В группе «деструктивные» в ядро понятия вошли взаимоисключающие, внутренне противоречивые утверждения: с одной стороны, «драка», «мордобой», «разборка», «разрушение», а с другой стороны - «люди», «друзья», «прогулка».
Эта противоречивость репрезентации конфликта говорит о стадии формирования понятия «конфликт» для этой возрастной группы, неустоявшихся пока представлениях о таком сложном социальном явлении, как межличностный конфликт.
«Драка», «мордобой», «разборка» и «разрушение» - это первая по выраженности категория ассоциаций подростков этой группы. Эти ассоциации как элементы ядра связаны с характерной для данной группы активной, но негативной позицией в конфликте. Это, по сути, категория реактивного поведения в ситуации конфликта - физическая агрессия и давление на оппонента. Это стратегия враждебности и борьбы.
Элементы ядра «люди», «друзья», «прогулка», «знакомство» являются пространственно-временной характеристикой (категория «ситуации») и указывает на оценку конфликта как обыденного и эмоционально положительного явления.
Итак, в данной группе ядро представления о конфликте образуют понятия, относящиеся к двум категориям:
- агрессивное поведение, борьба;
- эмоционально положительные ситуации.
Обращает на себя внимание не только противоречивость, но и когнитивная бедность представления о конфликте в группе «деструктивные».
Если ядро представления задается культурой сообщества, то периферическая зона имеет отношение уже не к транслируемым культурой представлениям, но связана с индивидуальным жизненным опытом. Именно периферическая зона обеспечивает адаптивность представлений новой изменяющейся реальности [5].
В периферическую зону в данной группе вошли такие ассоциации, как «ссора», «смерть», «ругань», «мат», «обзывательство», «обязьянник», «провокация». Анализ содержания периферической зоны указывает на намечающуюся трансформацию представлений о конфликте в данной группе (пока это позиция меньшинства). А именно: появляется элемент, относящийся к другому типу поведения - по-прежнему агрессия, но уже вербальная, не физическая («ругань, мат, обзывательство»). Появляется и новая категория в представлении - «инициаторы, причины» конфликта (понятие «провокация»). С одной стороны, провокация как элемент представления указывает на то, что ответственность атрибутируется другому лицу (вынужденное поведение, «спровоцировали»), с другой стороны, появление категории «причина» - это появление рефлексивного момента в структуре представления о конфликте.
Таким образом, внутри группы «деструктивных» от ядра к периферии происходит расширение представления и намечается его трансформация.
Все это указывает на возможное и уместное в данном возрасте формирование и развитие рефлексивного (причины конфликта, осознание противоречий) и регулятивного (неприменение физической агрессии принятие ответственности за поведение) компонентов конфликтой компетентности у младших подростков с детруктивным поведением в конфликте.
Как мы видим, в представление о конфликте в группе «деструктивных» не включены ни такие категории, как «состояния, переживания, чувства» участников конфликта, ни представление о сотрудничестве как возможном поведении в конфликте.
Обратимся к представлениям о конфликте в группе «конструктивных». Обращает на себя внимание тот факт, что и здесь ядро представления так же, как в группе «деструктивных», составляют элементы, обозначающие реактивное поведение - «драка», «ссора», «спор», но эта категория вторична по выраженности. В ядре появляется новая категория - «состояния, переживания, чувства», а именно: появляются элементы «печаль», «грусть», «обида», «расстройство», «досада», которые не несут агрессивного содержания. И именно эта категория первична по выраженности у представителей данной группы.
Еще один новый элемент ядра в группе «конструктивных» - «проблемы», что указывает на представление о конфликте как сложной, трудной жизненной ситуации, требующей разрешения.
Таким образом, исходя из анализа общих элементов ядра в группах «конструктивных» и «деструктивных», можно утверждать, что культурным контекстом задается представление о конфликте, в первую очередь, как о «драке, ссоре», то есть акцентируется негативный потенциал конфликта. Уместно обратиться в этой связи к существующей в нашем обществе и в том числе школьном педагогическом сообществе конфликтофобии - страху перед конфликтом, что связано именно с представлением о конфликте как о разрушительной стихии. И тогда важная задача психологического сопровождения образования - акцент на позитивном потенциале конфликта, не на изегании и замалчивании конфликта, а на управлении им.
Проанализируем периферическую зону представлений о конфликте в группе «конструктивных». В периферической зоне появляются такие элементы представления о конфликте, как «двойка» (категория «причина», рефлексивный момент), и новая категория - «разрешение конфликта»: это элементы представления «месть» и «примирение». Нам представляется важным то, что здесь впервые обозначается позитивный потенциал конфликта.
И, наконец, в периферической зоне представлены элементы «плохие слова, ругательство, обзывательство, крики» (категория «вербальная агрессия), «страх, паника, ужас» (категория «состояния, переживания,чувства) и «лень, ложь» (категория «причина»). Как мы видим, представление о конфликте в группе «конструктивных» более когнитивно насыщенно. Тенденция к изменениям (от ядра к периферии) свзана с появлением элемента возможного позитивного исхода конфликта.
Интересно, что ассоциация с паникой и страхом представлена в индивидуальном опыте респондентов группы «конструктивных» (периферическая зона), в то время как для большинства характерны ассоциации с «печалью, грустью, досадой» (ядро).
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
- Культурой сообщества задается представление о конфликте как о «драке» и «ссоре», то есть явлении с негативным потенциалом.
- Представление о конфликте в группе «деструктивные» отличается когнитивной бедностью и сводится к синонимичности конфликта вербальной и речевой агрессии.
- В группе «конструктивных» в структуру представления о конфликте включен эмоциональный компонент - те переживания и чувства, которые возникают в конфликте. Это указывает на большую осознанность и рефлективность представления относительно группы «деструктивных».
- В обеих группах от ядра к периферии отмечается трансформация суждений о конфликте в сторону большей когнитивной насыщенности и рефлективности. Эта тенденция задает вектор деятельности педагогам и психологам в целях развития личности младшего подростка.
Рецензенты:
Леонов Н.И., д.псх.н., профессор, вице-президент Российского психологического общества, зав. кафедрой социальной психологии и конфликтологии ФГБОУ «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск;
Грязнов А.Н., д.псх.н., профессор, с.н.с. Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, ФГБОУ «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск.
Библиографическая ссылка
Главатских М.М., Казарина Н.Г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ИХ ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21379 (дата обращения: 18.04.2024).