Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Светличный Е.Г. 1
1 Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
В статье представлен материал об использовании принципа инстинктивной стрельбы, основанного на «указательном» рефлексе для совершенствования навыков владения стрелковым оружием курсантами вузов системы МВД РФ. Обосновывается необходимость использования опыта подготовки сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран. Обращается внимание на то, что использование новых методик, используемых инструкторами (преподавателями) иностранных государств, позволяет будущему полицейскому наиболее оптимально развивать профессионально значимые навыки обращения с оружием. Статья предназначена для преподавателей и курсантов ведомственных учебных заведений системы МВД РФ, а также инспекторов, отвечающих за организацию огневой подготовки в органах и подразделениях МВД РФ.
однообразная хватка оружия
"указательный" рефлекс
инстинктивная стрельба
табельное оружие
стрелковый тренинг
снайперский профессионализм
огневая подготовка
1. Буткевич С.А. Актуальные вопросы подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях / Становление личности профессионала: перспективы и развитие // Материалы ІІІ Всеукраинской научно-практической конференции. – Одесса: ОГУВД, 2010. – С. 49 – 50.
2. Светличный Е.Г. Эффективность использования интерактивных методов обучения для совершенствования навыков владения стрелковым оружием // Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал. — № 2(16). – Таганрог: Перо, 2015. – С. 36–42.
3. Скорость или меткость? [Электронный ресурс] / URL http://zdorovosport.ru/statya_biatlon.html.
4. Сорокин Е. Основы боевой стрельбы из пистолета. Израильский стиль [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.shooting-ua.com/force_shooting/practice_book_4.htm.
5. Полигон: Мастера одного выстрела [Электронный ресурс] / Режим доступа:(http://www.bratishka.ru/archiv/2013/11/2013_11_4.php).
Современные условия работы требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях. По объективным причинам требования постоянно повышаются, так как преступники постоянно совершенствуют свою подготовку для противодействия правоохранителям, используя для этого все возможные способы. Перед преподавателями ведомственных учебных заведений возникает задача: как обеспечить необходимый уровень подготовки в отведенное учебное время и выделяемыми материальными ресурсами, такими как оружие, боеприпасы, тренажеры, учебные помещения, тиры и полигоны.

Эта проблема особенно остро стоит перед ведомственными учебными заведениями, так как они готовят сотрудников с отставанием по времени, срок этого отставания как минимум период обучения [2].

То же можно сказать и о подготовке будущих полицейских. Нельзя закрепляться на уже отработанной тактике и методике обучения стрелковому делу, пусть даже она и зарекомендовала себя на достаточно высоком уровне, досконально изучена инструкторами (преподавателями) и успешно внедряется при обучении курсантов и действующих сотрудников.

По мнению сотрудника подразделения специального назначения ФСБ России «Альфа - Краснодар» Виктора Лисовского, который участвовал во многих контртеррористических мероприятиях на Северном Кавказе, в Чечне, Дагестане, Ингушетии и в других регионах, для повышения снайперского профессионализма необходимо учитывать не только свои знания, но и опыт работы других стрелков. Ведь в каждой силовой структуре у снайперов есть свои секреты и наработки в области маскировки, стрелкового тренинга, обращения с оружием и т.д. И делиться этим опытом с коллегами жизненно необходимо, особенно стрелкам из спецподразделений, которые зачастую выполняют схожие задачи как на войне, так и в мирное время [1,5].

Преподаватель-инструктор должен постоянно следить за новшествами в подготовке как борцов с преступностью, так и их противников, изменяющимися методиками и техникой обучения стрелковому делу.

Целью статьи является поиск решения данной проблемы путем изучения и внедрения в практику обучения передового опыта сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран.

Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщении литературных источников отечественных и зарубежных исследований.

Результаты исследования

Если не брать во внимание подготовку бойцов специальных подразделений, а сконцентрироваться на подготовке рядовых сотрудников правоохранительных органов, то можно сделать следующие выводы, необходимые для определения круга знаний,  умений и навыков.

Во-первых, пистолет - оружие, наиболее часто используемое рядовыми сотрудниками правоохранительных органов.

Во-вторых, применение оружия в основном происходит в городских условиях.

В-третьих, следует уметь стрелять из неудобных положений, из-за укрытия, правильно и быстро наводить оружие на цель.

В-четвертых, огневой контакт происходит в основном на коротких дистанциях           (до 10 м).

Пистолет порой недооценивается как боевое оружие. Фактически это суждение не имеет под собой достаточных оснований. Пистолет в умелых руках - незаменимое средство ближнего боя. Приведу только некоторые примеры применения пистолета в реальном бою.
В 1918 г. во время Первой мировой войны в Аргонском лесу сержант американской армии Алвин Йорк в одиночном бою уничтожил шестерых атакующих его немецких пехотинцев при помощи своего пистолета Кольта «1911».

В 1975 г. в полевом бою в Анголе младший лейтенант южноафриканской армии Лоуренс ванВуурен уничтожил 11 кубинских десантников с автоматами, имея пистолет «Стар BS» и два магазина по 9 патронов. Незадолго до начала огневого контакта он сломал указательный палец правой руки. Первые девять патронов он отстрелял с левой руки, уничтожив только 4 солдата противника. Затем он перезарядил оружие, переложил его в правую руку и уничтожил 7 десантников восемью патронами, нажимая на спусковой крючок сломанным пальцем (этот факт отражен в официальных документах, поскольку ван Вуурен был награжден высшим военным орденом ЮАР).

Некоторые специальные подразделения в Израиле в течение многих лет с большим успехом используют пистолет в качестве основного оружия [4].

Если сотрудник правоохранительных органов овладел базовыми навыками по владению пистолетом, он сможет довольно уверенно стрелять на точность. Однако в реальном бою его внимание скорее всего будет сосредоточено на противнике. Вряд ли он сможет обратить внимание на оружие и выстроить правильную прицельную картинку. Применение в этих условиях традиционной техники приводит, как правило, к печальным результатам [3]. При использовании традиционной техники прицельной стрельбы средний уровень попаданий в реальном бою составляет у сотрудников полиции 19% (у преступников только 7,2%). При применении израильской системы инстинктивной стрельбы этот показатель может доходить до 90%!

Рассмотрим одну из методик тренировок специальных подразделений Израиля - использование техники «указательного» рефлекса.

Не стоит пытаться преодолевать природные инстинкты, являющиеся естественной реакцией человека на грозящую ему смертельную опасность. Практически это мало кому удавалось. Выгоднее включить эти рефлекторные реакции в технику стрельбы и использовать для повышения эффективности выполняемых приемов.

Принцип инстинктивной стрельбы основан на «указательном» рефлексе, заложенном природой в каждом человеке.  Проверить это можно в любую минуту. Нужно выбрать себе в качестве мишени любой предмет - чашку, стоящую на соседнем столе, элемент узора на обоях, ручку на двери шкафа и т.п. Встать  напротив этого объекта. Теперь, не думая, быстро указать пальцем на объект. Если  проверить направление своего пальца, он будет направлен точно на выбранный предмет. Это и есть указательный рефлекс. При работе с оружием необходимо отрабатывать способность точно «указывать» стволом на мишень и удерживать его на мишени до момента выстрела. Конечно, для этого нужно  чувствовать ствол пистолета, ощущать свой собственный указательный палец. Оружие должно стать «частью» тела человека.

Человек и оружие должны составлять единый механизм, единую конструкцию. Недопустимо малейшее смещение оружия относительно  корпуса человек. Прицеливание и перенос огня с одной мишени на другую выполняется путем поворота или перемещения всего тела стрелка, а не при помощи передвижения пистолета. Ось ствола совпадает с продольной плоскостью тела стрелка. Решающим моментом является правильная и однообразная хватка оружия. В израильском стиле такая хватка достигается через заряжание оружия. Таким образом, принятие необходимого положения тела, быстрое выхватывание оружия, заряжание, прицеливание и выжимание спускового крючка составляют единый комплекс движений. У тренированного человека все это занимает порядка 0,8-0,9 с, причем время регламентируется в основном необходимостью плавно выжать спусковой крючок [4].

Важно помнить, что использование вышеуказанной методики малоэффективно при стрельбе на больших дистанциях (свыше 20 м) и может привести к ранению или смерти случайных свидетелей огневого контакта или промаху, тем самым предоставляя противнику возможность произвести прицельный выстрел. В свою очередь в ближнем бою (7-10 м) эта техника позволит молниеносно отреагировать на надвигающуюся опасность, обезвредить противника, а в отдельных случаях спасет жизнь полицейскому или лицу, подвергшемуся противоправному деянию.

Выводы

При условии регулярных тренировок действия с оружием доводятся до автоматизма и становятся нормой, что повышает живучесть и качество выполнения поставленных задач, закрепляет умение полицейского в ограниченное время из различных положений, на коротких дистанциях поражать цель с первого выстрела.

Использование принципа инстинктивной стрельбы, основанного на «указательном» рефлексе, при подготовке будущих правоохранителей поднимет на новый качественный уровень развитие профессионально значимых умений и навыков, необходимых для успешного применения стрелкового оружия в ближнем бою, позволит решать практические задачи в стремительно меняющейся обстановке ведения огневого контакта.

Рецензенты:

Сышко Д.В., доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь;

Бобрик Ю.В., д.м.н., доцент, профессор кафедры ЛФК и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания, Крымская медицинская академия им. С.И. Георгиевского, ФГА ОУ ВО «КФУ им. Вернадского», г. Симферополь.


Библиографическая ссылка

Светличный Е.Г. СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21464 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674