Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ МОЛОДЕЖИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Почитаева И.П. 1, 3 Люцко В.В. 2, 3
1 МГМУ им. И.М.Сеченова
2 ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России
3 Медицинский центр «Ваша клиника»
Проблемы детского возраста имеют повседневную актуальность и необходимость профилактики распространения девиантных расстройств. В силу высокого распространения наркологических заболеваний, особенно среди молодого поколения, повышается актуальность изучения проблем, включающих в себя медицинскую, социальную, юридическую, экономическую и другие составляющие. Анализ особенностей условий проживания учащихся различных учебных заведений показал преобладание в возрастной структуре 13–14-летних респондентов (27,8%). Во всех исследуемых группах респондентов преобладали лица мужского пола. Каждый пятый респондент воспитывался в неполной семье, более двух третей – в семье, состоящей из 4 человек. Условия жизни респондентов в основном охарактеризовались как хорошие: в отдельной квартире либо в частном доме проживали 82,3%; 83,4% респондентов оценили свои условия жизни как отличные или хорошие. Бесконтрольное предоставление материальных средств родителями большинству учащейся молодежи может послужить фактором риска развития соблазна к их нецелевому использованию.
материальные средства
учебные заведения
условия проживания
учащиеся
возраст
1. Брюн Е.А. Проблемы детской и подростковой наркологии // Социальная дезаптация – нарушение поведения у детей и подростков: Сб. науч. трудов. — М.: Владос, 1996. — С. 10–15.
2. Брюн А.Е. Наркологическое заболевание – результат накопления факторов риска в процессе психического развития. Научно-популярный журнал «Независимость личности». 2009. № 2. – С. 3–9.
3. Бузик Ю.Ж., Тучин П.В., Агибалова Т.В. Значение психотерапевтического альянса для терапии патологического влечения к наркотику (предварительное исследование) // Материалы науч-практ. конф. «Наркология — 2010», посвященной 25-летию ФГУ ННЦ Наркологии Минздравсоцразвития России. – М.: Радуга. 2010. – С. 36–36.
4. Иванец Н.Н. Современные проблемы диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний // «Здравоохранение России». – Сборник «Социальная сфера России». – Спец. выпуск 8. – М.: Родина-Про, 2007. – С. 477–486.
5. Иванова М.А. Современные тенденции социально обусловленных заболеваний в Российской Федерации в 2011 году / М.А. Иванова, И.М. Сон, М.В. Воробьев // Монография. — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2013. – 104 с.
6. Иванова М.А. Эпидемиологическая ситуация по наркомании в Российской Федерации в 2000–2010 гг. Иванова М.А., Павлова Т.М., Воробьев М.В. Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 4. – С. 42–44.
7. Кошкина Е.А., Спектор Ш.И., Сенцов В.Г., Богданов С.И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. М.:ПЕР СЭ. 2008. – С. 14–22.
8. Павлова Т.М. Возрастные и гендерные характеристики больных наркотической зависимостью / Павлова Т.М. /С оциально-гигиенические аспекты лечебной и профилактической медицины. Материалы научной конференции с международным участием. 2011 / ГОУ ВП О Московский государственный медико-стоматологический университет Минздравсоцразвития России . 2011. С. 105–106.
9. Францева В.О. Научное обоснование и разработка межсекторального взаимодействия в решении социальных проблем детей «групп риска»: Автореф… дисс... на соиск. уч. ст. докт. мед. наук. – М. — 2011. — 47 с.

Проблемы детского возраста имеют повседневную актуальность и необходимость профилактики распространения девиантных расстройств [1, 4, 5]. В силу высокого распространения наркологических заболеваний, особенно среди молодого поколения, повышается актуальность изучения проблем, включающих в себя медицинскую, социальную, юридическую, экономическую и другие составляющие [3, 5, 6, 7]. Известно, что условия воспитания и микроклимат семьи влияют на формирование подростков [2, 9]. В связи с высоким распространением наркотизации среди учащейся молодежи изучение возрастных характеристик и условий воспитания в различных возрастных группах детей представляется актуальным для установления риска развития девиантных расстройств.

Цель

Установить особенности микроклимата семьи и условий проживания современной учащейся молодежи Костромской области.

Материал и методы

Для более полного представления условий проживания современной молодежи нами проведен опрос среди 497 школьников, 281 учащегося средних учебных заведений и 425 студентов вузов Костромской области. Выбор исследуемой группы обусловлен омоложением контингента больных с наркотической зависимостью.

Результаты и их обсуждение

Подверглись анализу также гендерные особенности и возрастные характеристики респондентов – участников анонимного опроса, которой показал, что более половины из них составили лица мужского пола (54,5%), что является характерным для всех изучаемых групп.

Помимо гендерных и возрастных различий, исследуемая группа респондентов была распределена в соответствии с обучением в том или ином учебном заведении. Результаты анализа с учетом возрастных характеристик и места учебы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение респондентов Костромской области по возрасту и полу (в % к итогу)

Возраст (годы)

Школьники

Учащиеся средних специальных учебных заведений

Студенты

До 13 лет

4,0

 

 

13–14

41,5

0,4

15–16

47,0

26,7

0,5

17–18

7,5

72,9

26,5

19

19,1

20 и старше

53,9

Итого

100,0

100,0

100,0

Мужской

52,9

58,4

53,6

Женский

47,1

41,6

46,4

Итого

100,0

100,0

100,0

Распределение школьников по возрастным параметрам показало, что в первых двух возрастных группах (13–14 и 15–16 лет) соотношение было практически равным, в то время как среди учащихся средних учебных заведений преобладающее большинство составила возрастная группа 17–18 лет, что соответствует второму году обучения. В целом на долю респондентов до 13 лет, включая 14-летних, приходится до 45,5%, что составляет чуть менее половины опрошенных. Среди студентов вузов отмечен перевес в сторону возрастной группы 20 лет и старше (53,9%), что включает более половины опрошенных.

В целом возрастная характеристика респондентов без учета их принадлежности к учебному заведению свидетельствует, что каждому пятому опрошенному было 16 лет. Далее в порядке убывания следует возрастная группа пятнадцатилетних, на третьем месте респонденты в возрасте 17 лет.

Практически в равных соотношениях оказалось число респондентов в возрасте 17 и 18 лет. На последнем месте возрастная группа 13-летних (рис. 1).

Рис.1. Распределение респондентов по возрастной характеристике (в % к числу опрошенных)

Для изучения влияния микроклимата семьи на формирование различных поведенческих расстройств был проведен анализ состава и условий проживания семьи. По данным нашего исследования каждый пятый респондент воспитывался в неполной семье, 6,5% — с бабушкой и дедушкой, более двух третей – в полной семье (рис. 2, табл. 2).

Рис. 2. Распределение респондентов по типу семьи (в % к числу опрошенных)

Анализ респондентов с учетом типа семьи и принадлежности к учебному заведению показал, что основная часть из них воспитывалась в полных семьях, где было больше возможностей для интеллектуального развития и повышения своих знаний (табл. 2).

Таблица 2

Распределение респондентов по типу семьи (100 опрошенных)

Проживают

Школьники

Учащиеся колледжей и училищ

Студенты

Всего

В полной семье

73,2 ± 2,0

61,4 ± 2,9

73,5 ± 2,1

70,6 ± 1,3

В неполной семье

22,2 ± 1,9

28,9 ± 2,7

20,0 ± 1,9

22,9 ± 1,2

С другими родственниками (бабушкой, дедушкой, с собственной семьей)

4,6 ± 0,9

9,7 ± 1,8

6,5 ± 1,2

6,5 ± 0,7

Практически каждый пятый респондент проживал в неполной семье. Среди студентов вузов неполных семей было меньше, чем в группе учащихся средних учебных заведений (20,0 ±1,9 против 28,9 ± 2,7), что существенно выше также показателя в школьной среде и студентов (p<0,05). В то же время 4,0% студентов к моменту опроса уже успели обзавестись собственной семьей и проживали совместно с мужем/женой.

Характеристика состава опрошенных в зависимости от численности семьи представлена в таблице 3.

Таблица 3

Общее число детей в семье респондентов (на 100 опрошенных)

Численность семьи

Школьники

Учащиеся колледжей и училищ

Студенты

Всего

Один или двое

7,5 ± 1,2

8,7 ± 1,7

14,0 ± 1,7

10,1 ± 0,9

Трое

27,0 ± 2,0

23,1 ± 2,5

32,8 ± 2,3

28,1 ± 1,3

Четверо и более

65,5 ± 2,1

68,2 ± 2,8

53,2 ± 2,0

61,8 ± 1,4

Анализ данных таблицы 3 свидетельствует, что у большинства респондентов семья состояла из 4 и более человек. Эта особенность характерна для всех изучаемых групп: школьников, учащихся средних учебных заведений и студентов вузов.

Проживающих отдельно либо вдвоем было в 2 раза больше среди студентов вузов по сравнению с семьями школьников и учащихся средних специальных учебных заведений.

Результаты анализа условий проживания респондентов свидетельствуют, что большинство из них (82,3%) проживали в квартире или в частном доме, в том числе: 95,9% — школьников, 79,7% — учащихся колледжей и училищ, 68,0% — студентов. Несколько хуже были условия проживания у респондентов, проживающих в коммунальных условиях, что особенно касалось студентов вузов (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика условий проживания и их оценка

по данным респондентов Костромской области (на 100 опрошенных)

Характеристики

Школьники

Учащиеся колледжей и училищ

Студенты

Всего

Условия проживания

В отдельной квартире

67,7 ± 2,1

46,4 ± 3,0

54,6 ± 2,4

58,1 ± 1,4

В коммунальной квартире

2,6 ± 0,7

2,2 ± 0,9

6,4 ± 1,2

3,8 ± 0,6

В собственном доме

28,2 ± 2,0

33,3 ± 2,8

13,4 ± 1,7

24,2 ± 1,2

Другое

1,5 ± 0,5

18,1 ± 2,3

25,6 ± 2,1

13,9 ± 1,0

Оценка жилищных условий

Отличные

52,5 ± 2,2

37,8 ± 2,9

19,8 ± 1,9

37.5 ± 1,4

Хорошие

39,4 ± 2,2

43,1 ± 3,0

55,3 ± 2,4

45,9 ± 1,4

Удовлетворительные

7,4 ± 1,2

18,0 ± 2,3

22,8 ± 2,0

15,3 ± 1,0

Плохие и очень плохие

0,6 ± 0,3

1,1 ± 0,6*

2,1 ± 0,7

1,2 ± 0,3

* — недостоверно

Однако более одной трети (37,5 ± 1,4) опрошенных оценили свои жилищные условия как отличные, большинство респондентов – как хорошие (45,9 ± 1,4%). В удовлетворительных условиях проживал практически каждый пятый студент вуза, что было менее характерным для школьников. Плохие условия проживания также были характерными для студенческой среды.

Таким образом, большинство (83,4%) респондентов оценивали свои жилищные условия как хорошие и отличные. Проживая в семье, основная часть школьников и учащихся средних учебных заведений (81,0%) имели отдельную комнату. К тому же большинство из них имели стабильные материальные средства для собственных нужд, предоставляемые родителями. Так, у 85,6 ± 1,6% школьников, 90,5 ± 1,8% учащихся колледжей и училищ, 93,3 ± 1,2% студентов еженедельно родители выделяли финансовые средства на нужды детей. При этом до 200 рублей в неделю могли рассчитывать более половины (54,5 ± 1,9%) школьников и учащихся средних учебных заведений.

Выводы

1. В возрастной структуре респондентов, принявших участие в опросе, превалировали 13–14-летние (27,8%). Во всех исследуемых группах респондентов преобладали лица мужского пола.

2. Каждый пятый респондент воспитывался в неполной семье, более двух третей – в семье, состоящей из 4 человек.

3. Условия жизни респондентов в основном охарактеризовались как хорошие: в отдельной квартире либо частном доме проживали 82,3%; 83,4% респондентов оценили свои условия жизни как отличные или хорошие.

4. Отмечено бесконтрольное предоставление материальных средств родителями, отмеченное 85,6 ± 1,6% школьниками, 90,5 ± 1,8% учащимися колледжей и училищ, 93,3 ± 1,2% студентами. Это может послужить фактором риска развития соблазна к их нецелевому использованию, в том числе на различные психоактивные вещества.

Рецензенты:

Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника» г. Москва;

Ильницкий А.Н. д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Почитаева И.П., Люцко В.В., Почитаева И.П., Люцко В.В. ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ МОЛОДЕЖИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21583 (дата обращения: 08.08.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074