Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вихарева Е.Г. 1 Винярская И.В. 2 Наумова Т.А. 3 Третьякова Т.В. 1 Черников В.В. 2
1 ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
2 ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН
3 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
В городе Ижевске и 24 сельских административных районах Удмуртской Республики проведено популяционное исследование качества жизни детей с 2–18 лет. С помощью опросника PedsQL для каждого ребенка рассчитаны физическая, эмоциональная, социальная сферы, а также школьное функционирование и общий балл. Исследовано влияние социальных факторов на показатели качества жизни у детей младшего школьного возраста. В статье проанализировано влияние трех социально-познавательных факторов: «чтение книг», «количество прочитанных книг», «успеваемость». Фактор «чтение»: младшие школьники (мальчики и девочки), которые любят читать, имеют достоверно более высокий балл в аспекте «школьное функционирование», чем их не любящие читать сверстники, а девочки, кроме того, растут социально активными и лучше приспособленными к жизни. Фактор «количество прочитанных книг» влияет только на аспект качества жизни «школьное функционирование»; чем больше книг читают девочки, тем более высокие показатели качества жизни по всем линиям демонстрируют младшие школьницы; у мальчиков приходится констатировать неблагоприятные тенденции: более социализированы в обществе и чувствуют себя более защищенными в эмоциональном плане не читающие мальчики. Фактор «успеваемость»: чем лучше учится ребенок, тем выше у него по всем шкалам показатели качества жизни.
социальные факторы
успеваемость в школе
чтение книг
дети младшего школьного возраста
качество жизни
опросник PedsQL
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. – М.: Союз педиатров России, 2010. – 272 с.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 6. – С. 5-7.
3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 5. – С. 4-14.
4. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Показатели качества жизни детей раннего возраста в Удмуртской Республике // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL:www.science-education.ru/127-21262 (дата обращения: 21.08.2015).
5. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике // Российский педиатрический журнал. – 2014. – Т.17, № 6. – С. 36-39.
6. Вихарева Е.Г., Третьякова Т.В. Показатели качества жизни детей дошкольного возраста в Удмуртской Республике // Врач-аспирант. – 2014. – № 6.1(67). – С. 142-146.
7. Varni JW, Seid M, Kurtin PS.PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. MedCare. 2001; 39 (8): 800-12.
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из актуальных проблем здравоохранения. Решение данной проблемы имеет высокую социальную значимость и входит в число важнейших задач государства [2,3]. В последние годы понятие качества жизни (КЖ) стало неотъемлемой частью здравоохранения, прочно вошло в клинические и медико-социальные исследования [1].

Цель: изучить влияние социально-познавательных факторов («чтение книг», «количество прочитанных книг», «успеваемость») на показатели качества жизни младших школьников.

Материалы и методы исследования

Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии осуществлялось с 2010 по 2013 г. Определены региональные стандарты [4,5,6]. Изучено влияние социальных факторов на показатели качества жизни детей с 2 до 18 лет. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 8-12 лет, касающийся влияния социально-познавательных факторов («чтение книг», «количество прочитанных книг», «успеваемость») на показатели качества жизни младших школьников.

Качество жизни детей младшего школьного возраста изучено у 2855 респондентов 8-12 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм 4.0 для детей 8-12 лет [7]. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждения

На первом этапе было изучено влияние чтения книг на показатели качества жизни у детей в Удмуртии (табл.1). Всем детям был задан вопрос: «Любишь ты читать?». По всем аспектам качества жизни, кроме показателя «школьное функционирование», получено отсутствие статистически достоверных различий. Младшие школьники, которые любят читать, имеют достоверно (p<0,001) более высокий балл в аспекте «школьное функционирование» (75,91±15,33), чем их не любящие читать сверстники (72,09±16,43).

Таблица 1

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от любви к чтению, М±δ

Аспекты КЖ

«Люблю» (n=1320)

«Не люблю» (n=594)

ФФ

81,09±13,92

80,59±12,90

ЭФ

74,52±16,21

75,59±17,65

СФ

84,51±15,32

84,12±15,09

ШФ

75,91±15,33

72,09±16,43***

ОБ

79,31±12,17

78,53±12,46

Примечание. Достоверность различий между группами детей: *** - p<0,001.

При детальном анализе гендерных особенностей показателей качества жизни выявлено, что девочки, любящие читать, более социализированы в обществе (табл. 2). Они имеют меньше проблем в общении и по шкале «социальное функционирование» установленную достоверную разницу (84,62±14,92 против 79,93±18,44 у девочек, не любящих читать, p<0,001). Любители книг женского пола также имеют более предпочтительные баллы в аспектах качества жизни «школьное функционирование» (75,38±15,70) и «общий балл» (78,03±12,04), чем младшие школьницы, не любящие читать (ШФ: 72,43±15,78, p<0,05; ОБ: 75,54±14,02, p<0,05). А мальчики, любящие читать, имеют более высокую достоверную разницу в аспекте качества жизни «школьное функционирование» (76,69±14,73 против 71,91±16,78, p<0,001). В настоящее время в школьной мужской среде, к сожалению, более «модно» играть на компьютере, чем читать. И по нашим данным, мальчики, не любящие читать, имеют более высокий балл в аспекте «социальное функционирование» (86,35±12,44 против 84,35±15,91; p<0,05). С учетом данных результатов, дети младшего школьного возраста должны читать: девочки будут социально активные, хорошо учиться и иметь благоприятные показатели качества жизни, а для мальчиков чтение - это хорошая учеба в школе.

Таблица 2

Гендерные особенности параметров КЖ детей 8-12 лет в зависимости от любви к чтению, М±δ

 

Аспекты КЖ

Девочки

Мальчики

«Люблю»

(n=789)

«Не люблю» (n=206)

«Люблю»

(n=531)

«Не люблю»

(n=388)

ФФ

79,28±13,63

77,25±14,31

83,80±13,91

82,37±11,72

ЭФ

71,58±16,36

71,17±19,29

78,89±14,96

77,94±16,26

СФ

84,62±14,92

79,93±18,44***

84,35±15,91

86,35±12,44*

ШФ

75,38±15,70

72,43±15,78*

76,69±14,73

71,91±16,78***

ОБ

78,03±12,04

75,54±14,02*

81,21±12,12

80,12±11,24

Примечания: достоверность различий в группах детей в зависимости от любви к чтению: * - p<0,05; *** - p<0,001.

Учитывая полученные данные, мы посчитали наиболее целесообразным изучить влияние количества прочитанных книг на показатели качества жизни (табл. 3). При анализе результатов установлено: в подавляющем большинстве случаев количество прочитанных книг влияет только на аспект качества жизни «школьное функционирование». Чем больше прочитал ребенок, тем более высокая балльная оценка за данный показатель качества жизни. Так, в группе не читающих младших школьников аспект «школьное функционирование» составляет 70,47±15,73; в группе «1-3 книги» - 73,71±15,78; в группе «4-8 книг» - 74,94±14,49, p<0,01; в группе «8-12 книг» - 75,00±15,99; p<0,05 и в группе «больше 12 книг» определяемый показатель составляет 75,75±15,40, p<0,01. Наличие подобной закономерности подтвердило наши предыдущие выводы. И нас, как воспитанников старой советской школы, радует, что чтение книг не потеряло своей актуальности.

Таблица 3

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества прочитанных книг, М±δ

 

Аспекты КЖ

0 книг

(n=75)

1-3 книги

(n=824)

4-8 книг

(n=380)

8-12 книг

(n=169)

12 книг

(n=333)

ФФ

77,36±16,29

80,04±13,53

80,21±13,95

77,63±14,53

81,42±14,61*

ЭФ

75,53±17,58

73,42±17,17

73,80±16,62**

74,17±15,29*

75,39±16,91

СФ

86,27±18,09

82,66±16,77

83,61±15,05

85,33±15,58

84,28±15,94

ШФ

70,47±15,73

73,71±15,78

74,94±14,49**

75,00±15,99*

75,75±15,40**

ОБ

76,30±14,39

77,87±13,00

78,54±12,27

78,07±12,30

79,35±11,80

Примечание. Достоверность различий между не читающими (0 книг) и читающими детьми: * - p<0,05; ** - p<0,01.

Для установления гендерных влияний на количество прочитанных книг дети были сгруппированы в две группы по половому признаку. При детальном рассмотрении результатов качества жизни у девочек установлена четкая тенденция: чем больше книг прочитано, тем более высокие показатели качества жизни демонстрируют младшие школьницы. Обращает на себя внимание, что задействованы все составляющие линии качества жизни. Так, физическое функционирование в группе детей «0 книг» составляет 58,38±20,85; в группе детей «8-12 книг» - 78,02±13,26, p<0,001; а в группе детей «больше 12 книг» - 79,74±11,86, p<0,001. Идентичные закономерности получены и при исследовании других аспектов качества жизни: ЭФ («0 книг» - 56,54±6,58 против «больше 12 книг» -74,10±14,90; p<0,001), СФ (72,69±23,86 против 86,05±14,88; p<0,01), ШФ (64,62±10,50 против 74,17±15,85; p<0,05), а также ОБ (62,12±15,43 против 78,32±9,94; p<0,001). Следовательно, для девочек младшего школьного возраста чтение книг является важным составляющим гармоничного развития личности.

При детальном рассмотрении результатов качества жизни у мальчиков, к сожалению, приходится констатировать неблагоприятные тенденции. Более социализированы в обществе не читающие мальчики (89,59±15,06 против 84,45±17,51 у читающих младших школьников; p<0,05). Кроме того, не читающие мальчики чувствуют себя в эмоциональном плане более защищенными (ЭФ: 84,84±14,80), чем их читающие сверстники (ЭФ: 77,15±19,45; p<0,01). Причин для данного явления много. На поверхности, на взгляд врача, лежат следующие. Вся школьная и прежде всего мужская среда охвачена компьютерными технологиями. И вполне возможно, использование компьютера, не в качестве игровой приставки, расширяет кругозор младших школьников. Хорошее владение сложными компьютерными технологиями, согласно возрасту, возможно повышает авторитет среди сверстников. А вот дети, читающие книги, не пользуются авторитетом, а иногда и получают обидные прозвища.

На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали зависимость результатов качества жизни от школьной успеваемости (табл. 4). В результате проведенного сравнения установлено: чем лучше учится ребенок, тем выше у него показатели качества жизни. Данное утверждение справедливо для всех аспектов качества жизни. И это, конечно, очень радует. Так, физическое функционирование в группе «отличников» составляет 85,61±12,50; в группе «хорошистов» - 81,86±12,16, p<0,001; а в группе «двоечников» - 65,15±28,45, p<0,001. Идентичные закономерности получены и при исследовании других аспектов качества жизни: ЭФ («отличники» - 81,11±12,76 против «двоечники» - 67,27±15,87; p<0,001), СФ (89,32±12,01 против 81,18±15,82; p<0,001), ШФ (86,32±10,36 против 69,39±18,82; p<0,001), а также ОБ (85,70±9,63 против 69,90±16,49; p<0,001). При сравнении гендерных показателей качества жизни в зависимости от успеваемости мы получили радующие нас результаты. И у мальчиков, и у девочек сохраняется общая тенденция: хорошая успеваемость - достойные показатели качества жизни. Самые лучший уровень качества жизни у отличников.

Таблица 4

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от успеваемости, М±δ

Аспекты КЖ

«отлично»

(n=185)

«хорошо»

(n=1273)

«удовлетворительно»

(n=812)

«плохо»

(n=33)

ФФ

85,61±12,50

81,86±12,16***###

80,13±14,54***!!!

65,15±28,45***

ЭФ

81,11±12,76

74,48±17,29***#

72,63±17,22***

67,27±15,87***

СФ

89,32±12,01

85,47±14,93***

81,14±17,02***

81,18±15,82***

ШФ

86,32±10,36

76,47±14,28***##

68,82±16,40***

69,39±18,82***

ОБ

85,70±9,63

79,93±11,64***###

76,30±13,15***!!

69,90±16,49***

Примечания:

* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001 - достоверность различий между группой детей-отличников и группами детей, получающих другие оценки;

# - p<0,05; ## - p<0,01; ### - p<0,001 - достоверность различий между «хорошистами» и «двоечниками»;

! - p<0,05; !! - p<0,01; !!! - p<0,001 - достоверность различий между «троечниками» и «двоечниками».

Проведенный корреляционный анализ подтвердил полученные нами результаты. Любовь к чтению книг связана отрицательной корреляционной связью с количеством книг (r = - 0,24, p<0,001), успеваемостью (r = - 0,20, p<0,001), а также с школьным функционированием (r = - 0,07, p<0,05). Фактор количества прочитанных книг связан отрицательной корреляционной связью с эмоциональным (r = - 0,13, p<0,001) и социальным (r = - 0,09, p<0,01) функционированиями, общим баллом (r = - 0,07, p<0,05). Фактор успеваемости связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,07, p<0,05), социального (r = 0,13, p<0,001), школьного функционирований (r = 0,27, p<0,001) и общего балла (r = 0,15, p<0,001).

Заключение

Фактор «чтение»: младшие школьники (мальчики и девочки), которые любят читать, имеют достоверно более высокий балл в аспекте «школьное функционирование», чем их не любящие читать сверстники, а девочки, кроме того, растут социально активными и лучше приспособленными к жизни. Фактор «количество прочитанных книг» влияет только на аспект качества жизни «школьное функционирование»; чем больше книг читают девочки, тем более высокие показатели качества жизни по всем линиям демонстрируют младшие школьницы; у мальчиков приходится констатировать неблагоприятные тенденции: более социализированы в обществе и чувствуют себя более защищенными в эмоциональном плане не читающие мальчики. Фактор «успеваемость»: чем лучше учится ребенок, тем выше у него по всем шкалам показатели качества жизни. К социальным факторам, влияющим на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста, относятся: «чтение и количество прочитанных книг», «успеваемость».

Рецензенты:

Пенкина Н.И., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;

Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21745 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674