Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Фортыгина С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В публикации представлена логика разработки структурно-функциональной модели построения информационно-образовательной среды как одного из эффективных средств формирования проектировочных компетенций у будущих учителей начальных классов. Модель информационно-образовательной среды как средство формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов включает три взаимосвязанных компонента, которые характеризуют содержание информационно-образовательной среды: информационный, деятельностный, материальный; содержит три взаимообусловленных блока, в которых обозначены устойчивые базовые связи основных структурных элементов процесса формирования проектировочной компетенции: содержательно-методический, операционно-технологический, оценочно-результативный; реализуется с учетом принципов целостности; иерархичности; ведущей роли совместной деятельности субъектов образовательного процесса; психолого-педагогического сопровождения личностного включения будущего учителя начальных классов в проектировочную деятельность; развития у студентов способностей самостоятельно решать профессиональные проблемы; последовательного моделирования в различных формах учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов.
Учитель начальных классов
проектировочные компетенции
информационно-образовательная среда
1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Текст] / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – C. 32–37.
2. Гришина И.С. К проблеме разработки концепции профессиональной компетентности педагога [Текст] / И.С. Гришина // Дошкільна освіта. – 2005. – № 2 (8).
3. Сукталиева Э.В. Системный подход к проблеме здоровьесбережения студентов [Текст] / Э.В. Сукталиева // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 131–134.
4. Тенищева В.П. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореферат дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / В.Ф. Тенищева. – М., 2008. – 47 с.
5. Фортыгина С.Н. Формирование проектировочных компетенций у будущих учителей начальных классов в контексте ФГОС НОО [Текст] / С.Н. Фортыгина // «Стандарты и мониторинг в образовании»: научно-методический и информационный журнал. – 2013. – Т. 1. – № 5. – С. 46–48.
Проанализировав научную литературу по исследуемой проблеме, можно прийти к выводу, что к настоящему времени накоплен определенный опыт моделирования информационно-образовательной среды, выделены теоретические основы построения системы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, а также особенности формирования у них проектировочных компетенций. Вместе с тем проблема моделирования информационно-образовательной среды как средства формирования проектировочных компетенций у будущих учителей начальных классов является сложным процессом, который требует систематизации, определения содержания, этапов, принципов и условий реализации, а также разработки методико-технологического обеспечения и критериально-уровневого аппарата для оценивания эффективности функционирования указанного процесса. Отсюда возникает необходимость в разработке педагогической модели формирования проектировочных компетенций у будущих учителей начальных классов, которая органично бы вписывалась в процесс профессиональной подготовки учителей в современном педвузе. В связи с этим считаем необходимым остановиться на теоретическом обосновании и экспериментальной проверке разработанной модели, состоящей из трех блоков (содержательно-методического блока, операционно-технологического блока, оценочно-результативного блока) и трех компонентов: (информационного компонента, деятельностного компонента, материального компонента). Каждый из перечисленных блоков и компонентов является частью модели, обеспечивающей достижение общей цели за счет определенных функций, методов и результата реализации того или иного блока или компонента.

Информационный компонент определяет все последующие компоненты и блоки структурно-функциональной модели, связи между ними и конечный результат построения модели.

Анализ научной литературы позволил выделить четыре этапа усвоения способа деятельности: сбор (получение актуальных сведений), обработка (систематизация данных), хранение (поддержание исходных сведений) и предоставление информации (передача данных). В результате реализации данного компонента у студентов формируются умения: находить информацию о способах педагогического проектирования; определять виды и типы проектов; определять формы проектов; определять критерии оценки результативности педагогического проекта; представлять проект и оценивать его результат.

Таким образом, информационный компонент выполняет три функции: целеполагания, прогностическую и регуляторную. Функция целеполагания данного компонента предполагает формулирование цели, достижение и выполнение которой обеспечивает процесс построения модели информационно-образовательной среды. Прогностическая функция состоит в прогнозировании, предвидении и планировании результатов моделирования информационно-образовательной среды как средства формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов. Регуляторную функцию в информационном компоненте выполняет система подходов (системно-средовой, деятельностный и компетентностно-контекстный) и соответствующих им принципов.

Содержательно-методический блок отражает особенности содержания процесса подготовки будущих учителей начальных классов, ориентированного на формирование элементов проектировочной компетенции (информационного, операционального и личностного) у студентов в ходе практического обучения.

Содержательный аспект данного компонента характеризуется комплексной модульной программой, которая включает три модуля: информационно-аналитический, проектировочно-практический, рефлексивно-оценочный.

Информационно-аналитический модуль позволяет студентам получать первоначальную информацию о структуре основной образовательной программы начального общего образования, видах планируемых результатов и универсальных учебных действиях и др. Проектировочно-практический модуль направлен на формирование проектировочной компетенции у будущих учителей в процессе решения педагогических ситуации. Третий - рефлексивно-оценочный модуль - посвящен осмыслению собственной проектировочной деятельности будущими учителями начальных классов с целью оценки и корректировки выполнения учебных операций для устранения возникших недочетов.

Методический аспект данного блока предполагает опору на инновационные методы: метод проектного обучения и метод реификации. Реализация методического аспекта данного блока возможна также благодаря совокупности средств организации образовательного процесса и форм учебно-познавательной деятельности будущих учителей. В рамках нашего исследования ведущими формами организации образовательного процесса являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Основными средствами обучения являются электронно-образовательные ресурсы, компьютерное оборудование (компьютеры и проектор).

Таким образом, содержательно-методический блок выполняет обучающую, развивающую и воспитательную функции. Обучающая функция связана с получением будущими учителями начальных классов системы профессиональных знаний об основах проектирования в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Развивающая функция предполагает вовлечение будущих учителей начальных классов в проектировочную деятельность на основе работы с программными средствами в условиях информационно-образовательной среды. Воспитательная функция заключается в специальной организации взаимодействия преподавателя со студентами исходя из содержания выбранных нами форм, методов и средств.

Деятельностный компонент и операционно-технологический блок характеризуются комплексом операций, обеспечивающих возможность для обработки, переработки и сохранения получаемой информации будущими учителями начальных классов в условиях информационно-образовательной среды.

Деятельностный компонент отражает специфику взаимодействия субъектов образовательного процесса, включая три этапа: целевой, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный.

Содержательно каждый из приведенных этапов связан с методами и средствами обучения. К методам, ориентированным на формирование проектировочной компетенции, относим: упражнение, убеждение, обсуждение, самостоятельная деятельность, метод проектов, рефлексию и др. Средствами реализации деятельностного компонента выступают информационные источники, цифровые и электронные образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и др.

Операционно-технологический блок структурно-функциональной модели представлен такими операциями, как: выбор и обоснование темы проекта; определение целей и задач проектной деятельности; отбор учебного материала в соответствии с поставленной целью и задачами проекта; представление отобранного учебного материала в виде моделей деятельности субъектов образовательного процесса; подбор методов и средств проектирования; решение научно-исследовательских задач проекта; анализ и оценка эффективности и результативности педагогического проекта; представление проекта в виде документа в письменной или электронной форме.

Таким образом, в основе данного блока лежат следующие функции: моделирующая, проектировочная, содержательная. Моделирующая функция предполагает освоение пошаговых операций, необходимых для создания педагогического проекта на основе использования ЭМСНОО. Проектировочная функция связана с определением структуры и планированием содержания педагогического проекта на основе использования ЭМСНОО. Конструктивно-содержательная функция заключается в детализации педагогического проекта.

Материальный компонент обеспечивает комплекс материально-технических и информационных ресурсов, необходимых студентам для реализации будущей профессиональной деятельности.

Основными элементами материального компонента являются: аудиторный фонд университета, компьютерное оборудование, электронно-образовательные ресурсы, учебно-методическое пособие и индивидуальные учебные задания. Электронно-образовательные ресурсы представлены компьютерной программой «Электронная модель содержания начального общего образования» (ЭМСНОО) и электронным учебником «Федеральный государственный образовательный стандарт: содержание начального образования».

Таким образом, материальный компонент выполняет инновационную и информационную функции. Инновационная функция заключается в формировании инновационного комплекса материального обеспечения процесса формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов. Информационная функция связана с эффективным и грамотным применением современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих оперативный доступ к нормативно-методическим документам, регламентирующим образовательный процесс в начальной школе.

Оценочно-результативный блок определяет эффективность формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов в условиях информационно-образовательной среды, что предполагает выделение соответствующих критериев и показателей.

Наиболее эффективно представить оценочный аспект данного блока позволяет процесс подбора критериев, показателей и уровней, которые определяют результативность и дальнейшие пути процесса формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов в условиях информационно-образовательной среды. Качество функционирования разработанной нами модели и выявленных педагогических условий определяется следующими критериями: когнитивным, технологическим и субъектным. Кроме того, в рамках нашего исследования были выделены уровни (непродуктивный; операционно-исполнительский; конструктивный; продуктивный) и показатели (знания, умения и профессионально значимые качества) сформированности проектировочной компетенции у будущего учителя начальных классов.

Таким образом, в рамках оценочно-результативного блока осуществляются следующие функции: диагностическая, аналитическая, обобщающая. Диагностическая функция состоит в определении уровня сформированности проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов. Аналитическая функция заключается в обработке, интерпретации и оценке полученной информации об уровне сформированности проектировочной компетенции каждого студента для осуществления последующих коррекционных действий. Обобщающая функция позволяет сделать окончательный вывод об эффективности модели как средстве сформированности проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов.

Модель информационно-образовательной среды как средство формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель информационно-образовательной среды как средство формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов

В представленном описании разработанной нами модели информационно-образовательной среды как средства формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов отметим основополагающие принципы ее функционирования в соответствии с изложенными нами подходами.

Так, системно-средовой подход основывается на принципах целостности (И.В. Блауберг, Э.Г. Годин) [3] и иерархичности (И.В. Блауберг, Э.Г. Годин) [3].

Деятельностный подход в основе своей представлен принципом ведущей роли совместной деятельности субъектов образовательного процесса и принципом психолого-педагогического сопровождения личностного включения будущего учителя начальных классов в проектировочную деятельность.

Принцип ведущей роли совместной деятельности субъектов образовательного процесса (А.А. Вербицкий) [1] отражает активность студентов во взаимодействии не только друг с другом, но и с преподавателем при разработке педагогических проектов будущими учителями начальных классов на основе использования современных электронных образовательных ресурсов. Принцип психолого-педагогического сопровождения личностного включения будущего учителя начальных классов в проектировочную деятельность (А.А. Вербицкий) [1] призван указывать на необходимость личностного участия будущего учителя начальных классов в целеполагании, планировании, организации, а также корректировки собственного образования в условиях информационно-образовательной среды.

Компетентносто-контекстный подход реализуется с помощью принципов развития у студентов способностей самостоятельно решать профессиональные проблемы и последовательного моделирования в различных формах учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов. Принцип развития у студентов способностей самостоятельно решать профессиональные проблемы (И.С. Гришина) [2] призван выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы будущие учителя начальных классов сами принимали участие в процессе целеполагания своей профессиональной деятельности. В этом случае студенты ощущают себя в роли полноправных субъектов этого процесса. Принцип последовательного моделирования в различных формах учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов (В.Ф. Тенищева) [4] направлен на воссоздание типовых профессиональных задач в учебном процессе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с целью трансформации их в учебно-производственные задачи будущего учителя начальных классов.

Заключение

Таким образом, на основе системно-средового, деятельностного и компетентностно-контекстного подхода нами построена структурно-функциональная модель информационно-образовательной среды как средства формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов. Структурно-функциональная модель включает в себя три взаимосвязанных компонента, которые характеризуют содержание информационно-образовательной среды: информационный, деятельностный, материальный; содержит три взаимообусловленных блока, в которых обозначены устойчивые базовые связи основных структурных элементов процесса формирования проектировочной компетенции: содержательно-методический, операционно-технологический, оценочно-результативный.

Рецензенты:

Волчегорская Е.Ю., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Шитякова Н.П., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Фортыгина С.Н. МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21769 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674