Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Глухенькая Н.М. 1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
В статье представлен анализ дипломных работ бакалавров по направлению «управление персоналом» организации. Объект исследования: методология исследования систем управления персоналом организации. Предмет исследования: применение методов для исследования систем управления персоналом организации. Задачи исследования: 1. Предложить классификацию методов исследования для систем управления персоналом организации. 2. Представить методы исследования систем управления персоналом, используемые в дипломных работах студентов. При анализе дипломных работ автором были использованы следующие способы исследования: анализ научной литературы (Кибанов А. Я., Мишин В. М., Глухенькая Н. М. и др.), анализ 114 дипломных работ, метод классификации, табличный метод и метод ранжирования. В таблице 1 автором предложена классификация методов исследования систем управления персоналом. В таблице 2 представлен анализ применения научных методов в дипломных работах студентов. Заключение: применение диверсификационного подхода к исследованию систем управления персоналом предполагает использование научных методов из педагогики, психологии, экономики и других научных дисциплин.
диверсификационный подход
методы исследования систем управления персоналом
системы управления персоналом
1. Глухенькая Н. М., Дубровская Е. А. Подходы и методы для исследования систем управления персоналом // Научное мнение. – 2013. – № 2. – С. 104-108.
2. Глухенькая Н. М. Исследование систем управления персоналом организации: монография. – Прага: Vedecko vydavaterske centrum “Sociosfera-CZ”, 2014. – 96 с
3. Макашева З. М. Исследование систем управления: учебное пособие / З. М. Макашева. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 176 с.
4. Мишин В. М. Исследование систем управления: учебник для вузов. / В. М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 527 с.
5. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 638 с.
В настоящее время системы управления персоналом (СУП) организации составляют важнейшую часть всей системы управления любым предприятием, а иногда являются ее определяющей структурой. Например, на предприятиях, на которых результат работы организации в основном зависит от кадрового состава ее персонала, то есть человеческого ресурса, тогда исследование и совершенствование СУП предприятия становится необходимой реальностью для достижения поставленных перед организацией целей. Исследование систем управления персоналом организации является также основной составляющей выпускных дипломных работ бакалавров по направлению «управление персоналом».

Диверсификационный подход для исследования СУП предполагает применение расширенной или междисциплинарной методологии исследования, то есть проведение анализа СУП с использованием научных подходов и методов различных учебных дисциплин, таких как педагогика, психология, экономика, математика, статистика и других. По мнению автора, «важную часть методологии исследования систем управления вообще и в частности СУП занимают методы или способы исследования, анализа, управления» [2, с.70]. А. Я. Кибанов подразделяет «методы построения» СУП, большинство из которых можно применить и при исследовании систем управления персоналом, на пять направлений:

- методы обследования (сбора данных);

- методы анализа;

- методы формирования;

- методы обоснования;

- методы внедрения [5].

В. М. Мишин предлагает классифицировать методы исследования систем управления на следующие четыре группы: теоретические, эмпирические, логико-интуитивные и комплексно-комбинированные (2). По результатам анализа научно- теоретических работ А. Я. Кибанова, В. М. Мишина, А. П. Егоршина, Е. Б. Моргунова, З. М. Макашевой, Г. Х. Бакировой и других специалистов по исследованию и совершенствованию систем управления, автором предложена следующая классификация методов для анализа СУП [1, 3, 4, 5] (табл. 1).

Таблица 1

Классификация методов исследования СУП по дисциплинарному признаку

№ п/п

Методы

(соответствующие научной дисциплине)

Методы исследования СУП

1

педагогические

опрос, оценка, наблюдение, беседа, прогнозирование, сравнение, обучение, переподготовка, диагностика, архивный метод (анализ первоисточников), анализ документов, гипотеза, моделирование, моральное стимулирование, педагогический эксперимент (констатирующий, проверочный, уточняющий, формирующий), изучение опыта, метод творческих совещаний, диагностика и другие;

2

психологические

тестирование (диагностическое, итоговое, промежуточное), анкетирование, метод интроспекции, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, стимулирование, метод обобщения, самооценка, изучение продуктов деятельности, качественно-количественный анализ, анализ внешних факторов, метод объективного наблюдения, эксперимент (специальные условия задачи с применением приборов), контент-анализ, монографический метод и другие;

3

экономические

анализ и синтез, наблюдение и сбор фактов, метод научных абстракций, индукция и дедукция, логический метод, графический, моделирование, материальное стимулирование, нормативный анализ (суждение, предположение, гипотеза), матричный метод, балансовый метод, функционально-стоимостный анализ и другие;

4

другие

(математические, статистические, социологические и др.)

моделирование (решение уравнений, задач, применение формул, построение графиков и др.), балльная оценка, корреляционный метод, структуризация целей, социометрический метод, регистрация, ранжирование, шкалирование, метод групповой дифферинциации (социометрический метод), динамический метод и другие.

За 2014-2015 учебный год нами были проанализированы 114 дипломных работ бакалавров по направлению «управление персоналом» на предмет использования основных элементов методологии исследования СУП: научных подходов и научных методов, с разделением их на педагогические, психологические, экономические и другие. Автором было выявлено, что при написании дипломных работ наиболее часто будущие менеджеры по управлению персоналом применяют методы исследования СУП из педагогики, психологии и экономики. По результатам анализа было проведено ранжирование применения методов исследования СУП на основании предложенной в таблице 1 классификации (табл. 2).

Таблица 2

Применение методов исследования СУП в дипломных работах за 2014-15 учебный год

Группы методов

Наименование методов

Количество / проценты

( шт. / % )

педагогические

анализ научных источников;

анализ документов;

наблюдение;

беседа;

оценка;

другие педагогические.

114 / 100

106 / 92

102 /88

99 / 86

63 / 55

65 / 57

всего

педагогические

549 методов / 37 %

психологические

качественно-количественный анализ;

анкетирование;

тестирование;

интервьюирование;

другие психологические.

109 / 95

84 / 73

71 / 62

42 / 37

46 / 40

всего

психологические

352 метода / 22 %

экономические

анализ и синтез;

графический метод;

матричный метод;

нормативный анализ;

другие экономические.

114 / 100

105 / 92

24 / 21

19 / 17

20 / 18

всего

экономические

282 метода / 19 %

другие

статистический анализ;

табличный метод;

метод экспертных оценок;

бальная оценка;

моделирование;

корреляционный метод;

другие дисциплинарные.

91 / 80

84 / 75

32 / 28

30 / 26

21 / 18

15 / 13

29 / 25

всего

другие (математические и др.)

312 методов / 22 %

итого

все методы

1495 методов / 100 %

В представленной выше таблице 2 применены одновременно методы классификации и ранжирования по степени убывания примененных методов исследования СУП в выпускных дипломных работах бакалавров по направлению «управление персоналом». В результате подтвердилось предположение, что наиболее востребованными студентами-выпускниками при анализе СУП для их совершенствования являются педагогические, психологические и экономические группы способов исследования систем управления персоналом. При этом педагогические методы исследования СУП составляют 37 %, психологические - 22 %, экономические - 19 %, на все другие способы приходится 22 %. Естественно и вполне логично во всех квалификационных работах применяются следующие методы исследования: анализ научных источников (100 %), анализ и синтез (100 %), то есть разложение на части, и как результат - общее заключение. Далее наиболее востребованными приемами исследования являются: анализ документов (92 %), графический метод (92 %), наблюдение (88 %), беседа (86 %), табличный метод (75 %), тестирование (62 %). Все другие методы намного реже применяются при исследовании СУП и дальнейшем ее совершенствовании, например, матричный метод (21 %), моделирование (18 %), корреляционный метод (13 %), которые являются наиболее современными.

В заключение следует отметить, что диверсификационный подход к совершенствованию СУП предполагает применение методов исследования из различных научных дисциплин в их совокупности и разнообразии для качественного и научно-обоснованного решения существующих проблем функционирования и развития систем управления персоналом организации.

Рецензенты:

Пирогова О.В., д.п.н., профессор, первый проректор Уральского международного института туризма, г. Екатеринбург;

Токарева Ю.А., д.псх.н., профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Глухенькая Н.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21778 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674