Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА

Пак Л.Г. 1 Валеева О.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье уточнена авторская дефиниция «личностно-профессиональный имидж студента»; представлен анализ разработанности проблемы имиджа в современной науке. Обоснованы психолого-педагогические аспекты формирования личностно-профессионального имиджа студента, их взаимосвязь с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов: обеспечение овладения студентами психолого-педагогическими знаниями по вопросам создания личностно-профессионального имиджа; организация субъект-субъектного взаимодействия субъектов образования, ориентированного на формирование у обучающихся коммуникативных, организаторских, рефлексивных умений и развитие личностных качеств; реализация педагогической поддержки развития мотивации субъекта к изменению своих психических или физических качеств. Описана вариативность организации содержания имиджеформирующего образовательного процесса вуза в многообразии методов и форм включения студента в разнообразные виды имиджеформирующей деятельности; представлены характеристики и свойства образовательной и культурной среды вуза, в которой студент приобретает навыки формирования личностно-профессионального имиджа.
методы и формы имиджеформирующей деятельности
имиджеформирующий образовательный процесс вуза
система высшего профессионального образования
студент
личностно-профессиональный имидж
1. Бубнова О.В. Влияние психологической безопасности личности на формирования имиджа студента / О.В. Бубнова, О.А. Жеребненко // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-6. — С. 1323–1327.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70379634/#block_21, свободный. (Дата обращения: 28.08.2015 г.)
3. Дутчина О.Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента : дис. ... канд. псих. наук / О.Б. Дутчина. − Хабаровск, 2004. − С. 96–99.
4. Жеребненко О.А. Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза: дис. … канд. псих. наук / О.А. Жеребненко. – Курск, 2008. – 177 с.
5. Извольская А.А. Самостоятельная работа студентов первого курса как фактор адаптации к обучению в педагогическом вузе / А.А. Извольская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Орлов. — М.: Директ-Медиа, 2014. — Вып. 2. – С. 66–81.
6. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. — М.: Спутник, 2010. — 178 с.
7. Савва Л.И. Профессиональный имидж студента технического вуза / Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 2. — С. 170–177.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. описывается значимость человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. зафиксировано: «В настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества; в этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России» [2].

Необходимым условием успешной социализации и эффективной самореализации студенческой молодежи, по нашему мнению, является эффективный личностно-профессиональный имидж как необходимая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста. Имидж студента - интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств студента, которые способствуют эффективности учебной деятельности [4]. Эффективный личностно-профессиональный имидж студента - это представление о нем, складывающееся в сознании других людей, которое помогает успешно достигать самоуважения и внутреннего комфорта; продвигаться вверх по социальной лестнице, улучшать профессиональные результаты во всех сферах деятельности. Актуальным вопросом является разработка психолого-педагогических аспектов формирования личностно-профессионального имиджа студента, его взаимосвязь с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, отражающих требования работодателей и рынка труда. Грамотно сформированный личностно-профессиональный имидж позволит оказывать влияние на решения работодателя в положительную сторону, успешный личностно-профессиональный имидж способствует успешному сотрудничеству с коллегами и работодателем [7].

Исследование заявленной проблематики показывает, что в целом в науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного исследования имиджа личности.

К исследованию явлений имиджа как междисциплинарного феномена в научной практике имеют непосредственное отношение результаты таких авторов, как: А. А. Бодалев, Т.Ю. Быстрова, Д.А. Горбаткин, П.С. Гуревич, А.П. Жмыриков, И.А. Муратов, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, Г.Г. Почепцов, А.П. Ситников, В.М. Шепеля, Б.Ю. Эрдынеев и т.д.

В диссертационных исследованиях и научных публикациях отражаются отдельные аспекты данного явления: Е.Б. Перелыгина обосновывает социально-психологическую и акмеологическую концепцию имиджа как феномен интерсубъективного взаимодействия (персональный имидж); В.В. Волкова, Н.А. Кадочников, А.В. Скрипкина разрабатывают стратегии и механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы (корпоративный имидж). Г.А. Бусыгина исследует индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза (индивидуальный имидж); Л.Ю. Донская выявляет психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы (профессиональный имидж) и т.д.

Многочисленные исследования показали, что, несмотря на представленность термина «имидж» в современной научной литературе, исследование личностно-профессионального имиджа современного студента вуза является недостаточно разработанным. Мы считаем, что, характеризуя студента как представителя какой-либо профессии, нельзя разделять профессиональный и личностный имиджи. Поэтому нами вводится понятие «личностно-профессиональный имидж студента» как интегральная характеристика, включающая совокупность внешних и внутренних индивидуальных качеств, необходимых для эффективной самореализации и самоутверждения себя в профессии, личной и социальной жизни. При этом акцентируется внимание на проективной взаимосвязи  (личностных и профессиональных аспектов), так как наличие тех или иных качеств и свойств личности определяет успешность будущей профессиональной деятельности; а определенный уровень теоретической подготовки и профессиональные навыки, полученные в вузе, обусловливают раскрытие потенциальных возможностей и совершенствование индивидуальных качеств обучающегося.

Можно выделить условные группы качеств, являющихся наиболее значимыми для студентов в профессиональном и личностном плане. Это когнитивные способности; научно-теоретические знания; развитая и адекватная Я-концепция; информационно-аналитические умения; личностные качества; социально-деловые качества; операционально-деятельностные умения [5].

Для эффективного формирования личностно-профессионального имиджа студентов, на наш взгляд, необходимо: обеспечение овладения студентами психолого-педагогическими знаниями по вопросам создания личностно-профессионального имиджа (знания о сущности и структуре, функциях, составляющих имиджа, знания о себе, своих психологических особенностях и возможностях,  Я-концепции); организация субъект-субъектного взаимодействия субъектов образования, ориентированного на формирование у обучающихся умений (коммуникативных, организаторских, рефлексивных) и развитие личностных качеств (активности, инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности);  реализация педагогической поддержки (в совокупности средств, методов, стратегий), развитие мотивации субъекта к изменению своих психических или физических качеств.

Личностно-профессиональный имидж студента формируется в образовательной и культурной среде, поэтому характеристики и свойства этой среды также имеют значение в создании положительного имиджа студента. Это и содержание обучения, преподавательский состав, материальная оснащенность и политика вуза. Так, в последние годы в практике вуза стали активнее использоваться мониторинг имиджа вуза и оценка обучаемыми качества образовательных услуг. Обучение в вузе - это возможность приобрести навыки общения, взаимодействия, адаптации и влияния. Помимо развития личностных качеств, студент должен уметь создать и внешний образ, который будет гармонировать с внутренним содержанием. Кроме того, у студента должна быть сформирована потребность в самопознании и формировании позитивного имиджа. Таким образом, все компоненты личностно-профессионального имиджа студента базируются на трех уровнях: конституциональный; личностный, включающий мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты; социально-психологический - статус вуза, факультета, избранной профессии и социальной роли студента [4].  

Необходимо отметить, что формирование личностно-профессионального имиджа студента связано с выполнением новых социальных ролей и определяется повышением активности и избирательности, т.е. субъектности самой личности на уровне действия внутренних факторов индивида, которые выражаются в сознательном «самодостраивании» личности в профессиональном, личностном и социальном самосовершенствовании [6].

Мы считаем, что образовательный процесс вуза должен быть организован как имиджформирующий, ориентирован на создание соответствующего профессионального образа. Можно предположить, что содержание учебных дисциплин, планов, программ  должно включать разные аспекты личностно-профессионального имиджа студента. В целом, работа над формированием личностно-профессионального имиджа студента по своей проблематике, по задачам, по составу участников и их ролевым позициям, по форме, смыслу и результатам является образовательной деятельностью, выполняющей как учебную, так и воспитывающую функции. Данный вид образования необходимо осуществлять в многообразных формах и методах - тренинг, самомониторинг (опросник самомониторинга М. Снайдера; тест «Определение экстраверсии-интроверсии» по К. Юнгу; тест Ю.М. Орловой «Определение потребности в общении»; опросник И.М. Юсупова «Оценка эмпатии, способности понимать чувства других»; тест-опросник С. Марлоу-Крауна «Мотивация одобрения»; Опросник «Оценка конфликтности»; тест «Оценка уверенности поведения»; Опросник Лири «Определение стиля межличностных отношений»), элементы психогимнастики (мимические и пантомимические этюды, тренаж  проявленность отдельных качеств характера и эмоций, этюды психотерапевтической направленности и снятия эмоционального напряжения, психомышечной гимнастики, обучение ауторелаксации и т.д.), игровые методы, методы групповой дискуссии. Среди эффективных методов формирования личностно-профессионального имиджа студента можно назвать и освоение студентами основ самоменеджмента. Вследствие этого в систему подготовки будущих специалистов целесообразно включать практические занятия по освоению техники самоменеджмента, приемов тайм-менеджмента, основ планирования, самоорганизаци. Выбор методов и форм формирования личностно-профессионального имиджа студента обусловлен необходимостью не просто сообщить информацию, а организовать процесс присвоения знания, осмысления прожитого опыта и включения его в поведенческий компонент.

При этом необходимо обеспечить накопление знаний студента об имидже, его структурных составляющих, путях оптимального формирования личностно-профессионального имиджа в контексте организации тренингов, мастерских имидж-класса по следующей тематике: «Понятие, значение и структура Я-концепции личности»; «Позитивная и негативная Я-концепция, профессиональная Я-концепция», «Трансактный анализ и механизмы психологической защиты», «Я-концепция и психическое здоровье человека», «Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении», «Чувство собственного достоинства, вербальные и невербальные методы выражения его наличия или отсутствия. Обратная связь»; «Я в своих глазах и в глазах других людей», «Как справиться с раздражением, тревогой, плохим настроением»  и др. [3].

Таким образом, процесс формирования личностно-профессионального имиджа - это творческий процесс, который способствует раскрытию индивидуальности и предполагает самопроектирование в зависимости от личностных особенностей, внутренних устремлений студента. Личностно-профессиональный имидж студента формируется более эффективно в процессе педагогической, практикоориентированной деятельности, в групповой работе, с помощью которых возможно получение обратной связи и формирование адекватного представления о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Процесс подготовки будущих специалистов предполагает не только вооружение их суммой профессиональных знаний, умений и навыков, но и создание особого личностно-профессионального имиджа для каждого представителя профессии, обретение системы личностно-профессиональных ценностей.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;   

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Пак Л.Г., Валеева О.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21975 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674