Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В МОСКВЕ

Коржанова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Гжельский Государственный университет»
В статье проведен анализ проблем туристского бизнеса в современной Москве и намечены пути совершенствования внутреннего и въездного туризма. Туристский потенциал Москвы недооценен, хотя наша столица имеет множество уникальных объектов национального и мирового культурного и исторического наследия, имеются все возможности для обслуживания отечественных и иностранных туристов. Иностранный туризм приносит значительный доход в бюджет города, и необходимо развивать также деловой туризм, так как проведение конгрессов приносит вдвое больше доходов принимающей стране, чем туризм с целью отдыха. В заключение даются рекомендации для успешного развития культурно-познавательного туризма в Москве. Для этого необходимо улучшать инфраструктуру туристских объектов, грамотно использовать имеющиеся туристские ресурсы Москвы, применять накопленный опыт и находить более эффективные методы работы, направленные на развитие экономики и повышение качества жизни населения. Для развития туристской индустрии Москвы необходимо разрабатывать новые проекты и программы при реальной поддержке со стороны государства.
Москва
туризм
достопримечательности
туристские ресурсы
туристский бизнес
экскурсионный рынок
1. Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012-2016 гг. URL://www/consultant.ru.
2. Доля туризма в ВВП страны – 3,2%, 28.05.2009. - http://www.sti-sibir.ru.
3. Официальный портал Мэра и правительства Москвы. - URL: http://www.mos/ru/about/statistics/index.php?id 4=138.
4. Федеральное Агентство по Туризму (Ростуризм). — http://www.russiatourism.ru.
5. Russia Travel and Tourism Economic Impact 2009. — http://www.wttc.org.

Москва современная, столица Российской Федерации, историческая, духовная и культурная доминанта страны и один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями в предоставлении туристских услуг и богатейшим туристским потенциалом [1].

На территории города сосредоточены уникальные объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные мероприятия, представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов.

Среди множества достопримечательностей города можно выделить ряд уникальных мест и строений, обладающих мировой известностью. Среди них можно назвать храм Василия Блаженного, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею, Большой театр и др. Необходимо упомянуть и памятники архитектуры, причисленные к объектам мирового наследия ЮНЕСКО: это ансамбль Московского Кремля и Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего женского монастыря.

Современная Москва насчитывает более 100 театров [3]. В городе имеется более 400 музеев. При участии Московского государственного университета в Москве были открыты Политехнический, Исторический, Зоологический музеи, Музей антропологии, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Ботанический и Зоологический сады (Московский зоопарк). Есть и такие малоизвестные музеи, как Музей кошки, Музей старинной мебели, музей «Буратино-Пиноккио» и др.

Москва - главный транспортный узел Москвы, в котором сходятся 11 железнодорожных направлений, 15 автомагистралей, расположены 3 речных порта, 9 железнодорожных вокзалов, 3 крупных международных аэропорта, обеспечивающих более половины всего пассажиропотока страны.

В Москве сосредоточена значительная часть (более трети) всех предприятий туриндустрии, на долю которых приходится 30% общего объема реализации платных услуг и 36,8% всех доходов гостиничного хозяйства страны.

Принимая Программу развития гостинично-туристского комплекса, Правительство Москвы определило туризм как приоритетное направление в экономике города. Основной целью Программы декларируется увеличение доходов от туризма, поступления от туристской деятельности в г. Москве должны формировать 10% городского бюджета. Планируется, что туризм должен стать ключевой отраслью экономики Москвы. Столица России обладает богатейшими рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на туристском рынке и вызывает интерес у иностранцев. Количество объектов показа Московского региона, включающего Москву и Московскую область, составляет 38% от общероссийского (для сравнения - Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области вместе имеют только 16%). Среди них более 200 объектов внесены в реестр ООН. Большинство туристов из дальнего зарубежья выбирают Москву основной целью путешествия. Ведь более 70% иностранцев, прибывающих в Россию, обязательно посещают Москву [5].

Архитектура, музеи, театры, церкви и соборы, современные и исторические здания и другие уникальные объекты привлекают в Москву туристов практически из всех стран мира. Москва является связующим звеном между городами и регионами страны. Здесь соединяются все железнодорожные и воздушные пути России, автомобильные трассы. В Москве в настоящее время находится 4500 туристских агентств, свыше 170 гостиниц [2].

В мае 2009 г. компания TripAdvisor опубликовала очередной рейтинг привлекательности европейских городов, основанный на мнении посетивших их туристов. Города оценивались по 20 самым разным параметрам: от лучших парков и кухни до самой ужасной архитектуры и плохо одетых жителей. В каждой категории указаны только города, занявшие первые три места. Единственным российским городом, вошедшим в рейтинг, стала Москва. Столица России упомянута в трех «отрицательных» категориях: «Наименее дружелюбный город» - 3-е место, «Самая плохая кухня» - 2-е место, «Самые плохо одетые жители» - 3-е место. Примечательно, что во всех этих категориях Москву опережает Лондон.

Что касается Москвы, то здесь иностранный туризм приносит ощутимый вклад в бюджет города. Согласно данным Госкомстата за 2013 г. каждый иностранный турист оставляет в Москве за время своего пребывания в среднем $900, что означает более 4 млрд долларов дохода в городскую казну ежегодно. Основной контингент иностранных туристов в Москве составляют посетители со служебными целями - 57%, с целью туризма - почти 32%. Следует учитывать, что туристская деятельность с деловой целью, в частности проведение конгрессов, относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видов путешествий. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Он дает вдвое больше дохода принимающей стороне, чем туризм с целью отдыха [4].

Таким образом, Москва имеет практически все возможности для того, чтобы стать центром мирового культурного и познавательного туризма. Однако как объект туризма Москва проигрывает соревнование с другими столицами мира. По итогам 2012 г. объем обслуживания в Москве составляет около 4 млн иностранных туристов ежегодно, в то время как для Парижа этот показатель составляет 25 млн туристов, а для Лондона -18 млн.

В 2009 г. въездной турпоток в Москву снизился из-за мирового финансового кризиса, хотя Правительство Москвы в течение года принимало меры для стимулирования въездного туризма. В частности, несмотря на кризис, объемы внешней рекламы Москвы в зарубежных СМИ не сокращались. Не была свернута и международная выставочная программа. Москва участвует практически во всех международных выставках по туризму.

Московское правительство разработало Государственную программу города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012-2016 гг. Согласно этому документу к 2016 г. Москва планирует принимать ежегодно до 10 млн иностранных туристов. В настоящий момент в Москве имеется 70 тыс. гостиничных мест, в Париже этот показатель равен 200 тыс. Однако такое значительное число гостиниц Москве не нужно, так как она не принимает столько туристов. Вводить в эксплуатацию новые гостиницы Москва предполагает постепенно, ориентируясь на рост турпотока. К 2016 г. количество гостиничных мест в городе планируется довести до 120-130 тыс., что примерно на 50 тыс. больше, чем есть сейчас.

Также существует инициатива Комитета по туризму Москвы, согласно которой планируется часть финансовых средств, получаемых МИДом России за оформление въездных виз иностранцам, направлять на внешнюю рекламу въездного туризма. Сейчас данное предложение проходит согласование в Московском правительстве. Объединение усилий правительства Москвы и МИДа России по рекламированию туристских ресурсов столицы за рубежом создаст дополнительную возможность для увеличения потока иностранных туристов в Москву. Однако увеличению объемов въездного туризма в Москву препятствует ряд негативных факторов, в частности низкая конкурентоспособность старого фонда размещения и дороговизна качественного размещения. Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гостиниц среднего класса, категории 3 звезды. В связи с этим в Москве начата реализация проекта по созданию сети гостиниц малой вместимости. Необходимость ее создания обусловлена как формированием деловой и туристской привлекательности города, так и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости от объектов туристского показа, бизнес-центров, культурных и исторических достопримечательностей города, а также мест проведения крупных международных выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных соревнований. К тому же поток негативной информации в зарубежных средствах массовой информации о России, и Москве в том числе, как стране, неблагоприятной для туризма, подрывает устойчивый спрос. Все это свидетельствует о том, что пропагандистская рекламная деятельность за рубежом по укреплению туристского имиджа города ведется в недостаточных объемах.

Не может способствовать развитию туризма состояние городской инфраструктуры и в первую очередь - ее транспортной составляющей. Это и нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов, и отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сервиса в городском транспорте, например такси. Вызывают обеспокоенность у иностранных туристов криминальная ситуация в Москве, а также вопросы обеспечения их безопасности, довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым полисам в случае заболевания в период турпоездки в Москву и ряд других, менее существенных факторов.

 

Кроме того, важной причиной можно назвать разобщенность усилий по развитию туризма, недостаточность усилий по продвижению позитивного имиджа Москвы и созданию образа Москвы как города, благоприятного для туризма. Необходимо, чтобы на внешнем рынке Москва предстала как открытый миру, безопасный, с развитой инфраструктурой и богатейшим культурно-историческим наследием турцентр.

Приоритетами городской политики в области туризма являются развитие въездного туризма из зарубежных стран, въездного туризма из регионов Российской Федерации, экскурсионного обслуживания москвичей. В первую очередь речь идет о поддержке таких видов туризма, как культурно-познавательный туризм, бизнес-туризм, включая поездки с целью проведения деловых встреч, участие в выставках, конгрессах и инсентив-туры, событийный туризм, речные круизы и социальный туризм.

Российская столица должна стать местом проведения как интересных событий для деловой публики (например, симпозиумов, конгрессов), так и ярких зрелищных мероприятий для туристов из России и зарубежных стран.

Развитие туристской индустрии в качестве значимой отрасли экономики города невозможно без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации проектов и программ, направленных на развитие экономики и повышение качества жизни населения.

Развитие сферы туризма и экскурсионного рынка в Москве способствует сохранению культурно-исторического и природного наследия города, повышению уровня благосостояния москвичей и является важным стимулом для образовательного и духовного роста туристов.

Рецензенты:

Чепик В.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская обл., пос. Электроизолятор;

Кузнецова Т.Ф., д.филос.н., профессор, президент ОЧУ ВО «Гуманитарно-социальный институт», Московская обл., п. Красково.


Библиографическая ссылка

Коржанова А.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В МОСКВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22058 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674