Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСОБОГО ТИПА

Санина Е.И. 1 Ахмадов М.М. 1
1 ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
В статье рассматривается вопрос о подготовке бакалавров педагогического профиля к профессиональной деятельности. Одно из требований к результатам освоения студентами основных образовательных программ бакалавриата в области педагогической деятельности – это готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. Учитывая важность обучения на основе информационных технологий, студенты педагогических ВУЗов должны быть, подготовлены к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционная форма обучения, в силу преобладающих положительных аспектов данной системы, таких как гибкость расписания занятий и индивидуальный подход к самому обучающемуся, дает возможность детям особого типа получить полноценное общее (полное) образование. В связи c увеличивающимся количеством детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях наблюдается острая необходимость в подготовке педагогов, способных проводить занятия с детьми особого типа, нуждающимися в индивидуальном обучении. Современные ВУЗы должны отвечать требованиям общества и выпускать специалистов готовых работать в новых условиях.
дистанционное обучение
индивидуальное обучение
Интернет
электронные образовательные ресурсы
1. Абакумова Н.Н. Педагогические условия разработки реализации технологии дистанционного обучения: авторефер. дис. ... канд. пед. наук./ Н.Н. Абакумова — Томск, 2003.- 22 с.
2. Артюхин О.И. Облачные технологии как средство организации самостоятельной деятельности студентов направления «Педагогическое образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-21261 (дата обращения: 03.09.2015).
3. Артюхин О.И. Интерактивные методы обучения при подготовке студентов педагогического ВУЗа для профессионального развития личности // Педагогика и просвещение. 2014. - №4. - С. 74-81.
4. Артюхина М.С., Артюхин, О.И. Теоретико-методические основы проведения интерактивных лекций // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11–2. – С. 304-308.
5. Артюхина М.С. Интерактивны средства обучения: теория и практика применения: Монография. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. – 168 с.
6. Вершинина Т.С. Дистанционное образование и инновационные технологии как условие повышения качества образования/ Т.С. Вершинина// Современ. проблемы науки и образов. -2008г. - N4. с. 65-66.
7. Глова В.И. Дистанционное образование – новые формы и технологии обучения/ В.И. Глова// журн. вестник КГТУ -2000г. - N 2. с. 42-45.
8. Добрынина А.Ю. Организационно-педагогические условия реабилитации детей-инвалидов: авторефер. дис. ... канд. пед. наук./ А.Ю. Добрынина — Елец, 2005. - 21 с.
9. Закотнова П.В. Подготовка преподавателей ВУЗа к деятельности в системе дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук./ П.В. Закотнова — Омск, 2004. - 23 с.
10. Коновалов К.М. Развитие психофизиологических качеств студентов с последствиями ДЦП, обучающихся в колледже, в ходе занятий физической культуры: авторефер. дис. ... канд. пед. наук./ К.М. Коновалов- Михаловка, 2010. - 16 с.
11. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в Интернет-обучении: авторефер. дис. ... канд. пед. наук./ Л.А. Пескова — Улан-Удэ, 2006. - 18 с.
12. Помелова М.С., Артюхин О.И. Интерактивные формы обучения в системе курсов по выбору // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 3. – С. 59-61
13. Санина Е.И., Помелова М.С., Тан Ням Нгок. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: Монография. – М.: РУДН, 2012. – 164 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"): приказ минобр. РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 (с изменениями на 31 мая 2011 года) // Бюллет. норм. актов федер. органов исполн. власти , N 29, 18.07.2011г.
15. Artjukhina M.S. Key aspects of formation of the information and educational environment on the basis of interactive technologies // В мире научных открытий. 2014. - № 9.4(57). - С. 1324-1337.
Введение многоуровневой системы образования обусловило существенные изменения в структуре, содержании и технологиях подготовки будущих педагогов в системе высшего образования. Сегодня наблюдается общая ориентация системы на социально-педагогическое сопровождение обучающихся, что является несомненным нововведением в образовательный процесс учебных заведений различного профиля и уровня.

В современной школе именно выпускник ВУЗа, имеющий степень бакалавра, призван преимущественно выполнять должностные обязанности тьютора. Ранее профессиональная подготовка к такому виду педагогической деятельности в ВУЗе не осуществлялась. Тем самым подчеркивая актуальность данного исследования.

В педагогической литературе проблема подготовки учителя к профессиональной деятельности рассматривалась многократно и с разных точек зрения. Научные основы этой проблемы были заложены трудами С.А. Батышева, В.А. Сластенина, Н.А. Томина, В.В. Шапкина и др. Различные подходы к обучению современного специалиста представлены в трудах Е.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, В.П. Сергеевой, А.П. Тряпицыной и др.

В условиях процесса информатизации общества как никогда ранее востребованы тьюторы сферы компьютерных технологий, обладающие высоким уровнем профессиональной компетенции, способностью к самообразованию, восприимчивостью к инновациям. Учитывая важность обучения на основе информационных технологий, многие аспекты реализации такого образования получили отражение в различных исследованиях. В частности, идея о всеобщем непрерывном образовании на основе информационно-коммуникационных технологий, индивидуальном графике работы с компьютерной обучающей программой и темпе обучения студента представлены в трудах М.П. Карпенко, В.П. Беспалько, А.А. Андреева. Синтез педагогических и информационных технологий в дистанционном обучении рассматривали И.Д. Брегеда, С.П. Грушевский, Е.Б. Крымская, О.М. Карпенко, Н.В. Тихомирова [8]. Повышение качества подготовки бакалавров в системе высшего профессионального образования с использованием индивидуально-ориентированных технологий М. Арноур, Б.П. Бахраев, П.Г. Щедровицкий; разработка образовательных траекторий, индивидуальных стратегий обучения Е.А. Суханова, А.В. Сластенин, А.В. Хуторской, Н.В. Рыбалкина и др.

Однако, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, а так же подготовка на ее основе бакалавров педагогического профиля к использованию дистанционных технологий не получило должного отражения в научных исследованиях.

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров в области педагогической деятельности включает в себя [2]:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

Одно из требований к результатам освоения, предъявляемым студентам основных образовательных программ бакалавриата в области педагогической деятельности, является готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения [13].

Рассмотрим особенности подготовки студентов к реализации индивидуального обучения с помощью технологии дистанционного обучения.

Именно квалифицированная, систематизированная подготовка учителей, наряду с другими факторами, будет способствовать успешности дистанционного обучения.

Дистанционное образование является одной из форм индивидуального обучения. Такое явление зародилось достаточно давно, задолго до появления в нашей жизни сети Интернет, без которого в нашем современном восприятии дистанционного обучения его реализация невозможна [9]. Однако, на пути к использованию возможностей глобальной сети, обучение на дистанции прошло через почтовые отправления, радиоконференции, телеконференции и так далее [15].

Современная образовательная ситуация в России характеризуется тенденцией интеграции образовательной и технической подготовки на основе современных информационных технологий и глобальной сети Интернет (Ю.С. Брановский, В.Г. Буданов, И.В. Роберт и др.) [6]. Исследования отечественных психологов и педагогов (Б.С. Гершунский, Е.С. Полат, Е.Н. Ястребцева, Л.Г. Сандакова) в области информационных и коммуникационных технологий в образовании показывают, что основными задачами дистанционного образовательного взаимодействия между преподавателем и обучающимся является фасилитация, включающая:

- направление образовательного процесса;

- выявление многообразия точек зрения обучающихся, поддержка активности учащихся использованием элементов ЭОР;

- соединение теории и практики;

- оптимальное восприятие и усвоение, предлагаемого учебного материала [11].

В настоящее время широко используется учебные материалы электронных образовательных сред, к примеру таких как «Телешкола» (http://www.internet-school.ru/), «i.class» (http://iclass.home-edu.ru/). Образовательные учреждения, использующие в своей деятельности электронные образовательные ресурсы, также применяют учебно-методические комплексы «Живая математика», «Живая физика» и др. Неотъемлемой частью процесса образования при реализации ЭОР являются программные обеспечения для видео общения в режиме реального времени. Следовательно, реализация индивидуального обучения в виде дистанционной формы стало доступным, только при дидактически обоснованном использовании компьютерных технологий, электронных образовательных ресурсов [7].

При индивидуальной работе с учащимися необходимо обратить внимание на тот факт, что такая работа в большинстве случаев проводится с детьми особого типа, будь это одаренный ребенок или ребенок, отстающий от сверстников в классе, учащийся, с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся индивидуально на дому. Процесс обучения с представителем каждой из перечисленных категорий учащихся должен проходить в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося. Реализация системы индивидуального обучения дает учащемуся возможность максимального усвоения предлагаемого учебного материала. Дистанционная форма обучения, в силу преобладающих положительных аспектов данной системы, таких как гибкость расписания занятий, перенос несостоявшегося урока на более удобное время, индивидуальный подход к самому обучающемуся и так далее, предоставило детям особого типа возможность получения полноценного общего (полного) образования [12].

В Российской Федерации c 2009 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» введено дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому, что в свою очередь способствует превращению детей-инвалидов в полноправных и полезных членов общества, создает условия для их реабилитации с помощью потенциала образования, в котором особенно нуждается рассматриваемая категория детей [14]. Студент должен быть подготовлен к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Будущий учитель должен с одной стороны обладать навыками использования в своей деятельности электронными образовательными ресурсами (ЭОР), как того требуют ФГОС ВПО, и в то же время использовать на своих занятиях педагогические и психологические методы для мотивации к обучению при дистанционном общении [3,4].

Обязательный минимум, который используется при реализации дистанционного образования учителем, состоит из следующих навыков:

- умение использовать ресурсы учебно-методических комплексов по своей дисциплине, например «Живая математика», «Геогебра», «Живая физика», «Живая география» и др.;

- использование электронной образовательной среды;

- умение пользоваться иными Интернет-ресурсами относительно своего профиля.

При непосредственном использовании на занятиях ресурсов учебно-методических комплексов педагог демонстрирует активное наглядное пособие в виде построения геометрических фигур, их перемещения, видоизменения, тиражирования и многого другого. Применение на уроках наглядного пособия, как было, так и остается неотъемлемой частью дидактики [5].

Реализация образовательного процесса с применением активного наглядного пособия дает обучающимся возможность визуально-осмысленного усвоения предлагаемого учебного материала. Следовательно, проектная деятельность учащихся продуктивная, насыщенная и красочная.

Использование современной электронной образовательной среды дает учителю возможность промежуточного или ежедневного мониторинга деятельности учащегося, формирование портфолио учащегося. Предоставление иллюстрированных дидактических пособий для учащихся и проведение внеурочных индивидуальных занятий решают одну из основных задач образовательных учреждений - максимальное усвоение учебной программы [1].

В связи c увеличивающимся количеством детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях наблюдается острая необходимость в подготовке педагогов, способных проводить занятия с детьми особого типа, нуждающимися в индивидуальном обучении [10]. Современные ВУЗы должны отвечать требованиям общества и выпускать специалистов готовых работать в новых условиях.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас;

Митрохина С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования Тульского государственного педагогического университета, г. Тула.


Библиографическая ссылка

Санина Е.И., Ахмадов М.М. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСОБОГО ТИПА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22064 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674