Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА КУМЕРТАУСКОГО ФИЛИАЛА ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Анищенко В.А. 1 Барсукова Д.Ф. 1 Кондратьева Н.В. 1
1 Кумертауский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
В статье представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы Кумертауского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в части выстраивания интегративных процессов в сфере науки, образования и производства с учетом реальных потребностей и возможностей социально-экономического развития региона. Разработана и описана модель интеграции науки, образования и производства, которая включает в себя образовательный, научно-производственный, научно-исследовательский и социокультурный компоненты. Показано, что на основе компонентов и системообразующих связей становится возможным достижение целевого результата посредством внедрения в деятельность Филиала различных форм интеграции. Дана характеристика практических результатов опытно-экспериментальной работы, в том числе реализованные через комплексные стратегические программы, в числе которых: Концепция комплексного взаимодействия «Школа – Филиал – Предприятие», Стратегия реализации системы дополнительного профессионального образования, Программа развития научно-исследовательской деятельности, План культурно-образовательных мероприятий.
социальное партнерство
региональное развитие
интегративные процессы в образовании
педагогическое моделирование
образовательная организация
1. Анищенко В.А. Интеграция образования, науки и производства как фактор развития научно-инновационного потенциала вуза / Анищенко В.А. // Высшее образование в России. – 2014. – № 7. – С. 128-135.
2. Анищенко В.А. Концептуальные основы проектирования образовательных систем / Анищенко В.А. // Педагогическое проектирование. – 2013. – № 1 (1). – С. 6-25.
3. Борисова С.Г. О реализации концепции маркетинга взаимоотношений в управлении вузом // Маркетинг услуг. – 2015. – № 1. – С. 62-69.
4. Данилова Е.А.Управление образами российских территорий путём наращивания инновационного потенциала вузов // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. – 2015. – № 1 (3). – С. 60-65.
5. Романович М.А., Щетинина Е.Д., Романович Л.Г. Управление инновационной деятельностью на базе вуза // Сборник статей III Международной научно-практической конференции «Новые технологии в образовании». – Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр». – Красноярск, 2015. – С. 155-158.

Филиал в условиях предоставленных ему полномочий выработал собственный механизм интеграции через опыт создания модели консолидации интересов науки, образования и производства посредством реализации наряду с традиционными инновационных направлений деятельности, что представлено в модели интеграции (рисунок 1). Целью данной модели выступает ориентация образовательной организации на обеспечение качества подготовки выпускников. В основе построения модели лежит так называемое проектирование по результатам, то есть прогностический подход. Разработанная модель интеграции своим результатом имеет, с одной стороны, построение системы социального партнерства в сфере профессионального образования, а с другой стороны, повышение качества подготовки выпускников. Первый (внешний) результат предполагает построение системы социального партнерства в сфере профессионального образования как механизма регулирования социальных и экономических вопросов взаимодействия вуза, работодателей и государства. Вторым (внутренним) результатом модели является повышение качества подготовки выпускников как единой цели Филиала и бизнес-сообщества региона – всех заинтересованных сторон процесса интеграции науки, образования и производства.

Рисунок 1. Инновационная модель интеграции науки, образования и производства Кумертауского филиала ОГУ в современных условиях развития региона

В модели выделены и определены компоненты интеграции науки, образования и производства: образовательный, научно-производственный, научно-исследовательский и социокультурный. На основе компонентов и системообразующих связей становится возможным достижение целевого результата посредством внедрения в деятельность Филиала различных форм интеграции. Реализация модели интеграции науки, образования и производства имеет стратегический вектор развития, четко выраженный через комплексные стратегические программы, в числе которых: Концепция комплексного взаимодействия «Школа – Филиал – Предприятие», Стратегия реализации системы дополнительного профессионального образования, Программа развития научно-исследовательской деятельности, План культурно-образовательных мероприятий.

Образовательный компонент процесса интеграции науки, образования и производства нацелен на повышение качества профессиональной подготовки выпускников, удовлетворение текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в высококвалифицированных кадрах. Основным механизмом реализации образовательного компонента интеграции служит разработанная совместно с Союзом работодателей и Администрацией городского округа города Кумертау Концепция комплексного взаимодействия «Школа – Филиал – Предприятие» на период с 2014 по 2018 год, которая предусматривает индивидуальную траекторию подготовки специалиста задолго до его поступления в Филиал через систему взаимодействия с работодателями в части образовательной подготовки выпускников посредством сквозной профориентации. Реализация концепции осуществляется через выполнение программных мероприятий в нескольких формах.

Во-первых, в части совместного с работодателями планирования направлений и форм подготовки кадров и их трудоустройства. Так, в 2014 году по ходатайству Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан открыт профиль «Техническая эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства», а также профиль «Экономика предприятий и организаций». Учитывая потребности транспортной отрасли республики, в Филиале в 2015 году открыт профиль «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования». В 2014 году Филиал приступил к реализации крайне востребованных в регионе программ второго высшего образования. Совместные усилия Филиала и работодателей консолидируются также в выработке механизмов по содействию трудоустройства выпускников посредством проведения ряда совместных мероприятий. Особое значение Филиал придает сотрудничеству с Республиканским центром содействия трудовой занятости молодежи – подведомственной организации Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, предоставляющим Филиалу полную информационную поддержку и доступ к информационным базам предприятий-работодателей.

Вторым стратегическим направлением концепции является участие работодателей в разработке, формировании и реализации учебных планов и программ. Действуют филиалы профильных кафедр на ведущих предприятиях города. Важным направлением интеграции является совместная разработка электронных образовательных и научных ресурсов. В Филиале стало практикой реализация выпускающими кафедрами мероприятий Программы «Промышленный туризм» с проведением практических занятий на базе предприятий и организаций с использованием интерактивных образовательных технологий. Также Филиалом организовано прохождение производственной практики студентами на крупнейших предприятиях региона. При этом руководитель практики из числа преподавателей Филиала зачисляется на стажировку на предприятие, выступающее в качестве базы практики.

Научно-производственный компонент инновационной модели интеграции науки, образования и производства раскрывается через разработку и реализацию интегрированных производственно-образовательных программ Филиала в системе дополнительного профессионального образования. Взаимосвязь Филиала с реальным сектором экономики в рамках реализации дополнительных профессиональных программ осуществляется по трем базовым векторам: филиал – государственные структуры, филиал – профессиональные объединения работодателей, филиал – бизнес-структуры.

Существенный импульс к объединению усилий науки, образования и производства обеспечивает государственная поддержка интеграции. Так, по инициативе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на базе Филиала реализуется программа софинансирования Министерством ЖКХ Республики расходов муниципальных образований по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для нужд жилищно-коммунальной отрасли. Обучение специалистов сферы ЖКХ ведется в Филиале за счет средств республиканского и муниципального бюджетов. Взаимодействие с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечивает Филиалу участие в долгосрочных целевых Республиканских программах, направленных на решение проблемы занятости населения в регионе. Принимая участие в республиканских социальных программах, Филиал обеспечивает решение ряда весьма значимых социальных проблем республики, о чем свидетельствуют благодарственные письма в адрес Филиала от лица Управления труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. В 2014 году в результате системного взаимодействия Филиала с Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору Некоммерческой организацией Фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан» сформирован консолидированный территориально-отраслевой заказ на подготовку кадров через разработку и реализацию Кумертауским филиалом ОГУ интегрированной образовательной программы «Строительный контроль при проведении капитального ремонта». Данная программа является одной из последних разработок Филиала (а всего в сотрудничестве с государственными и бизнес-структурами в Филиале разработано свыше 40 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Масштабы работы Филиала с государственными структурами на сегодняшний день сформировали условия для реализации основных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно статьи 96 в части возможности проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Филиал сегодня уверен в качестве и актуальности программ, реализуемых в соответствии с требованиями регионального рынка труда, и готов к проведению процедуры профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, и далее к осуществлению общественной аккредитации Филиала в целом, как образовательной организации.

Весомую роль в формировании инновационной модели интеграции науки, образования и производства через систему дополнительного профессионального образования играет взаимодействие с отраслевыми объединениями работодателей. Филиалом налажены и закреплены взаимными договорными обязательствами партнерские отношения с саморегулируемыми организациями Республики Башкортостан, г. Оренбурга и Оренбургской области в сфере строительства, электроэнергетики, теплоснабжения, коммунального хозяйства. В сотрудничестве с профессиональными объединениями работодателей Филиал реализует базовые компоненты системы непрерывного образования – программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, разработанные по заказу работодателей. Кумертауский филиал ОГУ официально зарегистрирован в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ г. Москва) в Реестре образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы, является Аккредитованным центром по тестированию в Единой системе Аттестации строителей, разработанной и утвержденной НОСТРОЙ, имеет официальный статус Ресурсного центра НОСТРОЙ по подготовке рабочих кадров.

Одним из базовых векторов интеграции фундаментальных и прикладных знаний является взаимодействие Филиала с бизнес-структурами – производственными объединениями, корпорациями, предприятиями различных форм собственности в области строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного между руководством Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета и Корпорации ТехноНиколь, на базе Филиала открыт современный Учебный Центр ТехноНиколь. Развитие партнерского сотрудничества между Филиалом и Корпорацией ТехноНиколь позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, открыть дополнительные источники финансирования, повысить статус в глазах общественности, научного сообщества, что в конечном итоге повышает как эффективность самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников Филиала.

Сотрудничество Филиала с бизнес-структурами базируется на долгосрочных договорах и комплексных проектах, охватывающих образовательную, научную и инновационную сферу. Системная организация работы с бизнес-сообществом позволяет Филиалу на регулярной основе проводить мероприятия, направленные на создание эффективной коммуникации между наукой, образованием и производством.

Реализация научно-исследовательского компонента интеграции осуществляется в следующих формах:

Во-первых, через выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ по заказам реального сектора экономики по актуальным направлениям научно-технического и социально-экономического развития региона. В 2014 году Филиал вышел на показатель объема хоздоговорной научно-исследовательской работы в расчете на 1 ставку ППС, составивший порядка 64 тысяч рублей, что в определенной степени способствовало обеспечению в прошедшем году среднемесячной заработной платы преподавателей на уровне 32 тысяч рублей. Реализации научно-исследовательского компонента также способствует взаимодействие Филиала с предпринимательским сообществом городского округа город Кумертау и в целом Республики Башкортостан. Филиал является единственной образовательной организацией, входящей в состав Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, а также Союза предпринимателей городского округа город Кумертау. В результате данного сотрудничества Филиал вошел в состав исполнителей Муниципальной программы развития предпринимательства в городе Кумертау на 2014–2018 годы.

Второй формой реализации научно-исследовательского потенциала выступает инновационная и проектная деятельность научных коллективов преподавателей и студентов по актуальным направлениям научно-технического и социально-экономического развития региона. Учитывая специфику образовательных программ, на сегодняшний день Филиалом реализуется четыре из десяти федеральных проектов Федерального агентства по делам молодежи: Проект «Все домА», Проект «Беги за мной!», «Ты предприниматель», «Инновации и техническое творчество». Интеграция науки, образования и производства через организацию научно-технического творчества преподавателей и студентов позволила Филиалу войти в Программу подготовки инженерно-технических кадров «Робототехника: кадры для инновационной России». Активная деятельность научных объединений Филиала позволяет реализовывать проекты федерального и регионального значения. Так, по инициативе Штаба ЖКХ Филиала достигнута договоренность с руководством Российского союза молодых строителей об официальном открытии в марте текущего года на базе Филиала регионального отделения данного союза в Республике Башкортостан, а также организовано проведение Филиалом совместно с Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ республиканского чемпионата игры ЖЭКА.

Социокультурный компонент реализуется в двух основных формах:

Во-первых, новые возможности для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала студентов создает участие Филиала в профессионально-ориентированных научно-культурных мероприятиях. Так, ежегодно Филиал принимает участие во Всероссийском образовательном форуме «Селигер» и Окружном Форуме «Иволга». В 2014 году Филиал принял участие в работе II Всероссийской ассамблеи «ЖКХ-2024», проходившей в г. Казань, а также в Форуме молодых лидеров Ю-Лид в городе Москва.

Второй формой реализации социокультурного компонента является участие и реализация на базе Филиала профессионально-ориентированных и культурно-образовательных проектов. Так, в декабре 2014 года наши студенты вернулись из зарубежной поездки. В рамках сотрудничества с Домом дружбы народов Республики Башкортостан было принято участие в составе делегации от Республики Башкортостан в международном культурно-образовательном проекте «Профессиональные компетенции в европейском контексте. Интеграция» с посещением Германии, Австрии, Франции. Также в Филиале официально открыт и функционирует Клуб ЮНЕСКО, на основе которого в 2015 году будет открыт Научно-ресурсный центр ЮНЕСКО. В настоящее время Филиалом проводится работа по налаживанию сотрудничества с Межрегиональной молодёжной общественной организацией «Объединение студентов, изучающих экономику и управление АЙСЕК» и созданием на базе Филиала её представительства, что позволит студенческому сообществу города Кумертау и юга Республики Башкортостан принимать участие в зарубежных стажировках и программах по реализуемым данной организацией направлениям.

Результаты реализации интеграции науки, образования и производства представлены двумя основными показателями. Внутренним по отношению к Филиалу показателем качества подготовки выпускников является уровень трудоустройства выпускников. Во всех выпусках Филиала – число студентов, трудоустроенных по специальности, составляет 100 %. Качество подготовки выпускников ежегодно подтверждается результатами участия в конкурсах ВКР – победами, в числе которых призовые места, как на региональных турах, так и на всероссийских уровнях проведения. Внешним результатом интеграции науки, образования и производства является построение системы социального партнерства в сфере профессионального образования как механизма регулирования социальных и экономических вопросов взаимодействия вуза, работодателей и государства. В то же время внешние результаты, получаемые государственными структурами и бизнес-сообществом, являются проявлением устойчивых организационных форм взаимодействия между работодателями и Филиалом, и включают в себя следующие аспекты. Во-первых, бизнес получает реальные рычаги активного влияния на образовательные процессы в высшей школе. Во-вторых, осуществляется переход к целевому заказу специалистов для бизнеса. В-третьих, решается проблема кадрового дефицита за счет генерации специалистов с востребованными на рынке компетенциями и личностными качествами. Высокую оценку дают и многочисленные дипломы, грамоты и благодарственные письма как результаты общественной оценки интеграционных процессов.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии профессионального образования, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии профессионального образования, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Анищенко В.А., Барсукова Д.Ф., Кондратьева Н.В. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА КУМЕРТАУСКОГО ФИЛИАЛА ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22095 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674