Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПОЗИЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБОРНИКА «БИОГРАФИЯ ГОСПОДИНА ШЕЙХА ЗАЙНУЛЛЫ»

Янбаев И.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Автором статьи отмечается, что появление сборника под названием «Биография господина Шейха Зайнуллы» в составлении Ризаитдина Фахретдинова именно в 1917 году, после кончины выдающегося башкирского религиозного мыслителя Зайнуллы Расулева, было явлением закономерным и ожидаемым. Следуя традиции, принятой на арабо-мусульманском Востоке, Р.Фахретдинов использует по назначению функциональные возможности некролога (вафиатнаме) при составлении энциклопедий историко-биографического характера, в которых резюмируется весь жизненный путь, определяется место личности в истории культуры. Принцип некролога выступает важным структурообразующим фактором не только био-библиографических энциклопедий, но и отдельных очерков. Соблюдение автором-составителем такого требования жанра наблюдается, например, в серии книг «Асар». В рубрике «Знаменитые люди и великие события» журнала «Шуро» принцип некролога (вафиатнаме) не соблюдается, как нам представляется, по следующим причинам: во-первых, в результате просветительского движения национальная культура в последней четверти XIX – начале XX вв. оказывается под влиянием западных традиций; во-вторых, каждый очерк имеет автономный характер.
Ризаитдин Фахретдинов
Зайнулла Расулев
восточные эпические традиции
био-библиографическая энциклопедия
антология (тазкире)
структура
принцип некролога (вафиатнаме)
1. Биография господина Шейха Зайнуллы / Сост. Р. Фахретдинов. – Оренбург: Типография газеты «Вакт», 1917. – С.1, 2, 106 (араб. шр., старотюрк. яз.).
2. Кунафин Г.С. Особенности развития башкирской литературы XIX – начала XX веков. –Уфа: ГУП Уфимский полиграфкомбинат, 2014. – С.414 (на баш.яз.).
3. Магазова Р. [Письмо в редакцию] // Шуро. – 1914. – № 6. – С.185 (араб. шр., старотюрк. яз.).
4. Тысяча и одна ночь. – Х.: Веста: Изд-во «Ранок», 2009. – С. 134.
5. Фахретдин Р. Асар. Т. I, ч. 6. – Оренбург, 1903. – С. 326 (араб. шр., старотюрк. яз.).
6. Фахретдин Р. Асар. Т. II, ч. 14. – Оренбург, 1908. – С. 435, С.563 (араб.шр., старотюрк. яз.).
7. Фахретдин Р. Асар. Т. II, ч. 15. – Оренбург, 1908. – С.503-574. (араб.шр., старотюрк. яз.).
8. Фахретдин Р. Звезды Востока и Запада // Шуро. – 1914. – № 22. – С. 704 (араб. шр., старотюрк. яз.).
9. Фахретдин Р. [От редакции] //Шуро. – 1913. – № 11 (обложка), (араб.шр., старотюрк. яз.).
10. Фахретдин Р. О знаменитых людях // Шуро. – 1913. – № 18 (обложка), (араб.шр., старотюрк. яз.).
11. Янбаев И.К. Восточные эпические традиции и книги «Асар» Р. Фахретдинова: автореферат дисс. … канд. филол. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2001. – 22 с.
12. Янбаев И.К. Восточные эпические традиции и книги «Асар» Р. Фахретдинова. Монография. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 153 с. (на баш. яз.).
13. Яушев Н. Не дайте себя обмануть // Шуро. – 1915. – № 20. – С.626.
Самая полная, подробная и «правдивая» биография выдающегося башкирского религиозного мыслителя Зайнуллы Расулева была написана его родственником - Мусой хаджи еще 29 октября 1897 г. по просьбе Ризаитдина Фахретдинова. 10 февраля 1917 г. во вступительном слове сборника «Биография господина Шейха Зайнуллы» ученый пишет: «Эту биографию, несомненно, включу в «Асар»... Однако неизвестно, будет ли издана [в будущем] «Асар». Если даже будет опубликована - история [дата] смерти господина Шейха Зайнуллы позже, его черед не близко. Поэтому брошюру, написанную Мусой-эфенди, посчитали целесообразным опубликовать отдельной книгой сейчас... Если Аллаху будет угодно, позже включим все имеющееся в «Асар» [1]. Риза Фахретдинов считает, что «биография господина Шейха Зайнуллы станет частью нашей общей истории...» [1] и будет иметь большое значение для потомков; «биография этого человека должна быть написана в хорошем качестве и завещана потомкам. История нашей жизнедеятельности, религии и народа ничто иное как биографии великих людей» [1].

Поэтому он уделяет большое внимание к изданию сборника биографических очерков, воспоминаний современников и некрологов о выдающемся просветителе и теологе. Часть из них была опубликована после его кончины в таких газетах, как «Вакт» (Время), «Тормош» (Жизнь), «Кояш» (Солнце), «Йолдыз» (Звезда), «ад-Дин ва аль-адаб» (Религия и воспитание), «Маглюмат» (Информация) и т.д.; иные материалы имелись у Р. Фахретдинова.

Риза Фахретдинов, следуя традиции, принятой на арабо-мусульманском Востоке, использует по назначению функциональные возможности некролога (вафиатнаме) при составлении энциклопедий историко-биографического характера («Асар», «Знаменитые женщины»). В качестве образцов книг, составленных по принципу некролога, можно назвать «Китаб аль-вафайат» Бирзали, «Вафиатакябир Исламия» Хасиба, «Вафиаталь-а҆ъян» Ибне Халликана, «Вафиат аль-аслаф» Ш. Марджани и другие сборники. Особенностью таких трудов, в том числе и «Асар», является то, что в них даются жизнеописания только ушедших из жизни выдающихся людей. Многие биографии открываются с указания даты смерти. И данные о женах и детях часто строятся по такому принципу.

В публикациях ученого можно встретить много интересных высказываний, подтверждающих и объясняющих этот факт. Скажем, в одной из критических статей относительно фигуры Габдуллы Тукая он пишет: «Если бы возвышение ныне здравствующих людей считалось хорошим делом, мы бы писали их имена. Вместе с тем, Габдулла эфенди самый знатный и лучший из современных ему поэтов» [8]. Эти строки отражают принцип отбора биографий и справочного материала для многотомных био-библиографических изданий типа «Асар». Обращаясь к читателям, редактор говорит о том, что для включения в «Шуро» имена «...следует выбирать из числа покойников»; [9]  в другом обращении повторяет, что «[имена] живых мы сами исключили, ... биографии живых в «Шуро» не печатаются» [10]. (В статье приводится список людей, о которых планируется публикация серии биографических очерков.)

Причину того автор, опираясь на слова одного турецкого ученого, объясняет так: «Величие великих людей становится понятным только после их смерти» [6]. Тем самым резюмируется весь жизненный путь, определяется место личности в истории культуры. Т.о. принцип некролога выступает важным структурообразующим фактором не только отдельно взятого произведения, а целого сборника. Соблюдение автором-составителем такого требования жанра наблюдается, например, и в серии книг «Асар». В случае нарушения традиционного порядка Р. Фахретдиновым даются необходимые пояснения. К примеру: фиксируя дополнительные сведения по биографии Ахтяма Ибне Ахмера (№ 108), он заявляет: «После выяснения года смерти, считаем необходимым повторно писать и здесь» [5]. Необходимость обязательного соблюдения данного принципа обнаруживается и в нижеследующем обращении ученого: «Третий том охватывает [историю] с 1291 / 1874 года по сегодняшний день. Если найдутся люди, сообщающие биографии знаменитых ученых и других знатных людей, ушедших из жизни на днях, с благодарностью примем их» [6]. Известно, что Р. Фахретдиновым было написано около 1500 научно-популярных очерков и статей об известных «философах и теологах, ученых и писателях, государственных и общественных деятелях» [2].

В рубрике «Знаменитые люди и великие события», которую вел в журнале «Шуро» Р.Фахретдинов, дата рождения, причины и обстоятельства смерти человека и другие факты сообщаются в разных местах текста, т.к. каждый очерк имеет автономный характер в отличие от многотомных сводов. 

Традиции, определяющие характер подобных структурно-композиционных приемов, возможно, складывались на Востоке еще в доисламский период. Скажем, говоря об антологиях (тазкире), Науширван Яушев пишет: «... прощение помощи у покойных, оказание уважительного отношения к ним не есть исламский обычай, а скорее китайский и калмыкский» [13]. Этот своеобразный стиль, правило этикета, присущее древнему мировоззрению, как нам представляется, окончательно оформились в арабско-мусульманской культуре в раннем средневековье. Поэтому составление мусульманскими учеными, в том числе и Р.Фахретдиновым, био-библиографических книг и сборников некрологов в какой-то мере является формой реализации завещаний пророка Мухаммеда, который говорил: «Вспоминайте только о хороших делах умерших». Также следует отметить, что у мусульман не было практики празднования дня рождения, хотя это не запрещалось шариатом. Этот обычай появляется у нас только в начале ХХ века. Об этом говорят и письма, поступившие в редакцию журнала «Шуро». Например, в одном из писем женщина по имени Ракия Магазова обращается с письмом и ставит вопрос: «У русских и других народов есть обычай ежегодно праздновать дней рождений глав семейств и их детей... Этот обычай уже находит распространение и среди мусульман. Данное деяние, празднование дня рождения, правильно ли с точки зрения шариата?» [3]. Иначе говоря, по исламскому мировоззрению, уход человека в иной мир - событие гораздо значимое, чем факт его рождения. Данный мотив очень часто находит место в фольклоре и художественной литературе разных народов. Наглядной иллюстрацией может послужить следующий отрывок «Рассказа о первом путешествии» «Сказки о Синдбаде-мореходе», где из уст главного героя рассказываются его невероятные приключения: «...И придя в себя, я испугался, и растерялся, и стал думать об одном рассказе, который я раньше слышал от отца, и был это рассказ о господине нашем Сулеймане, сыне Дауда (мир с ними обоими!), который говорил: «Есть три вещи лучше трëх других: день смерти лучше дня рождения [выделено нами ‒ И.Я.], живой пëс лучше мертвого льва, и могила лучше бедности» [4].

Одним словом, в отражении жизненного материала в произведении, формировании стиля писателя и организации структуры историко-литературного  произведения, безусловно, вышеназванные факторы играют решающую роль. Следовательно, появление сборника под названием «Биография господина Шейха Зайнуллы» в составлении Ризаитдина Фахретдинова именно в 1917 году, после кончины выдающегося башкирского религиозного мыслителя Зайнуллы Расулева, было явлением закономерным и ожидаемым.

Работавыполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Республика Башкортостан в рамках научно-исследовательского проекта «История развития духовной культуры башкир (с древнейших времен до наших дней)» № 15-14-02014 а (р).

Рецензенты:

Кунафин Г.С., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

Идельбаев М.Х., д.фил.н., профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Янбаев И.К. КОМПОЗИЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБОРНИКА «БИОГРАФИЯ ГОСПОДИНА ШЕЙХА ЗАЙНУЛЛЫ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22226 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674