Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Селиверстова М.А. 1 Бахор Т.А. 1 Зырянова О.Н. 1 Лобарева В.С. 1 Мамаева С.В. 1 Шмульская Л.С. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
Решения проблемы снижения интереса к чтению художественной литературы авторы статьи связывают с необходимостью системных изменений в деятельности высшей школы, в подготовке учителя литературы, способного организовать при изучении произведения диалогическое пространство, актуализирующее интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный дискурс отношений человека к миру. Диалог культур, рассматриваемый авторами как основа читательской деятельности, может быть наиболее существенной установкой обучающихся (студентов и школьников) на укрепление миропорядка, стабильности, культурной целостности современного мира. Это, в свою очередь, способствует актуализации одновременно действующих тенденций к глобализации и локализации в интерпретации выявляемых в тексте смыслов. Молодежный проект «ПРОчтение», сопровождаемый Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности, позволил для усиления интереса молодежи к чтению объединить такие актуальные для современной молодежи формы социального общения, как кроссбукинг, акции «Слово в кармане» («Слово о тебе»; «Что тебе скажет книга...»), литературные гостиные «верлибр-кафе», поэтические джем-сейшены и др.
чтение художественной литературы
диалог культур
читательские интересы
Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности
профессиональная подготовка педагога
социальная коммуникация молодежи
кроссбукинг
литературная гостиная
1. Бородулина Л.Н. Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта старшеклассников: дис… канд. пед. наук. – М., 2007 [URL]: http://www.dissercat.com/content/esteticheskaya-deyatelnost-uchitelya-literatury-kak-uslovie-razvitiya-kulturnogo-opyta-stars.
2. Волкова Е.А. Трансформация чтения студенческой молодежи: дис... канд. пед. наук.– Краснодар, 2012. [URL]: http://www.dissercat.com/content/transformatsiya-chteniya-studencheskoi- molodezhi#ixzz3mNI2TQNO
3. Зырянова О.Н., Бахор Т.А., Колокольникова З.У., Мамаева С.В., Шмульская Л.С., Коршунова В.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к развитию эмоционально-ценностной сферы младших школьников (работа с кейсами) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.science-education.ru/123-20259 (дата обращения: 25.09.2015).
4. Российское литературное собрание [URL]: http://kremlin.ru/events/president/ news/19665 (дата обращения 10 сентября 2015 г.).
5. Петросян М. Дом, в котором. – М., 2009. [URL]: http://royallib.com/book/petrosyan_mariam /dom_v_kotorom.html] (дата обращения: 25.09.2015).
6. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 78. – С. 143 –154.
7. Суворова П.Е. Ментальное пространство как код модели мира. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 4-2. – С. 157-160.
8. Суворова П.Е. Cистемность элементов стихотворного текста как отражение культурного кода эпохи. // Современная теория, философия и методология исследований культуры: сборник статей. – СПб.: Эйдос, 2012. – С. 612–622.
9. Live journal: Журнал ЖЖ. [URL]: http://uborshizzza.livejournal.com/1201732.html (дата обращения: 25.09.2015).
10.Sibcron. Мариам Петросян: Интересные факты. [URL]: http://www.livelib.ru/author/232818 (дата обращения: 25.09.2015).
Важнейшая проблема современной России, как и многих стран мира, - снижение уровня читательской культуры детей, школьников, молодежи и населения в целом. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере речевой деятельности.

Участвуя в Российском литературном собрании, состоявшемся в Российском университете дружбы народов, президент Российской Федерации  В.В. Путин указал на  падение интереса к чтению как важнейшую проблему российского общества и государства: «Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почетное звание. По статистике, российские граждане   отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причем отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут...» [4].

Проблемы приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, в том числе и чтению русской классики, привлекают пристальное внимание многих педагогов (Л.О. Береснева, Н.И. Бочкарева, Е.С. Гобова, С.А. Денисова, Н.С. Егорова, Е. Кавелина, Д.И. Латышина, Н.И. Лифанцева, М. Мокина, А. Панфилов, Н.Н. Светловская и др.). На страницах печати, в журналах «Домашнее воспитание», «Школьная библиотека», «Детская библиотека», «Родительское собрание по детскому чтению», «Русская ассоциация чтения», «Начальная школа», «Этносфера», «Начальное образование», «Первое сентября» чтение рассматривается как одно из необходимых и важнейших  условий духовного возрождения российского общества.

Размышляя о выходе из сложившейся ситуации, В.В. Путин акцентировал внимание общественности на той роли, которую играет «личность педагога, его талант, способность мобилизовать, мотивировать детей к изучению богатства русского языка» [4]. В качестве ближайшей президент указал задачу формирования среды, «в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона» [4]. Таким образом, на самом высоком уровне была озвучена проблема  угасания интереса к чтению и намечены основные направления в деятельности государства и общества по ее решению.

Эта проблема неоднократно указывалась педагогами, учителями, методистами, которые отмечали особую роль чтения в целостном духовном самоопределении личности  современного старшеклассника, студента и т.д. «Системные трансформации отразились на целевых, содержательных и ценностных установках высшей школы. Ведущей стратегией стал переход к личностно-ориентированному, центрированному на студенте обучению, а целью модернизации - направленность на формирование компетентной, творческой личности, готовой к культуротворчеству в информационном обществе» [2].

Поддерживая идеи Путина о проведении 2015 года литературы в России (соответствующий приказ № 426 был подписан президентом 12.06.2014 г.), участники Российского литературного собрания указали на необходимость модернизации филологического образования, нацеленного на подготовку  «хорошего учителя литературы» (С. Волков), который «должен сам читать, любить литературу, уметь читать, и он должен знать, как про это говорить с детьми» [4].  Так, возрождение интереса к чтению, читательской культуры россиян  напрямую было связано с профессиональной подготовкой учителя литературы.

Авторитетные отечественные методисты (О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, С.А. Зинин, Г.И. Ионин, Н.И. Кудряшев, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, 3.Я. Рез, М.В. Черкезова, В.Ф. Чертов, Р.В. Якименко и др.) в последние годы часто указывали на серьезные недостатки в структуре педагогического образования и его содержании: молодые учителя  не обладают достаточными умениями организации учебно-воспитательной работы со школьниками и молодежью, не умеют осмыслить как целостный процесс воспитания и развития учащихся и др. На решение выявленных проблем нацелены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению «Педагогическое образование», которые предъявляют высокие требования к бакалаврам педагогического образования. В этом контексте деятельность учителя литературы является наиболее «интегративной системой активности личности, направленной на организацию диалогического пространства занятий и сочетающей интеллектуальный, эмоциональный и коммуникативный компоненты» [1]. Данная установка может быть реализована при усилении практической направленности педагогического образования, постоянной включенности будущих педагогов в воспитательный и образовательный процесс в школе, регулярное обращение к квазипрофессиональным ситуациям, моделирующим современный образовательный процесс в школе, актуализирующим столь важное для студента общение с учителями и обучающимися [3]. Диалог культур как основа читательской деятельности  может стать наиболее существенной  установкой обучающихся (студентов и школьников) на укрепление миропорядка, стабильности, культурной целостности  современного мира с его установкой на диалог культур,  характеризующийся одновременно действующими тенденциями к глобализации и локализации  в интерпретации  выявляемых смыслов.

Формированию у старшеклассников и студентов читательского интереса способствовал молодежный проект «ПРОчтение», реализованный в 2015 г. студентами филологического факультета Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, получивший грантовую поддержку Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности (далее - Краевой фонд науки). Руководителем проекта стала М. Селиверстова, студентка 2-ого курса филологического факультета, что позволяет говорить об обеспокоенности студентов младших курсов  падением  интереса к чтению в молодежной среде.

Важнейшие задачи проекта - приобщение студентов и школьников к  литературе, активизация их читательской деятельности посредством организации и проведения  различных мероприятий (творческие конкурсы, создание презентаций и видеосюжетов по указанной проблеме, социальные акции и др. формы культурно-просветительской деятельности среди подростков и молодежи). При работе с материалами, направленными на усиление интереса к чтению, студенты, участники творческой группы, обращались к  следующим методам:

- описательный метод, позволяющий последовательно описать выбранный художественный материал, систематизируя его в соответствие с поставленной исследовательской задачей;

- биографический метод, устанавливающий взаимосвязи между биографией писателя и художественными особенностями созданного автором литературного произведения. Биография и личность писателя интерпретируются как определяющий момент творчества автора, но не преобладающий при восприятии  читателем художественных аспектов произведения;

- культурно-исторический метод, в рамках которого художественное произведение рассматривается как продукт общественной жизни и конкретных историко-культурных условий его возникновения.

Основным же стал культурологический подход, способствующий постижению читателем  литературного произведения исходя из сущности человека, что позволяет актуализировать гуманистический дискурс художественного текста, нацеливающий человека на развитие и саморазвитие.

Сценарии вечеров, литературных гостиных типа «верлибр-кафе», поэтических джем-сейшенов, творческих конкурсов и т.п., проведенных в формате проекта «ПРОчтение», могут быть использованы студентами во время педагогической практики в школе, а также учителями и педагогами школ, библиотекарями и др. специалистами учреждений культуры при подготовке и проведении воспитательных мероприятий семейной и культурной направленности.

Успешной подготовке педагога способствует и образовательное пространство вуза, нацеленное на формирование у будущего учителя литературы профессионально значимых компетенций, в т.ч. и позволяющих ему успешно решать проблему повышения интереса к чтению у школьников и молодежи, используя новые технологии и подходы. Так, в вузовской среде  активно внедряется такое явление, как организованный под лозунгом «Оrbis vertitur ad bibliothecam!» («Мир становится библиотекой!») кроссбукинг, при котором обмен прочитанными книгами становится новым видом социального общения. И хотя  кроссбукинг как вид коммуникации предполагает общении между теми, кто любит чтение, участникам проекта удалось увеличить читательскую аудиторию. По инициативе второкурсницы О. Кучиной, соруководителя проекта «ПРОчтение», студенты отслеживали обмен книгами, провоцируя интерес к чтению того или иного произведения неожиданными для присутствующих акциями, например, «Слово в кармане», «Слово о тебе», «Что тебе скажет книга...» (аналоги известной акции «Стихи в кармане»), во время которых студентам раздавались ламинированные карточки с интересными для них (и о них) цитатами из книги, представляемой в кроссбукинге и активно рекламируемой любителями чтения. Так было, например, при продвижении в студенческой читательской среде известного романа Мариам Петросян «Дом, в котором...». Эта книга,  опубликованная в 2009 году,  получила «Русскую премию» в номинации «Крупная проза» (2009), премию «Большая книга» в номинации «Приз зрительских симпатий» (2009), премию «Студенческий букер» (2010) и продолжает покорять читательскую аудиторию, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы на сайтах электронных библиотек, книжных интернет-магазинов, форумов.

В результате обсуждения структуры книги, ее образов и персонажей, студенты решили основной акцент в продвижении книги в читательской аудитории сделать на образе Дома, который в романе представлен с двух точек зрения: Дом как замкнутый социум подростков-инвалидов и Дом как самостоятельный персонаж. Эту двойственность отчетливо воспринимают его обитатели: для одних Дом - место обитания (иногда ненавистное), для других - такой же подросток, как и они сами. Книга М. Петросян для многих читателей  стала «воплощением универсальных способов репрезентации, структурной организации и трансляции культурного опыта и ценностей» [7].

Для акции «Слово в кармане» были подготовлены и предложены студентам, находящимся во время организации акции в разных аудиториях и помещениях (буфет, читальный зал, лингафонный кабинет и т.д.), фрагменты книги; например, такие: «На плечах у нас - "бремя белого человека", а под мышкой - толстенный свод Домовых законов и правил, где записано: "Лупи лежачего, топчи упавшего, плюй в колодец, из которого пьешь", и прочие полезные советы"; или же:  "Дом - это мальчик, убегающий в пустоту коридоров. Засыпающий на уроках, пятнистый от синяков, состоящий из множества кличек: Головоног и Скакун, Кузнечик и Хвост» [5].

Привлечению студентов к чтению этого романа могли способствовать, по мнению организаторов акции, и такие оценки художественных достоинств этой книги, как:  «Дом, в котором...» и не укладывается в определённые жанровые рамки, большинство критиков и читателей определяет его жанр как «магический реализм» или «философская мистика»; также, в зависимости от трактовки, можно говорить и об элементах фэнтези. Кроме того, текст содержит отсылки к творчеству Стивена Кинга, братьев Стругацких, Льюиса Кэрролла и других фантастов» [10]. Приглашающим к чтению стало для некоторых студентов и высказывание об этой книге анонимного посетителя форума: «По впечатлениям напомнило "Столкновение миров" Стивена Кинга, "Повелителя мух" и даже почему-то Пелевина с его "Жёлтой стрелой"» [9].

Акция по привлечению внимания к этой книге включала и показ видеоролика, снятого по сценарию, разработанному студентами -  участниками проекта «ПРОчтение». В фильме звучали фрагменты произведения, был представлен дом, «сыгравший» главного героя книги М. Петросян, небольшие сценки (« В кофейнике», «На собрании фазанов» и др.), в которых студенты пытались передать атмосферу дома и характеры основных действующих лиц. Визуализация  «контента» книги, определяя  культурнотворческое пространство личности  современного читателя [6], способствовала тому, что популярность ее возросла, роман стал более востребован в кроссбукинге, и поэтому устроители акции предложили читателям  этот текст в формате  электронных книг, подключив локальную сеть вузовской библиотеки. 

Эффективной формой усиления интереса школьников к чтению могут стать творческие состязания, например, конкурсы чтецов. Так, участники  конкурса чтецов «Под сенью дружных муз...» отметили успешную работу студентов (членов жюри и популяризаторов художественного слова),  которые при подведении итогов в каждой номинации конкурса подробно характеризовали выступления всех участников, отмечали в исполнении каждого чтеца удачные интонационные решения, выразительность мимики и  жестов, соответствие музыкального сопровождения выбранному тексту. Корректно указывали студенты и на неудачи юных чтецов в выборе тестов, не соответствующих возрасту и манере исполнителя, в подборе сценического костюма и т.д. Все участники конкурса и сопровождавшие их педагоги отметили объективность студенческого жюри, корректность и доброжелательность судей. По окончании этого конкурса почти все его участники изъявили желание участвовать в следующем состязании любителей художественного слова, настолько учащимся понравилась атмосфера конкурса, которая стала следствием большой кропотливой  работы студентов. Они заранее познакомились со стихотворениями, с которыми должны были выступать школьники, подробно анализировали каждый текст, определяя акценты, которые могли в нем сделать учащиеся того или иного класса, неоднократно слушали выбранное стихотворение в исполнении нескольких мастеров художественного слова или  самодеятельных актеров, сравнивали эти варианты, высказывали свое мнение о том, чье прочтение ближе авторскому замыслу, интерпретировали это прочтение и т.д. Попутно решались вопросы о том, «в какой связи могут находиться элементы стихотворного текста с той картиной мира, к воплощению которой стремится автор, задавшийся целью найти для этого новые возможности» [8].

Таким образом, выступление каждого члена жюри перед участниками конкурса было результатом кропотливой работы над художественным произведением, интерпретацией этого произведения, предназначенной не только школьнику, исполнявшему стихотворение в конкурсе, но и всей аудитории. Многие учащиеся говорили о том, что только  на конкурсе они поняли свое стихотворение и  в следующий раз будут стремиться читать его иначе.

Таким образом, для активизации интереса школьников и студентов к чтению художественной литературы недостаточно использовать только эстетический, педагогический, развивающий потенциал литературы как учебной дисциплины. Актуализации читательского интереса учащихся и  студентов  способствуют различные формы внеучебной деятельности. Интегрируя потенциал библиотек, социальных сетей, образовательного пространства вуза и школы, используя  разнообразные интерактивные формы работы, можно создать культурно-творческую атмосферу, актуализирующую у молодежи  заинтересованность  в постоянном и систематическом чтении художественной литературы.

Статья выполнена при поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

Рецензенты:

Суворова П.Е., д.фил.н., профессор кафедры «Философия и культурология» Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти;

Толысбаева Ж.Ж., д.фил.н., профессор, проректор по науке и международному сотрудничеству Академии «Кокше», г. Кокчетау.


Библиографическая ссылка

Селиверстова М.А., Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобарева В.С., Мамаева С.В., Шмульская Л.С. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22229 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674