Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ

Кочемасова Л.А. 1 Никитенко Н.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В данной статье предлагаются для рассмотрения актуальные вопросы развития инклюзивного образования; раскрывается сущность понятия инклюзии; обосновываются основные составляющие практики внедрения инклюзивного образования. Инклюзивная система образования, анализируется не как статичное образование, с трудом поддающееся изменениям, а как динамический процесс, направленный на постоянную адаптацию условий обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося. Главное в инклюзивном образовании обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Авторами представлен опыт зарубежных и российских ученых, работающих по проблемам внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения.
инклюзивное образование
обучающийся с особыми образовательными потребностями
безбарьерная среда
образование для всех
инклюзия
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья /С.В. Алехина, Н.В. Новикова, Л.А. Казакова // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. — Красноярск, 2013. — С. 71 - 95.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л. С. Выготский.—СПб: Лань, 2003. — С. 654.
3. Никитенко Н.С. Возможности внедрения инклюзивного образования в систему российского образования (на примере Оренбургской области)/ Н.С. Никитенко // Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. — С. 64-65.
4. Раздульева Е.М. Исследовательские способности будущего педагога-психолога как важный фактор профессионального развития / Е.М. Раздульева // Интеграция образования. —2007.—№2. — С. 97-100.
5. Ратнер Ф.Л. История становления и развития идей инклюзивного образования/ Ф.Л. Ратнер, Н.Г. Сигал //Международный опыт исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. —2012. —№ 12. —C. 162-167.
6. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. — 2003.- № 5.— С. 100-106.
В современном непрерывно меняющемся мире, развитие научно-технического прогресса, цивилизации и общества в целом, зависит от индивидов, обладающих творческим потенциалом и высоким уровнем самостоятельности, умеющих быстро и оригинально решать нестандартные задачи, ставить и достигать разнообразные цели, ориентироваться в огромном потоке информации. Деятельность научного характера связана с проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения, а также и применение новых знаний, научных обобщений [5].

Рассматривая научно-исследовательскую деятельность в педагогической науке, можно определить ее следующем образом:

1.Коллективное или индивидуальное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации, с помощью объективного и точного знания о мире, человеке и его деятельности.

2. Работа методистов и теоретиков по обоснованию и проектированию оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом.

В настоящее время одним из приоритетных направлений системы образований Российской Федерации становится введение в практику идей инклюзии. Изменения в общественном сознании способствуют становлению новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой в области «инклюзивного образования». Для усовершенствования данной системы образования проводится научно-исследовательская деятельность в общеобразовательных и высших учебных заведениях, объединяющая экспериментальные разработки, прикладные и фундаментальные исследования в области педагогики и психологии обучающихся  с особыми образовательными потребностями, внедрение современных технологий в образовательный процесс, а также подготовки высококвалифицированных специалистов для работы с обучающимися в средних и высших учебных заведениях.

Для нашего исследования представляет интерес, что инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий подростков  с особыми образовательными потребностями обучением в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам.

Следует отметить, что инклюзия объединяет в себя учебные заведения как основного, среднего профессионального и высшего образования [3]. Вследствие этого инклюзия создает безбарьерную среду в обучении подростков с особыми образовательными потребностями.

Исследования проблемы внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные  учреждения показывают, что в целом науке сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного изучения данной системы образования.

К исследованию данной проблемы в научно-исследовательской практике имеет непосредственное отношение результаты советского психолога Л.С. Выготского. Так, по мнению ученого задачей воспитания подростка с какими-либо ограничениями здоровья является его интеграция в жизнь. «Мы видим, какую ценность приобретают общие коллективы остальных и нормальных детей, какую важность приобретает подбор групп и пропорции интеллектуальных уровней в них», - утверждал Л.С. Выготский [2]. Ученый, в своих работах, нередко указывал на то, что наша специальная школа, вместо того, чтобы выводить ребенка в настоящую жизнь, еще сильнее отдаляет его от повседневной реальности. В связи с этим, он считал необходимым создание системы обучения, в которой обучающийся с различными дефектами не исключался из социума и  где главной задачей воспитания такого ребенка является его интеграция в реальную жизнь [2].

Изучения проблем внедрения инклюзивного образования подростков, посвящены работы психолога С.В. Алехиной, утверждавшей, что инклюзивное или включенное образование - понятие, используемое для описания процесса обучения подростков с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, где сущностью процесса является исключение любого неравноправия индивидов с особыми образовательными потребностями и одновременно создание особых условий для обучающихся.  По мнению ученого, главная цель инклюзии - создание безбарьерной среды в профессиональной подготовке и обучении лиц с особыми образовательными потребностями. Для данной системы образования потребуется  разработка особых учебных курсов, как для педагогов, так и для обучаемых, а также материально-техническое оснащение учебных заведений. По мнению С.В. Алехиной инклюзивное образование представлено несколькими принципами, которые положены в основу обучения: «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений» и «Для  всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут» [1].

В РФ исследованию проблемы, внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения, достаточно уделено внимание  ученым социологам. Так,  Е.Р. Ярская-Смирнова в статье раскрывающей специфику инклюзии,  утверждает, что инклюзивное образование,  «включенность или инклюзия - это самый подходящий термин, который можно растолковать, как перепланировка учебных помещений и полное реформирование школ так, чтобы они отвечали всем необходимостям  и потребностям, которые необходимы всем детям без исключения». Включенное образование подразумевает, что образовательная среда должна соответствовать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  и быть как можно благоприятней для них. Социолог утверждает, что все обучающиеся с самого начала должны быть включены в социальную и образовательную жизнь школы по месту жительства, где задачей школы является - построить систему, которая удовлетворяла бы всех учеников без исключения, так как в общеобразовательном учреждении учатся не только подростки с особыми образовательными потребностями. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении должны чувствовать себя в безопасности, быть защищенными, ощущать поддержку со стороны и постепенно добиваться успехов, не только поодиночке, но и в коллективе.  Главная цель общеобразовательного учреждения с инклюзивным образованием - дать возможность научиться работать активно в коллективе, а также влиться в полноценную социальную жизнь, обеспечить полное взаимодействие с окружающими людьми, научиться помогать друг другу как членам общества [6].

Зарубежный опыт и теоретические исследования проблем внедрения инклюзивного образования ученых свидетельствуют, что в обществе сложился определенный консенсус относительно важности интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья.

 В США M. Рейнольдс публикует программу специального образования, в которой предусматривается достижение возможно большего участия детей с ограниченными возможностями здоровья в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем обычно». В 1970 г. американский ученый И. Дено предлагает схожую концепцию - модель «Каскад», под которой понимается система социально педагогических мер, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья как можно эффективнее взаимодействовать в общем потоке. В 1975 г. США с принятием Закона № 94-142 «Об образовании детей-инвалидов» призванного обеспечить право на бесплатное образование детей-инвалидов в государственных школах за счет средств федерального бюджета,  поставили на правовую основу интеграционные процессы в образовании [4].

В Англии в 1978 г. Комитетом по исследованию ситуации с обучением детей и молодых людей с отклонениями в развитии был опубликован доклад М. Уорнок, в котором были обозначены перспективы развития инклюзивного образования путем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общеобразовательных школ. В 1981 г. Закон об образовании утвердил данное направление как приоритетное. M. Уорнок утверждала, что неудачи в учебе должны рассматриваться в тесном взаимодействии и взаимообусловленности между исходными характеристиками ребенка и результатами педагогической деятельности педагога, играющего приоритетную роль в обучении, а не специалистов-экспертов.  В 1981 г. Закон об образовании, который во многом включил в себя рекомендации M. Уорнок, заменил термин «дети-инвалиды» понятием «дети с особыми образовательными потребностями» и призвал обеспечить соответствующими формами обучения данной категории детей в общеобразовательной школе. Должность экспертов была упразднена, на смену им пришли школьные координаторы, задача которых заключалась в оказании помощи и поддержки особым ученикам [4].

Исследование заявленной проблематики, показывает целесообразность  внедрения инновационных методов, высокоэффективных социальных технологий и методик в практику работы общеобразовательных учреждений, государства и социума, которые вступили на путь реализации проекта инклюзивного образования предполагающего создание особых классов и групп для детей с особыми образовательными потребностями. Важным индикатором возможности создания без барьерной среды является ситуация в регионах, в том числе в Оренбургской области. Так, по данным Министерства образования Оренбургской области в государственной программе приняли участия 30 общеобразовательных организаций и 19 муниципальных образований области. В 2014 г. в программу было дополнительно включено 91 общеобразовательная организация. Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Оренбуржья стало возможно с 2011 г., благодаря участию семи общеобразовательных учреждений в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг. Такие статистические данные говорят о реальности перспектив введения инклюзивного образования, даже на уровне расширения числа школ, участвующих в данной программе [3].

В Оренбургской области осуществляется  работа по внедрению инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения. Одним из важных элементом создания безбарьерной среды в Оренбуржье является организация и проведение на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» курсов повышения квалификации для педагогов, руководителей, социальных педагогов, учителей (логопедов и дефектологов), осуществляющих профессиональную деятельность с внедрением инклюзии в общеобразовательные учреждения [3]. В системе высшего профессионального образования осуществляется подготовка студентов по Магистерской программе УГНС 44.00.00 Образование и педагогика по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, «Педагогика инклюзивного образования».  

В Оренбуржье, в рамках эффективной реализации государственной программы «Доступная среда» разрабатываются инновационные проекты, направленные на внедрение инклюзивного образования.  В ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» доцентом Е.М. Голиковой создан социальный проект «Образование для всех: формирование междисциплинарного инклюзивного пространства». Данная работа была представлена в 2015 году в Нижнем Новгороде, в рамках Международного бизнес-саммита, на XIII Ярмарке инновационных проектов «Российским инновациям - российский капитал». Социальный проект Е.М. Голиковой завоевал I призовое место и получил поддержку Экспертной комиссии. Для дальнейшего развития данного проекта председатель экспертной комиссии С.Б. Верещагин, председатель совета директоров ООО международный альянс инноваторов «Мир Всем» за поддержкой обратился в Государственную Думу РФ и Институт проблем инклюзивного образования в РФ.

Таким образом, в современных условиях инклюзивное образование набирает обороты. Этот проект подкреплен законодательством, соответствует международным требованиям и процессам мировой интеграции. Продвижение данной системы образования требует максимум усилий для создания научно-исследовательских программ, социальных проектов и участия многих учреждений и организаций, заинтересованных в лучшем будущем подрастающего поколения.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Иванищева Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Кочемасова Л.А., Никитенко Н.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22281 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674