Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БЛОКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН

Барахсанова Е.А. 1 Варламова В.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Статья посвящена учебно-методическому сопровождению реализации принципа регионализации в процессе преподавания блока информационных дисциплин по укрупненным группам специальностей (информатика, экономика управления, транспорт) по направлению «Профессиональное обучение». На основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения показано содержание основной образовательной программы (ООП) модуль дисциплин информационного блока с учетом регионального компонента. Обоснованы и определены содержания модулей по циклу информационных дисциплин с опорой на идеи, принципы регионализации образования. Выделено, что основные модули блока информационных дисциплин формируют информационную компетентность будущего педагога, определены специфические особенности методики обучения, а также дидактические возможности регионального материала как технологическая подготовка будущих педагогов к использованию современных образовательных технологий в учебно-образовательном процессе с учетом идеи принципа регионализации.
профессиональное обучение
принцип регионализации
информационная компетентность
информационные технологии
1. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.
2. Барахсанова Е.А., Слободчикова А.А. Технология формирования навыков исследовательской деятельности студентов вуза посредством windows-приложений // Дистанционное и виртуальное обучение. М.: Изд-во современного гуманитарного университета, 2011. № 2. С. 5-9.
3. Бордовской Г. А. Разработка учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров на базе образовательных учреждений ВПО: анализ и проблемы. Научно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 322 с.
4. Мордовская А.В. Педагогические аспекты совершенствования регионального образования: Монография / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный ун-т им. М. К. Аммосова», Пед. ин-т. – Москва, Изд-во МГОУ, 2010.
5. Николаева А.Д. Полиэтническая школа: проблемы становления и развития. М.: Academia, 2004. 136 с.
В условиях реализации ФГОС нового поколения в непрерывной многоуровневой системе профессионального образования необходимо пересматривать подходы к организации обучения с учетом принципа регионализации образования как выполнения принятого закона Республикой Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года №1170-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)». Воспитание у школьников и студентов любви к родному языку и уважительного отношения к национальной культуре, традициям других народов является важной государственной заботой республики и долгом каждого гражданина Якутии.

Проведенный нами анализ работ А.Д. Николаевой, Н.Д. Неустроева, А.В. Мордовской и др. по поводу обновления содержания образования о том, что необходимо осуществление согласования инвариативной и вариативной  и процессуальной составляющей на основе идеи принципа регионализации образования. В этой связи совершенствование содержания образования предусматривает изменение взаимодействия общего и специфического составляющего, позволяющее на основе вариативной части ООП уделить внимание на образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебных дисциплин. В этой связи следует отметить, что образовательным учреждениям разрешается создавать региональные образовательные программы, которые учитывают региональные особенности к постановке задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Инвариантная составляющая направлена к приобщению обучающихся общекультурным и национально значимым ценностям будущего педагога в рамках программы вариативной части, не может быть реализована в полной мере, поскольку не разработана программа вариативной части [4].

Следует отметить, что политика президента Республики Саха (Якутия) предусматривает обновление содержания региональной системы образования, а также ориентирована на кадровую подготовку специалистов, владеющих родным (якутским) и неродным (русским) языком, удовлетворяющих социальные запросы образовательных учреждений, включая потребности малокомплектных школ арктических и северных улусов (районов).

А.Д. Николаева отмечает о необходимости совершенствовать подходы к подготовке будущих педагогов с учетом заявки управления образования администрации муниципальных районов и его природно-климатических, социально-культурных и производственных особенностей [5].

Далее необходимо отметить, что регионализация образования вызвана реальной необходимостью, в основе которой  лежит переход от унифицированной схемы образования к новой национально-региональной системе. В силу этого острая необходимость разработки новых методических подходов к процессу формирования самостоятельной, инициативной, творчески ориентированной и патриотически настроенной личности становится в наши дни все более актуальной проблемой. С другой стороны, соблюдение принципа регионализации является образовательной стратегией региона, которая направлена на воспитание гражданина, патриота, истинного хозяина, нацелена на реализацию  личностных притязаний каждого с учетом социальных и экономических условий территории проживания.

В процессе осуществления ФГОС 3 поколения по реализации ООП подготовки бакалавров и специалистов по направлению профессиональное обучение апробирована технология организации учебного процесса на основе модульной межпредметной интеграции с учетом принципа регионализации. Этот четырехлетний опыт позволил составить учебный план с использованием балльно-рейтинговой системы, принятой в многоуровневой системе обучения в вузах с учетом регионального компонента в базовой и вариативной части ООП подготовки будущего педагога.

Следует также отметить, что компетентностный и деятельностный, личностно-ориентированный подходы к профессиональному образованию выдвигают новые требования к содержанию и качеству подготовки будущего педагога, к оцениванию уровня квалификации при приёме на работу, аттестации или планировании будущей карьеры, к составлению должностных инструкций педагогов и к разработке новых ФГОС профессионально-педагогического образования.

Принимая методику обучения как ориентир системной организации учебно-образовательного процесса, считая, что содержание и характер деятельности будущих педагогов и преподавателей осуществляется на укрупнение дидактических единиц блока информационных дисциплин, нами разработано и апробировано на практике модульное представление учебных дисциплин на основе принципа регионализации.

Такие дисциплины, как, например, «Педагогические программные средства», «Информационные технологии в образовании» и «Информатика» в соответствии ООП входят в блок информационных дисциплин. Общая структура дисциплин построена таким образом, что изучение общей структуры дисциплин осуществляется на 3 курсе в течение одного семестра и включает в себя лекции, практические, лабораторные и СРС занятия.

При обучении студентов 3 курса группы Информатика и вычислительная техника (ИВТ) и Экономика и управление (ЭУ), Транспорт (Т) блока информационных дисциплин нами использованы различные комбинации активных методов обучения с определенной дидактической задачей, в которой формируются информационные компетенции. В частности, в модулях, где рассматриваются педагогические программные средства в образовательном процессе, формируются навыки разработки новых образовательных технологий, необходимо применять принципы разработки и дидактические требования, которые способствуют разработке педагогических программных средств учебного назначения [1].

Методико-технологические подходы к проектированию модулей блока информационных дисциплин «Педагогические программные средства», «Информационные технологии в образовании» соответствуют требованиям ФГОС 3 поколения. Далее опишем смысловое содержание модулей дисциплины подготовки Педагогические программные средства будущих педагогов на основе принципа регионализации образования.

На первом модуле в данной дисциплине особую значимость  имеет влияние базовой компетентности будущего педагога в области педагогических программных средств в образовательном процессе  с целью их прикладного использования для решения учебных и профессиональных задач. При реализации данного модуля будущий педагог получает технологические знания об использовании компьютерной техники и ИКТ технологии в издательской деятельности [3].

Также следует отметить, что учебно-методическое обеспечение [5] на основе принципа регионализации способствует успешному усвоению студентами содержания лекций, оценивать перспективы использования современных информационных коммуникационных технологий и перспективы его использования с учетом профессиональных задач.

В ходе выполнения практических и лабораторных работ по модулям дисциплин будущий педагог осваивает базовые знания в области элементов технологии программирования ППС, формирует навыки управления информацией, способность работать в междисциплинарной команде, способность применять свои знания на практике. 

В период учебного процесса обучения студентом ведется индивидуальная папка достижений-портфолио, в которую собираются результаты самостоятельной работы по освоению по блоку информационных дисциплин. Материалы портфолио показывают о проделанной самостоятельной работе по овладению методикой обучения блока информационных дисциплин [2].

По модулю 2 созданы 3 лабораторные работы. Лабораторные работы формируют базовые требования ФГОС для формирования конкретно-специальных компетенций как в области профильно-межпредметной деятельности, так и в области методико-технологической применительно к укрупненной группе специальностей по направлению «Профессиональное обучение».

На заключительном этапе изучения модуля 2 предлагается составить отчет в печатном виде. Считаем, что такой подход дает преподавателю определить уровень усвоения пройденного материала и определить уровень сформированности информационной компетентности будущего педагога.

В рамках тематики модуля 3, нами были поставлены  проблемные лекции, в содержании которых рассматривались проблемы взаимодействия ИКТ-технологий, созданных на различных технологиях программирования педагогических программных средств; проектирование технологического сценария электронного учебника на основе ППС. Такой подход в методике обучения дает возможность будущим педагогам совместно с преподавателями выдвигать собственные варианты решений проблемных ситуаций, коллективно работать в нахождении правильных решений, понимать сущность и значимость использования новых технологий в практической деятельности. Считаем, что проблемные лекции ориентируют обучающихся  искать эффективные подходы и способы решения профессионально-ориентированных задач, развивая при этом профессиональные компетенции.

Таким образом, в заключение следует отметить, что для реализации принципа регионализации образования в различного рода и типа образовательных учреждений, необходимо определить педагогические условия, способствующие развитию личностной и профессиональной готовности  педагогов осуществлять идеи регионализации образования  в рамках учебных дисциплин подготовки будущих педагогов в вузе.

Рецензенты:

Николаева А.Д., д.п.н., профессор кафедры педагогики, Педагогического института, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Барахсанова Е.А., Варламова В.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БЛОКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22282 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674