Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПРОЕКТНО-АНАЛОГОВЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ

Данченко Л.В. 1 Туктамышов Н.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В данной статье приводится разработанный авторами модифицированный проектно-аналоговый метод обучения студентов архитектурного и строительного направлений геометро-графическим дисциплинам. Особенностью представленного метода обучения является его оптимальное приближение к профессиональной деятельности архитектора и строителя. Организация обучения геометрии и графике будущего архитектора учитывает специфику профессии, изменения характера деятельности и связана с проектным мышлением. То есть совокупность содержательного и процессуального компонентов обучения представляет собой аналогию проектной деятельности. Находясь в ситуации, приближенной к будущей профессиональной деятельности, студент получает развернутую практику использования теоретической учебной информации и возможность регуляции траектории своего обучения. Методология проектно-аналогового метода базируется на идее контекстного обучения А.А. Вербицкого и является модификацией проектного метода обучения. Алгоритм действий, выполняемых студентами, представляет собой аналогию профессиональной деятельности архитектора по созданию графической презентации проекта. Эксперименты подтверждают эффективность использования данного метода в условиях архитектурно-строительного ВУЗа.
профессиональный контекст
модификация
Аналогия
проект
графика
геометрия
метод
обучение
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. – М.: ИЦ ПКПС.– 2004. – 84 с.
2. Вербицкий А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения /А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. – 2006.–№5.
3. Данченко Л.В. Экспериментальная оценка профессионально-направленного обучения геометро-графическим дисциплинам студентов архитектурных специальностей / Л.В. Данченко // Казанский педагогический журнал.–2013.– №5.–С.101-106.
4. Данченко Л.В. Геометрический аспект обучения архитектора в контексте истории архитектуры / Л.В. Данченко // Вестник ТГГПУ. – 2011. - №4(26). – С.330-335
5. Данченко Л.В. О профессиональных требованиях к выпускнику архитектурно-строительного ВУЗа / Л.В. Данченко, Н.К. Туктамышов // Проблемы методологического, психолого-педагогического и информационно-технологического обеспечения инновационного образовательного процесса в высшей школе под науч. ред. д.п.н., проф. В.В. Кондратьева; Минобрнауки РФ, КНИГТУ. — Казань; Отечество, 2011. — С.139-145.
Главная задача архитектурно-строительного образования заключается в обучении методу создания и реализации проекта строительного сооружения, направленного на развитие способности соединять базовые элементы знания и практического умения в единое целое для успешной продуктивной профессиональной деятельности и социальной адаптации.

По определению ГОСТ проект - это комплект документации созданной в процессе проведения проектных работ согласно техническому заданию. Для выполнения проекта необходимы профильные знания в сфере геометрии и графики, полученные в процессе обучения.

Организация геометро-графической подготовки в архитектурно-строительном образовании как целостной системы в контексте будущей профессиональной деятельности должна учитывать изменения, которые происходят в характере данной деятельности, и находиться во взаимосвязи с проектным мышлением архитектора-строителя.

Подобное использование профессионального контекста и насыщение учебного процесса элементами профессиональной деятельности рассматривается в работах А.А. Вербицкого, В.С. Леднева, В.А. Сластенина и др. и определяется как контекстный подход в высшей школе. А.А. Вербицкий дает определение контекста как «системы внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целой, так и ее компонентам» [1].

Внутренние условия - потребность в новых знаниях, необходимых для решения практической проблемы, понимание их специфики.

Внешние условия - социокультурная сфера предмета практической деятельности.

Целью проектной деятельности архитектора и инженера-строителя в наиболее общем смысле является проект будущего сооружения, включающий в себя весь комплекс технической документации необходимой для осуществления процесса его строительства и дальнейшей эксплуатации.

Проект архитектурно-строительного сооружения дает представление об организации внутреннего пространства, объемной структуры и внешнего облика здания по изображению фасадов, а также о конструктивных особенностях здания и процесса его возведения. Информация по объекту подается графически и может быть представлена с помощью ортогональных чертежей, двухмерных и трехмерных моделей.

Овладение средствами создания проектной документации в виде ортогональных или двухмерных моделей и трехмерных изображений включает в себя систему практических графических умений и теоретических знаний по ортогональному проецированию, аксонометрии, что является основой формирования профессионализма будущего архитектора и строителя. Находясь в ситуации, приближенной к будущей профессиональной деятельности, студент получает развернутую практику использования теоретической учебной информации и возможность регуляции траектории своего обучения.

Исходя из целей, задач, способов достижения результата, используя алгоритм профессиональной деятельности, ее отдельных сторон можно определить метод подготовки по курсу начертательной геометрии и графики, включающего в себя разделы: начертательная геометрия, архитектурно-строительное черчение и компьютерная графика (проектная графика), а также формообразование криволинейных поверхностей.

Разработанный нами модифицированный проектно-аналоговый метод геометро-графической подготовки будущих архитекторов и строителей является модификацией (видоизменение и приспособление) проектного метода обучения и метода аналогии, применяемом при изучении отдельных дисциплин, (Дж. Дьюи, Б.П. Есипов, А.С. Сиденко, Б.С. Полат, В. А. Далингер и др.), и определяет механизм реализации поставленных целей, получения конечного результата, через выполнение действий в контексте будущей профессиональной деятельности и учета ее специфики [2].

В данном случае проект, как аналог, есть совокупность приемов, проектных действий, операций, проводимых студентами в последовательности аналогичной и свойственной учебному и профессиональному проектированию, и направленных на решение задачи. Таким образом, модифицированный проектно-аналоговый метод обучения - это метод организации и управления педагогическим процессом, единство содержательного и процессуального аспектов которого являются аналогией проектной деятельности.

Результатом обучения является совокупность теоретических знаний и практических умений в сфере начертательной геометрии, архитектурной и инженерной графики, которые можно использовать для дальнейшего образования и формирования профессионализма.

Процесс профессионально-направленного обучения начертательной геометрии и проектной графике разработан как аналогия проектной деятельности, что свойственно, прежде всего, изучению методов создания объемно-планировочных и конструктивных решений сооружения. Аналогия, в данном случае, представляет собой сходство процессов по созданию и изображению объекта в определенных свойствах.

Характеристика процесса геометро-графичекой подготовки как аналогии профессиональной проектной деятельности заключается:

- в составлении профессионально-направленных заданий для изучения инженерной графики и начертательной геометрии и проведения текущей аттестации аналогично заданиям, встречающимся в практической деятельности архитектора и инженера-строителя. Каждое задание предполагает понимание его смысла (контекста) и связи с профессиональной практикой, что способствует переходу учебной информации в профессиональные компетенции:

- в нахождении аналогичных элементов реального проектирования и учебного процесса, например, стадийность или этапы выполнения работы (анализ задания, определение последовательности выполнения, эскиз-черновик, окончательный утвержденный чертеж), имитация индивидуальной профессиональной деятельности. Решение стандартных задач начертательной геометрии по стандартному алгоритму почти не встречаются на практике, отсюда необходим постоянный переход от абстрактных моделей к реальным объектам.

- в аналогии процесса учебного проектирования и выполнения эпюра по начертательной геометрии, проявляющейся в аналогичном выборе объекта изображения, сопряженности и приемах решения задач, общности требований к визуализации;

- в аналогии презентации и обсуждении результатов деятельности;

- во внутригрупповых отношениях, диалоговом общении аналогично общению проектной организации, т.е. каждый из студентов является участником общего деятельностного процесса, выполняя при этом свой объем работы, что характерно для многих архитектурных и строительных факультетов ВУЗов Европы [4]. Создание коммуникативных ситуаций в процессе обучения призвано использовать полученный опыт в дальнейшей деятельности. Взаимодействие, общение между преподавателем и студентом, а также студентов между собой выступает средством трансформирования учебной знаковой информации в профессионально значимую.

Комплект чертежей, выполняемый каждым студентом, позволяет:

объективно оценить процесс выполнения работы; судить о персональных достижениях и развитии каждого студента; учитывать результаты при проведении промежуточной аттестации.

Оценка производится по совокупности критериев:

1. Графическое исполнение: чистота и точность построений; качество линий (линии обводки, линии построения, отмывка теней); наличие проекционной связи и прозрачность построения; построение эллипсов.

2. Использование теоретических знаний: использование преобразования чертежа (перемена плоскостей проекций) для построения исходных данных и для построения пересечений; способов построения линий пересечения; образования и классификации поверхностей; построения падающих теней и определение границ собственных теней.

Рефлексия студентов проявляется в соотношении аспектов работы над проектом - аналогом: процесс выполнения работы и его результат; осмысление студентами значимости содержания геометро-графической составляющей и необходимости этапов ее реализации влияет на конечный результат - готовый эпюр; объективная оценка эпюра, работы над ним и субъективная удовлетворенность результатом и процессом выполнения персонально каждым студентом.

Алгоритм выполняемых действий при этом позиционируется как профильная деятельность по созданию графической презентации объекта и погружения в профессионально-направленную среду обучения в рамках учебной дисциплины и организации педагогического взаимодействия на уровне субъект-субъектных отношений с дальнейшим корректированием индивидуальной учебной деятельности студента.

Заключение

Эффективность обучения начертательной геометрии и проектной графике на базе модифицированного проектно-аналогового метода подтверждена экспериментально (таблица 1), что позволяет сделать выводы:

- геометро-графическая подготовка является профессионально значимой и необходимой для дальнейшей учебно-профессиональной и профессиональной деятельности архитектора и строителя;

- возможность интегрировать знания по сопряженным дисциплинам, связанным с изображением архитектурного сооружения (профессиональная терминология проектирования объекта, пространственная ориентация) приближает процесс обучения к профессиональной практике архитектора;

- максимально полное самостоятельное использование студентами при выполнении проекта-эпюра всей тематики изучаемого курса начертательной геометрии и инженерной графики развивает исследовательские и творческие способности студентов, направленные на поиск и принятие решений, реализуя потребность самовыражения;

- модифицированный проектно-аналоговый метод позволяет дифференцировать процесс обучения, исходя из индивидуальных особенностей обучаемых [3,5].

Таблица 1

Уровни сформированности геометро-графических компетенций у студентов экспериментальной и контрольной групп

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

9

23,68

21

55,3

9

21,43

11

26,2

Средний

18

47,37

10

26,3

20

47,62

16

38,1

Низкий

11

28,95

7

18,4

13

30,95

15

35,7

В процессе проектной геометро-графической подготовки студенты получают возможность научиться ориентированию в информационном комплексе, составляющим общую архитектурно-строительную подготовку, самостоятельно участвовать в организации действий по ее получению и использованию, т.е. учиться проектированию.

Рецензенты:

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Корчагин Е.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Данченко Л.В., Туктамышов Н.К. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПРОЕКТНО-АНАЛОГОВЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22283 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674