Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРООЩУЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лобза О.В. 1
1 АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет»
В статье представлены результаты изучения структуры, содержания и особенностей эмоционального мироощущения детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – эмоциональное мироощущение как сложное, обобщенное чувство ребенка к миру, имеющее сложную структуру, представляющую собой целостную модель, возникающих у ребенка эмоций, переживаний, чувственных смыслов относительно наиболее значимых фигур, стимулов и жизненных ситуаций. Описаны уровни эмоционального мироощущения: эмоциональный уровень, включающий эмоции и эмоциональные реакции; чувственный уровень или уровень переживаний; рефлексивно-смысловой уровень или уровень обобщения переживаний, чувственных смыслов. Представлены результаты факторного и кластерного анализов. На основании факторного анализа определена факторная модель эмоционального мироощущения ребенка, в которую вошли такие факторы, как «фактор переживаний актуального состояния потребностей и межличностных отношений»; «фактор эмоциональной совместимости, принятия семьи»; «фактор бессознательного и сознательного эмоционального отношения к себе и близким взрослым».
смыслы
переживания
чувства
эмоции
эмоциональное мироощущение
1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1970.
3. Джендлин Ю. Фокусирование: новый психотерапевтический метод работы с переживаниями /Пер. с англ. А.С. Ригина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 448 с.
4. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
Эмоциональная сфера детей в последние годы привлекает внимание многих исследователей как в силу важности выявления предпосылок, обеспечивающих психическое и психологическое здоровье ребенка, так и в силу необходимости раскрытия механизмов, существенно определяющих содержание его внутреннего мира, сознания и самосознания. А.В. Запорожец писал: «Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, поскольку последний не может быть сведен к развитию интеллекта» [1].

Изучение феномена «эмоциональное мироощущение ребенка» на современном этапе развития психологической науки и практики представляет весьма актуальную проблему, важную с точки зрения обращения к внутреннему миру маленького ребенка, к его субъективным переживаниям, которые непосредственно открывают ему смысл отражаемого содержания мира. Постижение данного феномена возможно на наш взгляд через анализ базовых эмоций, переживаний и смыслов, а также через анализ процесса обобщения детьми переживаний, возникающих у них в различных жизненных ситуациях, событиях, отношениях с близкими и значимыми взрослыми.

Особое значение для данного исследования имеют работы зарубежных и отечественных авторов, которые рассматривают единство аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомиров, А.В. Запорожец и др.), а также работы, в которых анализируются феномен переживания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Ф.Е. Василюк и др.) и феномен смысла (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев) [4].

Ю. Джендлин рассматривает переживание как центральный и основополагающий феномен человеческой жизни, как непрекращающийся поток чувствований [3]. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в переживании представлено субъективное начало сознания, столь же первичное как и знание, в котором воплощено его объектное начало [5]. Рассматривая переживание как единицу анализа личности и среды, Л.С. Выготский понимал переживание как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действитель­ности. Основная особенность переживания заключается в том, что оно несет для человека некоторый непосредственно ощущаемый чувственный смысл.

Л.С. Выготский подчеркивает идею обобщения переживаний, идею о том, что у ребенка к концу дошкольного возраста возникает обобщение переживаний и чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту. Как только ребенок предпринимает попытку объяснить или описать в речи что он переживает, придать ему смысл он входит в сферу рефлексии переживаний [2].

Сложные механизмы динамической взаимосвязи и взаимовлияния эмоций, переживаний и смыслов отражают сущность эмоционального мироощущения и представляют его многогранным, интересным и одновременно внутренне сложным феноменом. Проникновение в сложную структуру эмоционального мироощущения ребенка, понимание системы складывающихся у него мотивационных отношений, смыслов и побуждений имеет большое значение для профилактики возможных искажений его внутреннего мира, для оказания ему своевременной помощи в преодолении субъективно переживаемого неблагополучия и обретении позитивных человеческих смыслов и ценностей.

Цель исследования - изучить структуру, содержание и особенности эмоционального мироощущения детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - эмоциональное мироощущение как сложное, обобщенное чувство ребенка к миру.

Предмет исследования - структура (факторная модель) эмоционального мироощущения ребенка-дошкольника и соответствующие этой структуре особенности сложноорганизованного чувства.

Гипотезы исследования.

Теоретическая гипотеза:

1. Эмоциональное мироощущение может быть рассмотрено как системно-организованное чувство ребенка к миру, имеющее сложную структуру, представляющую собой целостную модель, возникающих у него эмоций, обобщенных переживаний, чувственных смыслов относительно наиболее значимых фигур, стимулов и жизненных ситуаций.

Эмпирические гипотезы:

2. Феномен эмоционального мироощущения является сложным комплексным образованием, в котором можно выделить три уровня:

эмоциональный уровень, включающий эмоции и эмоциональные реакции;

чувственный уровень или уровень переживаний;

рефлексивно-смысловой уровень или уровень обобщения переживаний, чувственных смыслов.

3. Обобщение эмоциональных переживаний происходит в самосознании ребенка в виде закрепления эмоционально-личностного благополучия, доверия к миру, людям, самому себе или неблагополучия, недоверия.

4. Существует взаимосвязь между эмоциональным отношением ребенка к себе и близким, эмоционально-ценностным отношением к себе с позиции значимых взрослых, переживанием семейной ситуации и переживанием трудных жизненных ситуаций в структуре эмоционального мироощущения.

Задачи исследования.

1. Раскрыть содержание и структуру феномена «эмоциональное мироощущение» как сложного базисного чувства.

2. Описать факторную модель эмоционального мироощущения ребенка.

3. Изучить особенности (варианты проявления) эмоционального мироощущения детей дошкольного возраста.

4. Изучить взаимосвязь между эмоциональным отношением ребенка к себе и близким, эмоционально-ценностным отношением к себе с позиции значимых взрослых, переживанием семейной ситуации и переживанием трудных жизненных ситуаций в структуре эмоционального мироощущения.

Методы исследования. С целью изучения эмоционального мироощущения детей старшего дошкольного возраста нами использовались следующие методики диагностики:

  • Цветовой тест отношений (A.M. Эткинд, 1988), направленный на изучение эмоциональных, чаще бессознательных компонентов отношений ребенка к себе и близким взрослым;
  • Вариант модифицированной методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн «Лесенка», направленной на изучение самооценки ребенка (В.Г. Щур, 1982);
  • Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, направленный на изучение субъективных переживаний ребенка относительно семейной ситуации;
  • Детский апперцептивный тест (САТ), направленный на исследование динамических значений индивидуальных различий детских переживаний относительно наиболее значимых фигур и стимулов.

Экспериментальная часть исследования осуществлялась в период 2014-2015 года на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 19 комбинированного вида. В эксперименте принимали участие дети дошкольного возраста 6-7 лет в количестве 30 человек, из них 15 девочек и 15 мальчиков.

Анализ научной психологической литературы позволил нам раскрыть содержание и структуру феномена «эмоциональное мироощущение» как сложного базисного чувства, в котором можно выделить три уровня:

Первый уровень - эмоциональный уровень, включающий эмоции и эмоциональные реакции. Вначале появляются эмоции, которые отражают актуальное состояние жизненно важных (преимущественно органических) потребностей. Затем развитие эмоций происходит в контексте дифференциации, обогащения переживаний, которые связаны с расширением круга социальных явлений, вызывающих эмоциональный отклик;

Второй уровень - чувственный уровень или уровень переживаний. Переживая какую-либо значимую ситуацию (несоответствие ожиданиям родителей, развод родителей, смерть и т.п.), ребенок получает материал для построения смысловых конструктов, ориентирующих его отношения с близкими взрослыми как содержание его внутреннего мира и в последующем определяющих логику его жизни. Смысловые конструкты есть продукт субъективных, осознанных переживаний ребенка;

Третий уровень - рефлексивно-смысловой или уровень обобщения переживаний, чувственных смыслов. Рождение смысла жизненной ситуации происходит для ребенка в результате обобщения повторяющихся переживаний.

Факторный анализ проводился нами с целью выявления связей между особенностями восприятия ребенком внутрисемейных отношений (КРС), бессознательным эмоциональным компонентом отношений ребенка к значимым стимулам и понятиям (ЦТО), эмоционально-ценностным отношением к себе с позиции значимых взрослых («Лесенка») и переживанием значимых потребностей, отношений со значимыми людьми, конфликтов, установок личности ребенка (САТ).

В факторной структуре, отражающей содержание эмоционального мироощущения детей выделилось 3 независимых униполярных факторов.

На основании полученного факторного решения первый фактор - «фактор переживаний актуального состояния потребностей ребенка и межличностных отношений» (18%) образовали шкалы: переживание отношений с отцом (0,783); переживание отношений с матерью и сиблингом (0,789); переживание симбиотических отношений (0,831); переживание взаимоотношений матери и отца (мать и отец как супружеская пара глазами ребенка (ревность) (0,592); переживание страхов и агрессии (0,535); переживание отверженности и наказания (0,652); переживание одиночества, тревоги и страхов (0,594); обобщение переживаний (уровень изложения) (0,550). Данный фактор представляет собой совокупность переживаний ребенка, возникающих у него в различных жизненно-значимых ситуациях, которые связаны с отношениями с родителями, сиблингами, симбиотическими отношениями, страхом и агрессией, отвержением и наказанием, одиночеством и тревогой. Необходимо отметить, что полученные данные факторного анализа свидетельствуют о взаимосвязи между уровнем изложения рассказов (обобщения переживаний) и характером переживаний. Так, если ребенок испытывает негативные переживания, то у него возникает актуальная потребность в вербальном их выражении. Переживание негативной жизненной ситуации как сложноорганизованная дея­тельность субъекта протекает на разных уровнях функционирования психики и осуществляется посредством целого комплекса психологических механизмов, имеющих разную степень обобщенности и конкретизации [2]. Если негативные ситуации не будут осмыслены с формированием ценностного отношения и включением их в более широкую временную перспективу, результатом может явиться «фиксация» на данном событии, что может привести к возникновению психического заболевания.

Второй фактор - «фактор эмоциональной совместимости, принятия семьи» (11%) включает шкалы благоприятная семейная ситуация (0,652); психологическая совместимость с матерью (0,443); психологическая совместимость с отцом (0,653); переживание фрустрации (0,408); тревожность в семье (0,400); конфликтность в семье (0,649). Содержание вошедших в данный фактор шкал свидетельствует о высокой совместимости ребенка с близкими взрослыми и ощущением эмоционально теплых благоприятных взаимоотношений в семье.

И третий фактор - «фактор бессознательного и сознательного эмоционального отношения к себе и близким взрослым» (12%) содержит шкалы бессознательный компонент эмоционального отношения к матери (0,488); бессознательный компонент эмоционального отношения к отцу (0,733); бессознательный компонент эмоционального отношения к дому (в котором живет ребенок) (0,414); эмоционально-ценностное отношение к себе с позиции отца (0,595); эмоционально-ценностное отношение к себе с позиции отца (0,613); переживание отверженности и наказания (0,495); переживание отношений со значимым взрослым (0,622).

Таким образом, в факторной структуре, отражающей содержание эмоционального мироощущения детей дошкольного возраста, выделилось 3 независимых униполярных фактора (см. рисунок 1).

Рис. 1. Факторная структура эмоционального мироощущения

На основании факторного анализа нами был проведен кластерный анализ данных с целью разделения эмпирической выборки на группы. В результате кластеризации были выделены три кластера.

Содержание факторных переменных позволило нам составить психологический портрет испытуемых согласно полученным нами кластерам.

Факторная структура кластера 1. В Кластер 1 вошло 7 детей. Наиболее значимыми признаками для данного кластера являются преимущественно негативные переживания трудных жизненных ситуаций, низкий уровень эмоциональной совместимости с близкими взрослыми, ощущение конфликтности, тревожности в семье, негативное эмоциональное отношение к себе и близким.

Факторная структура кластера 2. В Кластер 2 вошло 11 детей. Детям, которые вошли в данный кластер свойственно достаточно спокойное, ровное переживание трудных жизненных ситуаций, положительное эмоциональное отношение к себе и близким, но вместе с тем ощущение тревожности, конфликтности в семье, низкий уровень эмоциональной совместимости.

Факторная структура кластера 3. В Кластер 3 вошло 12 детей. Эта группа характеризуется высокой совместимостью с близкими взрослыми, ощущением благополучия в семье, в то же время отличаются амбивалентностью как осознаваемого, так и бессознательного отношения к себе и близким.

Таким образом, психологическая интерпретация результатов кластерного анализа показала, что в исследуемой нами выборке наблюдаются три основных варианта эмоционального мироощущения.

Рецензенты:

Цветков В.Л., д.псх.н., профессор, ФГКОУ ВВПО «Московский университет», г. Москва;

Забродин Ю.М., д.псх.н., профессор, АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет», г. Одинцово.


Библиографическая ссылка

Лобза О.В. ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРООЩУЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22317 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674