Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛОСКИХ КРЫШ ЗДАНИЙ В ГОРОДСКОМ КОНТЕКСТЕ

Чернявина Л.А. 1 Масловская О.В. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В современном обществе, когда автотранспорт отнимает у людей пространство для жизни на земле, использование плоских крыш способно стать важным социологическим показателем определённого уровня комфортности среды, знаком единства природного и архитектурного окружения, признаком современности и индивидуального стиля, символом статуса владельца здания. Объектом исследования в данной статье являются плоские эксплуатируемые кровли в г. Владивостоке, предметом исследования – социальная значимость «ландшафтов крыш», содействующих безопасности и комфортности отдыха горожан, улучшению экологии города, повышению качества и разнообразия взаимодействий в социуме. В статье приводится фактический материал по использованию плоских крыш в г. Владивостоке. Выявлены несколько типов использования плоских крыш: общегородские площади и площадки, открытые для всех членов общества; ландшафты крыш с ограниченным доступом; закрытые для постороннего использования площадки. Делается вывод о том, что и общегородские, и изолированные площадки способны повысить качество и разнообразие взаимодействий в социуме. Отмечается эффективность и перспективность функционирования плоских крыш как мест социальной коммуникации, способных значительно расширить палитру площадок публичной активности, вернуть жизнь в общественные пространства города.
крыши как пространство для жизни
социальная коммуникация
Ландшафт крыш
1. Бофилль Р. Пространство для жизни. Пер. с фр. М.В. Предтеченского; Под ред. А.Н. Шукуровой. – М.: Стройиздат, 1993.
2. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. – М.: Фонд «Русский авангард», 2010.
3. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр., сост., послесл. и прим. А. Б. Гофмана. – М. : Канон+ РООИ Реабилитация, 2006.
4. Масловская О.В., Чернявина Л.А. Особенности функционирования площадок на крышах как мест социальной коммуникации (на примере кампуса ВГУЭС во Владивостоке) // Социология города. – 2014. – № 4. – С. 53-67.
5. Храпко О.В., Копьева А.В. Растения как особый материал в ландшафтном дизайне. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 1 (28). – С. 104-108.
6. Le Corbusier. Towards a New Architecture. Mineola, NY: Dover Publications, Inc., 1986.
7. Mathey, J. F.: Hundertwasser, Naefels: Bonfini Press Corporation, 1985.

Владивосток считается лидирующим городом в России по числу автотранспорта на душу населения. Согласно статистическим данным на 1000 жителей приходится 565 автомашин, т. е. более чем каждый второй житель имеет индивидуальное транспортное средство. Автомобили вытесняют людей с городских территорий, с каждым годом растёт количество гаражей и автостоянок, занимающих пространство дворов, детских площадок, скверов – тех площадей и площадок города, которые изначально предназначены для общения людей.

Недостаток мест для отдыха и пространства для передвижения пешеходов – обычная картина у подъезда практически каждого жилого дома в нашем городе в любое время суток. Несмотря на уникальность Владивостокского ландшафта, жители города, как правило, не могут похвастать красивыми видами, открывающимися взору из окон квартир и с верхних отметок сопок: в роковые 1990-е годы было вырублено множество городских скверов, придомовые территории лишились зелёных насаждений, а освободившееся пространство заполнилось гаражами и стоянками. Такая удручающая картина наблюдается повсеместно.

Обращает на себя внимание тот факт, что во Владивостоке практически не строят многоярусные стоянки, которые бы разгрузили придомовые территории и освободили места для детских и спортивных площадок. В советское время нельзя было получить разрешение на строительство гаража, если в собственности не было автомобиля, в настоящее время актуальной мерой мог бы стать запрет на ввоз автомобиля при отсутствии у владельца гаража или места на благоустроенной автостоянке.

Цель исследования. Целью исследования является раскрытие социально-экологической значимости использования плоских эксплуатируемых кровель, содействующих безопасности и комфортности отдыха горожан, улучшению экологии города, повышению качества и разнообразия взаимодействий в социуме.

Материалы и методы исследования. На этапе сбора исходных данных в исследовании применялись такие методы, как наблюдение, фотографическая фиксация, описание функциональных и пространственных характеристик, а также социологический опрос в форме анкетирования. На этапе исследования истоков изучаемого явления применялся исторический метод, при изучении современного состояния – сравнительный метод, имеющий своей целью систематизацию ландшафтов крыш в г. Владивостоке, в основание которой был положен признак доступности рассматриваемого пространства для горожан.

Использование плоских крыш в России и за рубежом. Мировая практика показывает широкий спектр использования пространства крыш для разнообразных процессов жизнедеятельности. Горизонтальные поверхности крыш должны быть озеленены и стать не просто частью ландшафта, но экосистемы. В одном из своих манифестов австрийский архитектор и живописец Фриденсрайх Хундертвассер писал: «То, чего нам не хватает, это мирного договора с Природой. Мы должны вернуть Природе территории, которые мы незаконно отняли у неё. Все горизонтальное под небом принадлежит Природе. Все, до чего дотрагиваются лучи солнца, все, на что проливаются дожди, это священная и неприкосновенная собственность Природы» [7, с. 17].

Технологии строительства зелёных кровель были известны с давних пор. Висячие сады на крышах дворцов и зиккуратов древности, античных и ренессансных вилл, хозяйственных сооружений царских усадеб в России XVII-XVIII веков – примеры уникального использования плоских крыш в истории архитектуры [4]. С появлением новых строительных материалов и конструкций в XIX веке начинается массовое, то есть уже не только элитарное, строительство зелёных крыш.

Ле Корбюзье, веривший, что «архитектура может влиять на общественные отношения и формировать их» [2, c. 212], провозгласил в 1926 году «Пять отправных точек современной архитектуры». В своём манифесте он охарактеризовал новый принцип организации крыши: «Крыши – сады. Железобетон – это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания. Соображения технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы» [6]. Новый всплеск интереса и массовое появление крыш-террас в разных частях света во второй половине XX – начале XXI века стали результатом развития новой парадигмы не только в архитектуре, но и в науке в целом.

В процессе включения плоских крыш в систему общественных пространств города очень важно учитывать мнение людей. Рикардо Бофилль в своей книге «Пространство для жизни» писал: «Быть архитектором – это значит через организованное человеком пространство суметь увидеть и выявить спонтанное поведение и движение населения, и, более того, заметить необходимость изменений, к которым оно может подсознательно стремиться. Нужно уметь определить эти потребности, чтобы самому внести свой вклад» [1].

Использование плоских крыш в г. Владивостоке. Рассмотрим, как к использованию крыш относятся жители Владивостока. С целью выявления общественного мнения по этому вопросу студентами кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) было проведено анкетирование горожан, проживающих в разных районах и принадлежащих к разным возрастным группам. Было важно выяснить отношение жителей Владивостока к новым веяниям в строительстве, а. именно, к вариантам эксплуатации плоских крыш. Опрос проводился с сентября по декабрь 2014 года в рамках практических занятий по дисциплине «Социология». Было опрошено 500 жителей различных возрастных групп, процентное отношение выявлялось относительно количественного состава респондентов. Обработка анкет выявила, что максимальное количество опрошенных относятся к активному использованию крыш положительно, хотя и не все респонденты сами используют крыши для какого-либо вида деятельности. Результаты анкетирования представлены диаграммой (рисунок 1) и таблицей.

Анализируя диаграмму (рисунок 1) можно утверждать, что 15-40% молодых женщин до 30 лет отрицательно относятся идее использования пространств на крышах, аргументируя своё мнение небезопасностью нахождения на высоте. В первую очередь здесь играет фактор заботы о детях, которые у женщин этого возраста еще не достигли совершеннолетия, их беспокойство по поводу безопасности вполне обоснованно. В старших возрастных группах не поддерживает использование пространства на крышах небольшой процент мужчин.

Таблица 1

Использование плоских крыш различными возрастными группами, (%)

Варианты использования

До 20 лет

21-30лет

31-40 лет

41-50 лет

51 и более

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

Солнечные ванны

30,3

9,5

27,9

20,4

51,4

0.0

48,3

0.0

55,4

0.0

Созерцание

(в т.ч. фейерверков)

5,2

17,3

0.0

19,6

0.0

0.0

19.7

0.0

32,6

20,2

Общение

14,2

24,4

9,1

0.0

0.0

0.0

25,1

0.0

0.0

0.0

Репетиции, занятия физкультурой

0.0

29,3

17,6

11,2

0.0

0.0

6.9

0.0

0.0

23.8

Другое

50,3

19,5

45,4

48,8

48,6

0.0

0.0

0.0

12,0

56

Приведены данные опроса жителей г. Владивостока. В графе «другое» респонденты отмечали следующее: деятельность, связанная с работой (например, обследование конструкций на предмет их прочностной характеристики), возможность уединиться, встреча Нового года.

Рис.1. Отношение людей различных возрастных групп к использованию плоских крыш

Из таблицы видно, что для принятия солнечных ванн крыши используют в основном женщины, причём разных возрастных групп. Причина очевидна: жителей Владивостока солнце летом радует не так часто, как хотелось бы, поэтому женщины используют любую возможность позагорать, даже в обеденный перерыв на крышах офисов. Кроме этого, нельзя не учитывать многочасовые пробки для поездки за город на комфортабельные пляжи.

Опрос не включал выяснение отношения социума к использованию крыш в качестве автостоянки, поскольку данная функция противоречит экологическим требованиям и здравому смыслу. Автомобили вытеснили пешехода с поверхности земли, из-за нехватки территории они пытаются занять и верхние уровни построек, что негативно влияет, в том числе и на психологическое состояние людей. Кроме того, если в случае нахождения автомобилей на поверхности земли тяжелые металлы выхлопных газов не поднимаются выше 80 см, то в случае поднятия мест хранения на верхние уровни автомобили будут загрязнять всё нижележащее жизненное пространство, наполняя окружающую среду вредными веществами.

Во Владивостоке количество эксплуатируемых кровель не велико, но процесс их создания начинает активизироваться: в некоторых новых зданиях на крышах устраивают спортивные площадки, места для принятия солнечных ванн, навесы, кафе, специальное озеленение. На крышах малоэтажных зданий располагают детские площадки, стоянки для автомашин. Рассмотрим несколько примеров эксплуатации крыш, находящихся, как правило, в домах новой застройки. Сбор фактического материала и фотографическая фиксация эксплуатируемых кровель во всех районах города проведёны студентами кафедры дизайна и искусств ВГУЭС.

Одним из популярных вариантов использования пространства крыши является устройство открытых террас кафе и ресторанов. Так, на крыше здания по проспекту 100-летия Владивостока 57 г, в котором расположен торговый центр «Максим», устроено кафе и детский развлекательный комплекс, пользующиеся большим успехом у горожан. На крыше здания по улице Некрасовской 90 находится открытое кафе. На крыше здания гостиницы «Меридиан» по улице Очаковской 5 под стеклянной полусферой расположен ресторан «Купол», занимающий три уровня. Пространства ресторана располагают к отдыху и созерцанию окружающих пейзажей. По изящным винтовым лестницам посетители могут подняться на крышу, откуда открывается великолепный вид на город, а панорамное остекление создает ощущение полета.

Намного реже во Владивостоке можно встретить использование пространств на крышах офисных зданий. Тем не менее, со временем примеры начинают появляться: на крыше торгового центра «Игнат» по ул. Комсомольская 13 устроена и успешно используется терраса рекламного агентства «P.R. Respectable». Следует отметить чрезвычайную актуальность озеленения крыш офисных зданий: сотрудники, проводящие много времени за компьютером, имели бы возможность выхода на небольшой озелененный участок [5], отдыха в расслабляющей обстановке и, следовательно, более продуктивной работы после перерыва.

Реализацию другого аспекта экологического подхода можно наблюдать по проспекту Красного Знамени, 82, где на крыше офиса автостоянки установлены солнечные батареи: для Владивостока с высокой солнечной инсоляцией в зимнее время такие устройства очень актуальны.

Поверхность крыши по адресу Набережная 9 (здание гостиницы «Владивосток») оборудована современными и комфортными для человека материалами покрытия. Конструкции покрытия и пространство крыши позволяет находиться на ней большому количеству человек. На крыше можно загорать, провожать закат, созерцать панорамы, наблюдать фейерверки. Иногда здесь проводятся экскурсии для туристов и гостей города.

Одним из самых перспективных направлений в использовании крыш является совершенствование архитектуры жилища. Представляет интерес ландшафт крыши жилого дома на улице Буссе (рисунок 2). Последний этаж функционирует как гостевой уровень и имеет выход на кровлю. Сюда кроме внутренней лестницы ведёт отдельная наружная лестница, чтобы не беспокоить владельцев дома. На этом же этаже расположена сауна, комната отдыха и зимний сад с открытой террасой, с которой открывается отличный вид на город.

Рис.2. Крыша жилого дома на улице Буссе (Фотография Ивановой М.)

Ландшафт крыши жилого дома по ул. Ильичева 4 в жилом комплексе «Аркада-хаус» включает детскую и спортивную площадки. Жилой дом по улице Аксаковской 1 также знаменателен тем, что на последнем этаже здания расположился ресторан, а на крыше устроена спортивная площадка. Несмотря на то, что это лишь небольшая толика в благоустройстве крыш и использовании их пространства, данные мероприятия позволяют значительно повысить комфортность проживания в городских домах. Необходимо отметить, что такие пространства имеют ограниченную доступность – туда могут попасть только жильцы данного дома и их гости, посторонним вход запрещён. С одной стороны, такие крыши способствуют отделению и обособлению жильцов от остального городского сообщества, тем самым выявляя негативные признаки расслоения его социальной структуры.

С другой стороны, режим функционирования такого объекта, контроль над окружением и связанное с ним ощущение безопасности, могут способствовать усилению социальных связей внутри группы. Создание функционально насыщенного и эстетически привлекательного общественного пространства на крыше жилого дома расширяет возможности социальной коммуникации жильцов и их гостей, повышая качество и разнообразие взаимодействий, имеющих место внутри социума. Благодаря этому увеличивается «динамическая плотность общества», которая, согласно Дюркгейму, «делая социальную жизнь более интенсивной, расширяя умственный горизонт и сферу деятельности индивидов, глубоко изменяет основные условия коллективного существования» [3, с. 130].

В результате натурного обследования города было выявлено большое количество плоских крыш, не используемых в настоящее время: таковы здания по ул. Адмирала Горшкова 32; Давыдова 29; проспект 100-летия Владивостоку 100А; множество жилых домов по ул. Юмашева и др. Большая часть плоских крыш Владивостока никак не эксплуатируется. Более того, иногда даже специально предназначенные и оборудованные для определённых целей пространства остаются пустующими. Один из примеров – крыша здания в районе фабрики «Заря». Огромное пространство крыши, оборудованное деревянным настилом и трибуной для зрителей, находится в частной собственности и чрезвычайно редко эксплуатируется из-за дорогой аренды.

Результаты исследования. В результате проведённого исследования собран фактический материал по наличию, расположению и особенностям функционирования плоских крыш в г. Владивостоке, проведена их фотографическая фиксация. Рассмотренные в статье примеры говорят о том, что во Владивостоке освоение плоских крыш ещё только началось, но уже на данном этапе можно говорить об их различном функционировании в качестве коммуникационных площадок.

В результате анализа выявлены несколько типов использования плоских крыш в г. Владивостоке: I – общегородские площади и площадки, открытые для всех членов общества; II – ландшафты крыш с контролируемым (наличие билета, соответствие определённым параметрам внешнего вида посетителя) доступом, к этому типу относятся рестораны, гостиницы, развлекательные центры и другие общественные здания; III – закрытые для постороннего использования площадки, доступные лишь узкому кругу жильцов дома или работников предприятия, к этому типу относятся жилые дома, административные здания и промышленные предприятия.

Если общегородские пространства доступны всему обществу и содействуют интеграции индивидов в социальные группы, то площадки с ограниченным доступом способствуют отделению и обособлению различных общностей, например, сообществ жильцов определённого дома от остальных горожан. С другой стороны, даже изолированные площадки расширяют возможности социальной коммуникации внутри замкнутых социальных групп. Таким образом, и общегородские, и изолированные площадки способны повысить качество и разнообразие взаимодействий в социуме.

Выводы исследования. Анкетирование жителей города Владивостока, проведённое студентами кафедры дизайна и технологий ВГУЭС с целью выявления отношения городского сообщества к использованию плоских кровель, выявило в целом положительное отношение горожан к активному использованию дополнительных резервов городской площади. В некоторых группах населения зафиксирована несколько скептическая оценка безопасности использования крыш, наряду с психологическими барьерами отдельных лиц при нахождении на высоте. В общей сложности, отмечена недостаточная активность использования ландшафта крыш, связанная с малочисленностью таких объектов, отсутствием на них оборудования и благоустройства, а также с устоявшимися привычками и предпочтениями различных членов общества.

Проанализировав существующее положение эксплуатации плоских крыш в городе Владивостоке, вынуждены сказать, что процесс создания площадок на крышах недостаточно активен, несмотря на загруженность территорий автотранспортом, стоянками и гаражами. Чрезвычайно мало озеленённых крыш, что тоже не делает чести застройщикам. Город очень сильно отстает в этом вопросе даже от других российских городов, не говоря уже о зарубежных примерах.

Проведенное теоретическое исследование с привлечением социологических инструментов позволяет сделать вывод об эффективности и перспективности функционирования плоских крыш как мест социальной коммуникации. Использование плоских крыш способно вернуть жизнь в общественные пространства города, как важный социологический фактор, обеспечивающий безопасность и комфортность отдыха горожан, экологичность городской среды, повышающий качество и разнообразие взаимодействий в социуме.

Рецензенты:

Бойцова Т.М., д.т.н., профессор, директор научно-образовательного центра экологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Шеромова И.А., д.т.н., профессор, профессор кафедры дизайна и технологий Института сервиса, моды и дизайна, руководитель межкафедрального научно-исследовательского центра Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Чернявина Л.А., Масловская О.В. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛОСКИХ КРЫШ ЗДАНИЙ В ГОРОДСКОМ КОНТЕКСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22528 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674