Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ИГРОВОЕ ПОЛЕ

Афоньшин В.Е. 1 Драндров Г.Л. 2 Полевщиков М.М. 3 Роженцов В.В. 4
1 ООО «ЛЭМА»
2 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
3 Марийский государственный университет
4 Межрегиональный открытый социальный институт
Тренировка спортсмена и оценка его умения видеть игровое поле проводится на поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают возможные маршруты перемещения. Изменение направления маршрута и его границ задают аппаратно-программным комплексом непредсказуемо для спортсмена. В заданных местах игрового поля устанавливают несколько радиоуправляемых фигур, которые перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса согласованно с изменениями маршрута перемещения спортсмена для создания заданной игровой ситуации. Спортсмену дается задание: перемещаясь по заданному маршруту, находиться в его границах, удерживать спортивный снаряд в этих границах и реагировать на заданную игровую ситуацию или заданное перемещение. Спортсмен, увидев игровую ситуацию или изменения, подлежащие реагированию, подает условный звуковой или визуально видимый сигнал. Движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной совместно с микрофоном на заданной высоте над игровым полем. Видеоизображение и сигнал из микрофона передают в аппаратно-программный комплекс, который вычисляет задержки между возникновением заданной игровой ситуации или заданными изменениями, подлежащими реагированию спортсменом, и ответным условным сигналом спортсмена, среднеарифметическое значение задержек. Способность спортсмена видеть игровое поле оценивают по среднеарифметическому значению задержек между сложившимися заданными игровыми ситуациями или изменениями, подлежащими реагированию спортсмена, и ответным условным сигналом спортсмена.
обучение
тактические действия
игровые виды
спорт
1. Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. Способ технико-тактической подготовки в игровых видах спорта : Патент России № 2492894. 2013. Бюл. № 26.
2. Афоньшин В.Е., Андриянов Ю.С., Драндров Г.Л., Роженцов В.В., Кудрявцев И.А. Способ оценки и тренировки умения видеть игровое поле : Патент России № 2530855. 2014. Бюл. № 29.
3. Вершинин М.А., Корзун Д.Л., Москвичёв Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-4. - С. 976-981.
4. Горский В.Е., Огулов В.Н. О значении индивидуального тактического мастерства в системе подготовки хоккеистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lifeinhockey.ru/publikatsii/analitika/3-o-znachenii-individualnogo-masterstva (дата обращения: 29.09.2015).
5. Драндров Г.Л., Краснов Ю.И., Фаттахов Р.В. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - № 2-2. - С. 86-91.
6. Драндров Г.Л., Краснов Ю.И., Фаттахов Р.В. Обучение юных футболистов групповым тактическим действиям на основе формирования их обобщенной ориентировочной основы // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 4. - С. 205-212.
7. Ковалев В.Д., Голомазов В.А., Кераминас С.А. Спортивные игры: учебник для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
8. Козин В.В., Кугаевский С.А., Зыков А.В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 183-186.
9. Козина Ж.Л. Методы применения современных информационных технологий для активизации образного восприятия занимающимися элементов техники и тактики в спортивных играх // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 1. - С. 58-64.
10. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.
11. Мезенцев В.В. Ситуативное обучение с элементами спортивных игр и единоборств старших школьников гимназии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 68-72.
12. Николаенко В.В. Формирование спортивного мастерства юных футболистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 61-66.
13. Помещикова И.П., Помещиков С.С., Чуча Н.И. Исследование эффективности обучения командным тактическим действиям в баскетболе при помощи аудиовизуальной информационной программы // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 1. - С. 129-136.
14. Портных Ю.И., Фетисова С.Л. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1. - С. 85-88.
15. Румянцев Н.А., Царёв М.Н. Применение информационных технологий при обучении тактике игры в футбол // Компьютерные инструменты в образовании. - 2009. - № 4. - С. 63-68.
В настоящее время наиболее распространена технология обучения, когда в процессе тренировок спортсмен овладевает техническими приемами как средством ведения игры, после чего в процессе тактической подготовки приобретает умение владеть техническими приемами в постоянно меняющихся игровых ситуациях [7].

Альтернативная технология обучения отдает предпочтение интеграции всех элементов игровой деятельности, когда игровые действия не распадаются на отдельные технические и тактические приемы, а представляют собой единые тактико-технические действия. Обучение тактическим действиям осуществляется с использованием игровых упражнений, моделирующих игровые ситуации, возникающие в ходе соревновательной деятельности [5;  14].

В большинстве случаев тренеры на тренировках и играх при объяснении тактических действий используют различные планшеты и макеты площадок, на которых изображают перемещения игроков. Однако, по мнению Ж.Л. Козиной [9], помимо статических изображений необходимы средства, отображающие тактические действия в динамике. Автор выделяет следующие основные направления применения современных информационных технологий для обеспечения наглядности выполнения тактико-технических действий в спортивных играх:

- создание полиграфических пособий, отражающих особенности выполнения различных приемов в спортивных играх;

- применение видеофильмов для обеспечения наглядности выполнения приемов;

- создание мультипликационных фильмов, позволяющих акцентировать особенности тактико-технических действий.

Имеются сведения об использовании на тренировках аудиовизуальных обучающих программ, созданных путем видеосъемки тактического взаимодействия, наглядно демонстрирующего изучаемую тактическую комбинацию и варианты ее завершения [13]. Предложен метод обучения тактике игры, основанный на применении графического языка описания игровых эпизодов. Это позволяет отобразить множество вариантов игровых ситуаций и более рационально организовывать тренировки по формированию схемы действий как отдельного, так и нескольких игроков [15].

Вопросы использования компьютерных информационных технологий в технико-тактической подготовке в игровых видах спорта рассмотрены авторами ранее, предложена методика обучения тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности [1].

Цель работы - разработка методики тренировки и оценки умения видеть игровое поле.

Методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле

Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают возможные маршруты перемещения. Изменение направления маршрута и его границ задают аппаратно-программным комплексом непредсказуемо для спортсмена. В заданных местах игрового поля размещают несколько радиоуправляемых фигур, которые перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса согласованно с изменениями маршрута перемещения спортсмена для создания заданной игровой ситуации.

Спортсмену дается задание: перемещаясь по заданному маршруту, находиться в его границах, удерживать спортивный снаряд в этих границах и реагировать на заданную игровую ситуацию или заданное перемещение. Спортсмен, увидев игровую ситуацию или изменения, подлежащие реагированию, подает условный звуковой или визуально видимый сигнал.

Движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной совместно с микрофоном на заданной высоте над игровым полем. Видеоизображение и сигнал из микрофона передают в аппаратно-программный комплекс, который вычисляет задержки между возникновением заданной игровой ситуации или заданными изменениями, подлежащими реагированию спортсменом, и ответным условным сигналом спортсмена, среднеарифметическое значение задержек.

Способность спортсмена видеть игровое поле оценивают по среднеарифметическому значению задержек между сложившимися заданными игровыми ситуациями или изменениями, подлежащими реагированию спортсмена, и ответным условным сигналом спортсмена [2].

Обсуждение

Проблемой роста спортивного мастерства в игровых видах спорта, особенно в футболе и хоккее, по мнению ряда специалистов [3; 12], стала укоренившаяся система обучения через упражнения, в которых изначально отсутствуют игровые задачи с акцентированием внимания на восприятии и оценке ситуаций, а сформировавшиеся умения закрепляются в простых ситуациях, не требующих принятия решений. Вследствие этого у спортсменов в недостаточной мере формируется пространственная ориентировка и разносторонность применения технико-тактических действий в игровых, тренировочных и соревновательных условиях.

По мнению М.А. Вершинина и соавт. [3], решать данную проблему необходимо на основе разработки и внедрения в практику эффективных методик обучения, в содержании которых приоритетную роль целесообразно отводить игровым средствам.

В.В. Николаенко [12] отмечает подход, принятый Федерацией футбола Италии, которая в работе с юными футболистами делает акцент на широкое использование игр и ситуационных игровых заданий, которые должны начинаться как можно раньше, не дожидаясь становления техники, так как последняя будет улучшаться благодаря построению тренировочного процесса в соответствии с требованиями реальной игры.

Этот подход поддерживают В.В. Мезенцев, В.В. Козин с соавт. и ряд других специалистов [8; 11], которые рекомендуют обучать тактико-техническим действиям и совершенствовать их в дальнейшем на основе изучения типовых игровых ситуаций. Таким образом, игроки одновременно овладевают ситуационной техникой и умением варьировать свои движения в зависимости от ситуации. Учет складывающихся в типовой игровой ситуации условий позволяет вносить существенные коррективы в исполнительный компонент соответствующих двигательных действий.

Введение в спортивный обиход понятия «ситуационная техника» позволило осуществить преемственность формирования представления о ситуации заучиванием тактико-технических действий (сначала должно происходить обучение игровой ситуации, а затем на основе возможных условий этой ситуации происходит адаптация разучиваемых действий к этим условиям). Однако в данном случае ситуации можно рассматривать только отдельно друг от друга, без взаимообусловленности, что не позволяет сформировать динамический образ игровых ситуаций в сознании спортсмена. Особенно последнее важно в игровых видах спорта, где игровые ситуации преобразуются непрерывно, требуя от спортсмена эффективного решения одной ситуации и создания, принятия, управления другой. Это, в свою очередь, требует от спортсменов не только безупречного владения игровыми приемами, но и наличия знаний о закономерностях возникновения специфических ситуаций, а также умения преобразовывать взаимно обусловленные ситуаций между собой [8].

Соревновательная деятельность спортсменов игровых видов насыщена большим количеством специфических ситуаций, и каждая ситуация определяет состояние системы тактико-технической деятельности - она присутствует в ней, приводит к ее распаду или преобразованию. Исходя из этого игровая ситуация является моделью реальности, с изменением которой меняется и система тактико-технической деятельности [10].

Игрок обязан действовать в ситуации, но как именно, она ему не показывает, поэтому его тактико-техническая деятельность зависит от восприятия каждой ситуации, ее оценки и выбора решения. Для решения данной проблемы были разработаны методики, включающие метод моделирования игровых ситуаций. В данном случае ситуации выступают как поле деятельности спортсмена и содержательная основа технико-тактических характеристик, создавая предпосылки к союзу техники и тактики игры [8].

Преимущество ситуационного подхода в решении проблем тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов, в том числе и при классификации игровых ситуаций, заключается в комплексности. Данный подход позволяет выделять ключевые компоненты, ошибки в различных игровых ситуациях и типизировать их, рассматривать виды ситуаций с учетом двигательных характеристик и элементов, а также выявлять конкретный момент времени и места ее возникновения. Учет ситуационной изменчивости игры и противодействий соперников в совершенствовании тактико-технических приемов позволяет рассматривать тактико-технические действия системно посредством причинно-следственных связей. Системный подход позволяет реализовывать принцип типизации с учетом участков игрового пространства, на которых частота определенной двигательной последовательности имеет выраженную форму. Это позволяет определить, в каком месте чаще всего игрок использует одно действие (например, рывок) и где чаще всего используется другое действие. Исходя из этого, необходимо выявить закономерности игры, а именно последовательность чередования двигательных действий различной интенсивности (ходьба, бег средней, малой интенсивности, ускорение, рывок, остановка), и на основе этого моделировать упражнения в учебно-тренировочном процессе. При этом установление типологических особенностей игровых ситуаций и двигательной активности, характеризующих спортсменов различного возраста, определяет различия между двигательной активностью и игровым амплуа, а также способствует разработке алгоритмов использования двигательных сочетаний для моделирования упражнений [8].

Фундаментом или основой тактического мастерства является зрительный контроль, обеспечивающий видение поля, в пределах которого осуществляется игровое мышление. Элементами индивидуального тактического мастерства игрока являются [4]:

- зрительный контроль обстановки (функционирование зрительных анализаторов, выполнение технических приёмов без зрительного контроля);

- видение поля на основе зрительного контроля (расстановка, взаимное положение, движение игроков);

- игровое мышление (реакция на изменения, синтез и оценка вариантов действий);

- прогнозирование развития ситуации;

- принятие решений;

- исполнение принятых решений в условиях противодействия.

Неумение «видеть поле», воспринять элементы игровой ситуации может привести к неправильному решению. Ошибки в принятии решений, обусловленные неразвитостью тактического мышления (умственных действий анализа, сравнения, обобщения, классификации), с одной стороны, и недостаточностью тактических знаний - с другой, могут привести к тому, что их практическая реализация не обеспечит выигрыша игрового эпизода [6].

Таким образом, по мнению В.В. Николаенко [12], действия спортсмена игровых видов спорта со спортивным снарядом на начальном этапе подготовки следует рассматривать как технические или, что более правильно, как технико-тактические, а на последующих этапах обучения - тактико-технические. Задача первого этапа - заложить разностороннюю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированности, специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития тактико-технического мастерства во многом зависит от уровня развития координационных способностей. Задача второго этапа решается при помощи комплексных заданий. Спортсмен должен научиться технике владения спортивным снарядом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные задания - одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному. Задача третьего этапа - научить игрока эффективно и качественно применять технические приемы в экстремальных условиях и решать тактические задачи до приема спортивного снаряда.

Заключение

Предложенная методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле позволяет сделать акцент на качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока, проводить учебно-тренировочные занятия в игровой форме, внедрить систему постепенной тактико-технической подготовки спортсменов.

Внедрение методики в практику подготовки в игровых видах спорта позволит повысить уровень спортивного мастерства спортсменов, который в дальнейшем будет определять их потенциал на профессиональном уровне.

Рецензенты:

Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары;

Комелина В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Афоньшин В.Е., Драндров Г.Л., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ИГРОВОЕ ПОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22534 (дата обращения: 18.10.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094