Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЕ

Карымова О.С. 1 Романова Э.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В статье говорится об особенностях ценностных ориентаций школьников-подростков, проживающих в сельской местности. Для изучения иерархии ценностей студентов нами был выбран тест М. Рокича, модифицированный Д.А. Леонтьевым, а также опросник Сенина И.Г «ОТеЦ». В результате исследования определены ценностные иерархии подростков. Для современных подростков наиболее значимыми являются материальные ценности и ценности индивидуальной самореализации. Малозначимы для них ценности, соответствующие параметрам, которые отражают отношение к другим людям, а также моральные и нравственные ценности. Наиболее значимыми и актуальными жизненными сферами для подростков являются сфера обучения, образования и сфера профессиональной жизни. Менее значима сфера семейной и общественной жизни.
ценностные ориентации
система ценностей
подростки
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2 т. – Т. 1. – М., 1980. – 232 с. ISBN: 5-87224-099-6.
2.Карымова О.С., Трифонова Е.А. К вопросу о ценностях в студенческой среде // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2014. – С. 2022-2024.
3. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. – М., 1992. – 62 с. ISBN 5-93615-021-6.
4. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. – 2000. – Т.21, №3.
5.Сергеева Е.Н. Вишняков А.И. Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии №1 г. Мелеуза, РБ // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 82. – С. 37-38.
Современные школьники переживают период изменений не только в школьной системе, но и страны в целом. Такие изменения обуславливают необходимость пересмотра системы ценностей. На данном этапе успешность выражается в амбивалентных способностях и качествах. Сейчас важным становится быть не только членом команды, но при этом нужно быть конкурентно способным и отличатся от других. Такая тенденция ведет к изменениям в системе ценностей. В связи с этим, перед нами встала задача исследовать систему ценностей современных школьников, проживающих в селах [1;2;4].

В рамках нашего исследования было опрошено 150 школьников, из школ и лицеев Оренбургской области. В данной статье приводится часть исследования, посвященная особенностям ценностной системы школьников, без учета пола, этноса.

В качестве инструментария были применены тест ценностных ориентаций М. Рокича и опросник Сенина И.Г «ОТеЦ».

При обработке результатов исследования использованы как количественный, так и качественный анализ [3].

Рассматривая и анализируя полученные данные, можно сказать, что у подростков, принимавших участие в исследовании, на первый план в системе терминальных ценностей (таблица 1) выступает общечеловеческая ценность личного счастья - материально обеспеченная жизнь. На наш взгляд, это объясняется тем, что подростки хотят получить достойное образование, красиво и по моде одеваться, интересно и весело проводить свободное время, а также богатой и изобильной жизни, что связано с особенностями данного возраста.

Таблица 1

Сумма, среднее арифметическое, ранговое место в системе терминальных ценностей в группе подростков

Терминальные ценности
S

C

Ранг

1

активная деятельная жизнь

283

9,4

9

2

жизненная мудрость

409

13,6

15

3

здоровье

198

6,6

4

4

интересная работа

217

7,2

5

5

красота природы и искусства

435

14,5

17

6

любовь

236

7,8

6

7

материально обеспеченная жизнь

154

5,1

1

8

наличие хороших и верных друзей

165

5,5

2

9

общественное признание

357

11,9

13

10

познание

252

8,4

8

11

продуктивная жизнь

297

9,9

10

12

развитие

364

12,1

14

13

развлечения

302

10

11

14

свобода

236

7,8

6

15

счастливая семейная жизнь

349

11,6

12

16

счастье других

424

14,1

16

17

творчество

248

8,3

7

18

уверенность в себе

179

6

3

Также подростки ценят верную дружбу и наличие хороших друзей (2 место), так как именно в общении со сверстниками они могут найти компенсацию и ответы на многие волнующие их в данный возрастной период вопросы: о смысле и ценностях жизни, о жизненных планах, о мотивах выбора профессии, обсудить первую любовь, новый фильм. 3 место подростки отдают такой ценности, как уверенность в себе. По нашему мнению, это может быть связано с тем, что у большинства подростков отмечается высокий уровень тревожности, низкий уровень самоконтроля, негативная оценка себя, своей внешности и особенностей личности. Также, как правило, у подростков отмечается потребность стать внутренне взрослым человеком, но ещё несформированность умения самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и своё назначение в жизни, приводит к боязни и неспособности разрешить возникающие у них проблемы, трудности самостоятельно, без помощи родителей, друзей. Возможно, поэтому такой ценности, как уверенность в себе, подросткам пока не хватает в общественной жизни и при взаимодействии с окружающими.

Для современных подростков важна такая ценность, как здоровье (4 место). Это связано с тем, что столь стремительные технологические и социальные изменения оказывают глубокое влияние на подростков. Замешательство в связи с изменением ценностей, нравов, отношений приводит к стрессу, конфликтам, тревожному состоянию в жизни подростков, вследствие чего нарушается наше физическое и психическое здоровье.

В силу того, что подростки стоят перед выбором будущей профессии, находятся на этапе профессионального самоопределения, для них значима такая ценность как - интересная работа (5 место). Ведь, как правило, от успеха в профессиональном становлении зависит реализация современного стиля жизни, нацеленного на достижение вершин в карьере и материальном благосостоянии.

Особенностью подросткового возраста является проявление интереса к противоположному полу, поэтому для них важна ценность любви (6 место), а также (6-9 места) в подростковой системе ценностных ориентаций занимают ценности индивидуальной самореализации - свобода, творчество, познание, активная деятельная жизнь. Современных подростков также волнует веселый образ жизни, погоня за наслаждениями, отсутствие обязанностей, полное использование своих сил, способностей, возможностей, что соответствует особенностям их возраста, поэтому (10-11 места) они отдают продуктивной жизни и развлечениям.

Далее, рассматривая систему ценностей, можно увидеть, что (12 место) занимает такая ценность, как счастливая семейная жизнь, что, возможно, связано с недостаточным уровнем самостоятельности, эмоциональной нестабильностью, а иногда неспособностью мириться с чужими недостатками, сложными взаимоотношениями с окружающими. Поэтому современные подростки ещё всерьёз не задумываются о супружестве и о семье.

Также у исследуемой группы подростков менее выражена направленность на ценности социальной успешности, такие ценности, как общественное признание и развитие, находятся на (13-14) местах в системе терминальных ценностей. Такая ценность, как жизненная мудрость, тоже мало волнует подростков (15 место).

В силу инфантилизма, преобладания эгоистических тенденций подростки пока не задумываются о счастье других, так как эта ценность занимает (16 место) в ранге терминальных ценностей. Такая нравственная ценность, как: красота природы и искусства совсем не востребована подростками, так как современная жизнь прежде всего нацелена на реализацию ценностей личного счастья, социальной успешности, а моральные и нравственные ценности теряют свою актуальность.

Анализируя иерархию инструментальных ценностей подростков (таблица 2), можно увидеть, что (на 1 места) выступают такие ценности, как образованность, воспитанность, то есть ценности, направленные на собственное нравственное совершенствование и развитие, так как современные подростки понимают, что потребность в образовании (особенно в высшем), престижной профессии и работе возрастает и требует более длительной подготовки.

Таблица 2

Сумма, среднее арифметическое, ранговое место в системеинструментальных ценностей в группе подростков

Инструментальные ценности
S

C

Ранг

1

аккуратность, порядок в делах

253

8,4

6

2

воспитанность

182

6

2

3

высокие запросы

430

14,3

15

4

жизнерадостность

221

7,3

4

5

исполнительность

325

10,8

11

6

независимость

267

8,9

7

7

непримиримость к недостаткам

208

6,9

3

8

образованность

161

5,3

1

9

ответственность

252

8,4

6

10

рационализм

324

10,8

11

11

самоконтроль

304

10,1

9

12

смелость в отстаивании взглядов

268

9

8

13

твёрдая воля

268

9

8

14

терпимость

335

11,1

13

15

широта взглядов

325

10,8

11

16

честность

233

7,7

5

17

эффективность в делах

329

11

12

18

чуткость (заботливость)

386

12,8

14

На (3 месте) находится такая ценность, как непримиримость к недостаткам в себе и других. Возможно, это связано с тем, что в силу особенностей и трудностей подросткового возраста, ребятам сложно, как правило, завязать прочные дружеские отношения, у них могут присутствовать трудности в межличностном взаимодействии, вследствие высокой тревожности, беспокойства, нетерпения к критике, что ведёт к неспособности мириться как со своими, так и с чужими недостатками. (4 место) подростки отдают жизнерадостности. На наш взгляд, это хорошо, потому что, несмотря на все изменения, сложности современной жизни, большинство подростков живут в семьях, где они получают эмоциональную теплоту, ласку, заботу и радуются жизни.

Как правило, зрелые люди недовольны современной молодежью, их нравами, образом жизни, но, несмотря на это, имеет место такой факт, что значимое места (5-6) в иерархии ценностей занимают такие моральные ценности, как честность, ответственность, аккуратность. Как уже говорилось выше, у современных подростков наблюдается потребность стать внутренне взрослыми, пробовать действовать самостоятельно, принимать решения, поэтому им хочется быть независимыми от родителей. Об этом свидетельствует тот факт, что такая ценность, как независимость (самостоятельность), ставится подростками на (7 место). Но недостаточное умение правильно использовать свои возможности, понять свое назначение в жизни ведёт к страху решать появившееся проблемы и уходу от них. Поэтому в наше время период зависимости от родителей удлиняется. Как результат - отсроченная независимость и зрелость.

Такие ценности, как твёрдая воля, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, занимают (8-10 места). Можно сказать, что подростки немного уделяют внимания стремлению не отступать перед трудностями и умению настоять на своём, а также стараются быть сдержанными и по возможности контролировать свои эмоции и поведение. Менее значимы для подростков такие ценности, как рационализм, исполнительность, широта взглядов, эффективность в делах (11-12 места), то есть они не умеют здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения самостоятельно. Такие моральные ценности, как терпимость, чуткость, занимают последние места в системе ценностных ориентаций подростков, что в наше время актуально, так как на первые места сегодня выступают материальные ценности, а моральные и нравственные теряют свою значимость.

Последнее, (15 место) в иерархии инструментальных ценностей подростков занимает такая ценность, как высокие запросы. На наш взгляд, это говорит о том, что исследуемая нами группа подростков не предъявляет завышенных требований к жизни, к родителям, к окружающим их людям и обладает адекватным уровнем притязаний.

Таким образом, в результате проведенной методики М. Рокича, можно сделать следующий вывод: для современных подростков на данном возрастном этапе наиболее значимыми являются вопросы собственного бытия, материальные ценности и ценности индивидуальной самореализации, а малозначимы для них ценности, соответствующие параметрам, которые отражают отношение к другим людям (чуткость, терпимость).

Интерпретируя полученные результаты опросника Сенина И.Г. «ОТеЦ», мы видим, что у подростков в системе терминальных ценностей самый высокий балл получен по шкале - высокое материальное положение, что отражает стремление подростков к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния. Они убеждены в том, что материальный достаток является условием жизненного благополучия, и у них присутствует желание повышать уровень своего образования с целью получения желаемого уровня материального благополучия.

Высокий балл получен по шкале - достижения, что также говорит о стремлении подростков к достижению конкретных целей и результатов которые они ставят перед собой на данном возрастном этапе. Как правило, это выбор профессии, получение высшего образования.

Таблица 3

Результаты по системе терминальных ценностей ( ОТеЦ) в группе подростков

Терминальные ценности
S

C

Место

1

собственный престиж

129

4,3

4

2

высокое материальное положение

206

6,8

1

3

креативность

119

3,9

6

4

активные социальные контакты

140

4,6

3

5

развитие себя

122

4

5

6

достижения

197

6,5

2

7

духовное удовлетворение

106

3,5

8

8

сохранение собственной индивид-ти

115

3,8

7

Важны для подростков активные социальные контакты, значимы искренние человеческие взаимоотношения, общение с друзьями, а также у них отмечается стремление идентифицировать себя с определенной социальной группой, как правило, группой сверстников. В связи со сложностями подросткового возраста, для них очень важна атмосфера доверия и взаимопомощи среди окружающих их людей. Они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Также отмечается стремление подростков к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению они прислушиваются в наибольшей степени и на чьё мнение ориентируются, в первую очередь, в своих поступках, суждениях и взглядах, поэтому для подростков не менее важна такая ценность, как собственный престиж.

В силу возрастных особенностей подростки, как правило, недовольны своей внешностью, фигурой, чертами характера, поэтому зачастую они стремятся изменять к лучшему, по их мнению, различные особенности своего характера, своей личности. Их отличает высокая заинтересованность в получении информации о себе, поэтому немаловажную роль для подростков играет такая ценность, как развитие себя.

Таблица 4

Результаты по шкалам жизненных сфер в группе подростков

Жизненные сферы
S

C

Место

1

сфера обучения и образования

216

7,2

1

2

сфера профессиональной жизни

160

5,3

2

3

сфера увлечений

155

5,1

3

4

сфера общественной жизни

150

5

4

5

сфера семейной жизни

101

3,3

5

Ценность креативности занимает среднее место системе терминальных ценностей, что отражает стремление подростков к реализации своих творческих возможностей, внесению изменений во все сферы своей жизни. Большинство из них стараются вести активный, разнообразный образ жизни, так довольно быстро устают от размеренного хода жизни. Последние места в системе терминальных ценностей у подростков занимают такие показатели, как сохранение собственной индивидуальности, то есть видно, что в силу инфантилизма, несамостоятельности, подростки не стремятся к независимости, пока ещё ориентируясь на мнения, взгляды, убеждения близких им людей. А также на последнем месте находится такая ценность, как духовное удовлетворение. В мире постоянно изменяющихся традиций и обычаев подростки в первую очередь стремятся к удовлетворению материальных потребностей, а получение морального удовлетворения во всех сферах своей жизни совсем мало волнует современных подростков.

Анализируя результаты испытуемых - подростков, полученные по шкалам жизненных сфер, можно увидеть, что на первые места у них выступают: сфера обучения, образования и сфера профессиональной жизни, что является в данный момент актуальной темой для подростков. Они стремятся к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора для поступления в высшие учебные заведения и приобретения в дальнейшем любимой профессии, приносящей материальное удовлетворение и способствующей реализации жизненных планов подростков.

Немаловажную роль в своей жизни современные подростки уделяют увлечениям, которых в настоящее время много: компьютерные игры, общение в чатах, катание на горных лыжах, посещение различных спортивных секций. Менее значима для подростков сфера общественной жизни, их мало волнует и тревожит общественно- политическая жизнь. Совсем незначима для подростков, в силу возрастных особенностей, сфера семейной жизни и занимает последнее место в системе ценностных ориентаций.

Таким образом, в результате проведения опросника терминальных ценностей Сенина И.Г. мы можем сказать, что для подростков наиболее значимыми являются ценности высокого материального положения и достижения. Средние места по степени значимости занимают такие ценности, как активные социальные контакты, собственный престиж и развитие себя. Менее значимыми для подростков являются ценности сохранения собственной индивидуальности и духовного удовлетворения. Анализируя результаты по шкалам жизненных сфер, мы видим, что для подростков наиболее актуальна в данный период сфера обучения, образования и сфера профессиональной жизни. Менее значимы сфера семейной и общественной жизни [5].

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Зубова Л.В., д.псх.н., заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Карымова О.С., Романова Э.С. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22615 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674