Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО ДЗЮДОИЗ ЧИСЛА СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Якимова Е.А. 1 Романов В.П. 1
1 ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
В статье рассматриваются содержание и методические особенности процесса подготовки тренеров по дзюдо для работы в общеобразовательной школе из числа студенток педагогического вуза, обучающихся на нефизкультурных факультетах. Приводится подробная структура основных форм учебных занятий по дзюдо: учебно-тренировочное, комбинированное, контрольное, занятие в период педагогической практики, самостоятельное занятие. Определено рациональное распределение учебного времени: на основы теории дзюдо – 3,5%, на общую и специальную физическую подготовку – 26%, на технико-тактическую подготовку – 68% и на организацию внеклассной спортивной работы в школе – 1,5%, отводя 66% учебного времени на учебно-тренировочные занятия, 26% – на комбинирование и 8% – на контрольные; на использование игрового метода в подготовительной части занятия – 30% времени, в разделе «обучение новому» – 15%, в разделе «закрепление освоенного» – 30% учебного времени. По годам обучения предложено следующее распределение учебного времени: теория дзюдо – 90% времени в первый год обучения, физическая подготовка – 80% за первый и второй годы обучения, технико-тактическая подготовка – 75% за второй и третий годы обучения.
внеклассная работа.
дзюдо
общеобразовательная школа
педагогический вуз
педагогическая технология
учебно-тренировочный процесс
Спортивная подготовка
1. Романов В.П. Динамика физического развития, физической подготовленности, технических и дидактических умений студенток в процессе их подготовки к внеклассной работе тренера дзюдо в школе // Физическое воспитание детей и молодежи. – Саранск :Мордов. гос. пед. ин-т, 2001. – С. 36–42.
2. Романов В.П. Методика подготовки тренеров дзюдо для внеклассной работы в школе из числа студенток педагогических вузов / В.П. Романов, Н.В. Романова // Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам. – М. :Принт-Центр, 2011. – С. 39–43.
3. Свищев И.Д. Комплексная оценка подготовленности спортсменов и тренеров в дзюдо : учеб. пособие / И.Д. Свищев, С.В. Ерегина. – М. : Советский спорт, 2013. – 128 с.
4. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учеб.-метод.пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. –М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 216 с.
5. Шестаков В.Б. Теория и практика дзюдо : учебник / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. – М. : Советский спорт, 2011. – 448 с.
6. Элипханов С.Б. Многолетняя силовая подготовка в женском дзюдо : монография. – М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2013. – 358 с.

Актуальность подготовки тренеров по дзюдо для работы в школе обусловлена, прежде всего, тем, что занятия дзюдо по престижности занимают у школьников одно из первых мест среди других видов массового спорта [4]. Этот вид спорта способствует гармоничному физическому развитию личности, оказывает благоприятное психолого-воспитательное воздействие на детей и подростков, воспитывает волевые качества, решительность, целеустремленность, уверенность в себе.Вместе с тем в нашей стране до настоящего времени отсутствует целенаправленная подготовка тренеров по дзюдо для массового школьного спорта, где главной задачей является достижение оздоровительного, воспитательного и прикладного эффекта.Как показывает практика, хорошей базой для подготовки тренеров по видам спорта для общеобразовательной школы является обучение студентов-предметников по дополнительной профессии. Будущие педагоги ориентированы на работу со школьниками, профессионально подготовлены к ней, а работа по дополнительной профессии (тренера по виду спорта) способствует их контакту с детьми и в то же время является источником дополнительного заработка.

Материал и методы исследования.Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе проводился предварительный педагогический эксперимент по определению оптимального времени использования игрового метода на занятиях и алгоритма формирования технико-тактических и дидактических умений. Определялись рациональные формы занятий и их структура, уточнялось содержание подготовки и объем занятий по темам, обеспечивающие их освоение на модельном уровне всеми занимающимися. Была организована работа секции по дзюдо в школе как база для прохождения педагогической практики. На втором этапе проводился основной педагогический эксперимент с использованием уже разработанной методики, в которую вносились лишь незначительные коррективы. На третьем, заключительном этапе, проведен окончательный анализ результатов. В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольно-педагогические испытания, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение.В процессе проведения исследования изучалась технология подготовки тренеров по дзюдо для общеобразовательных школ из числа студенток педагогического вуза, обучающихся на нефизкультурных факультетах. Были выделены основные компоненты технологии подготовки: 1) выбор рациональных форм учебных занятий, их структура, содержание и алгоритм; 2) распределение учебного времени по темам, формам занятий и годам обучения; 3) распределение объема игрового метода на занятиях;4) определение рационального алгоритма физической, технико-тактической подготовки и формирования дидактических умений.

По первому направлению были выделены 5 форм учебных занятий: учебно-тренировочное, комбинированное (теоретическое+практическое), контрольное, занятие в период педагогической практики и самостоятельное занятие. Из числа учебных занятий были исключены чисто теоретические, в течение которых студенты осваивали только теоретические знания и не выполняли двигательных действий.

Структура учебно-тренировочного занятия включала следующие структурные элементы: 1) вводно-подготовительная часть (22 мин); 2) основная часть (60 мин), состоящая из изучения новых упражнений и приемов (20мин),закрепления и совершенствования освоенных приемов (20 мин),учебной практики (10 мин),силовой тренировки (10 мин); 3)заключительная часть (8 мин). Приведенная структура занятия позволила эффективно решать все задачи подготовки тренера общеобразовательной школы по дзюдо: обучение упражнениям и технико-тактическим действиям, формирование дидактических умений, физическая тренировка. Соответствующий алгоритм занятия в указанной последовательности его частей и разделов способствовал рациональной структуре физической нагрузки, отвечающей гигиеническим и педагогическим требованиям, формируя трехвершинную пульсовую кривую с повышением интенсивности в подготовительной части, в разделах «закрепление» и «силовая тренировка» и снижение интенсивности в разделах «обучение новому», «учебная практика» и в заключительной части[5].

Структура комбинированного занятия включала теоретическую часть (конспектирование информации, сопровождающейся демонстрацией схем, рисунков, фильмов), длящуюся 30 мин, и практическую часть (60 мин),включающую вводно-подготовительную часть (22 мин), учебную практику (10 мин), закрепление освоенных приемов (20 мин) и заключительную часть (8 мин).Подобный алгоритм практической части занятия позволял формировать двухвершинную пульсовую кривую с повышением интенсивности в подготовительной части и в разделе «закрепление» и ее снижением в разделе «учебная практика» и в заключительной части.

Структура контрольного занятиявключала разделы: опрос по теории дзюдо, тестирование ОФП и СФП, демонстрацию приемов (ката), контрольные и соревновательные схватки. Каждое конкретное контрольное занятие строилось с варьирующей структурой из указанных компонентов в зависимости от стоящих задач, этапа обучения и решения преподавателя. Целесообразно на каждом контрольном занятии использовать все его структурные части: опрос, тестирование, демонстрацию приемов и схватки, варьируя их продолжительность, с акцентом на два или один компонент. Общая идея такого комплексного контрольного занятия - напомнить и уточнить весь пройденный учебный материал, задействовать все элементы умственной и двигательной памяти, уточнить представления и эталоны правильных двигательных действий, способствуя тем самым совершенствованию дидактических умений, но акцентируя контроль и, соответственно, совершенствование знаний по какому-либо одному из компонентов.

Структура самостоятельного занятия включала теоретическую подготовку (изучение учебных пособий, конспектов), демонстрацию приемов и общую физическую подготовку. Возможны различные варианты сочетаний этих компонентов в занятии. Наиболее рационально в дни занятий по расписанию ограничиться самостоятельным занятиемпо теоретической подготовкес выполнением приемов, а в другие дни - выполнением приемов и физической тренировкой, преимущественно по ОФП.

Учебно-тренировочные, комбинированные и контрольные занятия проводились по расписанию, входя в регламентированный объем учебного времени - 390 ч. Занятия по педагогической практике и самостоятельные занятия были не регламентированы. Ориентировочный объем занятий вне расписания - 886 ч (за 3 года), из них на педагогическую практику - 160 ч и на самостоятельные занятия - 726 ч.

Распределение времени на отдельные темы занятий основывалось на собственном педагогическом опыте и наблюдениях о возможности всеми занимающимися освоить данную тему за соответствующий период учебного времени (табл.1). Распределялось оно следующим образом: на основы теории дзюдо - 3,5% учебного времени, на ОФП и СФП с формированием соответствующих дидактических умений - 26% учебного времени, на технико-тактическую подготовку с соответствующими дидактическими умениями - 68% времени и на организацию внеклассной работы по дзюдо в школе - 1,5% времени. Относительно небольшой объем времени на последний раздел объясняется тем, что студенты педагогического вуза были подготовлены по основам внеклассной работы в школе на занятиях по основной специальности[3].

Таблица 1

Распределение учебного времени по темам, формам занятий и годам обучения

Темы занятий

Количество часов

по расписанию

дополнительные

по формам занятий

по годам

Итого

по формам занятий

по годам

Итого

У-Т

Ком

Контр

1-й

2-й

3-й

П-п

Сам

1-й

2-й

3-й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1. История дзюдо, терминология,

ритуалы, костюм дзюдоиста, инвентарь

-

1

1

2

-

-

2

2

6

6

2

-

8

2. Гигиенические требования к занятиям дзюдо, предупреждение травматизма

-

1

1

2

-

-

2

2

2

4

-

-

4

3. Особенности занятий дзюдо с женщинами

-

2

1

3

-

-

3

2

3

3

2

-

5

4. Оздоровительное и воспитательное значение дзюдо

-

1

-

1

-

-

1

1

1

2

-

-

2

5. Правила судейства

2

2

2

2

2

2

6

7

10

7

5

5

17

6. Общая и специальная физическая под-готовка дзюдоистов с методикой обучения

90

8

2

40

40

20

100

40

350

130

130

130

390

7. Контроль за нагрузками и физической подготовленностью

-

1

2

1

1

1

3

5

2

3

2

2

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

12

13

14

8. Основные элементы дзюдо с методикой обучения

30

20

10

30

20

10

60

53

300

153

100

100

353

9. Техника борьбы в стойке с методикой обучения

100

50

10

40

50

70

160

33

50

25

58

30

83

10. Ведение схватки с методикой обучения

36

7

4

6

14

27

47

13

1

3

5

6

14

11. Внеклассные формы физического воспитания в школе, организация, планирование

-

4

-

2

2

-

4

-

2

-

-

2

2

12. Работа со школь-никами и родителя-ми, пропаганда занятий дзюдо

-

2

-

1

1

-

2

-

1

-

-

1

1

ИТОГО

258

100

32

130

130

130

390

158

728

336

274

276

886

Условные обозначения: у-т - учебно-тренировочные занятия; комб - комбинированные; конт - контрольные; п-п - педагогическая практика; сам - самостоятельные.

 

Уменьшение времени на теоретическую подготовку по сравнению с предлагаемым нами параметром (3,5%) затрудняло освоение знаний, необходимых будущему тренеру, а увеличение этого объема было нецелесообразно в связи с лимитом общего учебного времени. Относительно большой объем времени, отводимый на технико-тактическую подготовку, по сравнению с физической, объясняется, с одной стороны, сложностью овладения приемами дзюдо, а с другой - тем, что при технико-тактических упражнениях происходит сопряженное развитие физических качеств,пробелы в физической подготовке могут компенсироваться самостоятельными занятиями, тогда как последние не могут в той же мере использоваться для технико-тактической подготовки.Из общего числа - 195 занятий за 3 года (390 акад. часов), 258 ч (66%) было отведено на учебно-тренировочные, 100 ч (26%) - на комбинированные и 32 ч (8%) - на контрольные занятия.

Исследовалось рациональное распределение использования игрового метода на занятиях. Этот метод, с одной стороны, повышает эффективность подготовки самих будущих тренеров, а с другой - важен для формирования дидактических умений в использовании подвижных игр при занятиях дзюдо со школьниками[2]. Установлено, что на игровой метод целесообразно отводить примерно 30% времени в подготовительной части занятия, 15% - в разделе «обучение новому» и 30% времени в разделе «закрепление» (табл.2).

Таблица 2

Сравнительные показатели успеваемости и моторной плотности при трех вариантах распределения времени на игровой метод

Части занятий

Эффективность занятий

успеваемость

моторная плотность

Варианты распределения времени на игровой метод

1

2

3

1

2

3

Подготовительная

-

-

-

88 %

96 %

94 %

Основная

освоение нового

4,2

4,1

3,1

61 %

59 %

52 %

закрепление пройденного

3,4

4,3

4,0

73 %

86 %

85 %

Условные обозначения: 1 - 15% на игровой метод; 2 - 30% на игровой метод; 3 - 50% на игровой метод.

 

Установлено, что в процессе обучения технико-тактическим и дидактическим умениям более эффективно использование принципа сопряженной подготовки, когда уже на раннем этапе освоения приема обучающийся подключается к роли обучающего, объясняя, показывая и выявляя ошибки у своего коллеги. Это способствует более четкому формированию представлений о технике выполнения приема. В нервно-мышечной системе создается эталон двигательного действия, что позволяет быстрее осваивать прием и формировать дидактические умения[6]. Была отмечена положительная динамика показателей в тестах СФП в течение последнего года обучения(табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей специальной физической подготовленности студенток

группы школьных тренеров по дзюдо

Контрольные упражнения

Этапы обследования(M±m)

t

P

После

1-го года

После

2-го года

Итоговый

Разница

1. Кувырки вперед 10 м, с

5,85±0,07

5,27±0,06

4,75±0,06

1,10

12,20

<0,001

2. Кувырки назад 10 м, с

7,71±0,08

7,48±0,07

6,72±0,04

0,99

12,30

<0,001

3. Передвижения вперед в упоре лежа сзади 10 м, с

8,21±0,39

7,84±0,27

7,11±0,24

1,10

2,44

<0,05

4. Передвижения назад в упоре лежа сзади 10 м, с

7,71±0,23

6,94±0,19

5,84±0,17

1,87

6,23

<0,001

5. Бег на коленях 10 м, с

5,91±0,17

5,10±0,15

4,39±0,15

1,52

7,60

<0,001

Примечание: достоверность показана между исходными и итоговыми показателями.

 

Выявлен высокий (выше 4 баллов) уровень качества выполнения специально-подготовительных упражнений (табл. 4).

Таблица 4

Освоение специально-подготовительных упражнений

студентками группы школьных тренеров по дзюдо (n=26)

Контрольные упражнения

Этапы обследования (M±m)

Разница

t

P

После 2-го года (баллы)

Итоговый (баллы)

1. Кувырки (вперед, назад)

4,27±0,04

4,85±0,03

0,58

11,6

<0,001

2. Забегания на мосту

3,27±0,09

4,36±0,06

1,09

10,0

<0,001

3. Переворот боком («колесо»)

3,37±0,11

4,53±0,07

1,16

8,92

<0,001

4. Вставание на гимнастический мост наклоном назад

3,12±0,14

3,87±0,12

0,75

4,16

<0,001

 

Выявлен хороший уровень освоения приемов дзюдо (табл. 5).

Таблица 5

Освоение приемов дзюдо студентками группы школьных тренеров по дзюдо (n=26)

Приемы дзюдо

Этапы обследования (M±m)

Разница

t

P

После 2-го года (баллы)

Итоговый (баллы)

1. Бросок через бедро

3,75±0,07

4,77±0,04

1,02

12,75

<0,001

2. Защита от броска через бедро

3,24±0,14

3,50±0,09

1,11

6,52

<0,001

3. Бросок через спину

3,27±0,19

3,84±0,17

0,57

2,19

<0,05

4. Защита от броска через спину

3,82±0,24

4,19±0,16

0,37

1,29

>0,05

 

Установлен высокий уровень развития дидактических умений (выше 4 баллов) по всем группам (табл.6).

Таблица 6

Овладение дидактическими умениями студентками группы школьных тренеров дзюдо (n=26)

Приемы дзюдо

Этапы обследования (M±m)

Разница

t

P

После 2-го года (баллы)

Итоговый (баллы)

1. Дидактические умения по общим вопросам теории дзюдо

3,24±0,17

4,52±0,08

1,28

7,1

<0,001

2. Дидактические умения по ОФП и СФП

3,64±0,07

4,82±0,06

1,18

13,1

<0,001

3. Дидактические умения по технико-тактической подготовке

3,31±0,21

4,08±0,26

0,77

2,09

<0,05

4. Дидактические умения по правилам судейства

3,27±0,34

4,78±0,19

1,51

3,97

<0,001

Отмечалась определенная закономерность динамики показателей подготовленности занимающихся[1]. Так, если в показателях физического развития и ОФП наибольшие сдвиги происходили в первый год обучения, а затем темп их снижался, то сдвиг показателей СФП и технической подготовки был более высокий в последний год обучения.

В целом результаты исследования динамики показателей физического развития, ОФП, СФП, технической и дидактической подготовленности по разработанной методике указывают на положительное влияние занятий в группе тренеров по дзюдо, на физическое состояние занимающихся и на их хорошую подготовленность к внеклассной работе в спортивной секции общеобразовательной школы.

Выводы

1. В технологии подготовки тренера для внеклассных занятий по дзюдо выявлены пять форм целесообразных учебных занятий: 1) учебно-тренировочные (подготовительная - 22 мин; основная - 60 мин: «обучение новому» - 20 мин, «закрепление освоенного» - 20 мин, учебная практика - 10 мин, «силовая тренировка» - 10 мин; заключительная часть - 8 мин);

2) комбинированные (теоретическая часть - 30 мин; практическая часть - 60 мин: подготовительная - 22 мин, учебная практика - 10 мин, «закрепление освоенного» - 20 мин и заключительная часть - 8 мин); 3) контрольные (опрос, тестирование, демонстрация приемов (ката) и схватки (якусокурэнсю и рандори)); 4) занятия на педагогической практике в спортивной секции дзюдо в школе;5)самостоятельные занятия (теоретическая подготовка, ката, ОФП).Разработанный алгоритм занятия позволял формировать трехвершинную (учебно-тренировочное занятие) и двухвершинную (комбинированное занятие) пульсовые кривые, отвечающие гигиеническим требованиям.

2. Определено рациональное распределение учебного времени: на основы теории дзюдо - 3,5%, на ОФП и СФП - 26%, на технико-тактическую подготовку - 68% и на организацию внеклассной спортивной работы в школе - 1,5% со следующим распределением времени - 66% - на учебно-тренировочные занятия, 26% - на комбинированные и 8% - на контрольные; на использование игрового метода в подготовительной части занятия - 30% времени, в разделе «обучение новому» - 15%, в разделе «закрепление освоенного» - 30% учебного времени. По годам обучения распределение учебного времени имело следующие основные характеристики: теория дзюдо - 90% времени в первый год обучения, физическая подготовка - 80% за первый и второй годы обучения, технико-тактическая подготовка - 75% за второй и третий годы обучения.

3. Установлено, что алгоритм формирования технических и дидактических умений эффективнее при сопряженном обучении, когда уже на ранних стадиях обучения техническим действиям подключается формирование дидактических умений, что можно объяснить активизацией образования представлений и техники выполнения упражнений.

4. Выявлен хороший уровень освоения специально-подготовительных упражнений и технических приемов: кувырки вперед, назад - 4,85 балла; забегание на мосту - 4,36; переворот боком - 4,53; вставание на гимнастический мост наклоном назад - 3,87; бросок через бедро - 4,77; бросок через спину - 3,84. Уровень выполнения технических и соревновательных действий был у всех занимающихся не ниже первого дана, что соответствует модельным требованиям. Отмечался хороший уровень дидактических умений: по общим основам теории дзюдо - 4,52; по ОФП и СФП - 4,82; по технико-тактической подготовке - 4,08; по умениям судить соревнования - 4,78, соответствующий модельным требованиям.

Рецензенты:

Якунчев М.А.,д.п.н., профессор кафедры биологии, географии и методик обученияФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»,г.Саранск;

Извеков В.В.,д.п.н., профессор, зав. кафедрой физического воспитания Саранского кооперативного института Российского университета кооперации, г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Якимова Е.А., Романов В.П. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО ДЗЮДОИЗ ЧИСЛА СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22677 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674