Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИГРА КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВ

Манджиголадзе Т.Ю. 1 Кузнецова Л.С. 1 Романцова Н.А. 1 Кузнецов А.В. 1
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России
Игра служит своеобразной высокоэффективной формой осуществления на кафедре технологии лекарств теории с практикой. Мотивация игровой деятельности студента обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социограмма. Проведение деловой игры при изучении технологии лекарств дает возможность привлечь к работе студентов, которые при традиционном проведении занятий занимают пассивную позицию. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого преподавателя по подготовке провизоров на кафедре технологии лекарств.
технология лекарств
деловая игра
игра
1. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - С. 202-213; 231-242; 326-328.
2. Курсовая работа по фармацевтической технологии – деятельностный модуль в организации педагогического контроля / Кузнецова Л.С., Романцова Н.А., Манджиголадзе Т.Ю., Кузнецов А.В. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3; http://www.science-education.ru/117-13612 (дата обращения: 22.06.2014).
3. Оптимизация учебного процесса: межвуз. сб. науч. тр. – Пермь: Изд-во ПГМН, 1988. - 96с.
4. Педагогические технологии: учебное пособие / под ред. В.С. Кукушина. – М., 2006. – С.86-90; 90-116; 203-224; 237-248.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С. 75-89.
6. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Лаудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 240 с.

Образовательный процесс в вузе не стоит на месте, постоянно совершенствуется и развивается. Происходящие в обществе процессы стимулируют преподавателя к разным видам инновационной деятельности.

В настоящее время требования, выдвигаемые к качеству подготовки специалистов в высшей школе, указывают на необходимость перемещения акцента на игровую методику, которая способствует развитию у студентов навыков самоорганизации, необходимых для профессиональной деятельности и решения профессиональных проблем [3].

Одной из традиционных и, безусловно, высокоэффективных форм в обучении будущего провизора является игра.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6].

Игра служит своеобразной формой осуществления на кафедре технологии лекарств теории с практикой. Структура практического занятия в принципе традиционна - вступление преподавателя; вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений; выяснение исходного уровня знаний студентов; выполнение лабораторной работы по заданию преподавателя; оформление студентами дневников и протоколов, решение задач; заключительное слово преподавателя [2].

Опыт показывает, что нельзя на лабораторных занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков, студент должен видеть связь выполняемой работы с практикой, его последующей профессиональной деятельностью. Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы все студенты были заняты творческой работой, поисками правильных и точных решений, а в элементах игры осваивали тот или иной вид предстоящей деятельности провизора.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

  • целеполагания;
  • планирования;
  • реализации цели;
  • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличают следующие черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию студента, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

-     творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

-     эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

-     наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игра как феномен педагогической культуры выполняет следующие важные функции:

1. Функция социализации.

Игра - есть сильнейшее средство включения студента в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

3. Функция самореализации студента в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике студента, с другой - выявить недостатки опыта.

4.   Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая студенту войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5.   Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления студента (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором студент проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6.   Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у студента в поведении, общении, учении.

Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые студент получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит студента как с преподавателем, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

7. Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей студента. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [4].

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

Попытку классифицировать педагогические игры в соответствии с различными основаниями осуществил Г.К. Селевко [5].

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных, внешкольных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.

В современном вузе для активизации и интенсификации учебного процесса игровая деятельность используется в следующих случаях:

-     в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-     в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

-     в качестве занятия или его части (введения, объяснения, выполнения практической работы, закрепления, контроля).

При обучении студентов технологии лекарств можно использовать игры:

- по области деятельности: интеллектуальные, психологические;

- по характеру педагогического процесса: обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие; познавательные; воспитательные; развивающие; продуктивные; творческие; коммуникативные; профориентационные; психотехнические;

- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

- по предметной области:  биологические, экологические, технические, производственные;

- по игровой среде: без предмета, с предметом, компьютерные, ТСО, технические.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания преподавателя функций и классификации педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами (аптечная посуда, таблеточный пресс и т.д.) и без предметов, компьютерные и с ТСО.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые студент решает с помощью таблиц, справочной литературы, средств малой механизации, весов, разновесов и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

Задачи даются студенту в различной форме: в виде письменного или устного задания, выполнения практической теории, тестирования и др. Так знакомят его с разными способами передачи информации.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда студент может подняться до «потолка» своих возможностей.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков [1]. В деловой игре разворачивается профессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов. Деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе игры студенты приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи.

Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социограмма.

Имитационные игры. Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей - имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации (аптеки), предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Принцип проблемности лежит в основе содержания игры и закладывается в систему проблемных учебных заданий, представленных в форме описания конкретных производственных ситуаций или задач. Они могут содержать неявные альтернативы, противоречия, избыточные или неверные данные, требования преобразовать ситуацию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с более сложными или более простыми критериями, найти недостающую информацию и т.п. Проблемность содержания выступает объективной предпосылкой самостоятельного мышления каждого участника игры. Это «инструмент» развития теоретического и практического мышления специалиста. В деловой игре вместо передачи информации от преподавателя к студенту в совместной деятельности и диалогическом общении ее участников создаются условия для порождения знаний, которых никто в отдельности получить не в состоянии.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных дидактических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. В процессе игры студент имеет возможность ознакомиться с сутью проблемы (при этом обязательно узнает что-то новое), решить полученное задание (закрепляет теоретические знания), проверить оптимально ли полученное решение, существуют ли альтернативные методы решения проблемы и т.д. Учитывая, что игрок ограничен во времени и конкурирует с другими игроками, то у него естественно возникает желание победить, и это побуждает его к активной деятельности.

 В результате игровая деятельность выполняет такие функции:

- побудительную (вызывает интерес);

- самореализации (каждый студент реализует свои возможности);

- развивающую (развитие внимания, творческих способностей, формирования общеучебных умений, усвоение нового материала);

- развлекательную (получают удовольствие и студенты, и преподаватель) и т.д.

Деловой театр (исполнение ролей) - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Проведение деловой игры при изучении технологии лекарств дает возможность привлечь к работе студентов, которые при традиционном проведении занятий занимают пассивную позицию. Деловая игра своей новизной и нестандартностью привлечет внимание таких студентов, а распределение ролей позволит выбрать им ту часть задачи, которая посильная и соответствует их характеру. Эта категория студентов, отказавшись от активной роли в игре, принимает участие в обсуждении готового проекта. К этому их привлекает преподаватель, задавая наводящие вопросы, спрашивая их мнение по тем или иным вопросам, которые возникают во время обсуждения.

Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека. Режим работы студентов во время деловой игры не вписывается в рамки их традиционного поведения на занятии. Поэтому при изучении технологии лекарств наиболее приемлемы деловые игры, рассчитаны на 3-4 аудиторных часа, которые можно выделить на практических занятиях.

Роль преподавателя при проведении деловой игры - он является инструктором, в процессе проведения игры - консультантом, по окончании - судья и руководитель дискуссии. Принимая во внимание тонкое чувство специфики данной формы обучения, преподаватель не должен активно вмешиваться в игру, он должен предоставлять самостоятельность студентам и не помогать принимать решения. Атмосфера творческого, эмоционального подъема способствует повышению степени усвоения материала.

Заключение

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого преподавателя по подготовке провизоров на кафедре технологии лекарств. Организация деловых игр при проведении занятий по технологии лекарств способствует повышению активности студентов, вызывает интерес к предмету.

Рецензенты:

Лазарян Д.С., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой фармацевтической и токсикологической химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» МЗ РФ, г. Пятигорск;

Попова О.И., д.фарм.н., профессор кафедры фармакогнозии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» МЗ РФ, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Манджиголадзе Т.Ю., Кузнецова Л.С., Романцова Н.А., Кузнецов А.В. ИГРА КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22759 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674