Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОСТОЯНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У ДЕТЕЙ С ЗУБОЧЕЛЮСТНЫМИ АНОМАЛИЯМИ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕГИОНА ПРОЖИВАНИЯ

Лучинский М.А. 1
1 Тернопольский государственный медицинский университет имени И.Я. Горбачевского МЗ Украины
В статье на основании проведённого обследования 496 детей 6–15-летнеговозраста, проживающих в различных климато-географическихрегионах Прикарпатья (Украина), представлены данные о состоянии в нихкостной ткани.Анализ структурно-функционального состояния костной ткани в детях разных регионов показал, что у детей, которые имеют зубочелюстные аномалии, всех регионов показателискорости распространения ультразвука через кость и индекс прочности кости были значительно ниже, чем у детей, которые не имеют зубочелюстной аномалии (р<0,001). Статистически значимые различия между показателями широкополосного ослабления ультразвука у детей с или без зубочелюстных аномалий в каждом из трех регионов не были установлены. Показано, чтоантропогенные факторы окружающей среды приводят к снижению минеральной плотности костной ткани, которая была более выражена у детей с зубо-челюстными аномалиями экологически неблагоприятного равнинного региона, чем у их сверстников предгорного и условно чистого горного регионов независимо от возраста,что подтверждалось превалированием в последних нормальных показателях минеральной плотности костной ткани.
костная ткань.
зубочелюстные аномалии
дети
1. Алимский А. В.Возрастная динамика роста распространенности и изменения структуры аномалий зубочелюстной системы среди дошкольников и школьников /А. В. Алимский //Стоматология. – 2002.– № 5.–C. 67-71.
2. Антоненко А. И. Роль Некоторых этиологических факторов в возникновении зубочелюстных аномалий/А. И. Антоненко //Вестник стоматологии. – 2007.–№ 3.– С. 34-37.
3. Безвушко Е. В.Взаимосвязь кариеса зубов, заболеваний тканей пародонта и зубочелюстных аномалий у детей школьного возраста Львовской области /Е. В.Безвушко, Н. Л. Чухрай,Т. Г. Гутор //Практична медицина. –2010. –№ 1.–C. 35-40.
4. Вишняков Н. И.О некоторых результатах изучения стоматологического здоровья детей и подростков /Н. И. Вишняков, Л. А.Алексеева, С. Г. Павлова //Институт стоматологии. – 2006.– № 33.– С. 16.
5. Деньга О. В. Влияние экологических факторов на распространенность зубочелюстных аномалий и их корреляция с заболеваниями тканей пародонта у школьников г. Днепропетровска /О. В. Деньга, Б. Н. Мирчук, Е. Н. Дычко [и др.] //Вестник стоматологии. – 2004.– № 3.–С. 72-75.
6. Гвоздева Ю.В. Факторы риска развития зубочелюстных аномалий и возможности их ранней коррекции /Ю.В. Гвоздева //Здоровье человека в XXI веке: материалы 2 Рос. науч. –практической. конференции, 3 апр. 2010 г., Казань.– 2010. – С. 77-78.
7. Калиниченко Ю. А. Ювенильные изменения костной ткани и их связь с зубочелюстными аномалиями /Ю. А. Калиниченко // Украинский морфологический альманах. – 2010.– Т. 8, № 3.– С. 53-54.
8. КаськоваЛ. Ф. Распространенность зубочелюстных аномалий и состояние твердых тканей зубов и тканей пародонта у детей 11–16 лет //Л. Ф.Каськова,Н. М. Тараненко //Українськийстоматологічний альманах. – 2005.– № 1.– C. 51-54.
9. Потапчук А. М.Распространенность зубочелюстных аномалий среди детей школьного возраста Закарпатской области /А. М.Потапчук, О. Ю.Ривис, К. В.Зомбор //Проблемы клинической педиатрии.–2013.– № 1 (19).–С. 58-63.
10. Савичук Н. О.Стоматологическое здоровье детей, методологические подходы и критерии его оценки /Н. О.Савичук,О. В.Клитинская //Современная стоматология.–2008.– № 1.–C. 94-98.
В настоящее время стоматологические заболевания занимают ведущее место среди всех классов болезней, а стоматологическая помощь является одним из самых массовых видов медицинского обслуживания населения многих стран мира. Стоматологическое здоровье рассматривают сегодня как самостоятельную социально-медицинскую категорию. Уровень стоматологическогоздоровья в детском и подростковом возрасте в значительной степени определяет состояние здоровья в последующие годы жизни, поэтому данные о распространенности и интенсивность стоматологической патологии у детей является объектом повышенного внимания специалистов [1, 4, 10].

Стоматологическое здоровье детей характеризуется ростом удельной доли факторов риска формирования и прогрессирования болезней органов полости рта [210]. На увеличение и развитие стоматологической заболеваемости детей влияют множество взаимосвязанных факторов, при этом влияние каждого из них, характер их взаимодействия в этом процессе до настоящего времени изучены не полностью. Высокая распространенность патологических изменений зубочелюстной системы, сопутствующие осложнения со стороны твердых тканей зубов, пародонта, существенные материальные затраты на диагностику и лечение – все это определяет актуальность проблемы своевременного выявления и исследования факторов риска возникновения стоматологических заболеваний у детей и подростков [1, 3-5].

В структуре стоматологического здоровья детей зубочелюстные аномалии (ЗЧА) занимают ведущее место, а также выявленные тенденции к дальнейшему росту их распространенности, что свидетельствует о существовании устойчивых механизмов формирования этой патологии [6–9]. В то же время, несмотря на значительное внимание исследователей, вопрос стоматологического здоровья, с учетом влияния факторов риска у детей, проживающих в условиях неблагоприятного экологического и техногенного воздействия, изучены фрагментарно, что требует дальнейшего исследования и анализа.

Цель исследования. Изучить структурно-функциональное состояние костной ткани у детей, в зависимости от наличия зубочелюстных аномалий, места проживания, пола и возраста.

Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие 496 детей 6–15 летнего возраста, проживающих в разных, по антропогенной нагрузке, регионах Прикарпатья. С учетом наличия ЗЧА эти дети были разделены на группы, однородные по возрастно-половым характеристикам.

Комплексной оценкой загрязнения окружающей среды, проведенной по методике Яценко В.М. и др., 2005 (пат. 7253 «Способ определения качества окружающей среды и риска влияния ее загрязнения на состояние здоровья населения», бюл. № 6/2005) установлено, что суммарный уровень загрязнения окружающей среды Ивано-Франковской области можно оценить как высокий. По показателям суммарного уровня загрязнения окружающей среды населенные пункты были разделены на очень загрязненные (равнинный и предгорный регионы – индекс загрязнения> 1 у.е.) и мало загрязненные (горный регион – индекс загрязнения <1 у.е.).

Структурно-функциональное состояние костной ткани (СФСКТ) у детей определяли с помощью ультразвукового денситометра «Achilles +» (LunarCorp., Madison, WI) на пяточной кости, в которой доминирует трабекулярная костная ткань. Определяли следующие параметры: скорость распространения ультразвука через кость (СРУ, м/с), которая зависит от её плотности и эластичности; широкополосное ослабление ультразвука (ШОУ, дБ/МГц), которое отражает не только плотность кости, но и количество, размеры и пространственную ориентацию трабекул; индекс прочности костной ткани (ИП,%), который вычисляли на основе показателей ШПУ и ШОУ по формуле:

ИП = 0,5×(nСРУ + nШОУ),

гдеnСРУ = (СРУ – 1380) / 180 × 100;

та  nШОУ = (ШОУ – 50) / 75 × 100.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ структурно-функционального состояния костной ткани у 6–11 летних детей разных регионов (рис. 1) показал, что у детей, которые имели ЗЧА, всех регионов показателискорости распространения ультразвука через кость и индекс прочности костной ткани(ИПКТ) были статистически значимо ниже, чем у детей, которыеЗЧА не имели (р<0,001). Статистически значимых различий между показателями широкополосного ослабления ультразвука(ШОУ) у детей, которые имели или не имели ЗЧА, в каждой из этих трех регионов не установлено.

Рис. 1.Индекс прочности костной ткани у 6–11 летних детей разных регионов Прикарпатья

Показатели СРУ и ИПКТ значимо (р<0,05) отличались у 6–11 летних детей разных трех регионов проживания, как в подгруппе тех, которые имели ЗЧА, так и тех, у которых ЗЧА не было. Самые высокие показатели СРУ и ИПКТ регистрировались среди детей горного региона, самые низкие среди детей равнинного региона. Так, показатель СРУ колебался в подгруппе детей сЗЧА, от 1472,10±1,58 м/с в горном и 1460,78±2,05 м/с в равнинном регионах, а в подгруппе детей без ЗЧА, соответственно от 1499,15±3,27 м/с до 1489,27±2,30 м/с. Показатель ИПКТ колебался в подгруппе детей сЗЧА, от 73,62±0,92% в горном к 69,14±0,82% в равнинном регионах (р<0,001), а в подгруппе детей без ЗЧА, соответственно от 81,36±1,28% до 77,34±0,79% (р<0,05).

Сравнение показателей структурно-функционального состояния костной ткани у 12–15 летних детей разных регионов области между подгруппами тех, которые имели ЗЧА, и тех, в которых ЗЧА не было, выявило, что показатели СРУ, ШОУ и ИПКТ были выше (кроме показателя ШОУ в детей горного региона) в подгруппах детей без ЗЧА. Однако статистически значимыми были различия: между показателями СРУ в подгруппах детей равнинного (1508,34±3,53 м/с в подгруппе детей без ЗЧА и 1495,80±2,70 м/с в подгруппе детей с ЗЧА, р<0,01) и предгорного регионов (соответственно 1516,57±3,82 и 1502,81±3,32 м/с; р<0,05), а между показателями ИПКТ – только между соответствующими подгруппами детей равнинного региона (80,84±1,31 и 77,18±0,99%, р<0,05).

Рис. 2.Индекс прочности костной ткани у 12–15 летних детей разных регионовПрикарпатья

Показатели СРУ и ИПКТ значимо (р<0,05) отличались у 12–15 летних детей разных трех регионов проживания, как в подгруппе тех, которые имели ЗЧА, так и тех, у которых ЗЧА не было. Самые высокие показатели СРУ и ИПКТ регистрировались среди детей горного региона, самые низкие среди детей равнинного региона. Так, показатель СРУ колебался в подгруппе детей сЗЧА, от 1515,10±3,16 м/с в горном к 1495,80±2,70 м/с в равнинном регионах (р<0,001), а в подгруппе детей без ЗЧА, соответственно от 1524,20±2,74 м/с до 1508,34±3,53 м/с (р<0,01). Показатель ИПКТ колебался в подгруппе детей с ЗЧА, от 84,23±1,34% в горном к 77,18±0,99% в равнинном регионах (р<0,001), а в подгруппе детей без ЗЧА, соответственно от 86,56±1,69% до 80,84±1,31% (р<0,05).

Сравнение показателей структурно-функционального состояния костной ткани у 6–11 летних детей (рис. 3), которые имели и не имели ЗЧА, разных регионов области, отдельно у ребят, установило статистически значимое высокие показатели СРУ и ИПКТ, как у мальчиков, так и у девушек, в подгруппах без ЗЧА, по сравнению с подгруппами с ЗЧА (р<0,05).

Рис. 3. Индекс прочности костной ткани у 6–11 летних детей разных регионов Прикарпатья в зависимости от пола и наличиязубочелюстныханомалий

Сравнительный анализ показателей структурно-функционального состояния костной ткани у 6–11 летних детей, которые имели и не имели ЗЧА, и проживали в трех разных регионах области, отдельно у ребят, обнаружил статистически значимые (р<0,001) разницы только среди девушек, которые имели ЗЧА между показателями СРУ и ИПКТ.

Следует отметить, что в большинстве случаев показатели структурно-функционального состояния костной ткани у 6–11 летних девочек соответствующего региона и подгруппы (без ЗЧА и с ЗЧА) были выше, чем у мальчиков. Однако статистически значимыми (р<0,05) были только разницы между величинами показателей СРУ у девушек предгорного и горного регионов сЗЧА (соответственно 1473,77±2,97 и 1475,41±1,30 м/с) и парнями (соответственно 1462,13±2,59 и 1468,90±2,75 м/с). Девушки предгорного региона сЗЧА, также имели значимо (р<0,05) выше показатель ИПКТ (73,56±1,13%), чем юноши (69,53±1,00%).

Сравнение показателей структурно-функционального состояния костной ткани в 12–15-летних детей, которые имели и не имели ЗЧА, разных регионов области, отдельно у ребят (рис. 4), установило статистически значимое высокие показатели СРУ только у ребят, в подгруппах без ЗЧА, по сравнению с подгруппами с ЗЧА (р<0,05).
Сравнительный анализ показателей структурно-функционального состояния костной ткани у 12–15 летних детей, которые имели и не имели ЗЧА, и проживали в трех разных регионах области, отдельно у ребят, обнаружил у ребят статистически значимые различия показателей СРУ в обеих подгруппах (р<0,01) и показателей ИПКТ только среди ребят, которые имели ЗЧА (р<0,05). Среди девушек, которые проживали в трех различных регионах, были установлены статистически значимые различия показателей СРУ и ИПКТ только в подгруппе с ЗЧА (р<0,05).

Рис.4.Индекс прочности костной ткани у 12–15 летних детей разных регионов Прикарпатья в зависимости от пола и наличиязубочелюстныханомалий

Сравнение показателей структурно-функционального состояния костной ткани у 12–15 летних детей разного пола отдельных регионов и подгрупп (без ЗЧА и с ЗЧА) выявило статистически значимое (р<0,05) ниже показатели СРУ у девушек предгорного региона, которые не имели ЗЧА (соответственно 1506,30±5,29м/с) и ребятами (1524,46±4,38м/с); а также у девушек горного региона двух подгрупп (1514,08±2,72 и 1508,13±4,95 м/с) и ребятами (соответственно 1535,17±2,08 и 1521,42±3,71 м/с).

Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что антропогенные факторы окружающей среды приводят к снижению минеральной плотности костной ткани, которая была более выражена у детей 6–11 лет с ЗЧА равнинного региона (ИПКТ=69,14±0,82%), чем у их сверстников предгорного (ИПКТ=71,63±0,80%) и горного (ИПКТ=73,62±0,92%) регионов независимо от возраста,что подтверждалось превалированием в последних нормальных показателей минеральной плотности костной ткани.

Рецензенты:

Казакова Р.В.,д.м.н., профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии «Ужгородского национального университета МОН Украины», г. Ужгород;

МирчукБ.Н.,д.м.н., профессор, зав. кафедрой ортодонтииОдесского национального медицинского университета, г. Одесса.

 


Библиографическая ссылка

Лучинский М.А. СОСТОЯНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У ДЕТЕЙ С ЗУБОЧЕЛЮСТНЫМИ АНОМАЛИЯМИ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕГИОНА ПРОЖИВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22785 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674