Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Пивоварова И.В. 1 Устинова О.В. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
Значимость семьи в развитии общества сложно переоценить. Семья как социальный институт, с одной стороны, обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, с другой - выступает социальным пространством, в котором происходит социализация личности. В последнее время современная семья претерпевает существенные трансформации: разрушаются нравственные устои и традиции семьи, утрачиваются жизненно важные человеческие ценности, ослабевает социально-психологический эффект семейных коммуникаций. Это негативным образом сказывается на социализации детей в семье и приводит к асоциальному поведению подрастающих поколений. В статье представлены результаты опроса населения г. Тюмени и экспертов, выявляющие роль семьи в социализации личности. Приводятся мнения экспертов относительно факторов, позитивно воздействующих на формирование личности в процессе воспитания в семье.
социализация личности.
функции семьи
институт семьи
семья
1. Валикина Ю.Р., Коротаева А.В., Черепанова В.Н. Стили воспитания ребенка в семье. / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №2; URL: http://www.science-education.ru/129-21479.
2. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Роль семьи в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №2; URL: http://www.science-education.ru/122-21403.
3. Пивоварова И.В., Устинова О.В. Роль государственной политики в возрождении института семьи. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №2; URL:http://www.science-education.ru/122-21404.
4. Пивоварова И.В. Черепанова В.Н. Особенности социализации детей в современной семье. [Текст] / И.В. Пивоварова // Философия. Социология. Культурология. Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364) С. 125-130.
5. Суворова Н.В., Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Материальный достаток как фактор благополучия современной семьи.// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-21480.
6. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) [Текст] / О.В. Устинова, Л.Б. Осипова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, 2013. №2. С. 204-206.
7. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России. [Текст] / О.В. Устинова, И.В. Пивоварова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. №1. С. 78-82.
8. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г. Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности. [Текст] / Н.Г. Хайруллина / Личность и общество. / Saint-Louis, MO, USA, 2013.
9. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus. // Life Sci J. 2014. 11(8s). p.465-468.
10. Ustinova O.V. An Investigation into the Motives Behind the Reproductiv Conduct of the Ural Federal District Scopus. // World Applied Sciences Journal 2014. 31(5). p. 910-914.
Семья является ключевым институтом социализации личности ребенка. Условия, в которых воспитывается ребенок, включая внутрисемейную атмосферу, социальное положение и материальный достаток семьи, в значительной степени предопределяют его жизненный путь.

Став взрослыми, дети, повторяя опыт своих родителей, часто воспроизводят модель родительской семьи.Это проявляется в отношениях между супругами, в воспитании детей, в отношении к предкам. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получил опыт гуманности, нравственности, моральных норм поведения. И, несмотря на то, что родители как центр ориентации и идентификации в подростковом возрасте отступают на второй план, уступая место влиянию школы, сверстников, друзей, для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами на всю жизнь. Поэтомусемья остается ведущим институтом формирования и развития социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

Для анализа ролевых функций семьи авторами были использованы результаты социологического исследования населения г. Тюмени и экспертного опроса[2, 3, 4, 5, 7].

В первую очередь были изучены мнения экспертов относительно характеристик окружающей социальной среды социализации личности ребенка(рис. 1).

Рис. 1. Мнения экспертов о влиянии окружающей социальной среды на социализацию личности ребенка, %

 

Подавляющее большинство экспертов считает, что семья и школа – это основная среда социализации детей (более 80% опрошенных). 35,1% отметили среду сверстников, 38,3% - среду секций и кружков как благоприятную среду социализации детей. Некоторые эксперты определяют в качестве такой среды и трудовой коллектив, если дети работают (23,4%), СМИ (20,2%) и местную общину (клубы, фонды, церкви – 18,1%).

Небольшая доля экспертов в качестве среды социализации выбрала молодежные субкультуры (14,9%), что свидетельствует о незначительном распространении их в г. Тюмени.

Рис.2 демонстрирует оценку экспертами влияния различных факторов на социализацию личности.

Рис. 2. Мнение экспертов о степени воздействия некоторых факторов на социализацию личности (ось Х (горизонталь) – процент воздействия факторов, по мнению экспертов; ось Y (вертикаль) – процент отметивших экспертов данный объем воздействия)

 

            Фактически 33% экспертов подчеркнули, что 50% воздействия оказывает семья, 50% - психологические качества и внешнее окружение. 20% воздействия оказывает на социализацию личности, по мнению 35% участников экспертного опроса, внешнее окружение, и 20% -психологические качества, по мнению 31% экспертов.

В табл. 1 представлен рейтинг степени воздействия окружения на воспитание ребенка по результатам анализа данных опроса населения и экспертов.

Таблица 1

Рейтинги воздействия окружения на воспитательный процесс

Окружение

Рейтинг

(респонденты)

Рейтинг

(эксперты)

·                    Мать

1

1

·                    Отец

2

2

·                    Родственники

3

4

·                    Друзья

4

5

·                    Учителя, преподаватели (ясли, д/сад, школа, институт, университет)

5

3

·                    Книги

6

7

·                    Фильмы

7

10

·                    Реклама

10

8

·                    СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение)

9

9

·                    Власть (законодательная и исполнительная)

12

15

·                    Место работы членов Вашей семьи (трудовой коллектив)

11

6

·                    Секции, кружки, спортивные и художественные школы

8

-

·                    Общественные фонды и организации

13

12

·                    Церковь

-

13

·                    Молодежные субкультуры

-

11

·                    Компьютерные игры

14

 

·                    Интернет-сообщества

-

14

        

Фактически первые пять мест, по мнению экспертов и населения, заслужили одни и те же факторы (имеются некоторые отличия по распределению мест внутри пятерки): мать, отец, родственники, друзья, учителя и преподаватели. Зато шестое место эксперты отдали трудовому коллективу (респонденты – 11место), а респонденты – книгам (эксперты – 7 место). В целом же тенденция распределения значимости факторов влияния у экспертов и респондентов одинакова.

В качестве негативного момента в исследовании можно отметить тот факт, что влияние власти, по мнению экспертов и респондентов, на воспитательные процессы в семье минимально, и в процессы социализации личности ребенка она вносит незначительный вклад.

Экспертам было предложено выбрать и выставить рейтинги факторам, которые позитивно воздействуют на формирование личности в процессе воспитания детей в семье (рис. 3, 4).

 

Рис. 3. Факторы, позитивно воздействующие на социализацию личности, по мнению экспертов (схема1). 0 – отсуствие данных

Рис. 4. Факторы, позитивно воздействующие на социализацию личности, по мнению экспертов (схема2). 0 – отсуствие данных

 

На рис. 5 приведен рейтинг факторов, которые, по мнению экспертов, позитивно воздействуют на социализацию личности.

Рис. 5. Рейтинг факторов, позитивно воздействующих на формирование личности в процессе воспитания в семье, по мнению экспертов

 

На первое место среди факторов,позитивно воздействующих на формирование личности, эксперты выставили пример родителей, на второе - привитие системы ценностей, норм, правил  жизнедеятельности в обществе, то есть фактически факторы социализации личности.

К сожалению, один из таких факторов, как усвоение умений и навыков адаптации в обществе, эксперты в качестве позитивного поставили его на пятое место, что свидетельствует, скорее всего, о не совсем положительном отношении к современному обществу и о нежелании в нем адаптироваться.

Выявленная низкая степень влияния власти на воспитательные процессы в семье позволяет говорить о необходимости модернизации государственной семейной политики, содействующей укреплению института семьи.

Рецензенты:

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г.Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень.

 

Библиографическая ссылка

Пивоварова И.В., Устинова О.В. РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22944 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674