Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Викулина М.А. 1 Попова Ю.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова»
2 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
На современном этапе развития образования ориентация на применение современных педагогических технологий становится все актуальнее, что обусловлено гуманизацией, фундаментализацией, интеллектуализацией и технологизацией системы образования в связи с необходимостью усвоения и осмысления поступающей информации. В данной статье авторы обосновывают целесообразность применения современных педагогических технологий с целью прогрессивного влияния на развитие личности обучающихся, а также для достижения высокой эффективности преподавательской деятельности. Актуальность данного педагогического исследования определяется задачами, стоящими перед вузами, в плане обеспечения качественного образования, прежде всего: модернизации содержания и активизации процесса обучения. В статье дается характеристика видов современных образовательных технологий, рассматривается положительное влияние применения игровых технологий при изучении дисциплины «Экологическое право». Авторами делается вывод о том, что в настоящее время у преподавателей возрастает потребность к использованию современных педагогических технологий, как средств активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе любых образовательных организаций.
педагогические технологии
игровые технологии
активные методы обучения
учебно-познавательная деятельность
1. Викулина М.А. Педагогические технологии в деятельности учителя / М.А. Викулина, Е.Н. Дмитриева. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. – 283 с.
2. Викулина М.А. Игровые методы и технологии в процессе профессиональной подготовки педагогов в вузе / М.А. Викулина // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: межвуз. сб. науч. тр. – Казань: ТатГГПУ, 2008. – Вып. 10. – С. 154–157.
3. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Пед. общ-во России, 2004. – 192 с.
4. Винник В.К., Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности в образовательном процессе// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 521
5. Попова Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2008. – 25 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ: прин. ГД РФ 21.12.2012 г., вст. в силу 01.09.2013 г. – М.: Проспект, 2014. – 159 с.
Смена знаниевой парадигмы образования на непрерывную требует изменения традиционных методов преподавания в вузе. Неспособность выпускников вузов к эффективным приемам умственного труда и методам самостоятельного добывания знаний, быстрому ориентированию в увеличивающемся потоке информации, успешной адаптации к сложным обстоятельствам учебного процесса  заставляют преподавателей искать инновационные активные методы обучения.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (нов. ред.) указывает на необходимость переноса акцента в образовательном процессе от передачи знаний к формированию компетенций обучающихся, приобретению последними «опыта деятельности, опыта применения знаний в повседневной жизни» [6].

Интеграционные процессы, происходящие сегодня в российском образовании, следование указанным принципам при организации образовательного процесса побуждают преподавателей к использованию современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия в учебном процессе любых образовательных организаций [1], [3].

Актуальность данного педагогического исследования определяется задачами, стоящими перед вузами, в плане обеспечения качественного образования, прежде всего: модернизации  содержания и активизации процесса обучения. Ведущая концепция обучения в вузе заключается в подборе современных технологий обучения: познавательно-развивающих, личностно мотивированных и дифференцированных по содержанию и методам обучения.

В отличие от методов обучения, технологии предполагают системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения, гарантируя достижение и воспроизводимость целей обучения и, в конечном итоге, иное качество образования.

Технология (как процесс) характеризуется тремя признаками:

- «разделением процесса на взаимосвязанные этапы;

- координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели);

- однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленным целям» [3, с. 8].

Современные педагогические технологии обладают широкими возможностями в создании условий для понимания содержания нов. знания, а также глубже усваивать способы обмена информацией. Кроме того, технологические приемы позволяют обучающимся проявлять собственные силы, выбирая свою меру участия, объем информации, темп профессионального роста, вступая в диалоговое взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса.

Выделяют виды образовательных технологий [1], рекомендованных к использованию в образовательном процессе для формирования личностно-профессиональных компетенций обучающихся:

- метод проектов (способствует самомотивации к приобретению знаний, умений и навыков в ходе самостоятельного конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий; формирует профессиональные и личностные компетенции: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, гибкость мышления, аналитические способности, прогнозирование, мотивация);

- технология проблемно-модульного обучения (представляет собой разбивку учебных дисциплин на относительно небольшие самостоятельные и завершенные единицы образовательной программы - модули, направленные на формирование определенных компетенций. Каждый модуль отражает результаты обучения, содержание обучения (критерии деятельности и оценки), методы и формы. Границы модуля определяются уровнем развития компетенции, позволяет стать активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям. При этом успешно формируются профессиональные и личностные компетенции: речь, работа в команде, ориентация на качество работы, повышается общий интеллектуальный уровень);

- репродуктивные педагогические технологии (предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Примерами служат алгоритмизированное и программированное обучение; задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д.) формируют компетенции: гибкость мышления, организованность, исполнительность, ответственность, аналитические способности, прогнозирование и профессиональные компетенции);

- проблемно-развивающие технологии (требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения и переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации: приемы формирования творческого мышления, задания на применение знаний в нетиповых ситуациях, изменение, дополнение, составление алгоритмов, инструкций, перенос способов деятельности в новые условия, составление таблиц и схем классификации, сравнения и систематизации; анализ и обобщение) формируют профессиональные и личностные компетенции: умение устанавливать контакт, быть уравновешенным, стрессоустойчивым, способным к регуляции своего поведения, самостоятельно принимать решения, проявлять креативность, организаторские способности);

- эвристические технологии (предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение заданий, направленных на самостоятельный поиск новой информации и способов деятельности для принятия решений, проявления творчества) формируют профессиональные и личностные компетенции: уравновешенность, стрессоустойчивость, мотивацию самореализации, творческие способности);

- личностно ориентированные технологии (характерен перенос приоритетов на личность обучающегося и его познавательную деятельность, замена традиционной парадигмы образования «преподаватель - учебник - обучающийся» на новую «обучающийся - учебник - преподаватель»; ориентация на индивидуальные особенности и формирование целостной личности обучающегося, способной к быстрой адаптации в постоянно меняющихся ситуациях профессиональной деятельности, самостоятельному приобретению знаний, применению их на практике; сбору, отбору, анализу и оценке информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности): групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции формируют компетенции: неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, умение управлять временем, убеждать);

- интерактивные технологии (англ. interact: inter - взаимный, act -действовать) реализуют способ взаимодействия преподавателя и обучающихся в режиме диалога, ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, доминировании активности обучающихся в процессе обучения (тренинговые занятия: обучающие тренинги, профессиональные, психотерапевтические, мотивационные, «Дебаты» и проч.), формируют при этом продуктивные подходы к овладению информацией, помогают преодолевать страхи при высказывании неправильных предположений, устанавливать доверительные отношения с преподавателем; способность мыслить неординарно, обосновывать свои позиции, жизненные ценности; развивает такие черты как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность...».

- мотивационные педагогические технологии (направлены на формирование мотивов, побуждающих к развитию ключевых компетенций, позволяющих сделать мотивированной любую учебную деятельность, развивают гибкость мышления; в условиях, приближенных к реальным ситуациям будущей профессиональной деятельности, формируют у обучающихся профессиональные и личностные компетенции: ориентация на качество работы, мотивация самореализация, лояльность);

- технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности (позволяет реализовать деятельностный подход в обучении и систему педагогической деятельности по развитию личности обучающихся средствами изучаемого предмета: технология «полного усвоения» гарантирует усвоение предмета всеми обучающимися в группе, формирует общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции) формирует у обучающихся общий интеллектуальный уровень, профессиональные компетенции.

Составной частью педагогических технологий являются игровые технологии (достаточно обширная группа, включающая различные педагогические игры: дидактические, деловые, ролевые игры), представляющие в настоящее время огромный интерес для преподавателей [2]. При этом игра определяется как особый вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности - труда, непродуктивная, квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности - действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т.д. [4].

В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии, опираясь на важные методические правила, имеют большие возможности, т. к. игра как модель объективной реальности делает более понятной ее структуру и вскрывает важные причинно-следственные связи [5].

Следует отметить, что игра обладает особым свойством - амбивалентностью (предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом воображаемыми выступают только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, а чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - подлинные). Именно условность игровых отношений мобилизует и активизирует потенциал личности, способствует реализации ею собственных творческих возможностей, побуждает к поиску новых способов решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая правила, нормы поведения и отношений, предлагаемые ролью.

На занятии осуществляется «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных и воспитательных целях, что предполагает максимально активную позицию самих обучающихся. Последовательно происходит реализация игровых приёмов и ситуаций: перед обучающимися ставится в форме игровой задачи дидактическая цель; вводится в учебную деятельность элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; учебный материал выступает средством учебной деятельности; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. С помощью игровых технологий у обучающихся формируются профессиональные и личностные компетенции: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, умение убеждать.

Педагогическая практика российских высших образовательных организаций показывает целесообразность планирования и проведения в каждом семестре 1-2 игры и не менее 2-3 игровых занятий (имитационных упражнений, case-study, разыгрывание профессиональных ролей и проч.) [3, c. 151].

Важно иметь в виду, что при планировании и проведении игр необходимо следовать требованиям:

а) игру планировать после того, как прочитаны основные лекции курса (теоретически обучающиеся подготовлены к участию в игре);

б) для проведения игры (длительностью 4 часа) выделить отдельный день или же завершить ею учебный день (если длительность игры не превышает 2 часов);

в) перед игрой необходимо предоставить время на подготовку;

г) в любом случае игра занимает много времени и внимания обучающихся, поэтому необходимо согласовать время ее проведения с общим графиком работ, выполняемых обучающимся в семестре [3, с. 152].

Рассмотрим применение современных игровых технологий в учебном процессе при изучении дисциплины «Экологическое право», где при подготовке и проведении семинарских занятий наиболее актуальными являются игровые технологии, базирующиеся на организации деятельности по поиску и принятию решений, внутригрупповой и межгрупповой дискуссии по проблемам, отражающим реальность учебно-познавательной деятельности студентов и смоделированным в рамках игровых технологий (учебных деловых игр, имитационных игр и прочее).

В качестве примера рассмотрим подготовку и проведение семинарского занятия по теме «Виды юридической ответственности за экологические правонарушения» в виде учебно-деловой игры «Поиск информации и выработка предложений организационно-правового характера»

Цель: подготовка студентов к семинарскому занятию по теме «Юридическая ответственность за экологические правонарушения».

Задачи:

1. Выработать навык самостоятельного изучения материала в процессе работы с научной литературой и законодательной базой РФ.

2. Осуществлять отбор необходимых материалов из большего количества научной литературы, а также из глобальной информационной сети Internet, развивая умения анализировать и сравнивать.

3. Использовать для подбора нужных законодательных актов справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс».

4. Развивать умения вести дискуссию на заданную тему.

5. Развивать умения публичного выступления перед аудиторией.

Структура игры. Студенты делятся на отделы (группы), каждый из которых изучает свою область знаний (согласно своим интересам и желанию) в рамках темы, например, отдел (группа), изучающая виды административной ответственности за экологические правонарушения; а также виды уголовной, дисциплинарной ответственности. Данное распределение создает благоприятные условия для развития самостоятельности обучающихся, активизации потребности в получении нового знания по предмету, усиливает осознание цели проводимой работы и желание использовать свои возможности и способности. Каждый отдел получает задание не только подобрать информацию, но грамотно составить информационный бланк с аннотацией, ключевыми словами, списком литературы и источников права по своему вопросу.

Чтобы повысить самостоятельность студентов,  устанавливается правило: каждому отделу предоставляется возможность лишь один раз обратиться за помощью к преподавателю. Суть такой консультации заключается  в том, чтобы помочь обучающимся четко выделить в работе необходимые этапы поиска информации; продумать возможные варианты работы; полученную информацию проанализировать и составить порядок и логику выступления.

Итоговые выступления представителей различных отделов должны дать представления о состоянии данного вопроса в научной литературе, о совершенстве нормативно-правовой базы РФ в данной отрасли права.  Кроме того, студентам предлагается выявить несовершенство законодательной базы РФ по данному вопросу, разработать практические рекомендации  и предложения организационного и правового характера по совершенствованию законодательства в отношении видов юридической ответственности за экологические правонарушения.

Особую важность имеет система стимулирования и оценки деятельности обучающихся. Данная система складывается из оценки анализа обстановки, принятого решения и его реализации в установленное нормативами время [3].

Итак, одним из главных направлений современной дидактики и путь к достижению качества образования и профессиональной подготовки специалистов является сочетание традиционных методов и приемов обучения с поиском технологий и средств, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся в вузе.

Применительно к работе преподавателя высшей школы (с точки зрения технологического подхода) образовательные технологии можно рассматривать как универсальные способы деятельности профессионала, реализуемые в формах адекватного «восприятия и понимания человека человеком», т.к. отражение индивидом других людей и регуляция его поведения по отношению к ним неотрывны друг от друга (по мнению А.А. Бодалева), а с позиций антропологического подхода - как организацию позитивных деловых и межличностных взаимоотношений в студенческой группе с целью влияния на развитие личности обучающихся.

Рецензенты:

Дмитриева Е. Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегoрoдский гoсударственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова», г. Нижний Нoвгoрoд;

Кручинина Г. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Викулина М.А., Попова Ю.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23036 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674