Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пономарев А.А. 1 Якушин А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В современных условиях важным компонентом модернизации образования является устойчивость его развития, одним из главных ресурсов которого является подготовка учителя, способного быть субъектом изменений в образовании. Составной частью профессиональной компетенции педагога является информационная компетентность, выступающая необходимым элементом его образовательной, методической и научной деятельности. Информационная компетентность педагога является комплексом знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Компетентностно-ориентированное содержание подготовки молодого специалиста в области педагогического образования предполагает важную роль изучения информационно-коммуникационных технологий. Проведенный нами анализ подходов к оценке сформированности информационно-коммуникационной компетентности студента педагогического вуза показывает наличие трех компонентов: когнитивного, личностного и деятельностного, которые, характеризуют различные стороны проявления компетентности. Информационно-коммуникационную компетентность рассматривается не только как необходимый компонент профессиональной подготовки учителя, но и как составляющую общей культуры личности. Значимыми критериями являются знания в области информатики и информационных технологий, присутствующие умения в использования компьютерных технологий как неотъемлемого компонента профессиональной деятельности учителя, наличие выраженной мотивации студента как субъекта образовательного пространства, ведущая к решению учебных и методических задач, в которых происходит актуализация и формирование информационно-коммуникационной компетентности.
информационные
коммуникационные технологии
компетенции
критерии оценивания
критерии оценивания сформированности компетенций
1. Лазарев В.С. Деятельностный подход к новому пониманию целей высшего образования // Инноватика в образовании: Электронный научно-практический журнал [Электронный доступ]. - Режим доступа: http://invobr.ru/rubriki-zhurnala/9/93-deyatelnostnyy-podhod-k-novomu-ponimaniyu-celey-vysshego-obrazovaniya.html.
2. Мозолин, В. П. Телекоммуникационное и дистанционное обучение / В. П. Мозолин // Информатика и образование. - 2007. - № 6. - С. 26-30.
3. Монахов, В. М. Можно ли использовать традиционную дидактику при проектировании модели Е-Learning / В. М. Монахов // Открытое образование. - 2004. - № 2. - С. 25-33.
4. Орлов, А.А. Оценивание в структуре управления образовательным процессом / А.А. Орлов // Международный Научный Институт "Educatio". – 2015. - №2 (9). - С. 88-90.
5. Федотова А. Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированности компетенции // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения . 2013. №6 (53) С. 117-124.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
В современных условиях важным компонентом модернизации образования является устойчивость его развития, одним из главных ресурсов которого является подготовка учителя, способного быть субъектом изменений в образовании. Изменение статуса педагога, его образовательных функций ведет к изменению требований к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма.[1]

Согласно А. В. Хуторскому [6. С. 58], «Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». Компетенция обуславливается комплексом апробированных на практике методов и технологий поиска недостающих знаний на основе дополнения и развития имеющихся и связана с продуктивной реализации профессиональной деятельности и создает возможности для построения новых способов решения задач педагогической деятельности [5].

Составной частью профессиональной компетенции педагога является информационная компетентность, выступающая необходимым элементом его образовательной, методической и научной деятельности. Информационная компетентность педагога является комплексом знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Мы принимаем за основу концепцию уровня сформированности компетенций субъекта, предложенную В.С. Лазаревым [1].

Первый уровень компетенции характеризуется отсутствием полной ориентировки в понимании условий предложенных задач в общем виде. На этом уровне человек рассматривает частные случаи одной задачи вне существующей взаимосвязи, как отдельные и не связанные между собой. Применение методов решения задач осложняется ограниченностью ориентировки в меняющихся условиях.

На втором уровне компетенции выполняется решение широкого круга задач, с применением общих методов на основе понимания условий и областей их применимости. Применение методов на этом уровне позволяет выполнять решение на основе обобщения групп частных случаев решения задач.

Третий уровень компетенции позволяет самостоятельно выделять существенные области в решении задач и позволяет построить решение произвольных задач заданного типа с помощью различных методов и технологий.

Структурные компоненты компетенции определяют технологию оценки ее сформированности на основе выделения собственных критериев и форм оценки для каждого из компонентов. В педагогической литературе, посвященной определению структуры компетенций, авторами выделяются когнитивная, личностная и деятельностная составляющие [3,4].

Существующая теория и практика образования свидетельствует, что репродуктивная деятельность в процессе лекционных и семинарских занятий не способствует в полной мере формированию компетенций, которые эффективно развиваться на основе исследовательской, проблемно-поисковой, творческой деятельности студентов и самостоятельного приобретения опыта решения профессиональных задач. Поисковая деятельность в ходе внеаудиторной и самостоятельной работы студентов позволяет сформировать этот опыт на основе существующего багажа знаний, умений и навыков. Вовлечение будущих педагогов в учебную деятельность, моделирующую учебные, методические и профессиональные проблемы возникающие в реальной практике преподавания позволяет увидеть, направления их решения через организацию процесса обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Важное значение для формирования информационных компетенций имеют следующие условия:

- решение студентами при изучении дисциплин новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, идущих вразрез с устоявшимися предубеждениями и стереотипами, с использованием компьютерных средств и современных программных продуктов. Задачи должны быть связаны с будущими сферами деятельности выпускников;

- постановка новых задач при выполнении студентами самостоятельной учебной работы (подготовка докладов, проведение семинаров и участие в научно-исследовательских проектах на кафедрах).

Компетентностно-ориентированное содержание подготовки молодого специалиста в области педагогического образования предполагает важную роль изучения информационно-коммуникационных технологий.

Существует трудность диагностирования сформированности информационных компетенций, приобретенных в результате самостоятельной внеаудиторной деятельности. Диагностику невозможно производить с помощью тестов, ситуационных оценочных средств. В связи с этим требуется использование иного инновационного оценочного инструментария, к которому может быть отнесена рейтинговая система, позволяющая оценить ряд информационных компетенций.

Оценка, когнитивной составляющей компетенции включает два компонента:  знаниевый, который служит для определения уровня сформированности теоретических и методологических знаний в предметной области и функциональный, позволяющий оценить уровень сформированности умений в области применения знаний в практической деятельности и способность принятия решений в различных ситуациях.

Личностная составляющая компетенции рассматривает мотивационный и ценностный компоненты личности, собственное отношение к профессиональной деятельности. Данный компонент определяется следующими компонентами: социальными компетенциями и личностным отношением к деятельности.

Деятельностный компонент компетенции характеризует умения осуществления профессиональной деятельности, связи с этим умения, связанные с владением информационно-коммуникационными технологиями рассматриваются как существенный компонент содержания профессиональной подготовки будущего учителя. [2]

Объективная оценка компонентов компетенции основана на отборе форм и критериев оценки, разработке форм и фондов оценочных средств, которые позволяют определить уровень сформированности компетенции.

Фонд оценочных средств формируется комплектом диагностических материалов, предназначенных для оценки компетенций студентов на разных этапах обучения, и может быть использован в процессе итоговой государственной аттестации студентов педагогического вуза.

Фонд оценочных средств включает диагностические и контрольные материалы для различных видов контроля: текущего и рубежного, для промежуточной и итоговой аттестации.

В результате проведенного нами анализа были выявлены уровни сформированности (низкий, средний, высокий) информационно-коммуникационной компетентности студентов педагогического вуза по выделенным компонентам: когнитивному, личностному и деятельностному.

Деятельностный и личностный компонент компетенции сложно оценить с помощью существующий в данный момент технологий, для этого требуется разработка новых методов оценки, позволяющих выполнить оценку связи имеющихся компетенций с соответствующими видами профессиональной деятельности. К особенностям новых методов и средств оценки можно отнести их комплексный характер, междисциплинарную и проблемно-поисковую направленность. Такая оценка может быть выполнена с помощью, деловых и ролевых игр, разбора педагогических ситуаций, решений кейс-заданий, выполнения проектных заданий, формирования портфолио и др.

Деятельность будущего учителя носит социальный характер, поэтому для студента педагогического вуза важен опыт как индивидуальной, так и групповой деятельности по применению информационно-коммуникационных технологий.

В таблице 1 нами приводится характеристика уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности.

Таблица 1

Уровни сформированности информационно-коммуникационной компетентности студентов педагогического вуза

 

Высокий уровень

Когнитивный критерий

Знания носят не только декларативный, но и процедурный характер. Студент знает способы решения профессиональных задач учителя с использованием информационно-коммуникационных технологий. Знания в области индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий носят комплексный, системный характер.

Деятельностный критерий

Наличествуют умения применения имеющихся знаний и области информационных и коммуникационных технологий для решения образовательных задач в различных, в том числе, в нетипичных ситуациях. Студент самостоятельно справляется с изучением новых средств информационных технологий на основе использования справочной, специальной литературы и поисковых систем. Организовывает индивидуальную и групповую деятельность на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Способен разрабатывать дидактические и методические материалы для учебного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Личностный критерий

Присутствует стремление к приобретению новых знаний в области информационно-коммуникационных технологий и их применению в решении учебных и методических задач. Студент имеет выраженную мотивацию как к освоению новых информационных технологий и так и к расширению области применения существующего багажа знаний в профессиональной деятельности.

 

Средний уровень

Когнитивный критерий

Знания в предметной области информационных и коммуникационных технологий не носят системного характера, являются как декларативными так и процедурными. Будущий учитель знает, приемы и способы применения информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и методических задач, области применения образовательных программных продуктов.

Деятельностный критерий

Умеет применять сформированные знания в области информационных и коммуникационных технологий как в стандартны так и в некоторых проблемных, поисковых ситуациях. Для освоения новых информационных технологий используется не только учебная и специальная литература, но и требуется помощь компетентного лица, преподавателя. Способен к самостоятельной деятельности в области информационных и коммуникационных технологий. Присутствуют отдельные умения в области организации собственной профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Личностный критерий

Потребности в необходимости повышения повышении собственного уровня в области информационных и коммуникационных технологий присутствуют в рамках учебной деятельности. Деятельностью по самостоятельному приобретению новых знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий является вынужденной. Потребность в повышении уровень знаний и умений в сфере информационных и коммуникационных технологий присутствует только в необходимых рамках предметной деятельности.

 

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

Когнитивный критерий

Система знаний в области информационных и коммуникационных технологий носит разрозненный характер, знания декларативного типа существенно преобладают над знаниями процедурного характера.

Будущий учитель знает основные, стандартные направления применения информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и методических задач, которые проявляются только в индивидуальной самостоятельной деятельности.

Деятельностный критерий

Умеет применять информационные и коммуникационные технологии только типовых ситуациях. Для освоения новых информационных технологий необходима помощь преподавателя. Самостоятельная деятельность в области освоения и использования информационных и коммуникационных технологий носит эпизодический, бессистемный характер.

Личностный критерий

Потребность в личностном развитии в области информационных и коммуникационных технологий и их применению в профессиональной деятельности слабо выражена, проявляется случайным образом

Проведенный нами анализ подходов к оценке сформированности информационно-коммуникационной компетентности студента педагогического вуза показывает наличие трех компонентов: когнитивного, личностного и деятельностного, которые, характеризуют различные стороны проявления компетентности. Информационно-коммуникационную компетентность рассматривается не только как необходимый компонент профессиональной подготовки учителя, но и как составляющую общей культуры личности.

Значимыми критериями являются знания в области информатики и информационных технологий, присутствующие умения в использования компьютерных технологий как неотъемлемого компонента профессиональной деятельности учителя, наличие выраженной мотивации студента как субъекта образовательного пространства, ведущая к решению учебных и методических задач, в которых происходит актуализация и формирование информационно-коммуникационной компетентности.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности по базовой части государственного задания № 2014/389, НИР №2193.

Рецензенты:

Персианов В.В., д.п.н., профессор, кафедры документоведения и стилистики русского языка ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;

Сергеев А.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой технологий и сервиса ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула.


Библиографическая ссылка

Пономарев А.А., Якушин А.В. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23075 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674