Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Емельянова О.Я. 1 Самсонов В.С. 2 Шершень И.В. 3
1 ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»
2 Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
3 ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
В статье рассмотренапроблема профессионального становления и адаптации выпускников вузов и молодых специалистов.Исследование, в котором приняли участие студенты старших курсов ведущих вузов г. Воронежа и слушатели программ МВА, Президентской программы, курсов профессиональной переподготовки специалистов и повышения квалификации, позволило выявить типичные трудности профессиональной адаптации, специфические черты адаптации представителей различных профессиональных групп, причины смены профессиональной ориентации, мотивирующие факторы в работе. Рассмотрены аспекты проблемы профессионально-личностной невостребованности, достижения профессиональной идентичности выпускников вузов и молодых специалистов. Отмечена необходимость организации в вузах при поддержке заинтересованных организаций программ, направленных на оптимизацию адаптационных процессов для молодых специалистов.
профессиональное образование
трудовая деятельность
молодые специалисты
выпускники вузов
профессиональная адаптация
профессиональное становление
1. Адаптация личности к профессиональной деятельности: современные проблемы и перспективы: колл моногр./Отв. ред. О.Я Емельянова.– Воронеж: ВГПУ, изд-во «Полиграф», 2006. – 284 с.
2. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональной идентичности молодых специалистов// Психология образования: модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов – сб. всерос. науч.- практ. конф. – М: ООО «Федерация психологов образования», 2014. – С. 115-118.
3. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Программы адаптации мигрантов в обязательном и дополнительном образовании как условие сохранения базовых ценностей образовательной среды региона//Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России, - сб. междунар. науч.- практ. конф. – Воронеж: ВГУ, 2008. – С. 65-67.
4. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Проектировочная деятельность в подготовке будущих специалистов в сфере финансового рынка//Преподаватель высшей школы: от проектировочной деятельности - к проектировочной компетентности, - сб. науч.- практ. конф. – Воронеж: ВГУ, 2014. – С. 42-45.
5. Самсонов В.С., Шершень И.В. Особенности использования методов кластеризации при изучении динамики и прогнозирования численности безработных, учащихся и трудовых ресурсов//Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах. - матер. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГПУ, 2014.– С. 84-94.
6. Самсонов В.С., Шершень И.В. Рекомендации по использованию методов кластерного анализа при анкетировании молодых специалистов для адаптации их к профессиональной деятельности// Основы экономики, управления и права. – 2014. - №6(18). – С. 65-69.
7. Шершень И.В., Емельянова О.Я. Программы адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования// Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6; URL:http://www.science-education.ru/120-15907(дата обращения: 22.10.2015).
Проблема профессионального становления и адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности в настоящее время приобрела новые дискуссионные аспекты, что обусловлено переходом российской системы образования на двухступенчатую структуру (бакалавриат и магистратуру) и все возрастающей популярностью программ профессиональной переподготовки специалистов, что предусматривает вклад работодателя в профессиональное образование молодого специалиста-выпускника вуза. Потребность в дополнительных специальных знаниях и повышении квалификации, затруднения при трудоустройстве по полученной в вузе специальности диктуют молодым специалистам необходимость профессиональной переподготовки и получения еще одного высшего образования, что приводит к их существенным финансовым и временным затратам.

По данным Росстата существует значительный дисбаланс между количеством выпускников вузов и востребованными рабочими специальностями, а также между количеством требуемых технических и гуманитарных специальностей, избыточность предложения выпускников экономических и юридических специальностей, который выступает причиной для безработицы 7-8 % населения России.

Выпускники, работающие не по специальности, полученной в вузе, среди причин, подтолкнувших их к смене направления деятельности, называют: низкий уровень заработной платы, предлагаемой работодателями, не обеспечивающий более-менее достойного существования и некоторого жизненного минимума, соответствующего приобретенным знаниям и квалификации; низкий спрос на полученную специальность; низкую привлекательность полученной специальности для самого человека (это, отчасти может быть обусловлено недостаточно осознанным и аргументированным выбором профессионального направления при поступлении в вуз).

Следует отметить, что такие реалии  российской экономики, как неоправданно низкая оплата труда у занятых в бюджетной сфере высококвалифицированных специалистов –  преподавателей, врачей, научных сотрудников и др., вынуждает молодежь искать рабочие места в более низких профессиональных группах, но с высшим уровнем оплаты – нянь, распространителей лекарств, продавцов-консультантов и т.п.

Вакансии в СМИ и Интернет для молодых специалистов составляют порядка десяти процентов. В целом, общий уровень квалификации работников резко снизился, а средний возраст высококвалифицированных специалистов возрос. Современных выпускников характеризует недостаток практических навыков, в результате чего преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам. Однако количество выпускников вузов возросло вследствие подготовки в негосударственных образовательных учреждениях, но учебные заведения не всегда учитывают тенденции рынка труда,  продолжая  массовое обучение невостребованным профессиям.

Таким образом, на фоне вышеперечисленных особенностей российской экономики и образовательной политики, в сфере профессионального образования значительную нишу занимают услуги получения второго высшего образования и организации курсов профессиональной переподготовки специалистов.

Исследование проблемы профессионального становления и профессиональной адаптации выпускников вузов и молодых специалистов г. Воронежа позволило очертить круг проблем, стимулирующих молодых специалистов к выбору конкретной профессиональной стези и выбору переподготовки в вузе.

В качестве респондентов выступали студенты, получающие первое (старшекурсники) и второе высшее образование в ВГПУ и Институте заочного экономического образования ВГУ, слушатели программы МВА, Президентской программы и программ профессиональной переподготовки в Институте дополнительного профессионального образования ВГУ; слушатели курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов Воронежского института повышения квалификации работников образования (245 чел).

Среди слушателей, обучающихся на курсах профессиональной переподготовки и получающих второе высшее образование 67%занимают должности, соответствующие их специальностям, но планируют сменить сферу деятельности, так как их не устраивает заработная плата, условия и организация труда. Трудовая деятельность 19 % человек частично соответствует имеющемуся у них образованию, но для более качественного выполнения должностных обязанностей и карьерного роста им не хватает знаний экономического или юридического профиля.

Из событий, затрудняющих профессиональную адаптацию и наиболее сильно повлиявших на возникновение желания сменить профессию, опрошенные выделяют такие события, как:переход на новое рабочее место (отдел, организация),перевод на другую должность,смена непосредственного руководителя, иные причины (материальный фактор, семейные обстоятельства), вызывающие чувства неуверенности в своей компетентности или дискомфорт в рабочей обстановке, потеря видения перспектив (Рис.1).

Рис. 1.События, затруднившие профессиональную адаптацию, и одновременно - подтолкнувшие к профессиональной переподготовке молодых специалистов

 

Таким образом, согласно результатам проведенного анкетирования, основными факторами, влияющими на необходимость получения другой специальности, являются: востребованность выбранной профессии, недостаточность знаний в области экономики и юриспруденции для эффективного исполнения служебных обязанностей, возможности карьерного роста при наличии соответствующего образования, расширение возможностей трудоустройства. Причем, на желание повышать свой профессиональный уровень никак не влияют такие факторы, как неоплачиваемый ученический отпуск и необходимость оплаты обучения за счет собственных средств. Трудности с профессиональной адаптацией оказывают влияние на принятие решения о смене профессии.

Выбираемые программы переподготовки специалистов и повышения квалификации, направления высшего образования очень разнообразны.Прослеживается тенденция востребованности молодыми специалистами универсальных знаний в области психологии управления, в том числе командообразования, лидерства, менеджмента коммуникаций, тайм-менеджмента; психологии маркетинга, включая селфбрендинг, психологию продаж, publicrelations. Получать дополнительные профильные знания в сфере инженерных наук, химии, биологии и т.п. большинство недавних выпускников намерено только в случае состоявшейся вертикальной карьерной перспективы или предложения работы за рубежом. Исключение составляют представители творческих профессий – выпускники факультета искусств и художественного образования ВГПУ, которые вопреки данной тенденции выражают стремление к профессиональному самосовершенствованию и готовы оказывать коллегам взаимную поддержку в профессиональной самореализации.

Форма получения дополнительного образования в 100% случаев – заочная.

С получением еще одного образования респонденты связывают определенные ожидания. Главным изменением для 63% будет повышенная компетентность в исполнении служебных обязанностей, для 25% – появится возможность получения должности с более высокой заработной платой, а также – перспективы работы в других организациях. 21% опрошенных будет рад тому обстоятельству, что с получением новой специальности расширится круг выполняемых ими профессиональных обязанностей.

Получая вторую профессию, 76% респондентов планируют остаться работать в прежней организации, причем все 100% планируют там свой карьерный рост, остальные не исключают возможности продолжения карьеры в другойкомпании.

Особенное значение для всех анкетируемых имеет выплачиваемая без задержек заработная плата и наличие социального пакета.

Более 50% респондентов ориентированы на быстрый карьерный рост по административной лестнице, а не  на углубление и совершенствование профессиональных умений по уже полученной специальности.

Для исследований мотивирующих факторов, влияющих на самоощущение молодых специалистов и способствующих  профессиональному становлению и профессиональной адаптации были выбраны методы кластерного, факторного, корреляционного и регрессионного анализа, реализованные в одном из популярных пакетов прикладных программ разработанном фирмой IBM SPSS (ПО IBM SPSS Statistics версии 22).

Рассмотрим особенности использования данных методов и инструментального средства SPSS на примере, одного из вопросов, характеризующего отношение респондентов к параметрам будущей профессиональной деятельности, таким как: «Интересная работа»; «Возможность хорошо зарабатывать»; «Санитарно-гигиенические условия труда» и т. п. При выполнении поставленной задачи проведен выбор оптимального количества кластеров из таблицы порядка агломерации. Таким образом, по любому представленному параметру можно выбрать факторы, имеющие наибольшее влияние. В процессе анализа были сформированы четыре группы молодых специалистов, существенно различающиеся между собой по наиболее важным «группобразующим» признакам.

Группа «1» самая крупная (61,67% от выборки) включает специалистов, отдающих приоритет возможности хорошо зарабатывать, на втором месте у них интересная работа, на третьем возможность проявить свои профессиональные знания и навыки, на последнем месте находится признание коллектива за добросовестный труд (Рис.2).

Рис.2. Результаты «1» группы  по кластерной принадлежности

 

Группа «2» (16,67%) характеризуется специалистами, ставящими на первое место организацию труда, на второе – возможность проявить свои профессиональные знания и навыки, на третье – интересную работу, на последнем месте также признание коллективом за добросовестный труд (Рис.3).

Рис.3.Результаты «2» группы  по кластерной принадлежности

 

Представители «3» группы (12,67%) интересную работу ставят на последнее место (т.е. этот фактор у них является наиболее малозначимым), но на важные места (с 1-3), они соответственно выбирают факторы: возможность хорошо зарабатывать, организацию труда и возможность проявить свои профессиональные знания и навыки (Рис.4).

Рис.4.Результаты «3» группы  по кластерной принадлежности

 

И «4» группа (10%) на первые места с 1-3 ставят такие факторы, как интересная работа, возможность проявить свои профессиональные знания и навыки, санитарно-гигиенические условия труда. На последнем месте стоит важность, полезность деятельности для общества (Рис.4).

Основные причины проблем с трудоустройством и адаптацией на рабочем месте молодых специалистов заключаются в малом размере оплаты труда, чрезмерной производственной загруженности на фоне недостаточно сформированных за время обучения в вузе профессиональных компетенций, предвзятом отношении работодателя к новичку, разочаровании в выбранной профессии, т.е., в целом, отличием ожиданий выпускников от реальной ситуации на рынке профессий и рабочем месте (Рис.5).

Рис.5.Результаты «4» группы  по кластерной принадлежности

 

Таким образом, в отечественном профессиональном образовании существует объективная необходимость во внедрении в учебный процесс актуальных знаний по преодолению личностных профессиональных проблем, профессиональной адаптации, что позволит будущим выпускникам стать психологически подготовленными к специфике деятельности в деловой среде.

На основании результатов исследования для преподавателей и кураторов вузов, а также руководителей служб управления персоналом в организациях были сформулированы рекомендации, направленные на  совершенствование процесса адаптации молодых специалистов с позиций усиления социализации и повышения профессиональной активности, оптимизации адаптационных процессов, устранение выявленных недостатков в адаптационных процессах, затрудняющих адаптацию на индивидуальном уровне. Разработаны авторские программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в плане развития междисциплинарных связей, включающие креативные схемы решений, тренинги профессиональной идентичности и управления карьерой.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 14-06-00597а

Рецензенты:

Дюжакова М. В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г.Воронеж;

Петелин А. С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории музыкальных инструментов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г.Воронеж.


Библиографическая ссылка

Емельянова О.Я., Самсонов В.С., Шершень И.В. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23140 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674