Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Османова А.М. 1 Кильберг-Шахзадова Н.В. 1
1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Статья посвящена исследованию факторов социального образования. Базисом социального образования являются социальные науки, в рамках которых создан собственный понятийный аппарат. В современной России многие положения и концепции образования принципиально меняются, усиливая требования к качеству. Исследования феномена социального образования с различными теоретико-методологическими подходами проводятся без учета его качества и специфики социального образования. Понятие «качество» всегда являлось предметом особого внимания представителей практически всех отраслей знаний. Социальное образование без учета аспектов его качества не сможет быть целостным и отвечать выдвигаемым временем требованиям. Данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения. Стремительно меняющиеся требования к квалификации социальных работников приводит к необходимости поиска новых путей по изучению качества образования.
внешняя экспертиза
конкурентоспособность
инновации
контроль качества образования
критерии
факторы
подготовка специалистов
качество
социальное образование
1. Буреева, Н.Н. «Целевая подготовка студентов и качество образования», Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов / Под общей редакцией д. п. н. Г.Н. Мотовой. – М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2011. – 550 с.
2. Гегель, Логика, Соч., т.1. – М.–Л., 1929. – С. 157. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
3. Григорьев, С. И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов / С.И. Григорьев // Гуманизация образования. – Вып. 2. – Набережные Челны, 1996.
4. Лыгин, С.А. «Система контроля качества образования в вузе», Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов / Под общей редакцией д. п. н. Г.Н. Мотовой. – М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2011.– 550 с.
5. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. – Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании. 2008. –58 с.
В 90-е годы XX века в России стала развиваться система организаций и учреждений по социальной защите населения. Социальная область жизни общества получила бурное развитие. В связи с этим профессия специалиста по социальной работе со временем становится одной из самых востребованных в российском обществе. Вместе с тем, возникла острая потребность в высококлассных специалистах, умеющих решать сложные задачи, связанные с проведением социальной реабилитации и адаптации, социального прогнозирования, консультационно-профилактической и других видов работ с различными категориями населения, нуждающимися в защите и поддержке.

Так как, социальная работа остается относительно новой научной и образовательной отраслью знаний, то и сегодня продолжается становление самого понятия «социальное образование», вырабатываются нормы и критерии в этой области. Отказ от многих устоявшихся традиций, введение новой единой государственной системы обучения и управления потребовал и серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению и обеспечению его качества, поиску эффективных образовательных технологий.

Базисом социального образования, как известно, являются социальные науки, в рамках которых в своем большинстве создан собственный понятийный аппарат. В совокупности он формулирует матрицу и социальное пространство теории познания и образования, что сопряжено с  многозначной трактовкой понятия социального образования, что не может не отразиться на создании стройной концепции качества социального образования.

Базовые детерминанты и условия подготовки специалиста формируются вне пределов образования, исходя из общих целей экономических и социальных требований общества и государства. Одно из важнейших условий функционирования высшего образования, социального в том числе - умение предвидеть. А это возможно, лишь в том случае если образование рассматривается эволюционно как продолжение прошлого. В современной России многие положения и концепции образования принципиально меняются, усиливая требования к качеству образования. В связи с этим и требования к специалисту социальной работы, содержанию и качеству его подготовки должны быть упреждающего характера по сравнению со сформировавшейся теорией и практикой.

Нельзя игнорировать тот факт, что при всех достоинствах высших учебных заведений, качество наших выпускников, не в полной мере, отвечает требованиям, которые им выдвигает время. Это во многом связано с получаемой квалификацией. Обилие специалистов с дипломами не может компенсировать нехватку кадров, которые могут работать с высоким профессионализмом.

Исследования феномена социального образования с различными теоретико-методологическими подходами проводились и проводятся без учета его качества и специфики социального образования. Кроме того, выпускникам приходится быстро и эффективно включаться в трудовую профессиональную деятельность в интересах  общества. Это обстоятельство выдвигает проблему обеспечения соответствующего уровня и  качества социального образования, поиска путей наиболее эффективного его достижения, в чем заинтересованы все субъекты образовательного процесса. Данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения, поэтому в пределах настоящей статьи, мы считаем необходимым рассмотреть отдельные аспекты обеспечения качества социального образования в условиях вуза.

Прежде всего, следует раскрыть понятие «социальное образование» и «качество» как феномен. Понятие «качество» всегда являлось предметом особого внимания представителей практически всех отраслей знаний. На понятие «качество» обратил внимание Гегель. Философ определил его следующим образом: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть, благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [2]. Из чего следует, что качество не сводится к отдельным свойствам объекта. Оно выражает общностную оценку единства существующих параметров объекта, его внутренней и внешней обусловленности, относительной стабильности, его несхожесть с другими объектами.

В современной науке имеется множество трактовок понятия «социального образования». Наиболее полно, на наш взгляд эту проблему рассматривает С.И. Григорьев. По его мнению, под социальным образованием можно рассматривать: «подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание, социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействия в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени; формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социально-культурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни» [3].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальное образование без учета аспектов его качества не сможет быть целостным и отвечать выдвигаемым временем требованиям, а, следовательно, обеспечение и повышение качества социального образования становится одной из приоритетных задач и направлений деятельности современных вузов.

Качество образования в высшем учебном заведении предполагает квалиметрию качества образовательного процесса и образовательных достижений выпускников. В этом случае под качеством образования следует понимать оценку системы образования  высшего учебного заведения, которая отражает степень пропорционального соотношения реальных приобретаемых результатов нормативным требованиям, личностным и социальным ожиданиям.

Выделим основные факторы, оказывающие влияние на качество социального образования:

- уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора;

- квалификация профессорско-преподавательского состава и мотивация его деятельности;

- содержание и качество образовательных программ;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах;

- организация контроля образовательного процесса и экспертиза его качества.

Следует так же, выделить еще один фактор, влияющий на качество социального образования - это инновации в образовательной деятельности вузов и социальном образовании в частности.

Предварительный анализ отмеченных основных факторов качества социального образования можно свести к следующему.

Оценка уровня подготовки абитуриентов и организация их отбора является важным элементом, как в социальном образовании, так и высшем образовании в целом. Ее результаты позволяют выявить уровень знаний абитуриентов, распознать их личностные характеристики, выявить личную заинтересованность абитуриента и определить мотивацию к получению социального образования.

Эффективная деятельность профессорско-преподавательского состава, его квалификация и мотивация является одним из важнейших факторов обеспечения качества социального образования. В принятых Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования ENQA «Стандартах и рекомендациях...» в части первой сказано, что «преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступным большинству студентов». Образовательные учреждения должны иметь механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей. Данные механизмы должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и отражены в отчетах» [4, с. 27].

В Российских вузах существуют и применяются рейтинговые системы оценки деятельности преподавателей, которые позволяют получить полную по объему и содержанию объективную информацию.

Социальная роль преподавателя, качество его преподавания в образовательном процессе, по нашему мнению, наиболее полно раскрываются в работах отечественных ученых. Так, в работе С.А. Лыгина  «Система контроля качества образования в вузе» эти вопросы нашли свае отражение. Автор отмечает, что «ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса» [4, с. 299]. «Преподаватель, - пишет С.А. Лыгин, - не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность, а значит, что качество преподавателя - понятие комплексное, включающее в себя:

- уровень компетентности - знания и опыт в определенной области науки и практики;

- потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

- наблюдательность - способность подмечать существенные, характерные особенности студентов;

- известность;

- научно- исследовательскую активность;

- наличие научной школы.

Преподаватель занимается координацией учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует учебный курс. Повышает свою квалификацию» [4, с. 299-300].

Отмеченные параметры обеспечения качества образования имеют особое значение и для социального образования, так как работа выпускников сферы социальной работы, как уже было сказано выше, непосредственно связана с человеком.

Качество и содержание образовательных программ проявляются в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, ставшие решающим фактором обеспечения качества образования. В настоящее время приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения (ФГОС 3 ВО), разработанные для реализации образовательного процесса в рамках двухуровневой системы образования и на основе компетентностного подхода. Главной целью образовательного стандарта является совершенствование процесса социальное образование и которые, в свою очередь, отражают требования по подготовке специалистов социальной работы, направленные на освоение компетенций, адекватные содержанию профессии  «Социальная работа». Кроме того, ФГОС ВО направлены не только на сегодняшние, но и на перспективные потребности личности, общества и государства в социальной сфере. В связи с этим меняется структура и содержание основных образовательных программ и требования к их освоению. Следовательно, и качество социального образования будет основываться на структуре, результатах и условиях реализации основных образовательных программ.

Одним из решающих качественных факторов социального образования следует считать наличие в вузе комплекса материально-технических ресурсов необходимых для обеспечения всех видов деятельности социального образования и контроля, за ними. Он может характеризоваться наличием основных средств, которые обеспечивают образовательный процесс. Он включает специально оборудованные кабинеты, аудитории, лаборатории, мебель, компьютеры, программное обеспечение и др.

Условия рыночной экономики страны в настоящее время таковы, что высшие учебные заведения должны быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, а их выпускники - быть приспособленными к изменяющимся потребностям общества, уметь ориентироваться на динамично меняющемся рынке труда. Однако, Н.Н. Буреева в своей работе «Целевая подготовка студентов и качество образования» отмечает, что  «Понятие качества подготовки специалиста и его востребованность на рынке труда не являются тождественными. Гарантии качества программ и квалификаций включают в себя как составляющую постоянное взаимодействие с работодателями, периодическую оценку программ, включая внешнюю экспертизу. Одной из сторон этой экспертизы является отклик работодателей. Эффективным способом взаимодействия, обеспечивающим качество подготовки специалиста вузом и одновременно внешнюю экспертизу качества образования, является целевая подготовка специалистов, а с вступлением в силу стандартов нового поколения - целевая подготовка бакалавров и магистров» [1, с. 236].

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующему выводу, что высшие учебные заведения, выпускающие кафедры по социальной работе, в том числе, должны поддерживать долгосрочные отношения с организациями социальной сферы, а также проводить профориентационную работу для того, чтобы заинтересовать и мотивировать будущих специалистов в выборе профессии. Известно, что заинтересованность и мотивация обучающихся есть залог к усердию, освоению образовательной программы на уровне предъявляемых требований.

Контроль качества социального образования выступает важным фактором обеспечения качества и стал приоритетным направлением деятельности  вуза. Это оценка, мониторинг качества образования, направленный на выявление достижений определенного уровня. Контролем качества социального образования в вузе занимаются на всех уровнях системы управления: ученый совет вуза, ректорат, приемная комиссия, центр довузовской подготовки, факультеты, кафедры, управление качеством образования, учебно-методическое управление. Каждый из этих уровней имеет свой спектр задач, требующие обеспечения слаженной работы и координация деятельности. Информация на каждом уровне должна быть открытой и доступной для других подразделений.

Инновационные образовательные технологии сегодня также стали одним из важнейших факторов обеспечения качества социального образования в вузах. Одним из аспектов инноваций является внедрение результатов научных исследований и разработок в сфере социального образования в образовательную практику. Инновации должны внедряться не только в образовательный процесс, но и в образовательные ресурсы, в технологии обучения, в управлении образовательным процессом. По мнению специалистов, однако, использование инноваций оправдано, если они приводят к повышению качества образования. На первое место на сегодняшний день вышли IT - инновации. Информационные технологии эффективно применяются в образовательной и научной деятельности вузов, в том числе и в области социальной науки и в социальном образовательном процессе, что, как мы считаем, гарантирует дальнейший поиск новых факторов качества социального образования.

Эффективное использование отмеченных и других инновационных факторов будет способствовать обеспечению и повышению качества социального образования в вузе, удовлетворит как потребителей, так и самих выпускников.

Рецензенты:

Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и технологии социальной работы, КБГУ, г.Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и технологии социальной работы, КБГУ, г.Нальчик.


Библиографическая ссылка

Османова А.М., Кильберг-Шахзадова Н.В. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23206 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674