Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ»

Орлова О.С. 1 Левченко И.Ю. 1 Евтушенко И.В. 1
1 Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Одним из наиболее важных вопросов современного специального образования является потребность в разработке и апробации профессионального стандарта«Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопеда-гог, олигофренопедагог, тифлопедагог)», дающего возможность на федеральном уровне представить формулировки функциональных обязанностей и профессиональных характеристик педагогов, оказывающих образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья в различных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Авторам представляется необходимым для эффективного предоставления образовательных услуг в системах общего, специального и инклюзивного образования,обеспечения психолого-педагогическое сопровождения детей с инвалидностью, находящихся в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, получающих услуги в недавно созданных типах организаций – службах ранней помощи, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проходящих обследование в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, в консультативных центрах; регламентация деятельности специального педагога (педагога-дефектолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), расширяющая круг профессиональных задач, которые необходимы для осуществления трудовых функций педагогом, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога позволит существенно упорядочить профессиональные обязанности с учетом вариативности в работе с детьми разного возраста с поведенческими, интеллектуальными, сенсорными и полисенсорными, двигательными, речевыми, эмоциональными и другими недостатками в развитии. В статье представлен проект профессионального стандарта педагога-дефектолога.
педагог-дефектолог.
дети с ограниченными возможностями здоровья
профессиональный стандарт
1. Джаниева Т.С., Орлова О.С. Становление национальной системы психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в Республике Ка-захстан (1-2 этап)//Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2015. – №2. – С.5-10.
2. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Меж-дународной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.136-147.
3. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетент-ностного подхода//Социально-гуманитарные знания. – 2012. – №2. – С. 145-151.
4. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
5. Международная стандартная классификация занятий 2008 (МСКЗ-08). International Stan-dard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08): сайт – URL: http://unstats.un.org/unsd/statcom/doc07/BG-ISCO-08.pdf(датаобращения: 15.07.2015).

В международной практике различаются две позиции, относительно специалиста, занимающегося обучением, воспитанием и преодолением имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ):

1. В России, Белоруссии, Казахстане, Украине, Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и других странах Восточной Европы (за исключением стран Балтии) специальный педагог (учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), включая учителя-логопеда - должность педагогическая, а логопедия является разделом специальной педагогики, и логопедические организации являются частью системы образования. Во взрослом возрасте логопедическая помощь оказывается в организациях здравоохранения.

2. В большинстве стран Западной Европы и Америки: специальный педагог - должность педагогическая, а логопед -  параклиник, парамедицинский работник (логопед, аудиологопедист, ортофонист, speech-languagepathologist, фониатр, speechandlanguagetherapist, фоноаудиолог). Логопед выполняет диагностику и терапию всех видов нарушений.

Подобные тенденции отражены в Международной стандартной классификации занятий 2008 (МСКЗ-08).International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) [5]:

2246. Audiologists and speech therapists.Аудиологи и специалисты по развитию и восстановлению речи (аудиолог, дефектолог, логопед, специалист по коррекции речи) в функции которых входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений слуха и речи;

2352. Specialneedsteachers. Преподаватели в области специального образования (педагог в области специального образования для обучающихся, испытывающих трудности с обучением; педагог для лиц с нарушениями зрения; педагог для лиц с нарушениями слуха; педагог-дефектолог) в функции которых также входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений у лиц с ОВЗ, а также организация образовательного процесса, обучение и воспитания.

В соответствии с Государственным контрактом № 0195100000315000059-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р в Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова, была сформирована группа разработчиков, в которую вошли Б.В. Белявский; А.А. Дмитриев; И.В. Евтушенко [2, 3, 4]; М.В. Жигорева; И.Ю. Левченко [4]; Е.А. Малхасьян; О.С. Орлова [1]; О.Г. Приходько; В.В. Ткачева; Т.Б. Филичева. Данными специалистами был проведен анализ состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога с учетом отечественных и международных тенденций; а также была систематизирована и обобщена нормативная, методическая, учебная, технологическая документация по отдельным трудовым функциям специалистов в этой области. После формирования репрезентативной выборки организаций, принимавших участие в разработке, был проведен опроса работников организаций и работодателей в форме анкетирования. В анкетировании приняли участие более 150 специалистов, что позволило подготовить практикоориентированный проект профессионального стандарта, включающий описание основных обобщенных трудовых функций и трудовых функций.

Основным видом профессиональной деятельности педагога-дефектолога можно считать коррекцию недостатков в развитии, а также воспитание и обучение, социальная адаптация и интеграция в общество детей с ОВЗ. Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание коррекционно-развивающих и образовательных услуг по адаптированным основным общеобразовательным и индивидуальным программам отдельными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (организациями, осуществляющими образовательную деятельность; организациями сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).

В качестве обобщенных трудовых функций и соответствующих им трудовых функций, рассматриваемого вида профессиональной деятельности, можно выделить следующие:

1. Обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. В нее вошли такие трудовые функции, как: обучение и воспитательная деятельность;

2. Обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. В нее вошли следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

3. Обобщенная трудовая функция: коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ОВЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания. Включает такие трудовые функции: коррекционная деятельность и развивающая деятельность.

Возможные наименования должностей педагога-дефектолога с учетом существующих штатных расписаний организаций, осуществляющих образовательную деятельность: учитель-дефектолог; учитель-дефектолог,олигофренопедагог; учитель-дефектолог, сурдопедагог; учитель-дефектолог, тифлопедагог; учитель-логопед (логопед).

Требования к образованию и обучению педагога-дефектолога: высшее образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Ограничения к выполнению педагогической деятельности распространяются на лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющим или имевшим судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанным недееспособными; имеющим заболевания, предусмотренные соответствующим перечнем.

По мнению разработчиков профессионального стандарта, к необходимым знаниям, которыми должен владеть педагог-дефектолог, относятся:

- законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), содержание адаптированных основных общеобразовательных программ;история, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества;основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий, в которых реализуется используемая адаптированная основная общеобразовательная программа;

- клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с ОВЗ разного возраста;основы психолого-педагогической диагностики, особенности развития обучающихся с ОВЗ, основные дифференциально диагностические признаки отклонений в развитии детей, методы психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ОВЗ, методы обследования детей раннего и дошкольного возраста, особенности детей с различными недостатками развития разного возраста;

- методология специального образования обучающихся с ОВЗ, методологические принципы специального обучения;методики специального обучения, виды и приемы современных специальных педагогических технологий;преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированная основная общеобразовательная программа, его история и место в мировой культуре и науке, образовательные программы и учебники по преподаваемому предмету;пути достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения обучающихся с ОВЗ разного возраста;

- методологические принципы воспитания обучающихся с ОВЗ;методики воспитания обучающихся с ОВЗ в реализации комплексного подхода, виды и приемы специальных педагогических технологий;содержание воспитательной деятельности в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и проведение внешкольной деятельности (транспорт, места массового скопления людей, водоемы) с соблюдением правил техники безопасности и правил дорожного движения;

- современные тенденции развития дошкольного образования;современные концепции нарушения развития в детском возрасте;вариативные модели дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего возраста в условиях службы ранней помощи и дошкольной образовательной организации;основные и актуальные для современной системы образования, теории обучения, воспитания и развития детей, в том числе обучающихся с ОВЗ;

- теории и методы управления образовательными системами, специальные образовательные условия, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средств обучения и их дидактические возможности;основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, специальная педагогика, специальная психология, медицина, нейрофизиология, возрастная физиология, школьная гигиена; специальные методики преподавания);современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;специальные дидактические основы, используемые в образовательном процессе специальных образовательных технологий;

- правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды обучающихся с ОВЗ;

- методы коррекции недостатков развития ребенка с ОВЗ на разных возрастных этапах;особенности и проблемы семей, воспитывающие детей с ОВЗ и специальные технологии работы с семьями;

- технологии консультативной работы со специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов и др., осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи;

- педагогические закономерности организации развивающего обучения обучающихся с ОВЗ;законы развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития.

Среди наиболее важных умений, которыми необходимо владеть педагогу-дефектологу:

- владеть формами и методами специального обучения, в том числе внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.п.; организовывать различные виды урочной и внеурочной деятельности с учетом возможностей обучающихся с ОВЗ, с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона, опираясь на достижения специальной педагогики и специальной психологии, медицины, нейрофизиологии и возрастной физиологии, школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

- объективно оценивать знания обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ОВЗ; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения обучающихся с ОВЗ;

- владеть ИКТ-компетенциями:общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности,необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста; применять современные образовательные технологии, включая информационные, дистанционные, а также цифровые образовательные ресурсы; владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- строить воспитательную деятельность с учетом возраста, особенностей развития детей с ОВЗ, этнокультурных различий, половых и индивидуальных особенностей; использовать в общении с детьми с ОВЗ специальные вербальные и невербальные средства, признавать их достоинство, понимая и принимая их как равноправных участников образовательного процесса; владеть специальными вербальными и невербальными средствами общения с обучающимися с ОВЗ и их родителями; владеть методами воспитания обучающихся с ОВЗ (беседа, убеждение, внушение);

- создавать в учебных группах класса, студии дополнительного образования, кружка, секции, воспитательной группы, разновозрастные коллективы из обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей) и педагогов; формировать ученический коллектив и осуществлять педагогическое руководство, с целью вовлечения обучающихся с ОВЗ в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную активность; осуществлять мониторинг и анализ реального состояния дел в детском коллективе обучающихся с ОВЗ, сохранять деловую атмосферу взаимной поддержки; защищать достоинство и интересы обучающихся с ОВЗ, осуществлять помощь детям с ОВЗ, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; находить воспитательную ценность учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и включение в практическую деятельность обучающимися с ОВЗ; владеть формами организации внешкольной деятельности обучающихся с ОВЗ (экскурсия, поход, посещение объектов спорта, культуры и отдыха, предприятий торговли, организаций здравоохранения, правоохранительных органов); сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

- организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды деятельности, с учетом особенностей развития детей с ОВЗ; использовать методы психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми с ОВЗ образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; владеть всеми видами развивающей деятельностей ребенка с ОВЗ; выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

- планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по учебному предмету, на основе адаптированных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; формулировать вариативные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) с учетом дифференцированного подхода и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с особенностями познавательного и личностного развития обучающихся с ОВЗ; организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся с ОВЗ;

- во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими специалистами проектировать и своевременно корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с ОВЗ в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных); разрабатывать и реализовывать практико-ориентированное обучение с элементами проблемных ситуаций, оперативно обсуждать с обучающимися с ОВЗ актуальные явления и события жизни современного общества; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронного документооборота); использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, специальным индивидуальным программам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций среди обучающихся с ОВЗ, средствами их профилактики и разрешения; анализировать документацию специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, работников правоохранительных органов и т.д.); владеть методами психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ОВЗ; организовывать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ с различными недостатками развития разного возраста; составить заключение по результатам диагностики ребенка с ОВЗ;

- разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ; разработать программу коррекционной работы с ребенком с ОВЗ; осуществлять мониторинг динамики преодоления недостатков развития ребенка с ОВЗ;

- взаимодействовать с педагогами, психологами образовательной организации; взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов; взаимодействовать с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ разного возраста, оказывать им консультативную помощь, обучать доступным приемам коррекционно-развивающей работы; взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к детям с ОВЗ, их семьям; взаимодействовать в социальных сетях по оказанию помощи детям с ОВЗ, их семьям;

- психолого-педагогическая поддержка ребенка с ОВЗ, вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения и эмоционального состояния; использовать в практике работы с обучающимися с ОВЗ психологические подходы: онтогенетический, культурно-исторический, деятельностный и развивающий; осуществлять совместно со специальным психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение адаптированных основных общеобразовательных программ и адаптированных общеобразовательных программ; составить психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ОВЗ; оценивать образовательные результаты: предметные и метапредметные компетенции, динамику личностного развития.

Рецензенты:

Жигорева М.В., д.п.н.,профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23294 (дата обращения: 23.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074