Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД

Прокофьева О.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им.К.Э. Циолковского"
Использование историко-биографического знания в развитии профессионально значимых качеств будущего педагога рассматривается в статье как возможность обогатить процесс их профессионального воспитания в вузе. Автором предлагается путь, связанный с использованием историко-биографического знания в развитии профессионально значимых качеств личности в логике описания этого процесса: его целей, содержания организуемого процесса, форм и методов работы с будущими педагогами и описанием результата совместной деятельности педагога со студентами. Основываясь на ценностном подходе в профессиональном становлении будущих педагогов и ориентируясь на развитие их профессионально значимых качеств личности, обосновывается важность подобной работы. Целенаправленная познавательная деятельность с использованием историко-биографического знания позволяет будущим педагогам «освоить» профессиональные ценности на примерах жизни и деятельности выдающихся людей.
ценностный подход.
профессиональное воспитание
профессионально значимые качества личности
историко-биографическое знание
1. Днепров С.А., Валиев Р.А. Психолого-педагогическое обоснование сущности синхронного образования // Педагогическое образование. - 2008 .- №3. URL http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped_3_2008_3. pdf (дата обращения 03.10.2015)
2. Круглов А.Е. Молодёжный радикализм: формирование угрозы безопасности в период трансформации российского общества: Автореф. дис. доктора полит. наук - Саратов, 2006 -36 с.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с:
4. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике. //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2013. - №2-3. - С. 202-212.
5. Педагогика профессионального образования/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластёнина, - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.
6. Педагогический словарь. Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.- М.: Издательский центр «Академия»,2008.-352с.
7. Прокофьева О.Н. Использование метода примера в нравственном воспитании студентов. Современные научные исследование. Выпуск 3. –Концепт, 2015.URL htpp://e-koncept.ru /2015/85859. htm (дата обращения 09.11.2015г.)
8. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. 328 с.
9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-432с.

Стремительное развитие экономической, социальной, духовной, политической сфер общественной жизни в XXI веке предъявляет к образованию особые требования. Подготовка будущего профессионала должна включать когнитивную составляющую, направленную на самореализацию и самоопределение личности, способной быстро реагировать и перестраиваться в связи с происходящими изменениями, и воспитательную основу, с мощным культурно-историческим содержательным ядром, призванную развить профессионально значимые качества будущего профессионала.

Однако на пути сохранения культурно-исторической основы воспитания стоит множество проблем: так, деформация исторической памяти в результате смены системы ценностей в обществе привела к тому, что связь между поколениями также деформировалась. [2,с.3] Трансформация молодежных ценностей (их дезориентированность, пассивная, зачастую равнодушная позиция молодого поколения ко всем ценностям, кроме материальных), иждивенческая позиция в отношениях со старшим поколением (родителями, педагогами), конфликты и отсутствие взаимопонимания между поколениями, пропаганда асоциальных идеалов и образцов в обществе, завышенный уровень притязаний молодежи в сочетании с не готовностью самостоятельно преодолевать трудности в личностном и профессиональном плане - представляют ту реальность, с которой приходится считаться современному преподавателю высшей школы.

Существующие проблемы в молодежной среде подталкивают к поиску дополнительных возможностей в воспитании будущих педагогов, в том числе и в процессе профессионального их становления. Профессиональное становление будущих педагогов прежде всего определяется системой знаний, обеспечивающих формирование профессионально целостной личности выпускника. При этом использование историко-биографического знания обладает большим воспитательным потенциалом в развитии профессионально значимых качеств личности.

В научных исследованиях раскрываются различные аспекты применения историко-биографического знания в направлениях использования: историко-математического содержания (Т.С. Полякова, Ю.А. Дробышев, С.В. Белобородова, О.А. Павлова, О.В. Головина и др.), историко-педагогического знания (Г.Б. Корнетов, С.В. Бобрышов, Н.С. Макарова, Э.В. Онищенко и др.), историко-научного содержания (Р.Н. Щербаков, Н.В. Кирюхина, О.В. Панферова и др.)

Понятие «знание» - это подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать окружающий мир. [5]

Историко-биографическое знание - это знание, содержащее накопленное веками жизнеописания известных и выдающихся людей (педагогов, психологов, математиков, физиков и др.), а также научно-педагогические стороны их жизни и деятельности, труды,  обладающие воспитательными возможностями при их изучении и осмыслении; это знание, объединяющее опыт ученых, теоретиков и практиков, живших в разных странах и в разные эпохи.

Процесс использования историко-биографического знания включает ряд компонентов: цель, содержание, формы и методы, результат.

Изучение современных знаний невозможно без исторической связи. Цель использования историко-биографических знаний состоит в развитии профессионально значимых качеств будущих педагогов путем обогащения традиционного процесса профессионального обучения и воспитания материалами (заданиями, текстами, ситуациями, оценками), устанавливающим связь прошлого, настоящего и будущего, изучением генезиса понятий и законов, биографий известных личностей, придавая тем самым этому процессу персонифицированный характер.

Содержание образования обогащается фактами и догадками, анализом, сравнениями и обобщениями между идеями, событиями, оценками и их осмыслением, примерами решения трудных ситуаций (личных и профессиональных), стимулирует самостоятельную деятельность, самообразование, интеллектуальное и личностное развитие.

Информация о месте, где жили и работали выдающиеся личности, об особенностях среды (природной и социальной), об общественных нормах и социальных установках того времени, политической и экономической ситуациях в стране, событиях биографии, о трудных (переломных) моментах жизни и путях их преодоления, научных идеях, трудах, являющихся основой исторического наследия выдающихся личностей - составляет содержательно-смысловую основу процесса развития профессионально значимых качеств личности будущих педагогов.

Определение содержания образования, выбор форм и методов организации образовательного процесса с использованием историко-биографического знания, осуществляется с учетом ряда факторов: внешних (особенностей процесса профессионального воспитания в вузе, специфики изучаемых дисциплин, логики изучаемых вопросов) и внутренних (возрастных и индивидуальных особенностей студентов).

Ценностный подход изменяет характер взаимодействия педагога с воспитанником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими [4].

Путь формирования ценностных ориентаций может выстраиваться не только от личной потребности к ценностной ориентации, но и наоборот: от восприятия чего-то или кого-то как ценности, достойного подражания, закладывая основы новой потребности, не существующей ранее. [9, с.263]

Тем самым предъявляя примеры личностей, добившихся успеха и известности в жизни и профессии, анализируя их ценностные ориентации, жизненные и профессиональные цели, будущие педагоги получают этически правильные примеры-идеалы (образцы). Контекст используемых историко-биографических знаний определяется учетом ценностных ориентаций человека - профессионала. Ценности знания, истины, творчества, познания, добра, профессионального долга и чести, верности, патриотизма, предъявляются студентам - будущим педагогам через биографии выдающихся людей и их профессиональную деятельность, связующих три временных измерения.

При этом в становлении личности профессионала в настоящем и в будущем, важную роль отводится актуальному социальному опыту, как опыту, который значим и востребован как в жизни общества, так и в личностном развитии в настоящий момент времени. [1] При этом для будущих педагогов особую важность представляет опыт педагогический, включающий ценностные ориентации, знания, умения, навыки педагога, полученный в результате практики. [6, с.47] Использование историко-биографического знания позволяет увидеть, распознать многообразие профессиональных ценностей, послуживших основой жизни и деятельности выдающихся личностей.

Процессу приобретения социально актуального опыта не противоречит идея сохранения «генетической памяти» - памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. [3, с.8] Советский и российский филолог, культуролог Д.С. Лихачев писал: «путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты... Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим».[3, с.8]

Меняется лишь целевое предназначение использования знаний из прошлого. Современной молодежи они необходимы не только как средство сохранения памяти прошлого, но и как средство активного личностного развития и творческой самореализации, способствующие приобретению опыта решения личностно-ориентированных и ценностно-значимых задач и проблем.

Формы и методы использования историко-биографического знания детерминируются видом деятельности педагога: преподавательской (в рамках изучения учебных дисциплин) и воспитательной (в рамках работы куратора).

Выбор форм и методов организации работы с будущими педагогами с использованием историко-биографического знания, ведется с учетом групп педагогических ценностей, выделенных И.Ф. Исаевым, и наполняется особым содержанием:

-          ценностей-целей, раскрывающих смысл целей профессиональной деятельности изучаемой личности;

-          ценностей-средств, раскрывающих значение средств достижения поставленных целей, осуществления профессиональной деятельности;

-          ценностей-отношений, раскрывающих отношения изучаемой личности к профессиональной деятельности, к людям,

-          ценности-знания, раскрывающие значения знаний в профессиональной деятельности изучаемой личности;

-          ценности-качества, раскрывающие значение и смысл качеств личности ученого, педагога в профессиональной деятельности и профессиональной судьбе. [5,с.127]

Традиционные формы и методы, приемы организации работы в вузе (лекции и семинарско-практические занятия) чередуются с нетрадиционными (анализ воспоминаний об изучаемой личности, личных и официальных документов, научных трудов и фотографий, драматизация событий из жизни и профессиональной деятельности изучаемой личности, этическая оценка событий из биографии, графическое представление жизненного пути выдающейся личности, составление истории семьи и истории успеха в профессии, квест, метод решения конкретных ситуаций, организация просветительских встреч со студентами - будущими педагогами; использование студентами исследовательский методов педагогики, психологии, социологии, истории в рамках собственной научно-исследовательской деятельности и др.)

Целенаправленная деятельность по развитию профессионально значимых качеств личности будущих педагогов в процессе использования историко-биографического знания влияет на познание и их заинтересованность, а также структуру ценностных ориентаций. Направить развитие будущих педагогов путем самовоспитания, в ценностно правильном с профессиональной точки зрения направлении, - важный результат этой работы. [5,с.111]

Основанный на этически правильных образцах поведения выдающихся людей в различных жизненных и профессиональных ситуациях, процесс развития профессионально значимых качеств будущих педагогов приобретает профессионально-ценностную направленность в личностном и профессиональном их самоопределении [7].

По выражению А.А. Бодалева: «...развитие всех составляющих процесса развития людей, которые своими деяниями обогащали жизнь и культуру, дает очень значимую информацию для обучения, воспитания и профессиональной подготовки молодых специалистов с целью перевода ее на качественно более высокий уровень» [8,c.85].

Целостность и взаимосвязь выделенных компонентов использования историко-биографического знания делает процесс развития профессионально значимых качеств будущих педагогов эффективным и динамичным.

Рецензенты:

Маслов С.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга;

Хачикян Е.И. д.п.н., профессор, заведующая кафедрой литературы КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.


Библиографическая ссылка

Прокофьева О.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23359 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674