Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОРОЖНАЯ КАРТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Филимонова Н.М. 1 Моргунова Н.В. 1 Синявский Д.А. 1 Синявская Д.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Определение эффективных инструментов разработки и реализации отдельных направлений регионального развития является очень важным фактором обеспечения эффективности и результативности проектов и программ на уровне отдельно взятых территорий и страны в целом. Особое внимание должно быть уделено направлению развития и вовлечения молодежи в социальную и экономическую жизнь из-за ее ключевой роли для эффективного функционирования экономических систем. В области разработки и реализации молодежной политики существует множество нерешенных проблем, начиная с определения целей и индикаторов проектов и программ и заканчивая оценкой и выбором необходимых ресурсов и сроков. Целью статьи является обоснование целесообразности, разработка методических положений, формирование конкретной дорожной карты молодежной политики в регионе. Полученные результаты показали, что для обеспечения разработки и реализации эффективной молодежной политики с учетом специфических особенностей и проблем развития конкретного региона целесообразно системное использование различных инструментов стратегического управления и планирования, базовым из которых является дорожная карта. Результаты нашего исследования могут быть основой разработки аналогичных карт в других регионах.
политика
эффективность
Дорожная карта
молодежь
1. Акимбаева, А.М. Разработка технологической дорожной карты отраслей реального сектора экономики/ А.М. Акимбаева, В.П. Дзекунов // Инновации. - 2011. - № 11. - С. 60-65;
2. Баев, И.А. Дорожные карты - инструмент инновационного планирования на предприятия/ И.А. Баев, Ю.С. Глазкова// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2010. - № 39 (215). - С. 32-36.
3. «Владимирские ведомости», N 88, 16.05.2007. Закон Владимирской области от 07.05.2007 N 50-ОЗ (ред. от 17.02.2014) "О молодежной политике во Владимирской области" (принят постановлением ЗС Владимирской области от 25.04.2007 N 190)
4. «Владимирские ведомости», N 232, 07.12.2013. Постановление Губернатора Владимирской обл. от 28.11.2013 N 1346 (ред. от 24.04.2015) "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области на 2014 - 2016 годы".
5. Глушко, Е.К. Дорожные карты [Электронный ресурс]/ Е.К. Глушко// Российское право: нормы и практика. – Режим доступа: http://pravo.hse.ru.
6. Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года. URL: http://www.dairyunion.ru/files/Informer2013/DorozhnayaKartaRos2020.pdf. Дата обращения 04.10.2013.
7. «Дорожная карта Омской области на 2013 - 2020 годы». URL: http://mszhk.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MSZHK/news/1359112692986/PageContent/0/body_files/file/03.pdf. Дата обращения 06.10.2013.
8. Клейтон, Э. Построение дорожных карт для развивающихся стран / Э. Клейтон// Форсайт. - 2009. - Т. 3. - № 1. - С. 48-57.
9. Клейтон Э. Технологические дорожные карты: инструменты для развития // Форсайт. 2008. Т. 2. № 3. С. 68-74.
10. Лымарь, А.М. Международное сотрудничество в приоритетных отраслях промышленности в рамках реализации «дорожной карты» по общему экономическому пространству России и ЕС/ А.М. Лымарь, С.М. Гоннова // Инноватика и экспертиза. Научные труды Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ)". - 2012. - № 1. - С. 146-155.
11. План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие отрасли производства композитных материалов". Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № 1307-р. URL: http://government.ru/media/files/41d47cde2950eb5356d5.pdf. (Дата обращения 02.10.2013).
12. План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие отрасли информационных технологий". Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. №1268-р. URL: http://government.ru/media/files/41d47b5d6fc5471bcd6c.pdf. Дата обращения 02.10.2013
13. Постановление Губернатора Владимирской обл. от 30.12.2005 N 788 (ред. от 31.12.2013) "Об утверждении Положения о комитете по молодежной политике администрации Владимирской области" // СПС КонсультантПлюс.
14. Статистика реализации «дорожных карт». URL: http://www.economy.gov.ru. (Дата обращения: 05.10.2013).
15. Царьков, А.С. Форсайт и создание проектных дорожных карт для развития территориальных образований/ А.С. Царьков, Е.А. Пономарева // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - № 68. - С. 98-104.
16. Laube, T. and Abele, T. (2005). Technologie-Roadmap: Strategisches und taktisches Technologiemanagement. Ein Leitfaden. Fraunhofer-Institut Produktionstechnik und Automatisierung (IPA), Stuttgart, Germany. ISBN 3-8167-7186-6
Экономическая ситуация в сочетании с демографической в России вызывает значительные опасения в отношении перспектив молодого поколения. Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШ, 23 ноября 2015 года на 25-летии Института экономической политики им. Егора Гайдара заявил, что уже к 2017-2018 годам Россия столкнется с проблемой реальной безработицы среди молодого населения, с которой, например, столкнулись испанцы. В связи с этим актуальность разработки и реализации адекватной уровню текущих и возможных проблем молодежной политики выходит на первый план в системе государственного управления.

Обеспечение решения ряда комплексных задач позволит сгладить негативные последствия развития демографической ситуации и выйти на качественно новый уровень развития человеческого потенциала молодежи. На сегодняшний день меры государственной молодежной политики по росту охвата молодежи и её вовлечение в различные мероприятия являются недостаточными и требуют значительных совершенствований адекватных современному вызову со стороны социально-экономического состояния экономики России и внешнеполитической и экономической обстановки.

В сложившейся ситуации потенциал молодежи необходимо рассматривать как один из стратегических ресурсов регионального развития экономики. Следовательно, возникает ряд закономерных вопросов в связи с развитием такого ресурса:

- возможности и условия развития потенциала молодежи региона;

- определение социального самочувствия и ценностных ориентиров современной молодежи;

- образование как фактор развития инновационного потенциала молодежи;

- здоровье как основополагающий фактор саморазвитие молодежи;

- социальная активность молодежи и ее участие в социальном развитии региона;

- молодежная активность в политической жизни региона;

- экономические и социально-культурные возможности и ограничения мобильности современной молодежи;

- опыт и тенденции развития жизнедеятельности современной российской молодой семьи;

- информационное пространство как условие самореализации молодежи;

- занятость молодежи;

- развитие молодежной предпринимательской среды и предпринимательского мышления;

- региональные аспекты молодежного туризма.

Первоочередной задачей выполнения поставленных целей по совершенствованию молодежной политики региона является повышение эффективности использования поступающих в данную сферу ресурсов как государственных, так и частных.

Подходы к долгосрочному развитию государственной молодёжной политики в России закреплены распоряжении №2403-р от 29 ноября 2014 года «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года», а также стратегиями социально экономического развития федеральных округов. На региональном уровне молодежная политика регулируется законодательными актами органов власти субъектов и органов местного самоуправления. Во Владимирской области молодежная политика регулируется Закон Владимирской области от 07.05.2007 N 50-ОЗ "О молодежной политике во Владимирской области"[3]. Постановление Губернатора Владимирской обл. от 30.12.2005 N 788 "Об утверждении Положения о комитете по молодежной политике администрации Владимирской области" назначается государственный орган, отвечающий за разработку и осуществление государственной политики в сфере работы с молодежью по полномочиям, возложенным на администрацию Владимирской области [13]. Кроме целенаправленных региональных программ реализации молодежной политики, существуют отдельные мероприятия входящие в другие государственные программы Владимирской области, к примеру подпрограмма «Развитие потенциала молодежи» государственной программы «Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области на 2014-2016 годы» [4].

Анализ законодательных и нормативных правовых актов молодежной политики Владимирской области позволяет сделать заключение о том что как правило, при разработке молодежной политики государственными органами использует программно-целевой метод планирования, а при его реализации сводится к функциональному подходу на уровне региональных органов государственной власти с провидением различных запланированных мероприятий.

С целью совершенствования государственной политик в области поддержки молодежи региона возможно использование различных инструментов и методов проектного управления:

1. Диаграмма Ганта используется для отображения структуры перечня работ по проекту, позволяющая наглядно отобразить необходимость синхронизации, последовательности в выполнении различных работ.

2. PERT анализ обеспечивающий оценку и анализ времени выполнения, трудозатрат и потребности в других ресурсах проекта, на основе соответствующих характеристик и зависимостей входящих в него задач. В особенности, анализа и оценки времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также минимально необходимого времени для выполнения всего проекта.

3. Сбалансированная система показателей, используется как инструмент, связывающий конкретную стратегии с оперативной деятельности её исполнителей, применяется как в коммерческих, так и в некоммерческих и государственных структурах. Взаимоувязка происходит посредством декомпозиции стратегических целей на подцели и выявление показателей их достижения.

4. Метод дорожной карты, представляет собой инструмент краткосрочного или долгосрочного планирования [16]. На современном этапе развития технологий управления процессами метод дорожных карт является актуальным и, как правило, базовым инструментом стратегического планирования, как для отдельных предприятий [16], так и отраслей экономики [2], региональных социально-экономических систем [10]. Широкое распространение дорожные карты получили в развитых и развивающихся странах [15]. Это связано с тем, что на основе дорожных карт органы государственного управления получают ценную стратегическую информацию, хорошо структурированное видение меняющихся факторов, что позволяет принимать более обоснованные решения, выявлять стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности в области перспективных направлений развития. В связи с этим авторами предлагается использовать метод дорожных карт, как один из зарекомендовавших себя инструментов планирования развития сложных систем в долгосрочной перспективе.

В настоящее время разработка и использование дорожных карт становится важным и зачастую незаменимым инструментом стратегического планирования как для отдельных предприятий [2], так и отраслей [10], сфер деятельности, региональных экономических систем [15]. Широкое распространение дорожные карты получили в высокоразвитых и развивающихся странах [1]. Это связано с тем, что на основе дорожных карт органы государственного управления получают ценную стратегическую информацию, хорошо структурированное видение меняющихся факторов, что позволяет принимать более обоснованные решения, выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности в области перспективных направлений развития.

Как показывает анализ различных дорожных карт, в зависимости от контекста технологическая дорожная карта учитывает многообразие групп факторов: технологические приложения, достижения и инновации, потенциальные точки разрыва, шоки и риски, конкурентоспособность, инвестиции, финансы и планирование, временной график реализации, анализ критических траекторий, проектная интеграция, разрушающие технологии [9], что позволяет сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшить взаимосвязи отдельных проектов и программ развития, и в целом повысить эффективность процессов управления социально-экономическим развитием.

В последнее время в России дорожные карты являются популярным инструментом реализации стратегических планов развития. В соответствии с Постановлениями правительства дорожные карты разрабатываются и используются для развития отдельных отраслей (например, информационных технологий, производства композитных материалов, сельского хозяйства и др. [11, 12]), регионов [7], в деятельности министерств и ведомств на различных уровнях управления.

Несмотря на большое количество разработанных дорожных карт эффективность их планирования и реализации остается на довольно низком уровне. Как отмечается в научной литературе отсутствует объективная гарантия того, что события пойдут в соответствии с запланированным сценарием [9]. По данным министерства экономического развития Российской Федерации, только 28 % запланированных мероприятий исполнено в полном объеме, 38 % - находится в процессе исполнения и 34 % мероприятий - не выполнено [14].

Как показывает анализ [11, 12] различных по содержанию и построению дорожных карт, в зависимости от контекста дорожная карта учитывает многообразие групп факторов: технологические приложения, достижения и инновации, потенциальные точки разрыва, шоки и риски, конкурентоспособность, инвестиции, финансы и планирование, временной график реализации, анализ критических траекторий, проектная интеграция, разрушающие технологии [7], что позволяет сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшить взаимосвязи отдельных программ развития, и, в целом, повысить эффективность процессов управления, в том числе социально-экономическим развитием.

Методика построения дорожной карты формирования молодежной политики Владимирской области включает в себя 5 основных элементов:

1. Основные цели, а также показатели и задачи, достижение которых ведет к достижению этих целей и позволяет отслеживать реализацию дорожной карты.

2. Набор проектов и мероприятий, реализации которых обеспечивает достижение целевых показателей дорожной карты.

3. Распределение ответственности.

4. Учет требуемых для реализации мероприятий ресурсов и рисков.

5. Наблюдение и оценка параметров реализации мероприятий.

Ниже представлена разработанная авторами дорожная карта, включающая элементы, определенные во времени на период 2015-2019 годы (рисунок 1).

*МП – молодежная политика

Рис.1 . Дорожная карта формирования и реализации молодежной политики Владимирской области (разработана авторами)

При построении дорожной карты необходимо отметить ряд особенностей, присущих сфере реализации молодежной политики региона:

1. Влияние множества факторов на состояние молодежи, осложненная высокой степенью неопределенности их поведения.

2. Ограничения на возможности прогнозирования развития данной сферы.

3. Разнообразие направлений и сфер развития молодежи.

4. Постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий распространения информации.

Основной целью дорожной карты является планирование комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий способствующих наиболее полной реализации потенциала молодых людей региона. Первоочередной задачей выступает вовлечение молодежи в социально-экономическую и политическую жизнь региона посредством проведения мероприятий органами государственной власти и общественными организациями по различным направлениям: здравоохранение, культура, наука и образование, физкультура и спорт, социальная защита, миграционная политика, молодежное предпринимательство. На следующем этапе дорожной карты реализации молодежной политики осуществляется через мероприятия структурированных в рамках проектов и программ с применением методов проектного управления. Применение методов проектного управления позволит снизить количество дублирований функций органов государственной власти и сформировать единых подход при реализации мероприятий, проектов и программ молодежной политики региона.

Наиболее важным элементом осуществления молодежной политики является оценка и учет потребностей в саморазвитии молодежи региона. Необходимым условием является создание механизма мониторинга динамики развития молодежной среды в регионе, позволяющей адекватно оценить ситуацию и обеспечить взаимодействие всех акторов молодежной политики региона.

Системное представление факторов и мероприятий формирования и реализации молодежной политики в регионе в виде дорожной карты, по мнению авторов, существенно повысит ее качество и результативность реализации.

Рецензенты:

Гойхер О.Л., д.э.н., профессор кафедры ЭСУ, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;

Лускатова О.В., д.э.н., заведующий кафедрой бухгалтерского учета, финансов и сервиса, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.


Библиографическая ссылка

Филимонова Н.М., Моргунова Н.В., Синявский Д.А., Синявская Д.М. ДОРОЖНАЯ КАРТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23373 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674